Внутреннего туризма
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Оценка современного состояния внутреннего туризма страны указывает на низкий уровень его развития, как по качественным, так и по количественным показателям. Так, в 2005 г. в гостиницах России было обслужено более 13 млн. граждан страны, в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха – около 8 млн. чел.
Начиная с 1999 г. спрос на туристские услуги внутри страны постоянно растет. При этом отчетливо выявилось несоответствие существующего туристского продукта и современного туристского спроса. Причина этого кроется в почти полном отсутствии двух-трехзвездных гостиниц туристского класса, предлагающих качественное обслуживание, и низком уровне подготовки персонала для работы на туристском рынке. В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с низким уровнем развития внутреннего туризма. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов традиционных видов отдыха – пляжного на юге России, круизного в Поволжье, оздоровительного и горнолыжного. Постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму.
Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, являются формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.
При неравномерности распределения туристского потенциала на территории страны и различном уровне развития туристской инфраструктуры в основе разработки стратегических направлений развития туризма лежит принцип зонирования территории России в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках. Для страны, стремящейся наиболее полно использовать существующий разнородный туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития существующих туристских регионов с целью повышения экономической эффективности предлагаемых мер. По экспертным оценкам, по уровню состояния материальной базы туризма территория России может быть распределена следующим образом:
· регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных Вод, Краснодарский край, Калининградская область;
· регионы со средним уровнем развития материальной базы туризма – Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия), Среднерусский регион – Золотое кольцо, Поволжье и т. д.;
· регионы с низким уровнем развития материальной базы туризма – Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (Горный Алтай), Восточно-Сибирский регион (район озера Байкал) и т. д.
Всего в Российской Федерации в 2005 г. насчитывалось 8,5 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров в 448 тыс. и вместимостью 1150 тыс. мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет всего 36%.
Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития внутреннего туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.
В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Вместе с тем меры по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. При ежегодном выделении федеральных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры проблема разработки необходимого количества инвестиционных проектов может быть решена в течение четырех лет.
Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.
Следует особо сказать о том, что в России сложилась особая система территориальной организации внутреннего туризма. Внутренний туризм и потенциал его развития оценивается как по отдельным административным единицам, так и по туристским районам. Вопрос рекреационного и туристского районирования России до сих пор является дискуссионным. За последнюю четверть века сетка рекреационного и туристского районирования России неоднократно менялась. Наиболее известными являются: рекреационное районирование В. С. Преображенского и Б. Н. Лиханова (1973 г. и 1980 г.), Ю. С. Путрика и В. В. Свешникова (1986 г.), И. В. Зорина (1985 г.), коллективом ученых РМАТ (1994 г., 1996 г., 2001 г., 2004 г.).
Более подробно содержание всех вариантов туристского и рекреационного районирования территории России будет рассматриваться в курсах «География туризма», «Рекреационная география» и «Туристское регионоведение». Укажем только, что последний вариант туристского районирования России был разработан Т. А. Ирисовой и Е. В. Колотовой в 2004 г. Схема районирования представлена в пункте 5 приложения. Данная схема районирования встречает рациональную критику со стороны специалистов, так как содержит в себе ряд противоречий и очевидных недостатков. Для наиболее пытливых студентов рекомендуем внимательно изучить эту схему и выделить ее основные преимущества и недостатки!
Для нужд статистического учета в России было выделено 13 туристских зон (п. 6, Приложение). Но данная схема не отвечает потребностям специальных исследований и неприменима при проведении оценки туристского потенциала территорий для развития международного и внутреннего туризма. Авторы, основываясь на анализе большого массива публикаций, а также данных собственных исследований, определили территориальную структуру и основные направления развития туризма по районам Российской Федерации (п. 7, Приложение).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 280.