ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В.КУЙБЫШЕВА
КАФЕДРА ГОС.РЕГУЛИРОВАНИЯ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
по предмету: Гос. регулирование общественного развития
на тему: Необходимость гос. регулирования общественного развития
Исполнитель: студент заочного отделения
5-го курса экономического факультета
спец. “Финансы и кредит”
Великоричанин Александр Витальевич
Руководитель: Сахарова Зинаида Егоровна
Томск – 1999
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................................................................ 2
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................... 3
I.НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИАСКО РЫНКА................................. 4
I.I.Внешние эффекты................................................................................................................................. 4
I.II.Общественные блага........................................................................................................................... 4
I.III.Недостаточная конкуренция............................................................................................................. 5
I.IV.Гиперинфляция.................................................................................................................................. 5
II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ........ 6
II.I.ПОДДЕРЖАНИЕ И ОБЛЕГЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ....... 6
II.I.I.Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы........................................................... 6
II.I.II.Защита конкуренции....................................................................................................................... 6
II.II.УСИЛЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ........ 7
II.II.I.Перераспределение дохода и богатства........................................................................................ 7
II.II.II.Корректировка распределения ресурсов..................................................................................... 7
II.II.III.Стабилизация экономики............................................................................................................ 8
ЗАКЛЮЧЕHИЕ................................................................................................................................................. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................... 10
ВВЕДЕНИЕ.
Государство и рынок. Бюрократия и анархия. Единство противоположностей, соотношение которых во многом определяет сущность общественно – экономической формации. Если рынок давлеет над государством, то это чистый капитализм, если же наоборот, то коммунизм. В реальной жизни мы чаще сталкиваемся со смешанными системами, в которых государство оказывает ощутимое влияние на действие рыночного механизма. Оно не заменяет собой рынок, но и не отпускает его на самотек. Примерами таких систем могут служить смешанный капитализм и социализм.
I.НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИАСКО РЫНКА.
Так почему же рынок не может обойтись без вмешательства государства? Рынок, по сути своей – анархия высшего порядка, то есть саморегулирующаяся анархия. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить “Великая депрессия” 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.
Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка:
I.I.Внешние эффекты.
Они заключаются в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки успешно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров или услуг. Обыкновенно цены отражают хотя бы примерную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости. В противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в этой сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц, и никак не отражаемые в ценах, известны под названием внешних эффектов. Классическим примером внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Если не принимать его во внимание, как ограниченный фактор производства, и не включать в цену товара, при производстве которого она так или иначе пострадала, то в скором времени мы столкнемся с ее невосполнимым дефицитом.
I.II.Общественные блага.
Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:
Лицо, осуществляющее предложение, может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим – нет, - это называется свойством исключения.
Использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования товара другими лицами, - это называется свойством соперничества.
Однако ряд товаров не обладает свойствами исключения и соперничества. Их называют общественными благами. Не обладающие свойствами исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим, без каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Если какая либо группа людей заплатила за оборону страны, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно и не платить (проблема “зайцев”). Поэтому все захотят стать “зайцами” и национальная оборона не будет профинансирована вообще.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.