Содействие международному сотрудничеству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Международное инновационно-технологическое сотрудничество (МИНТС) государственного и частного секторов России и зарубежных стран - международная инновационная деятельность на двух- и многосторонней основе, нацеленная на получение коммерческого эффекта.

Роль государства в стимулировании международного сотрудничества в инновационно-технологической сфере заключается в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для международной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, отвечающих взаимным интересам российских и зарубежных партнеров, адаптации российской нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике.

Ключевой аспект государственной политики в области международного инновационно-технологического сотрудничества государственного и частного секторов России и зарубежных стран - рациональное сочетание поддержки продвижения российской наукоемкой продукции на мировые рынки с созданием благоприятного климата для роста инновационной активности зарубежных структур в России и использования в российской промышленности передовых зарубежных технологий, в том числе на основе иностранных лицензий.

С учетом ограниченности ресурсов стратегическая модель интеграции России в мировое инновационно-технологическое пространство должна строиться на основе избранных приоритетных "интеграционных ядер роста". Государственная политика России в области МИНТС должна быть ориентирована на стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации российских гражданских технологий на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг. Это предполагает создание для них равных с российскими фирмами льготных инвестиционных, налоговых и других условий в тех научно-технологических и инновационных областях, которые определены как "интеграционные ядра роста".

Потенциал отечественной науки позволяет России участвовать в международном инновационно-технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон или зон коммерциализации российских технологий. Они включают технопарки, технологические инкубаторы и научно-производственные комплексы наукоградов, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций.

Государство на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации должно содействовать формированию на территории России совместных с зарубежными фирмами научно-исследовательских и инновационно-технологических структур, в том числе с участием венчурного капитала и частных инвесторов. Следует также поддерживать создание за рубежом филиалов российских научно-технологических и инновационных фирм.

Для продвижения российских технологий на зарубежные рынки важно разработать механизм оценки с использованием мировых классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий, наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности наукоемких отраслей российской экономики в целом.

Необходима разработка конкретных организационно-правовых механизмов, создающих условия для совместной с зарубежными партнерами коммерциализации технологий. Возможными партнерами по коммерциализации могут быть организации-грантодатели, частные и государственные фонды промышленно развитых стран. Для поиска зарубежных партнеров по коммерциализации российских технологий и совместного выхода с ними на рынки промышленно развитых стран требуется активизировать сотрудничество с сетями их инновационных инфраструктур.

В целях успешной коммерциализации отечественных технологий за рубежом российским организациям следует принимать во внимание платежеспособность рынка страны-реципиента. Перспективными являются рынки платежеспособных стран нетто-реципиентов (КНР, Иран, страны АТР с быстро развивающейся экономикой и т.д.). Одним из эффективных механизмов трансфера российских технологий на их рынки может быть использование свободных зон в данных странах как демонстрационного полигона наших возможностей наряду с созданием с местными компаниями или администрациями совместных предприятий (пример - зона г. Яньтай, КНР). Российским вкладом могут выступать инновации, техпомощь и "ноу-хау", а зарубежным - инфраструктура, инвестиции.

Важным направлением МИНТС России должно стать развитие контактов с инновационно-технологическими структурами, инновационными сетями и программами высокоразвитых стран. Оно может осуществляться как по линии двустороннего сотрудничества, так и в рамках программ общеевропейского сотрудничества и партнерства. Особую роль в формировании инновационной инфраструктуры России XXI века призваны сыграть российские наукограды, государственные научные центры (ГНЦ), федеральные центры науки и высоких технологий (ФЦНВТ), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы (ИПК), профессиональные ассоциации, союзы и партнерства в области высоких технологий. В качестве инструмента сотрудничества между ними и зарубежными партнерами можно использовать рамки уже имеющихся международных организаций и программ (Международный научно-технический центр в г. Москве (МНТЦ), программа ТАСИС и др.).

Россия должна активизировать использование трансфера технологий из промышленно развитых стран для их внедрения в отечественную промышленность в целях развития импортозамещающих производств, повышения конкурентоспособности российской экономики.

Необходимо совершенствовать еще недостаточно разработанные в России правовые, организационные и финансовые механизмы функционирования государственно-частных партнерств в сфере науки и технологий, технологических альянсов, консорциумов и пр.

Следует активизировать контакты с аккредитованными в России зарубежными фирмами с целью выявления иностранных партнеров для организации в стране совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.

Особое внимание следует уделить созданию условий, обеспечивающих заинтересованность российских и зарубежных участников международного инновационного взаимодействия в эффективном партнерстве с государственными структурами.

Необходимо принимать во внимание широкую дифференциацию уровня развития и организации научно-инновационного потенциала регионов России, а также наблюдаемое в мире возрастание роли регионального фактора, территориальных научно-производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. В связи с этим следует создать в стране эффективную систему государственной научно-технической экспертизы.

Целесообразно наладить мониторинг сотрудничества в региональном разрезе и выявление возможностей подключения субъектов Российской Федерации к международным научно-техническим программам и проектам в целях оперативного информирования и стимулирования региональных структур.

Следует отметить следующие задачи международного инновационно-технологического сотрудничества.

Государства - участники СНГ

· Развитие и углубление взаимовыгодного инновационного сотрудничества в рамках общего научно-технологического и экономического пространства государств - участников СНГ.

· Активизация совместной инновационной деятельности с каждым отдельным государством Содружества.

Промышленно развитые страны

· Организация сотрудничества в области развития инновационной инфраструктуры России с сетями инновационных инфраструктур (в частности, с информационными релей-центрами ЕС) и инновационными инфраструктурами и программами Европы и промышленно развитых стран (в частности, Пятая Рамочная программа ЕС, программа ТАСИС, МНТЦ).

· Привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, а также для развития отечественной инновационной системы, приближающейся к мировым стандартам. Подготовка управленческих кадров для инновационного предпринимательства и создание эффективных механизмов коммерциализации технологий.

· Развитие контактов с Европейским банком реконструкции и развития, Европейской ассоциацией венчурного капитала, а также венчурными фирмами зарубежных стран и частными инвесторами в целях их привлечения к финансированию рисковых проектов на территории Российской Федерации и ее отдельных субъектов, в том числе с участием российских малых и средних фирм.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 149.