ВВЕДЕНИЕ
I.Теоретические основы рекламного дела.
1.1. Исторические вехи рекламы
1.2. Понятие рекламы и ее основные черты
1.3. Разновидности рекламы ее структура
1.4. На чем базируется реклама
II. Цели и задачи рекламы
2.1. Цели рекламы
2.2. Особенности современной рекламы
2.3. Рекламная деятельность в системе маркетинга
2.4. Средства распространения рекламы
2.5. Стиль рекламы
2.6. Стимулирование сбыта
2.7. Создание общественной репутации
2.8. Товарный знак
2.9. Перспективные направления рекламной деятельности
2.10. Реклама в Интернет
2.11. Особенности мирового рынка рекламы
2.12. Нравственные проблемы российской рекламы
2.13. Положительные и отрицательные стороны рекламы.
III. Наружная реклама – материальное воплощение рекламных концепций.
3.1. Как выделить рекламу
3.2. Сколько стоит квадратный метр вывески
3.3. Методы расчёта рекламного бюджета
3.4. Наружная реклама глазами москвичей
3.5. Выборные технологии: слово – дело (психология рекламы)
3.6. Реклама должна быть правильной
3.7. РекламаФилы и рекламоФобы
3.8. Хорошо дёшево не бывает
3.9. О рекламных перетяжках
3.10. Сертификация рекламы
3.11. Клиент всегда прав
IV. Реклама как бизнес
4.1. Характеристика фирмы «Профис»
4.2. Ведение бизнеса и оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Избитая фраза «реклама - двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с определённой, вполне конкретной целью — увеличение спроса на товар.
Услышать что-либо лестное о рекламе — большая редкость даже от тех, кто в ней работает. Хорошо это или плохо? — Нормально. Во-первых, потому что реклама вошла в жизнь общества, ею заинтересовались, о ней заговорили. Во-вторых, многое в нашей жизни подвергается критике и пересмотру: бизнес, политика, законы и т.д. Вместе с тем, реклама открыта для критики. Для неё конструктивная оценка - стимул развития, позволяющий идти в ногу с сегодняшними потребностями и настроениями.
Какой бы реклама, не была нельзя забывать, что она не существует сама по себе. Реклама всего лишь инструмент рынка, чем торгуем, то и находит отражение а рекламе. Задумаемся, об общем принципе, по которому живёт и действует реклама. По существу, она предоставляет возможность продавать потенциальному потребителю сообщение об изделии или услуге.
Причём так, чтобы заставить покупателей предпочесть это изделие, эту услугу всем другим. В основе рекламы — информация и убеждение. Она делает это путём закупки площадей и времени в средствах массовой информации (в дальнейшем СМИ). Реклама в СМИ способствует развитию массового рынка сбыта товаров и услуг, и, в конечном счёте, вложения предпринимателей в производство становятся оправданными. Ценность рекламы заключается ещё и в том, что она привлекает к себе многих талантливых люде - художников, писателей, режиссёров, актеров, певцов и т д. Именно они превращают рекламу в искусство. Реклама же, в свою очередь, обеспечивает им постоянный тренинг, а также безбедное существование.
Есть основания утверждать, что реклама - лучшая гарантия качества товара (услуги) Ложная, сомнительная реклама обрекает товар на гибель. Только удовлетворённый покупатель даёт возможность производителю удержаться на рынке. Ни один преуспевающий предприниматель не будет рисковать своими деньгами, размещая рекламу товар с плохими качествами. Разумеется, находятся «временщики», «бизнесмены-однодневки», делающие попытки использовать рекламу в своих целях, но покупателя обмануть удаётся только раз. Во второй раз товар, не соответствующий рекламным утверждениям, останется невостребованным.
О рекламе можно сказать, что это отрасль, которая откликается на запросы и настроение общества, и, следовательно, согласуется с состоянием общества и его стандартами
Исторические вехи рекламы
О рекламной практике речь идет уже самых первых документах письменной истории. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях и предложениях Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Всё это предшественники современной наружной рекламы. Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдать за него свои голоса. Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. «Золотой век» Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров. Вот как звучала «рекламная песнь», предназначенная для древнего жителя Афин «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса»
Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. По мере того как молва разносила сведенья о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом. В наши дни для этих целей пользуются товарными знаками и марочными названиями. По мере централизации производства и удаления рынков значение клейма постоянно росло.
Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450г., год изобретения Гутенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше в ручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478г.
В 1622г. реклама получила мощный стимул в виде начавшей выходить первой газете на английском языке, которая называлась «Уикли ньюс». Позднее Эдисон и Стил начали выпускать газету « Тэтлер», став верными поборниками рекламы. Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов «Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди завещаний о банкротствах».
Наибольшего расцвета реклама достигла в США. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина, его «Газета», появившаяся в 1729г, добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки. Превращению Америки в колыбель рекламы способствовало несколько факторов. Bo—первых, американская промышленность лидировала в процессе внедрения в производство механизации, благодаря которой появился избыток товаров, и возникла необходимость убеждать потребителей покупать больше. Во—вторых, создание прекрасной сети водных путей, шоссейной и обычных дорог сделало реальной доставку товаров и средств рекламы в сельские районы. В—третьих, введение в 1813г. обязательного начал юге образования повысило уровень грамотности и способствовало росту газет и журналов. Изобретение радио, а позднее телевидения означало появление двух замечательных средств распространения рекламы.
На чем базируется реклама
Для успешного проведения кампании по продвижению необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто? Кто является вашими клиентами сейчас и в будущем. Вы должны правильно сегментировать рынок для того, чтобы точно представлять на кого направлена реклама.
2. Для чего? Чего вы пытаетесь достичь? Увеличение объема продаж? Представления нового продукта? Удержание или завоевание долей рынка? Создать себе имидж или поддержать его.
3. Когда? Для рекламы очень важно время ее проведения. Лучший промоушн будет сведен на нет, если не будет проведен вовремя.
4. Что? Какова специфика продукта (услуги) который вы пытаетесь продвинуть на рынок. В чем уникальность его продажи?
5. Где ? Какое средство массовой информации наиболее подходит для проведения вашей рекламной кампании.
6. Как? Пользоваться ли услугами рекламного агентства, если да то какого. Вам необходимо достаточно сделать для запуска своего бизнеса, Вы должны внимательно изучить и одобрить предлагаемую вам рекламную кампанию.
Пункты «Где» и «Как» менее важны, чем идейное содержание вашего сообщения.
Ваше рекламное агентство сохранит вам много времени, поможет сделать правильный выбор , сообщит крайние сроки готовности рекламной продукции. Много хороших рекламных кампаний было сорвано благими намерениями хозяев бизнеса. Они знали все о своем деле но ничего о рекламе и продвижении. К сожалению очень многие, совершенно не оправдано
считают, что они обладают хорошими редакторскими, или дизайнерскими способностями.
Реклама и продвижение товаров на рынке двигаются по тому же пути, что и другие части бизнеса. Вы должны знать какие средства можете привлечь для их осуществления, знать чего вы должны достигнуть, выбрать форму стратегии которая связывала бы цели бизнеса и маркетинга.
На что должно расходоваться время при планировании продвижения.
Таблица 1. Расход времени при планировании продвижения
Задачи | Привлечение | Частота |
Долгосрочное и краткосрочное маркетинговое планирование | Собственных профессионалов | Ежегодно |
Стратегическое планирование Продвижения | Рекламное агентство | Несколько раз в год |
Обсуждение маркетинга и объектов продвижения | весь персонал | Ежеквартально |
Обсуждение и оценка специфики Продвижения | весь персонал | до и после каждой компании |
Составление и выполнение расписания | Вы сами и рекламное агентство | Несколько раз в году |
II . Цели и задачи рекламы
Цели рекламы
Перед рекламой, как уже говорилось ранее, могут быть поставлены множество конкретных задач в области коммуникации и сбыта, в зависимости от того для чего она предназначена: информировать увещевать или напоминать.
Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, производителям йогурта нужно было сначала проинформировать потребителей о питательных достоинствах и многочисленных способах использования продукта.
Итак это — рассказ рынку о новинке или о новых возможных применениях уже существующего товара. Помимо этого информация об изменении цены, о новых оказываемых услугах, рассеивание сомнений и опасений потребителя, формирование образ, фирмы.
Увещевательная реклама. Формирует предпочтение к марке, стремится переключить с марки конкурентов на свою. Изменяет восприятие потребителем свойств товара, стремится побудить его совершить покупку не откладывая или принять коммивояжера. Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда стоит задача
формирования избирательного спроса. Она стремится утвердить преимущества одной марки за счет конкретного сравнения ее с другими марками данного товарного класса. Так называемой сравнительной рекламой пользуются в таких товарных категориях как, например, моющие средства (например мыло «Safe Guard», зубная паста «Blend a med»). Сюда же можно отнести рекламу батареек «Duracell», автомобильных шин «Bridge Stone» и др.
Напоминающая реклама. Напоминает потребителям о том, что товар может быть им полезен в ближайшем будущем, информирует о том, где его можно приобрести, удерживает товары в памяти в периоды межсезонья. К примеру реклама магазина по продаже дубленок в конце лета — начале осени.
Эта разновидность рекламы чрезвычайна важна на этапе зрелости для того чтобы потребитель не забыл о товаре. Рекламные теле— ролики кампании «PepsiCo» имеют своей целью просто напомнить людям о напитке и информировать или убеждать их. Рядом с ней стоит и подкрепляющая реклама, которая стремится уверить покупателя в правильности сделанного выбора. Довольно часто знаменитости с плакатов или с телеэкранов восторгаются каким либо продутом, или особенностью его использования (Д Маликов рекламе шампуня «Head & Shoulders» или Н. Фоменко рекламирующий компьютеры « Vist — 1000).
Стиль рекламы
В стилевом обращении любое обращение может быть исполнено в различных вариантах.
1. Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких персонажей, использующих товар в привычной обстановке.
Например, реклама кофе Nescafe «Нового дня глоток».
2. Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар вписывается в определенный образ жизни.
Реклама колготок Franzoni. «Красота и независимость».
3. Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его использования создается некий ореол фантазии.
Реклама дезодоранта Impulse, где красивая женщина получает цветы от летящего на аэроплане молодого человека. «Если незнакомец вдруг дарит Вам цветы, он реагирует на Impulse!»
4. Создание настроения или образа. Вокруг товара создается пробуждаемое им настроение или образ, скажем, нежности, красоты, любви и безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу товара, кроме косвенно внушаемых. На создание настроения рассчитана реклама сигарет Петр I и шоколада Dove. «Минуты нежности созданы для Dove».
5. Мюзикл. Показ одного или нескольких лиц или рисованных персонажей, поющих песню о товаре.
По этому принципу построена реклама жевательной резинки Hollywood, а из отечественной рекламы первым и, пожалуй, самым удачным мюзиклом была реклама АО «Мовен»: «Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский вентиляторный завод».
6. Использование символического персонажа. Создание персонажа, олицетворяющего собой товар. Персонаж может быть как реальным, так и мультипликационным.
Хорошим примером может служить кролик из рекламы растворимого какао Nesquik.
7. Акцент на профессиональном и техническом опыте.
Демонстрация технического и профессионального опыта фирмы в производстве конкретного товара.
8. Использование данных научного характера. Приводятся научные данные о предпочтительности или большей эффективности товара по сравнению с другими.
Такова реклама зубных паст Blend-a-med и Colgate.
9. Использование свидетельств в пользу товара. Реклама представляет заслуживающий полного внимания или вызывающий симпатию источник информацию, который одобрительно отзывается о товаре. Это могут быть как простые люди, так и знаменитости, заявляющие, что им нравится товар.
У фирмы Lotto, выпускающей спортивные товары, есть коллекция
теннисной экипировки Борис Беккер. На обложке каждого из предметов коллекции изображен Борис в форме Lotto и сказано, что «Борис предпочитает Lotto».
Для каждого объявления в любом стиле нужно найти запоминающиеся и привлекающие внимание слова. Каждое объявление должно иметь свой маленький девиз, который бы запоминался и ассоциировался с будущем именно с данным конкретным товаром или услугой. Составляющие элементы формы, такие как размер объявления, цвет и иллюстрация, влияют на степень производимого этим объявлением воздействия и на его стоимость. Поэтому нужно четко соизмерять стоимость рекламной кампании с ожидаемым эффектом и не тратить лишних денег там, где они не принесут ожидаемой или необходимой эффективности.
Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта — деятельность, известная как «сейлз промоушн», имеет два направления. Первое — способствованию реализации
изделий или услуг, предлагаемых рекламодателем, путем активизации товаропроводящей сети: коммерческих агентов, оптовых покупателей, розничных торговцев и других ниц, от которых зависит коммерческий успех. Второе — работа с потребителем.
К основным средствам сейлз промоушн можно отнести: выставки, проспекты, каталоги, таблицы, диаграммы, схемы, календари, сувениры, элементы рекламы, помещаемые внутри упаковки товара, использования директ—мейла, презентации, наклейки, плакаты и т. д..
Эффективность мероприятий сейлз—промоушн зависит от степени
индивидуализации работы с потребителями, yровня психологического
воздействия на них, повторяемости и убедительности рекламы. В процессе организации и проведения этих мероприятий решается несколько зада. Прежде всего необходимо возложить ответственность за них на конкретных лиц, затем сформулировать цели. Поскольку сейлз промоушн дополнение к другим видам рекламной деятельности, в том числе к рекламе в средствах массовой информации, мероприятия организуются таким об разом, чтобы поддержать комплексность рекламные компании, быть скоординированными с другими видами рекламы для совместного достижения целей.
Товарный знак
В условиях быстрого обновления товарного ассортимента особенно заметой массовый переход от создания образа конкретного товара к собирательному образу товарных семейств. И этот собирательный образ как
бы является ответвлением образа фирмы—производителя — символа более высокого порядка. Запоминающийся потребителю товарный знак—эмблема товара или фирмы, нередко сливающегося в один символ, обеспечивает преемственность благожелательного отношения к конкретным видоизменяющимся со временем товарам.
Товарный знак, отличающийся высокой рекламоспособностью, позволяет выделить, и донести до рекламной аудитории престижность, уникальность или иное потребительское свойство товара либо сразу несколько характеризующих ого свойств.
Под ассоциативной емкостью товарного знака понимается его способность вызывать определенные ассоциации у потребителей благодаря применению в словосочетаниях или графических символах специально подобранных или случайно найденных вербальных либо визуальных элементов.
Особенно велика роль товарного знака в экспортной деятельности, Oн становится синонимом качества товара, поэтому маркированные товары обычно продаются по более высоким ценам, чем немаркированные. Существует прямая зависимость между долей, которую фирма занимает на рынке товара, и тем, насколько известен потребителям ее товарный знак и какой процент дополнительной прибыли она получает в результате ее использования, оба эти показателя выше у крупнейших корпораций, осуществляющих массовый выпуск маркированных товаров. С учетом всех этих выводов, справедливо утверждать, что на мировом рынке идее ожесточенная борьба товарных знаков. Вместе с тем многими отечественными экспортерами еще не осознана важность их высокого престижа.
Еще одним направлением рекламной деятельности, получившим в последнее время существенное развитие и, в основном, представляющим престижную рекламу на корпоративном уровне, а также рекламу товарных знаков, является спонсорство — финансирование различных спортивных, общественных экспедиций и т.д. Фирмы также выступает спонсорами массовых шоу, благотворительных мероприятий, жертвуют общественным и государственным организациям различное оборудование, несущие и пропагандирующие их марку. Для престижной рекламы своих фирм и товаров корпорации привлекают известных спортсменов, которые, пропагандируя тот или иной товарный знак, заставляют зрителя подсознательно ассоциировать этот знак с тем, что он видит во время соревнований, а качествам товара приписывать качества спортсмена — скорость, силу, выносливость, волю, мужество и т.д.
Престижная реклама зарубежных фирм проявляется и в других формах. Из соображений престижа для проектирования и строительства сооружений нередко приглашаются видные архитекторы и инженеры. Чтобы добиться благожелательного к себе отношения, фирмы создают высоко—художественные интерьеры своих помещений, создают оригинальные музеи.
Таким образом, в многоцелевой рекламной работе западных фирм, направленной, в коночном счете, на увеличение сбыта производимых ими товаров и получение дополнительной прибыли, престижная реклама отличается большим разнообразием форм и методов.
Реклама в Интернет
В ближайшем будущем ведущими зарубежными компаниями, специализирующимися в области Интернет—рекламы, прогнозируется значительный рост расходов фирм на подобную рекламу. И в самом деле, расходы американских компаний на рекламу в Интернет увеличились в пять раз по сравнению с 1995 годом.
Крупнейший покупатель рекламы в средствах массовой информации, компания Zenith Media, входящая в состав компании Cordiant Pic, составила отчет, озаглавленный Digital Media ;»Цифровые СМИ»), в котором говорится, что в ближайшие пять лет объем рекламы в Internet значительно возрастет. Это произойдет в результате использования рекламодателями более сложных методов анализа, позволяющих приспособить ее для конкретных групп пользователей. По мере освоения новой среды рекламодателями и владельцами средств массовой информации будут совершенствоваться и средства отслеживания и анализа состава аудитории.
Модернизируются и программные средства, позволяющие приспособить рекламу для конкретных пользователей. Со временем такую технологию будут использовать все больше и больше компаний. С ее помощью можно автоматически предоставлять каждому пользователю ПК специально подобранные для него новости и другую специализированную информацию. Однако Интернет будет только дополнять другие СМИ, публикующие рекламу. Ожидается существенный рост увеличения объемов электронной коммерции, особенно в таких областях, как путешествия, розничная торговля, финансы, тематическая реклама, а также в компьютерном секторе.
В ближайшие несколько лет, по оценкам Jupiter Communications, расходы на интерактивную рекламу будут расти еще быстрее и достигнут 1 млрд. долл. В текущем году, а к 2002 году уже составят 7,7 млрд. долл. В то же время доходы от Интернет—маркетинга вырастут с 13 млн. долл. В 1996 году до 1,3 млрд. долл. В 2002 году.
Однако эти прогнозы оправдаются в том случае, если в Web больше внимания будет уделяться нуждам широкого круга покупателей и рекламодателей, распространяющих потребительские товары. Прирост расходов на интерактивную рекламу до сих пор почти целиком происходил за счет производителей высокотехнологичных продуктов. К тому же некоторые Web—узлы, приносящие наибольший доход, принадлежат компаниям, которые одновременно тратят больше всего денег на рекламу в сетях.
Итак, можно говорить о рекламе в Интернет как о вполне сложившемся средстве формирования имиджа компании. Для формирования используются следующие основные элементы: корпоративный Web—сервер, баннеры, электронная почта и группы новостей.
Корпоративный сервер позволит вам сделать информацию о фирме или товаре/услуге доступной для миллионов людей, в том числе и географически удаленных. Кроме того, вы сможете оперативно реагировать на рыночную ситуацию — изменять данные прайс—листа, анонсировать новые товары. Услуги и так далее. Сервер позволит вам реализовать все возможные формы представления информации: текст, графика, звук, видеоизображение, анимация и так далее. Еще одно преимущество Web—сервера — возможность открытия виртуального представительства, которое будет доступно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю из любой точки мира.
Баннер — один из основных элементов, работающих на формирование положительного имиджа фирмы. При помощи рекламных сетей вы можете производить показ баннеров целевой аудитории. К сожалению, в России, из—за отсутствия большого количества популярных серверов по разной тематике, это не всегда возможно. Исследования, проведенные признанными авторитетами в области Интернет—рекламы, показали, что баннер работает, даже если на него не щелкают. Щелчок означает лишь сиюминутную заинтересованность. Основная мысль, отраженная в баннере (если она есть), все равно запоминается. Благодаря специфике Интернет люди активны в поиске и восприятии информации, поэтому вероятность воздействия рекламы здесь выше: около 30 % опрошенных помнят увиденный баннер через семь дней.
Электронная почта является дополнительным средством формирования имиджа. С ее помощью вы можете показать четкость работы с клиентами, четкость организации фирмы. Кроме того, в правильно оформленном письме название компании (или ваше имя) всегда на виду и человек волей—неволей запоминает эту информацию. Благодаря листам рассылки, Вы можете проводить четкий таргетинг аудитории даже в России. Если Вы в состоянии регулярно подготавливать информацию по теме, имеет смысл создать свой список рассылки. Дискуссионные листы создаются для обмена информацией, обсуждения вопросов на определенную тематику. В отличие от списков рассылки писать в лист могут не только непосредственно его создатели, но и все участники. Дополнительным положительным моментом Вашего активного участия в листе является тот факт, что часто популярные и авторитетные дискуссионные листы просматриваются представителями специализированной прессы и есть вероятность, что Вы будете процитированы на страницах изданий или Вас пригласят написать статью. Производя анализ публикуемых сообщений, Вы можете вычислить Ваших потенциальных клиентов и связаться с ними напрямую. Наконец, не следует забывать, что помимо Вашего собственного промоушена специализированные дискуссионные листы крайне полезны, т.к. будут снабжать Вас ценной информацией и новостями.
Говоря о перспективах развития Интернет—рекламы следует отметить ожидаемый резкий рост расходов на подобную рекламу. Однако эти прогнозы оправдаются в том случае, если в Web больше внимание будет удалятся нуждам широкого круга покупателей и рекламодателей, распространяющих потребительские товары.
Как выделить рекламу.
Всё так же непостоянно, как и устойчиво в нашем мире. Со временем меняются приёмы решения, форма, материальные, технические и финансовые возможности исполнения наружной рекламы. Неизменным остаётся главное предъявляемое к ней требование — быть яркой, выделяться в окружении. До недавнего времени оно no-существу не выполнялось. Распространены были щиты, трудно различимые в тротуарной зоне, и вывески, совершенно пропадавшие на фоне фасадов зданий. Сегодня положение в корне изменилось. Появилось много новой, яркой, хорошо освещённой и видной издалека рекламы. Парадоксально то, что она, при всей своей яркости, стала плохо выделяться в окружении. Это особенно заметно при её концентрации в городских участках. Отдельные рекламные объекты стали спорить друг с другом, «забивать» друг друга. В целом образовались перенасыщенные информационные поля, трудно воспринимаемые человеком. Исследованиями установлено, что в таких полях так называемый «информационный шум» составляет до 25% от общего количества воспринимаемой информации. В его условиях обратить внимание на отдельную рекламу чрезвычайно трудно. Но задача остаётся прежней — её нужно выделить из окружения. Путей достижения цели несколько.
Сразу отметим, что давно освоенный путь использования в рекламе просто яркого цвета уже не ведёт к желаемому результату. Применённый и в соседней рекламе, он становиться неэффективным, усиливающим пестроту общей информационной картины на улице. Яркий цвет, действительно, работает на рекламу, на улучшение её видимости только в том случае, когда он выступает в контрасте к цвету фона. Фоном может быть как поле вокруг главного элемента (надписи или знака), так и окружение вокруг рекламного объекта. Как известно, контрастными являются цвета хроматического ряда, резко отличающиеся по светлоте. Это жёлтый и синий цвет, а также соответствующие им оттенки. К контрастным цветам примыкают близкие им по светлоте ахроматические цвета — белый и чёрный. С ними ряд контрастирующих цветов значительно расширяется. Противоположностью белому являются также насыщенные красные и зелёные цвета. Возможно самое разное сочетание полярных цветов.
Контрастные цвета обеспечивают хорошее восприятие отдельной рекламы, но не решают задачу её выделения из окружения. Они, как и отдельный яркий цвет, способствуют образованию пестрого информационного поля. Задача его упорядочения в значительной степени решается при помощи нейтрализации фона за главным элементом рекламы — надписью или знаком. Нейтрализация касается разработки как самого поля рекламного объекта, например, постера или эксклюзивного брандмауэра, так и фона за ним. Нужный эффект достигается устранением лишних ярких деталей фона, спорящего с главным элементом. Фоном может служить небо, деревья, забор, стена и пр. При сложном таком поле требуется создание нейтральной фоновой плоскости за надписью или знаком.
Ещё один перспективный путь — акцентирование внимания к рекламе за счёт её особого расположения. Эффективно вертикальное расположение надписи в общем ряду горизонтальных надписей, её наклон или размещение гори-, зонтальной надписи в ряду вертикальных вывесок. Лучше, когда реклама контрастно располагается и по отношению к архитектурным элементам: окнам, простенкам, карнизам и др. Рационально использование, например, вертикального брандмауэра, зрительно соединяющего поэтажный ленточный ряд окон и балконов, или горизонтальной растяжки по карнизу, к которому подходят снизу вертикальные импосты фасадного остекления. Аналогичен и эффект от рекламы, занимающей всю торцевую стену здания, фасады которого разбиты рядом окон. Он снижается, если такая реклама расчленяется архитектурными деталями, например, теми же окнами. Весьма эффективно профильное к фасадам расположение вывесок на улице или устройство еще более заметных растяжек между фасадами.
Реклама хорошо выделяется за счёт разделения уровней её размещения на здании. Таких уровней четыре: пояс витрин, над витринами, средний уровень между первым и последним этажом здания и высотный (по крышам). Сосредоточение рекламы в одном из уровней (например, в горизонтальной полосе над витринами или в среднем поясе) ведёт к ухудшению её восприятия. Надо рационально распределять устройства по разным уровням, что создаёт условия для их зрительного отделения друг от друга. Повышение уровня ведёт также к расширению поля восприятия рекламы.
Нельзя не указать и на такую возможность, как рациональный выбор размеров рекламы. Конечно, даже самое простое их увеличение — уже дело. Но оно не всегда допустимо, часто ограничивается предписаниями. К тому же, его эффект значительно ослабевает в соседстве с большой рекламой. Более рационально контрастное сочетание размеров рекламы, её главных элементов с размерами, точнее, площадью фонового поля. По размерам реклама может контрастно сочетаться не только друг с другом, но и с архитектурными элементами. Например, хорошо выделяется маленькая изящная вывеска на фоне огромных витрин или стены и, наоборот, большая крупная реклама — в соседстве со стандартным входом или мелко расчленённым фасадом.
Весьма эффективна акцентировка внимания к рекламе за счёт формы. Идеальный случай, когда в нейтральное (например, воздушное) пространство включается богатая по пластике и силуэту объёмная реклама. Она не просто органично вписывается в него, но и чётко выделяется на его фоне. В окружении же разных по форме элементов уличного пространства такая реклама менее заметна. Здесь приходится учитывать форму элементов окружения, скажем, тех же фасадов зданий. Например, плоская, нерасчленённая поверхность степы предполагает размещение объёмной, сложной по силуэту рекламы, а ярко выраженный объём, наоборот — её плоскостное, лучше даже графическое решение. Эффективно в этом отношении размещение рекламной графики на сложных объёмных формах, какими характеризуются, например, средства транспорта. При таком размещении решается задача контрастного сочетания рекламно-графических средств (надписей и изображений) с элементами «фоновой» объёмной формы, скажем, с окнами и дверцами автомобилей. Выделяется реклама, которая не путается с ними, а чётко читается на их фоне. Эффект достигается за счёт либо значительного укрупнения по отношению к ним рекламы, либо её уменьшения. Продуктивно выделять мелкую надпись на фоне крупногабаритного объёма и, наоборот, использовать крупное изображение на мелко расчленённой объёмной форме.
Дополнительным средством выявления рекламы может служить материал её изготовления. Он работает на рекламу только в том случае, когда опять-таки контрастирует с материалом фона. Хорошо, например, воспринимается надпись, выполненная из полированной стали на фоне стоны, облицованной известняком.
Заметен аппликативно исполненный знак (из матовой плёнки) на поверхности стекла. Столь же эффективно размещение рекламы из молочного оргстекла на кирпичной стене.
Несколько слов о специфике устройства и восприятия световой рекламы. Она ярка сама по себе, особенно при использовании неона, и хорошо видна в нейтральном, тёмном окружении. Однако в случае её концентрации эффект повышенной яркости снижается. Образуется настолько пёстрая картина световых форм, что в ней зрительно трудно выделить отдельную рекламу. Эта ситуация весьма характерна для вечернего облика современных центров крупных городов мира. Проблема в этом случае решается, в принципе, аналогично решению дневной рекламы. Специфичным является чёткое разделение собственно световых форм, их контрастное сочетание друг с другом. Конкретно оно выражается в сочетании разных видов света — открытого линейного (неона), экранированного, выявляющего плоскость или объём, и скрытого, представляющего световой ореол вокруг рекламы — надписи или изображения. Распространена и внешняя подсветка, выделяющая пластику рекламы, воспринимаемую днём. Характер каждого вида очевиден. Задача заключается в том, чтобы чётко его выявить в контрасте к форме другого элемента световой рекламы или соседней световой форме, будь то другая реклама или элемент световой среды города — световая архитектура, уличное освещение, подсветка зданий и пр.
Так выявляется основной путь решения проблемы, связанной с улучшением видимости рекламы в современных условиях, её концентрации в уличном пространстве. Это -- разработка рекламных объектов в прямой, точнее, обратной связи с окружением и создание на этой основе эффективной и плане восприятия общей картины рекламы в городе. Такое решение отвечает целям не только повышения эффективности самой рекламы, но и упорядочения и гармонизации городской среды.
РекламоФИЛЫ и рекламоФОБЫ.
Пробовали ли вы спрашивать у обывателя (т.е. у того самого гражданина или гражданки, на которых рассчитано изобилие товаров и услуг), что такое «хорошая» реклама? Вряд ли вы получите ответ-дефиницию. Он, наш многоуважаемый обыватель, мыслит категориями «нравится не нравится» и лишь потом выстраивает объясняющую цепочку.
Как печально замечали одни участники опроса, проведенного в начале октября исследовательской группой «ЭКРО-RG», «тампаксы, прокладки, Орбит постоянно крутятся и голове, а нормальной, хорошей рекламы нет». Другие были более категоричны: «Her такой рекламы, которая имела бы право нахально вмешиваться в эфир!». Женщины-респонденты эмоционально объясняли, что не верят рекламе и не смотрят ТВ, когда она вдет, т.к. она «очень противная и нет такой, после которой хотелось бы пойти в магазин и что-то купить». А пенсионеры лишь огорченно вздыхали: «Реклама - это смех над нашими нищенскими пенсиями...». Бесцеремонность и навязчивость - две особенности телевизионной рекламы.
Посоревноваться с нею может разве что ее почтовая сестра. Но если на назойливость последней можно ответить адекватным действием, то попытки «убежать» от телевизионной рекламы обречены: она настигает зрителя снова и снова, пока светится голубой экран. Единственное, что остается телезрителю - не любить се.
Из 10943 петербуржцев, опрошенных в сентябре нынешнего года социологами «ЭКРО-RG» (таблица 4.), на вопрос: «Реклама каких товаров и услуг Вам нравится в настоящее время?» - 43,1% ответили резко-раздражительно: «Никакая!». 16% респондентов декларировали, что не смотрят рекламу, а 13,3% - затруднились развить тему. И, наконец, 27,6% участников опроса с меньшей или большей степенью энтузиазма обозначили свои предпочтения.
Таблица 4.
Социально-демографические характеристики группы, которой не нравится никакая реклама (в %%) | |||
пол | м | 42 | |
ж | 58 | ||
Возраст, лет | 16-19 | 6 | |
20-24 | 5 | ||
25-34 | 16 | ||
35-44 | 22 | ||
45-54 | 14 | ||
55-64 | 19 | ||
более 65 | 18 | ||
образование | Неполное среднее | 9 | |
Среднее общее | 15 | ||
Среднее специальное | 39 | ||
Н\высшее, высшее | 36 | ||
Доход на 1 члена семьи | До500 | 25 | |
500-1000 | 36 | ||
1001-1500 | 5 | ||
1501-2000 | 2 | ||
1001-3000 | 2 | ||
3000-5000 | 1 | ||
Более 5000 | - | ||
Отказ отв. | 29 | ||
Социально-демографические характеристики группы утверждающих, что не смотрят рекламу (в %%) | |||
пол | м | 47 | |
ж | 53 | ||
Возраст, лет | 16-19 | 4 | |
20-24 | 5 | ||
25-34 | 17 | ||
35-44 | 17 | ||
45-54 | 15 | ||
55-64 | 14 | ||
более 65 | 28 | ||
образование | Неполное среднее | 7 | |
Среднее общее | 25 | ||
Среднее специальное | 34 | ||
Н\высшее, высшее | 34 | ||
Доход на 1 члена семьи | До500 | 28 | |
500-1000 | 31 | ||
1001-1500 | 12 | ||
1501-2000 | 5 | ||
1001-3000 | 1 | ||
3000-5000 | 1 | ||
Более 5000 | 1 | ||
Отказ отв. | 21 |
Реклама каких конкретных товаров и услуг Вам нравится в настоящее время? а) с указанием товарных марок | |
Реклама товаров | %% ответов |
Стиморол | 12,5 |
Вискас | 8,4 |
Пепси-кола | 8,0 |
Твикс | 7,3 |
Нескафе | 7,3 |
•Ситекэт | 5,2 |
Кока-кола | 3,1 |
Рондо | 2,4 |
Айрн-брю | 2,4 |
Дирол | 2,1 |
Фанта | 2,1 |
Орбит | 1,7 |
Пикник | 1,7 |
Тото | 1,4 |
Пепсодент | 1,0 |
Банк «Империал» (с Екатериной Второй) | 1,0 |
Старый мельник | 1.0 |
Педи гри | 1.0 |
Спикерс | 1.0 |
Магги | 0,7 |
Вапороне | 0,7 |
Макс Фактор | 0,7 |
6) без указания товарных марок | |
Реклама товаров | %% ответов |
шампуни | 3,5 |
корма для животных | 3,1 |
косметика | 1,7 |
реклама с животными | 1,7 |
автомобили | 1,0 |
детская реклама | 1,0 |
лекарства | 0,7 |
дубленки и шубы | 0,7 |
Реклама турфирм (в газетах) | 0,7 |
Далее в этом списке с определенным отрывом мелькают: «Савинов», «Кальве», «Тайд», «Золотая бочка», «Балтика», и другие товарные марки. Однако чаще петербуржцы декларируют симпатию не к рекламе конкретных брендов, а к рекламе товарных ipyim (лекарства, корма для
животных, продукты питания и др.) или воспроизводят полюбившийся рекламный сюжет. Что катается конкретных рекламных роликов, то, например, у «Стиморола» особой любовью пользуется последний, условно называемый «с луковым бутербродом». В рекламе «Вискас» -информация о корме по 10 рублей, у «Пепси» - сюжет на знойном пляже со второй бесплатной банкой. «Твикс» -ролик «Держи, голова», «Дирол» - Кристина Орбакайте (иногда респонденты затруднялись вспомнить марку жевательной резинки, зато четко воспроизводили «забывчивость» самой героини ролика). В рекламе «Рондо» лидирует ролик «К маме, значит, к маме». Выводы, которые лежат на поверхности результатов опроса, достаточно закономерны: 1 .При вопросе о рекламе респондент спонтанно вспоминает прежде всего телевизионную рекламу (и очень редко другие рекламоносители). 1.1. Большей симпатией пользуются рекламные ролики, в которых есть здоровое юмористическое зерно.
2. Особенно удавшиеся с точки зрения телезрителей ролики «живут» самостоятельной жизнью (т.е. в отрыве от рекламируемой марки).
3. Никто из респондентов в настоящий момент не обозначил симпатии к социальной и/или политической рекламе.
Хорошо дёшево не бывает.
- Здравствуйте, мы хотели бы заказать изготовление и монтаж вывески нашего магазина.
- У Вас уже разработан эскиз?
- Да. Посчитайте, пожалуйста, сколько будет стоить ваша работа.
На следующий день.
- Мы исследовали место размещения Вашей вывески, изучили эскиз и сделали расчеты. Стоимость всех работ составит 1000 долларов.
— Да что Вы, нам предложили то же, но в два раза дешевле!
Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом в фирмах, профессионально занимающихся производством наружной рекламы.
Обычно клиента интересует только стоимость выполнения работ. В редком случае он интересуется гарантийными обязательствами, материалами, из которых будет изготовлен объект, и только в исключительных случаях — расчетным сроком эксплуатации установки, продолжительностью работы фирмы-исполнителя на рынке рекламы, ее репутацией, наличием необходимых лицензий и т.д.
А зря. Ведь любой объект наружной рекламы можно изготовить, как минимум, десятью различными способами, а уж выбор материалов — просто безграничен.
Я уже не говорю о квалификации изготовителей.
Если сравнить цены на типовую продукцию серьезных фирм, специализирующихся на производстве наружной рекламы, то можно увидеть, что они варьируются в пределах + 10%. Наивно предполагать, что несколько десятков фирм договорились держать цены примерно на одном уровне. Естественно, ценовую политику диктует рынок и себестоимость. Из чего состоит стоимость при изготовлении той же вывески?
Во-первых, из стоимости материалов. Если фирма-изготовитель серьезно подходит к вопросу качества своей продукции, она не будет применять материалы низкого качества. А значит, затраты по этой позиции у разных фирм, выпускающих продукцию высокого качества, практически равны. Сократить затраты можно лишь за счет выбора поставщика либо при закупке оптовых партий материалов.
Во-вторых, в стоимость изготовления любой продукции входят расходы на оплату труда. При достаточной квалификации сотрудников эти затраты у различных фирм вряд ли серьезно отличаются, так же как и транспортные расходы. А накладные расходы, ожидаемая прибыль и другое могут иметь большой разброс, но эта позиция регулируется, с одной стороны, конкурентоспособной ценой, а с другой, возможностью фирмы нормально функционировать в целом.
Отсюда и минимальный разброс цен на рекламном рынке у профессионалов.
Так откуда же берутся предложения типа «вывеска за полцены»?
Мы видим, что такое серьезное сокращение затрат при сохранении приемлемого качества работ, просто невозможно. Покупая вывеску за «полцены», клиент получает (если вообще получает) продукцию из материалов самого низкого качества, либо его заказ выполняют люди с крайне низкой квалификацией, либо фирма-изготовитель не имеет офиса, собственного производства, профессионального оборудования и т.д.
Как правило, итог подобных сделок плачевен для всех. Клиент, затратив определенные средства, получает продукцию самого низкого качества (что само по себе антиреклама), которая начинает разваливаться или непосредственно после окончания монтажа, или через месяц-другой.
Переделывать такую вывеску для клиента накладно. Судиться с исполнителем при нашем законодательстве почти бесполезно, к тому же нередко исполнителя сначала надо найти.
Вот и висят полуразвалившиеся вывески с искореженным пластиком и облезающей краской. Конечно, существуют штрафы за неприглядный вид наружной рекламы. Но возможности Административно-технической инспекции, при всей ее активности, не безграничны, да и критерии того, «что такое хорошо и что такое плохо», размыты.
Клиент, столкнувшись с подобной ситуацией, часто, во избежании головной боли, просто вычеркивает расходы по наружной рекламе из своего бюджета.
Помимо этих отрицательных моментов есть еще один — реальное сокращение рынка и недополучение прибылей фирмами, делающими ставку на качество. А это подталкивает их делать некачественную продукцию.
Кому это выгодно? Да никому, кроме тех же халтурщиков. Возникает исконно русский вопрос: «Что делать?»
В феврале 2000 года несколькими рекламными фирмами и физическими лицами был учрежден Фонд «Реклама - Качество» (полное наименование «Некоммерческая организация «Фонд поддержки высокого качества рекламных услуг»), основной целью которого является содействие формированию цивилизованного рынка рекламных услуг и обеспечение их высокого качества.
Одно из направлений деятельности Фонда — это разработка и реализация системы добровольной сертификации конструкций средств наружной рекламы и информации (рекламные щиты, крышные установки, вывески, кронштейны и т.д.).
Что может дать подобный шаг?
Во-первых, грамотно проведенная сертификация позволит постепенно расчистить Москву от наружной рекламы низкого качества и откровенного хлама.
Во-вторых, это укрепит позицию малых и средних предприятий в сфере рекламного бизнеса, сориентированных на реальное производство качественной продукции.
В-третьих, увеличатся шансы рекламодателей получить действительно качественную рекламу, а не выбросить деньги на ветер.
О рекламных перетяжках.
Даешь старым формам современное содержание! Московским улицам новые перетяжки и транспаранты! На смену кумачовым полотнищам с фразами "Привет депутатам очередного съезда!" или "50 лет Комсомолу" приходят призывы "Покупайте наши мобильные телефоны!" и заявления типа "Поздравляем наш банк с пятилетием!"
Несмотря на то, что времена меняются, испытанное советское средство наглядной агитации — уличные перетяжки - успешно используются сегодня рекламодателями. А для некоторых рекламных акций, таких
как объявление сезонных скидок, презентация нового магазина, очередной коллекции одежды или
анонсы приближающихся концертов и выставок, этот вид рекламы, как утверждают специалисты, один из наиболее действенных.
Сегодня годовой оборот рынка рекламных перетяжек измеряется миллионами долларов. Как полагают эксперты рекламного агентства "Ньютон", он составляет 12—13% от всего рынка наружной рекламы в Москве. По официальным данным Московского правительства, в столице сейчас используется порядка 200—250 рекламных перетяжек, большая часть из которых расположена в пределах Садового кольца, а также на основных лучевых магистралях города.
В советские годы их было существенно меньше — по 2—4 штуки на каждой из центральных улиц города, таких как Ленинский проспект или улица Горького, причем вывешивались они только к праздничным датам.
Первые коммерческие "транспаранты" в Москве в начале 90-х годов стали размещать коммерческие
банки. Сегодня структура клиентов этого рынка существенно изменилась. Согласно исследованию рынка агентства "Ньютон", среди пользователей перетяжек лидирует социальная реклама — 25%, далее следуют анонсы концертов и спортивных мероприятий — 14%, салоны одежды, обуви — 13%, выставки — 10%, автомобили, автосалоны — 9%, бытовая техника и компьютеры — 8%, пейджинговая и сотовая связь — 8%, мебель, интерьер (жалюзи) — 5%, сантехника, стройматериалы — 3%.
Главным преимуществом рекламных перетяжек перед другими средствами наружной рекламы является их оперативность. Если билборды, троллейбусы или трамваи необходимо арендовать, как минимум, на месяц или квартал и бронировать их нужно заранее, то перетяжку можно изготовить и разместить, как правило, за неделю. Вешают ее обычно на 10 дней -дольше по распоряжению мэра висеть на одном месте она не должна, поскольку к этому времени может загрязниться и испортить облик города. Некоторые рекламодатели, использующие их постоянно, считают что это чуть ли не единственное средство, которое позволяет быстро провести рекламную кампанию, особенно когда необходимо срочно оповестить о чем-либо своих клиентов.
"Она [перетяжка] наиболее эффективна для рекламы каких-то событийных мероприятий".
"Ее плюсы в оперативности, этим она и отличается от других, — говорит рекламный менеджер компании "Джамилько", использующей перетяжки для рекламы одежды марок "Наф-наф" и Levi's. - Перетяжки пропагандируют у нас либо новые поступления в магазины, новые коллекции, либо открытие новых торговых точек. То есть не торговую марку, не брэнд -это вообще глупость для перетяжки, а вот какие-то событийные моменты она рекламирует хорошо".
Перетяжку действительно чаще всего используют как афишу, с помощью которой можно оперативно проинформировать большое количество людей. Это могут быть какие-то разовые события: музыкальный концерт, спортивные соревнования, выставка, открытие магазина, переезд офиса, юбилей компании. И, как показывает практика, в этом случае она действительно работает. "У нас было 2-3 клиента сделавших покупки, которые сказали, что они прочитали о нас на перетяжке,и приехали, — говорит менеджер открывшегося недавно бутика Валентино, разместившего одну перетяжку на Тверской. Хотя, может, таких покупателей было и больше. Но в нашем бизнесе и 2—3 новых клиента — это тоже хорошо".
Помимо анонса разовых событий, на перетяжке можно поместить и "долгоиграющую" новость: например, сообщение о завозе очередной сезонной коллекции одежды, появлении в продаже новой автомодели или начале месяца скидок. Московское правительство активно использует перетяжки для того, чтобы поздравлять горожан с различными праздниками. А в последнее время все больше частных рекламодателей также вешают сообщения типа: "Наша компания поздравляет женщин с 8 марта!" При анонсе событийных мероприятий перетяжки можно также комбинировать с другими видами "оперативной" рекламы — например с объявлениями по радио.
Другое преимущество натянутого через всю улицу полотнища в том, что оно действует на автомобилистов — наиболее активную и обеспеченную часть потребителей — лучше, чем многие другие средства рекламы. Те же рекламные щиты чаще всего расположены с краю дороги и поэтому могут остаться незамеченными. А на перетяжку не обратить внимания невозможно, поскольку ее протягивают по всей длине улицы и она как бы нависает над водителем. Рекламная информация особенно хорошо внедряется в головы целевой аудитории, если перетяжка расположена в местах с оживленным движением, где часто образовываются пробки, в которых водитель может проводить десятки минут бесцельного ожидания.
Кроме того, многие торговые фирмы предпочитают размещать перетяжки, рекламирующие, например, распродажу, в непосредственной близости от своего магазина.
Некоторые фирмы предпочитают арендовать сразу несколько перетяжек, создавая так называемый "эффект повсеместного присутствия". Для того чтобы информация о каком-то событии стала известна практически всему городу, достаточно 4-7 правильно размещенных перетяжек, говорят эксперты. Размещать одинаковые перетяжки лучше на разных улицах. Во-первых, таким образом рекламодатель охватывает большую аудиторию. Во-вторых, городские службы формально запрещают вешать на одной улице две одинаковых перетяжки, мотивируя это тем что они могут испортить облик города. Правда, не всегда это правило четко исполняется: многие агентства его безнаказанно нарушают.
Город иногда регламентирует и содержание рекламных транспарантов. Если послание сомнительно с нравственной точки зрения — в нем используются двусмысленные намеки или рекламируется неизвестная секта типа детей Иеговы, то скорее всего клиенту придется заверить текст в Департаменте по делам печати и информации Москвы.
Эксперты советуют обращать внимание не только на смысл текста, но и на его оформление. Не стоит перегружать перетяжки, обычный размер которых 1 метр в высоту и 10 или 15 метров в длину, излишней информацией. Максимальное количество строк, которое читается на перетяжке без больших помех, — 3. Лучше всего вообще ограничиться одной—двумя, причем наиболее важную часть послания стоит выделить большими, заметными буквами.
Это должны быть броские слова, написанные крупным шрифтом, чтобы они читались и обращали на себя внимание !
Не стоит забывать, что водитель читает перетяжку, двигаясь, как правило, на порядочной скорости, поэтому при выборе шрифта основными критериями должны быть простота и разборчивость: Многие рекламодатели, особенно устроители концертов и выставок, любят размещать на ткани несколько небольших логотипов своих спонсоров. Как правило, все они сливаются в одно пятно и разобрать, что изображено на ткани практически невозможно.
Что касается фона перетяжек, то наибольшей популярностью пользуется не красный, столь примелькавшийся в советские времена, а как ни странно - белый. По словам рекламщиков, он одинаково хорошо смотрится с любых точек обзора: как на фоне светлого неба, поскольку отражает солнечный свет, так и на фоне темных зданий. При белом фоне текст послания лучше писать яркой темной краской. Правда, и обратное сочетание — светлые (белые или желтые) буквы на богатом темном фоне (темно-синем, например) также смотрится неплохо.
Наряду с фиксированными небольшими размерами у перетяжек есть и еще одна слабая сторона: они относительно дороги по сравнению с другими видами наружной рекламы. Изготовление, монтаж, демонтаж и аренда двухсторонней полоски на 10 дней колеблется в большинстве агентств от $1600—1800 до $2200-2400. В то же время аренда двухстороннего билборда размером 3x6 метров в центре города стоит около $1000 в месяц, одного троллейбуса или трамвая - $2000—4000 за полгода.
Другой минус подобного вида рекламы - в ее некоторой ненадежности и непредсказуемости. Практически к каждому празднику городские власти занимают "социальной рекламой" и некоммерческими заказами около 25% всех перетяжек, а иногда и больше. И в этом случае рекламодателям приходится терпеть и тесниться.
Некоторые компании специально планируют свои рекламные акции так, чтобы они не попадали в праздники, к которым традиционно вывешивается много поздравительных транспарантов: Новый год, Рождество, Пасха, День 8 Марта, День города и др.
Но что никак нельзя запланировать заранее — это превратности погоды, которые также часто доставляют головную боль рекламодателям. При сильном ветре натянутая через всю улицу полоска ткани может сильно раскачиваться, перехлестываться, а возможно, и обрываться. Другая причина обрывов -городской транспорт. И хотя обрывы случаются нечасто —, несколько раз в год — они могут существенно подпортить имидж фирмы.
Но это, конечно, крайний случай, и связан он скорее с проблемами эксплуатации и городской культуры, чем с особенностями самих перетяжек. В целом же, это очень эффективное и хорошо проверенное годами надежное средство наружной рекламы.
Кстати по поводу рекламных перетяжек в Ставрополе –негласными монополистами в этой области являются А.Сиротинский и ГП № 5.А за рекламу на транспорте отвечают «Алло 2» и «Русская реклама». Естественно другим тоже хочется заняться столь прибыльным делом, но ссориться с конкурентами - себе дороже выйдет!
Сертификация рекламы.
Каждый из нас является потребителем товаров и услуг и постоянно стоит перед выбором оптимального сочетания качества и цены товара или услуги. Каждый из нас, производя продукцию и оказывая услуги, также стремится к этому оптимальному сочетанию. Каждый из нас, в конечном итоге, хочет опередить конкурента и продвинуть свой товар на рынок.
Как это сделать? В странах с развитой экономикой давно, а в России совсем недавно важнейшим инструментом выделения качественных товаров и услуг стал процесс их сертификации (процедура подтверждения соответствия фактических показателей качества продукции установленным для них нормативным требованиям).
Для решения вышепоставленного вопроса более 2,5 лет назад несколько рекламных фирм в составе Московской рекламной гильдии организовали Комиссию по сертификации рекламных продуктов и услуг.
Относительно быстро удалось решить задачу введения в практику экспертизы проектной документации конструкций средств наружной рекламы и информации. Инициатива Московской рекламной гильдии по введению этой экспертизы была поддержана лично мэром Москвы и закреплена в распорядительных документах Управления Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Впервые были разработаны и введены в действие Технические условия на конструкции средств наружной рекламы и информации (СНРИ) и Положение о порядке проведения технической экспертизы указанных конструкций.
В то же время необходимо отметить, что столь важная работа, которая проводится более года, требует существенного переосмысления и практической доработки.
В Правилах размещения средств наружной рекламы и информации нужно более четко обозначить и разделить понятия технической экспертизы конструкций СНРИ и добровольной сертификации.
Действующие Технические условия представляют собой основополагающий стандарт, определяющий общие организационно-методические положения и общетехнические требования, обеспечивающие единую техническую политику в молодой, но интенсивно развивающейся индустрии наружной рекламы.
Настало время переходить к разработкам более конкретных стандартов на типовые рекламные конструкции. И это дело изготовителей рекламных конструкций. В соответствии с Государственной системой стандартизации Технические условия на конкретные виды продукции разрабатываются и утверждаются изготовителями. В действующих Технических условиях не выдерживает никакой критики раздел Технических требований, предъявляемых к электроустановкам средств наружной рекламы и информации. В настоящее время идет подготовка предложений по изменению Правил, Технических условий и Положения об экспертизе. Включиться в этот процесс приглашаются все заинтересованные лица.
Далее хотелось бы более подробно остановиться на вопросах качества рекламных услуг. Фирмы, особенно рекламопроизводители, довольно часто сталкиваются со следующим положением вещей. Обращается к ним Заказчик с просьбой определения цены изготовления той или иной конструкции. Профессиональная рекламная фирма после предварительной проработки вариантов дизайнерских и техни ческих решений определяет стоимость работ по производству, монтажу и гарантийному обслуживанию данного рекламного носителя. Заказчик, получая эти расчеты, заявляет, что другая фирма предлагает выполнить эту же работу за полцены. Никакие доводы о том, что «скупой платит дважды», не действуют, никакие советы Заказчику поинтересоваться о наличии у этой «дешевой» фирмы необходимых лицензий и сертификатов, также не действуют. Низкая цена определяет сделанный Заказчиком выбор. В результате страдают все: и фирмы-профессионалы, которые не могут себе позволить делать некачественную продукцию из некачественных материалов, и Заказчик-рекламодатель, который после нескольких недель эксплуатации рекламного носителя тщетно разыскивает Исполнителя для устранения неисправностей, и город, лицо которого не украсит рекламный продукт низкого качества, и, самое главное, потребитель рекламы, вынужденный мириться с таким порядком вещей.
Чем же обусловлена постановка вопроса о качестве рекламных услуг? Очевидно, пока робким, но все более осознанным пониманием руководителями рекламных фирм, что приближается время, когда качество услуг приобретает потребительскую стоимость. Другими словами: высокое качество — это, при прочих равных условиях, увеличение объема продаж, это выигрыш в борьбе со своими конкурентами, это закрепление своей репутации на рынке.
Группа единомышленников, наиболее близко подошедших к пониманию важности и перспективности качественной составляющей в рекламе, учредила 23 февраля 2000 г. Некоммерческую организацию «Фонд поддержки высокого качества рекламных услуг «Реклама -Качество».
Фонд сформулировал основную цель своей деятельности, как содействие формированию цивилизованного рынка рекламных услуг и обеспечение их высокого качества. Для достижения основной цели Фонд взялся за решение сложнейшей задачи по разработке нормативной базы и проведению экспертиз и добровольной сертификации качества рекламных продуктов и услуг.
Разработка нормативной базы и проведение экспертной оценки осуществляется Экспертным Советом Московской рекламной гильдии и Фонда «Реклама - Качество», сформированным из теоретиков и практиков рекламы. В состав Экспертного Совета входят доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, заведующие кафедрами высших учебных заведений, представители властных структур. Экспертный Совет структурирован по направлениям рекламной деятельности (агентства полного цикла, наружная реклама, полиграфические услуги, оформление мест продаж и т.д.).
Наиболее успешно идет разработка нормативной базы сертификации в области опять-таки наружной рекламы. В настоящее время разработана Программа оценки качества услуг по производству и распространению наружной рекламы и информации.
Качество этих услуг характеризуется следующими основными блоками показателей.
Первый блок. Соответствие содержания рекламной информации, используемой в наружной рекламе, Закону о рекламе и другим нормативным документам.
В рекламной информации не должна присутствовать недобросовестная, недостоверная, неэтичная и заведомо ложная реклама (оценка проводится по данным Министерства Российской Федерации по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и по результатам выборочной проверки, проведенной экспертами на момент экспертизы).
Второй блок. Соответствие средств наружной рекламы и информации Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве; нормативной и проектной документации.
Соответствие средств наружной рекламы и информации Правилам размещения подтверждается квалификационным свидетельством или заключениями Управления Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города и Инспекции ГКО по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ Правительства г. Москвы.
Соответствие средств наружной рекламы и информации нормативной и проектной документации подтверждается экспертными заключениями Уполномоченных организаций, проводящих экспертизу проектной документации.
Третий блок показателей — это Организация производства наружной рекламы и контроль качества готовой продукции.
Этот блок показателей подразделяется на ряд частных показателей, из которых особо хочется выделить наличие и эффективность Системы управления качеством.
В 70-е годы в СССР была сделана попытка внедрения Комплексных Систем управления качеством продукции и аттестации продукции по трем категориям качества. Продукции, соответствующей по техническому уровню и качеству лучшим зарубежным аналогам, присваивался Знак качества. Эта Система, кстати, заимствованная у передовых стран, была благополучно забыта. На рубеже 80-ых - 90-ых годов в странах с развитой экономикой начали активно внедряться международные стандарты серии ISO-9000 (ISO — Международная организация по стандартизации), предусматривающие разработку и применение Систем управления качеством продукции и услуг.
Одним словом, без хорошо продуманной, документально оформленной и эффективно работающей Системы управления качеством сложно говорить о возможностях предприятия в предоставлении качественных рекламных услуг.
И, наконец, четвертый блок показателей оценивает Качество разработки и проведения рекламных кампаний и касается только рекламораспространителей.
В этом блоке наибольшее внимание уделяется вопросам медиапланирования, маркетинговых исследований, анализу эффективности проведенных рекламных кампаний.
Прохождение добровольной экспертизы и сертификации позволит рекламистам повысить свою конкурентоспособность, рекламному сообществу — укрепить свою репутацию, а рекламодателям покажет, «кто есть кто» в Московском рекламном бизнесе, и поможет в выборе качественных рекламных услуг. Безусловно, они будут отдавать предпочтение сертифицированным рекламным услугам. Надеемся, что в результате этого процесса и потребителям удастся преодолеть стереотипы восприятия рекламы (пока еще не самые лестные для рекламистов). Этим Фонд «Реклама - Качество» надеется внести свой вклад в процесс саморегулирования рекламного рынка.
Клиент всегда прав!
Только вот всегда ли эта аксиома работает? Клиенты сами, кажется, начинают понимать, что нет. Потому что если изготовитель делает, вроде бы, всё так, как ты хотел, вывеска почему-то быстро приходит в негодность. Кто же виноват? Наружная реклама, пожалуй, единственное направление, где все считают себя специалистами.
Заказывая вывеску, клиент редко утруждает себя вопросами:
1. Сколько лет она должна мне служить?
2 Какие материалы используются при её изготовлении, их характеристики, поведение при перепадах температур?
3. Как часто мне придется менять лампы, и во что это выльется?
4. Кто будет этим заниматься, и приспособлена ли вообще конструкция для обслуживания?
5. Как долго существует фирма-производитель, и как выглядит её продукция сделанная 3-5 лет назад?
6. Соответствует ли цена качеству?
Хронология заказов вывесок примерно одинакова:
1. «Дизайн» на компьютере — схематичное расположение объектов с привязкой к зданию. Отбор вариантов производится непрофессионально, но придирчиво.
2. Этап разработки чертежей конструкции, крепежа, электросхемы — отсутствует. Клиент этого не требует, и платить за эту работу не считает нужным.
3. Выбор конструкции происходит по упрощенной схеме: пластик — плёнка, световой короб, либо объёмные буквы. Если клиент не настаивает, технические подробности отсутствуют.
При такой схеме у некоторых Исполнителей логично появляется соблазн сделать вывеску из самых дешёвых материалов, но дорогих по стоимости.
Как быть клиенту в этом случае? Необходимо усвоить, что при оформлении заказа техническая характеристика конструкции — основная составляющая, после дизайна конечно. Отсутствие информации на руку Исполнителю и не выгодно Клиенту. Проект налагает на Исполнителя ответственность также и в течение периода эксплуатации (не забудьте, кстати, оформить гарантийные обязательства). Если вдруг с вывеской, спустя некоторое время, возникают проблемы, всегда легко проверить соответствие исполненного заказанному.
Помните! Клиент всегда прав. Стоит лишь более тщательно подходить к вопросу «за что, собственно, я плачу и кому?» Тогда в случае внеплановых проблем с вывеской легко найти виновного. Если, разумеется, Исполнитель - фирма солидная и есть с кого спросить.
Так правильно и эффективно организовать рекламу своей фирмы? Эта перманентная «головная боль» всех руководителей, в том числе и руководителей рекламных фирм, как это не парадоксально звучит. Но из всех рекламистов нас больше всего интересуют наши читатели, а поэтому больше всего нас занимает вопрос, как правильно построить рекламную кампанию изготовителя наружной рекламы и поставщика материалов на рынке наружной рекламы.
Скажем прямо, единых рецептов нет. Каждый руководитель имеет собственную концепцию на этот счёт и собственные мысли. Попробуем разобраться, однако, какие из методов продвижения своих услуг наиболее эффективны.
Начнём с изготовителя рекламы — чистого производственника, ориентированного на нужды заказчиков. Всякий руководитель рекламно-производственной фирмы понимает, что методов привлечения заказчиков не так уж и много. Я бы выделил следующие из них: 1) печатная рекламы в газетах и журналах; 2) наружная реклама; 3) выставки; 4) агентурная реклама 5) репутация; б) реклама через продукцию. Первые четыре метода, что называется, лобовые. Они позволяют эффективно привлекать клиентов на начальном этапе, когда ещё нет сложившегося круга постоянных клиентов или когда производственные возможности позволяют выполнять больше заказов, чем могут обеспечить постоянные заказчики. Эти способы хороши, также, для компаний по каким-то причинам не могущих набрать свой собственный пул клиентов (высокие цены, низкое качество продукции).
Первые три метода из перечисленных эффективны, однако расточительны. Такие методы работы на рынке могут позволить себе устойчивые фирмы, твёрдо стоящие на ногах. Кроме непосредственного привлечения клиентов, реклама через публикации, выставки и (в несколько меньшей степени) наружную рекламу позволяют со временем заработать репутацию солидной фирмы. А на этот фактор особенно обращают внимание крупные заказчики.
Реклама услуг через сеть агентов довольно эффективна при относительно небольших затратах. Самое главное, что в этом случае не требуется рискованных инвестиций в рекламу. Агент будет оплачен только в том случае, когда он найдёт заказ. Однако это не самый солидный метод продвижения своих услуг и им обычно пользуются
только начинающие фирмы и компании не ставящие значительных стратегических целей.
Наиболее эффективная реклама, это такая реклама, которая вообще не несёт затрат. В этом смысле реклама через маркировку своей продукции (лейблы и наклейки с телефонами) наиболее привлекательна. Однако это не агрессивная реклама и она не способна дать поток. Клиенты, приходящие по рекомендации — это лучшее, чем может гордиться любая фирма. Репутацию можно сравнить с золотым запасом государства. Тебя уважают и тебе доверяют только потому, что у тебя репутация. Иногда даже репутация может полностью обеспечить заказами.
У поставщика материалов и услуг выбор методов рекламы значительно уже. Прежде всего потому, что его продукция ориентирована на узкий круг профессионалов. Где можно найти рынки сбыта для расходных материалов и оборудования, предназначенных для изготовления наружной рекламы? На профессиональных выставках, да через профессиональную прессу.
Необходимость участия в выставках уже всеми давно понята рынком и активно используется. Более того, не все компании даже имеют возможность принять участие на центральных выставках — заводятся даже листы ожидания (вот уже воистину парадокс постперестроичной рыночной России).
Однако со вторым пунктом — публикациями в профессиональной прессе — вопрос более сложный. Не многие руководители ещё понимают, что это гораздо более оперативный и экономичный способ предоставить свою продукцию рынку. Журнал выходит заведомо чаще, чем проводятся выставки, а фактор своевременности иногда очень важен. Плюс не все профессионалы-сайнмейкеры имеют возможность по тем или иным причинам доехать до столицы и посетить выставку. Зато журнал наверняка «настигнет» своего читателя даже в самом дальнем уголке страны.
IV . Реклама как бизнес
Конкурентное 2
Преимущество
1 3
1999 2002 Время
1. Выявление конкурентных преимуществ;
2. Наши конкуренты ещё не догнали нас по данному конкурентному преимуществу.
3. Наши конкуренты повторили наше конкурентное преимущество.
ООО «Профис» избрало следующие виды стратегий конкурентной борьбы6
1. Производство продукции с минимальными издержками (инвестиции в новое оборудование и технологии)
2. Дифференциация производства (по дизайну и качеству обслуживания)
Ставропольский Государственный Университет
Курсовая работа
На тему:
«Реклама как бизнес»
Выполнил: ______________
_____________
_____________
Проверил: ______________
Г. Ставрополь
Г.
ВВЕДЕНИЕ
I.Теоретические основы рекламного дела.
1.1. Исторические вехи рекламы
1.2. Понятие рекламы и ее основные черты
1.3. Разновидности рекламы ее структура
1.4. На чем базируется реклама
II. Цели и задачи рекламы
2.1. Цели рекламы
2.2. Особенности современной рекламы
2.3. Рекламная деятельность в системе маркетинга
2.4. Средства распространения рекламы
2.5. Стиль рекламы
2.6. Стимулирование сбыта
2.7. Создание общественной репутации
2.8. Товарный знак
2.9. Перспективные направления рекламной деятельности
2.10. Реклама в Интернет
2.11. Особенности мирового рынка рекламы
2.12. Нравственные проблемы российской рекламы
2.13. Положительные и отрицательные стороны рекламы.
III. Наружная реклама – материальное воплощение рекламных концепций.
3.1. Как выделить рекламу
3.2. Сколько стоит квадратный метр вывески
3.3. Методы расчёта рекламного бюджета
3.4. Наружная реклама глазами москвичей
3.5. Выборные технологии: слово – дело (психология рекламы)
3.6. Реклама должна быть правильной
3.7. РекламаФилы и рекламоФобы
3.8. Хорошо дёшево не бывает
3.9. О рекламных перетяжках
3.10. Сертификация рекламы
3.11. Клиент всегда прав
IV. Реклама как бизнес
4.1. Характеристика фирмы «Профис»
4.2. Ведение бизнеса и оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Избитая фраза «реклама - двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с определённой, вполне конкретной целью — увеличение спроса на товар.
Услышать что-либо лестное о рекламе — большая редкость даже от тех, кто в ней работает. Хорошо это или плохо? — Нормально. Во-первых, потому что реклама вошла в жизнь общества, ею заинтересовались, о ней заговорили. Во-вторых, многое в нашей жизни подвергается критике и пересмотру: бизнес, политика, законы и т.д. Вместе с тем, реклама открыта для критики. Для неё конструктивная оценка - стимул развития, позволяющий идти в ногу с сегодняшними потребностями и настроениями.
Какой бы реклама, не была нельзя забывать, что она не существует сама по себе. Реклама всего лишь инструмент рынка, чем торгуем, то и находит отражение а рекламе. Задумаемся, об общем принципе, по которому живёт и действует реклама. По существу, она предоставляет возможность продавать потенциальному потребителю сообщение об изделии или услуге.
Причём так, чтобы заставить покупателей предпочесть это изделие, эту услугу всем другим. В основе рекламы — информация и убеждение. Она делает это путём закупки площадей и времени в средствах массовой информации (в дальнейшем СМИ). Реклама в СМИ способствует развитию массового рынка сбыта товаров и услуг, и, в конечном счёте, вложения предпринимателей в производство становятся оправданными. Ценность рекламы заключается ещё и в том, что она привлекает к себе многих талантливых люде - художников, писателей, режиссёров, актеров, певцов и т д. Именно они превращают рекламу в искусство. Реклама же, в свою очередь, обеспечивает им постоянный тренинг, а также безбедное существование.
Есть основания утверждать, что реклама - лучшая гарантия качества товара (услуги) Ложная, сомнительная реклама обрекает товар на гибель. Только удовлетворённый покупатель даёт возможность производителю удержаться на рынке. Ни один преуспевающий предприниматель не будет рисковать своими деньгами, размещая рекламу товар с плохими качествами. Разумеется, находятся «временщики», «бизнесмены-однодневки», делающие попытки использовать рекламу в своих целях, но покупателя обмануть удаётся только раз. Во второй раз товар, не соответствующий рекламным утверждениям, останется невостребованным.
О рекламе можно сказать, что это отрасль, которая откликается на запросы и настроение общества, и, следовательно, согласуется с состоянием общества и его стандартами
I . Теоретические основы рекламного дела.
Исторические вехи рекламы
О рекламной практике речь идет уже самых первых документах письменной истории. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях и предложениях Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Всё это предшественники современной наружной рекламы. Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдать за него свои голоса. Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. «Золотой век» Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров. Вот как звучала «рекламная песнь», предназначенная для древнего жителя Афин «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса»
Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. По мере того как молва разносила сведенья о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом. В наши дни для этих целей пользуются товарными знаками и марочными названиями. По мере централизации производства и удаления рынков значение клейма постоянно росло.
Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450г., год изобретения Гутенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше в ручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478г.
В 1622г. реклама получила мощный стимул в виде начавшей выходить первой газете на английском языке, которая называлась «Уикли ньюс». Позднее Эдисон и Стил начали выпускать газету « Тэтлер», став верными поборниками рекламы. Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов «Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди завещаний о банкротствах».
Наибольшего расцвета реклама достигла в США. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина, его «Газета», появившаяся в 1729г, добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки. Превращению Америки в колыбель рекламы способствовало несколько факторов. Bo—первых, американская промышленность лидировала в процессе внедрения в производство механизации, благодаря которой появился избыток товаров, и возникла необходимость убеждать потребителей покупать больше. Во—вторых, создание прекрасной сети водных путей, шоссейной и обычных дорог сделало реальной доставку товаров и средств рекламы в сельские районы. В—третьих, введение в 1813г. обязательного начал юге образования повысило уровень грамотности и способствовало росту газет и журналов. Изобретение радио, а позднее телевидения означало появление двух замечательных средств распространения рекламы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.