Понятие экологической оценки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие экологической оценки

В настоящей книге мы используем следующее определение экологической оценки:

Экологическая оценка — это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.

Согласно данному определению:

· экологическая оценка рассматривается как процесс, а не просто как данные или документы, которые получаются в результате этого процесса;

· экологическая оценка рассматривается как процесс систематический, то есть следующий определенным правилам;

· экологическая оценка не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления намечаемой деятельности.

Процесс экологической оценки включает следующие основные составляющие:

· анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценка их значимости;

· консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;

· использование результатов прогноза воздействий и консультаций в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.

Упрощенная схема ЭО могла бы рассматривать эти составляющие как последовательные этапы процесса. Такой процесс включал бы прогноз воздействий, обсуждение его результатов с заинтересованными сторонами и принятие решения о возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом результатов прогноза и обсуждений. Однако такая “линейная” модель далека от эффективности, и не существует практически ни в одной стране. Например, как мы увидим в ходе дальнейшего изложения, есть веские основания начинать взаимодействие с общественностью еще до прогноза воздействий — при решении вопроса о необходимости экологической оценки для данного проекта или в ходе определении задач ЭО. В качестве другого примера можно отметить, что экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том случае, если ее материалы используются не только при принятии решения о возможности осуществлении намечаемой деятельности в целом, но и при принятии различных решений в ходе планирования и проектирования. Поэтому консультации, а также использование результатов ЭО при принятии решений следует рассматривать не как последовательные этапы, а как необходимые компоненты процесса ЭО.

Общие принципы экологической оценки и их связь с принципами устойчивого развития

Участники процесса ЭО

Выше уже было сказано, что эффективно организованная система экологической оценки подразумевает формально установленную процедуру с участниками, права и обязанности которых определены. Ниже мы последовательно рассмотрим основных участников процесса экологической оценки и их роль в этом процессе. Более подробно роль участников будет обсуждена при рассмотрении конкретных этапов и элементов экологической оценки.

Инициатор деятельности

Это — юридическое или физическое лицо, ответственное за планирование (проектирование) и осуществление намечаемой деятельности, своего рода “хозяин” намечаемой деятельности. В роли инициатора могут выступать как государственные органы, так и частные компании.

Здесь следует сделать небольшое терминологическое отступление. В английском языке в связи с этим участником процесса ЭО используются термины Proponent и Developer. Иногда эта роль в процессе описывается как “заявитель”. Строго говоря, ни один из этих терминов не является вполне адекватным и не отражает всего многообразия функций, связанных с этим участником. Так, его роль не сводится к подаче заявления с просьбой о разрешении намечаемой деятельности; первоначальная инициатива может вообще принадлежать лицу, не имеющему никакого формального отношения к проекту и его осуществлению. Поэтому любой выбор термина неизбежно будет условным. В первой части этой книги мы будем использовать термин “инициатор деятельности” или “инициатор”, подразумевая, однако, что роль его далеко не ограничивается выдвижением инициативы намечаемой деятельности. Согласно российскому законодательству, ответственным за организацию оценки воздействия на окружающую среду, а также за представление документации на экологическую экспертизу является “заказчик документации, подлежащей экспертизе”. Именно термин “заказчик” мы определяем и используем во второй части книги, при рассмотрении российской системы ЭО.

В большинстве систем ЭО инициатор деятельности несет расходы, связанные с проведением основных элементов ЭО16. Это является следствием принципа “загрязнитель платит”, а также принципа “презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой деятельности” (закрепленного, например, в российском законодательстве), согласно которому бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности должно быть возложено на ее инициатора. Это связано также с тем, что экологическая оценка, выполняемая в полном объеме, может быть связана со значительными расходами, которые вряд ли целесообразно возлагать на бюджет государства.

Во многих национальных системах к числу важнейших обязанностей инициатора деятельности относится прогноз воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, подготовка документа, отражающего результаты этого прогноза (ЗВОС), а также обсуждение его с общественностью. Однако такая ситуация имеет место не во всех системах. Подробнее этот вопрос рассматривается ниже в этом разделе (см. 1.4.5).

Контроль за процессом ЭО

Эту функцию, как правило, выполняют подразделения национального министерства охраны окружающей среды или специальные агентства по ЭО, государственные или независимые, но формируемые государством (например, Комиссия по ЭО в Нидерландах). В их задачи входит контроль соблюдения процедуры ЭО, а также проверка качества документации по ЭО (прежде всего — ЗВОС). При этом основным предметом такой проверки является достаточность информации для принятия решений, ее достоверность и адекватность представления.

Исполнители

Наконец, следует упомянуть профессиональных исполнителей, которые могут привлекаться различными участниками процесса ЭО для решения различных задач. Так, инициатор деятельности может использовать услуги сторонних организаций для разработки проектной документации или специализированной компании — для подготовки ЗВОС. Государственные организации могут приглашать консультантов для оценки качества документации по ЭО, а общественность может привлекать экспертов для независимой оценки тех или иных аспектов намечаемой деятельности. Строго говоря, исполнители не являются самостоятельными участниками процесса и выполняют задачи, поставленные пригласившим их участником, который и несет перед “внешними” сторонами ответственность за результаты их работы. Однако от их квалификации существенно зависит качество процесса ЭО, и их деятельность нередко является предметом “внешнего” регулирования, которое осуществляется, например, путем государственного лицензирования компаний, имеющих право на выполнение работ по подготовке ЗВОС.

Понятие экологической оценки

В настоящей книге мы используем следующее определение экологической оценки:

Экологическая оценка — это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.

Согласно данному определению:

· экологическая оценка рассматривается как процесс, а не просто как данные или документы, которые получаются в результате этого процесса;

· экологическая оценка рассматривается как процесс систематический, то есть следующий определенным правилам;

· экологическая оценка не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления намечаемой деятельности.

Процесс экологической оценки включает следующие основные составляющие:

· анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценка их значимости;

· консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;

· использование результатов прогноза воздействий и консультаций в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.

Упрощенная схема ЭО могла бы рассматривать эти составляющие как последовательные этапы процесса. Такой процесс включал бы прогноз воздействий, обсуждение его результатов с заинтересованными сторонами и принятие решения о возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом результатов прогноза и обсуждений. Однако такая “линейная” модель далека от эффективности, и не существует практически ни в одной стране. Например, как мы увидим в ходе дальнейшего изложения, есть веские основания начинать взаимодействие с общественностью еще до прогноза воздействий — при решении вопроса о необходимости экологической оценки для данного проекта или в ходе определении задач ЭО. В качестве другого примера можно отметить, что экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том случае, если ее материалы используются не только при принятии решения о возможности осуществлении намечаемой деятельности в целом, но и при принятии различных решений в ходе планирования и проектирования. Поэтому консультации, а также использование результатов ЭО при принятии решений следует рассматривать не как последовательные этапы, а как необходимые компоненты процесса ЭО.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.