РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ
Выполнил:
Гамзин Юрий Сергеевич
МОСКВА
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Содержание государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг
Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности
Контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рынок ценных бумаг России на пороге своего второго десятилетия. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что рынок ценных бумаг стал неотъемлемой частью современной российской экономики. А ведь совершенно недавно институт ценных бумаг являлся одним из частноправовых институтов, которые были утрачены в период административного хозяйствования и возродился только благодаря рыночным преобразованиям экономики России в конце 80-х - начале 90-х годов. За прошедшие десять лет, с момента возникновения в начале 1990-х первых бирж и выпуска первых акций многое изменилось. Так, в настоящее время ценные бумаги активно вовлечены в экономические процессы и выполняют ряд важных функций. На уровне макроэкономики рынок ценных бумаг создает условия для перераспределения капиталов, структурных преобразований экономики, а ценные бумаги являются одним из главных инструментов привлечения инвестиций. На микроэкономическом уровне ценные бумаги являются средством получения дохода, выполняют функцию удовлетворения имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка ценных бумаг в России - его отставание от динамики роста внутренней российской экономики и формирования внутренних инвестиционных ресурсов и потребности их перераспределения на цели экономического роста.
Одна из главных причин - несовершенство и противоречивый характер механизмов государственного управления в области рынка ценных бумаг. В настоящий момент сложилась достаточно сложная, немобильная система государственного регулирования рынка ценных бумаг в целом и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в частности. Целью данной работы является проведение анализа некоторых правовых проблем государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг являются ключевым звеном в системе функционирования рынка ценных бумаг, обеспечивающим взаимодействие между поставщиками капитала на рынке ценных бумаг (инвесторами) и его потребителями (эмитентами). От того насколько рационально и эффективно осуществляется государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг во многом зависит успешное функционирование всего рынка ценных бумаг. Учитывая изложенное, изучение вопросов государственного регулирования в указанной сфере представляется весьма актуальным. Предметом анализа в данной работе выступают, главным образом, основные функции государства по регулированию профессиональной деятельности, их эффективность, целесообразность, достаточность. В качестве основного аспекта исследования выступает нормативно-правовая основа государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Содержание государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики вытекает из положений о несостоятельности рынка, в частности, в вопросах обеспечения условий для стабильного и устойчивого развития экономики страны в целом, защиты частной собственности, перераспределения доходов, получаемых в виде налогов, для решения социально-экономических проблем и задач обеспечения безопасности государства. В условиях рыночной экономики государство берет на себя обязательство укреплять механизмы рынка, решать проблемы, с которыми рынок не справляется: стимулирование экономического роста; обеспечение контроля над инфляцией; осуществление социально-экономической политики[1]. Новая экономическая реальность предъявляет ряд серьезных требований к формированию новых подходов государственной политики в социально-экономической сфере. Все преобразования последних 15 лет актуализируют и объективно обуславливают высокий уровень государственного управления в обществе в целом и менеджмента в сфере бизнеса в частности[2]. Принимая во внимание данное положение, государственное регулирование рынка ценных бумаг как нового (восстанавливающегося) сегмента экономических отношений представляется более чем важным.
Учитывая необходимость государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стоит отметить, что в настоящее время происходит постоянное увеличение разрыва между потребностями современного рынка и существующим общим уровнем результативности функционирования системы органов исполнительной власти в целом, в том числе и в сфере рынка ценных бумаг. Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает, что сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом[3]. В связи с этим назрела насущная потребность проведения широкомасштабной административной реформы, направленной на решение следующих задач.
Во-первых, необходимо модернизировать систему исполнительной власти в целом. Структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим инструментом реализации экономической политики.
Во-вторых, нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.
В-третьих, нужно, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций, исключить излишние, дублирующие функции и сохранить только необходимые[4].
Решение поставленных задач позволит повысить эффективность функционирования системы государственного регулирования экономических отношений и, как следствие, станет основой развития рыночных механизмов во всех отраслях национальной экономики.
Государственное регулирование является элементом общей системы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Система регулирования профессиональной деятельности представляет собой совокупность элементов внешнего и внутреннего регулирования. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам внутреннего контроля, иным внутренним документам. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, правилам саморегулируемых организаций, международным соглашениям. В свою очередь, внешнее регулирование деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг можно разделить на государственное регулирование, саморегулирование и общественное регулирование[5].
В постоянно формирующейся и совершенствующейся модели российского рынка ценных бумаг важную роль играет государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Государственное регулирование представляет собой систему мер, осуществляемых уполномоченным государственным органом по рынку ценных бумаг и направленных на стабилизацию отношений, “уравновешивание” баланса интересов участников и обеспечение устойчивого развития рынка ценных бумаг.
К основным целям государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг можно отнести:
§ создание нормальных условий функционирования рынка ценных бумаг, обеспечение устойчивого применения рыночных механизмов;
§ создание, обеспечение функционирования и совершенствование развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг;
§ защита прав и интересов инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг, предотвращение нарушений со стороны профессиональных участников рынка;
§ обеспечение развития профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Содержанием государственного регулирования профессиональной деятельности являются формы и методы, с помощью которых решаются поставленные перед регулирующим органом задачи.
Государственное регулирование профессиональной деятельности осуществляется в различных формах. Среди них ведущую роль играет правовое регулирование, которое реализуется с помощью гражданского, административного, уголовного и иных отраслей права. При этом административно-правовое регулирование, то есть создание административно-правовых норм в целях воздействия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, является основным методом в ряду других методов государственного регулирования.
При этом в рамках административно-правового регулирования можно выделить несколько основных направлений, а именно:
§ лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг;
§ разработка требований к деятельности профессиональных участников;
§ аттестация специалистов и руководителей профессиональных участников;
§ обеспечение информационной прозрачности деятельности, сбор и анализ отчетности профессиональных участников;
§ контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг посредством осуществления проверок, в частности оперативный мониторинг деятельности профессиональных участников.
Глава 11 Федерального закона от 22.04.1996 № 36-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[6] (далее - Закон о рынке ценных бумаг) посвящена регулированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Исходя из ее содержания, лицензирование деятельности профессиональных участников является единственным способом государственного регулирования. Однако данное положение закона не отражает сложившейся системы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что требует ее приведения в соответствие с существующей системой отношений в данной области.
Уполномоченным государственным органом, реализующим функции государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Структура Федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента от 17.05.2000 № 867[7] включает лишь две федеральные комиссии – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг и Федеральную энергетическую комиссию.
Административно-правовой статус федеральной комиссии характеризуется коллегиальностью принятия решений и осуществлением межотраслевой координации.
ФКЦБ России действует на основании Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1009[8] (далее – Положение о Федеральной комиссии). ФКЦБ России выполняет специализированные задачи и функции федерального значения в пределах предоставленной ей компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной комиссии ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Данное определение, устанавливая статус ФКЦБ России, одновременно определяет ее основные функции.
Правовую основу деятельности ФКЦБ России составляют Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
ФКЦБ России осуществляет функциональное регулирование в сфере рынка ценных бумаг и, кроме того, осуществляет межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.