Социально-экономический и политический строй единого русского государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Политический строй

 

Итак, нами уже было обозначено, что политический строй с конца XV начала XVI вв. развивался в сторону централизации. Главой государства был Великий князь всея Руси; он начал пользоваться титулом государь и проявлять черты самодержца. Титул, легенды о происхождении верховной власти и даже сам вид государя подчеркивал его отличие от подданных.

Совещательным органом при Великом князе была Боярская Дума. В первой трети XVI в. сложилось четкое разграничение чинов - боярина и окольничего. Дума включала в себя в разное время от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они были отпрысками аристократических родов. Состав Думы менялся. До середины XV в. там заседали только люди из старых московских боярских фамилий, а с образованием единого государства в составе бояр оказались князья прежде независимых княжеств. [4]

Система приказов до середины XVI в. еще не сложилась, но действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец, возглавляемый дворецкими, ведал личными, т. н. дворцовыми землями Великого князя. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов. Когда присоединялась новая территория или ликвидировалось удельное княжество Московской земли, то для управления этими землями создавали местные дворцы: новгородний, тверской, нижегородский, дмитровский, угличский и т.д.

Казна, которую возглавляли казначеи, была главным государственным хранилищем и не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив, и государственная печать. Таким образом, Казна была государственной канцелярией. Это же ведомство руководило внешней политикой. Впоследствии из Казны выделились главные органы отраслевого управления - приказы.

Основную роль в складывающемся аппарате управления играли дьяки (первоначально писцы). Они вели делопроизводство, их влияние на ход государственной политики было определяющим. Таким образом, в государственном аппарате еще не было строгого разграничения функций, характерного для централизованного государства, сохранялись элементы феодальной раздробленности. Особенно ярко это проявилось в местном управлении.

Страна делилась на уезды (Новгородская земля - на пять пятин). Границы уездов восходили к рубежам бывших княжеств, поэтому их размеры были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Наместники и волостели получали территории "в кормление": и полагались судебные пошлины ("присуд") и определенная часть налогов ("кормленичий доход"). Кормление было вознаграждением не за исполнение административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках. Административные же обязанности оказывались дополнительным к основному - получению "присуда" и полагавшегося по "доходному списку" содержания. Поэтому кормленники небрежно исполняли свои обязанности и систематически передоверяли их своим тиунам - обычно из числа личных холопов. По статьям судебников, посвященным местному управлению, тиун наместника или волостеля почти не отличался от него по функциям. В назначениях на должности наместников и волостелей не было строгого порядка. Сама система наместничества была далека от централизованного управления. У центральных органов власти не было дублирующих органов на местах.

Итак, во второй половине XV первой трети XVI веков в России установилась самодержавная монархия, в которой Великому князю принадлежала верховная политическая власть. Но разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что ограничивало возможности центральной политической власти. Внутри самой Московской земли продолжали существовать уделы.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 150.