Соотношение биологического и социального в личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие ''личность''.

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интересней объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Область явлений, изучаемых психологией, огромна.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности – восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств – потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важнейшая задача психологической науки – обнаружение тех психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность. Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет младенца позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду. Это отношение зафиксировано в понятии «индивид» – в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид. Но, являясь на свет, как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становиться личностью. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Закономерности психической деятельности человека и свойства его личности определяются конкретно-историческими условиями его жизни. Личностные особенности также не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут. Иногда личность понимается как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Однако личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений с окружающим миром.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляют понятие «индивидуальность». Что же такое индивидуальность человека? Личность каждого Человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условия для развития. Поэтому индивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока не становятся необходимыми в системе межличностных отношений. Итак, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

Теории личности.

Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический.  Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом, выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам.

Среди типологических классификаций, разработанных в XX в., следует отметить типологии Кречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.

Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К. Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления:

1. Плодородный – отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).

2. Прожорливый – обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).

Точно также для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Это люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны. Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвал экстравертами, вторых – интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами – экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра - и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении, поэтому здесь легче всего определить, к какому типу вы относитесь.

 На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся убедительными. Однако они не способны охватить все многообразие и сложность человеческого поведения.

Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает естественный вопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическими факторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или тем, как он воспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе ожидать, что индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к доминированию и большую подвижность, чем невысокий упитанный человек?

Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другие исследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других индивидуумов.

Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др.), которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е. концепция собственного «Я», будет развиваться в соответствии со складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями. Роджерс называет подобную систему представлений реальным «Я».

Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное «Я»). К этому идеальному «Я» и стремится «Я» реальное.

В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к своему идеальному «Я», а именно здесь суть актуализации.

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности.  По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.

Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к «распылению» роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить. 

Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человеком собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.

Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности: « Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

О личности Петровский говорит также как о «сверхчувственном» качестве индивида. «Сверхчувственным» данное качество называют потому, что его нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств, свойствами – телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи мимики и др.

Рассматривая личность как «сверхчувственное» системное качество, А. В. Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности:

1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид.

2-й уровеньинтериндивидный. Здесь сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидных связей». Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.

3-й уровеньметаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих.

Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе – они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации – желание продолжить себя в других, стремление «быть настоящей личностью».

Объективная потребность в персонализации – потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других – может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.

Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др. – того, что называют богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика – «Ты меня уважаешь?» (это означает: «Есть ли что-нибудь от меня к тебе?»).

Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот «дар». Как тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами.

Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.

Психический инфантелизм.

Инфантилизм (от латинского «infantilis» – детский) – состояние, которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту.

Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства – тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на всю жизнь». 

Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках.

Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов. Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий. Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к реальной жизни.

Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским возрастом, но это понятие применимо и к взрослым.

Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая, целенаправленная деятельность отсутствует.

Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое, движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность.

Эти особенности выявляются с младших классов школы. Такие дети предпочитают школьным занятиям игры, свойственные детям младшего возраста, общаются с младшими детьми. В поведении сохраняется детская бесцеремонность, капризность.

Инфантилизм м. б. гармоническим, когда происходит одновременная задержка и психического, и физического развития (это называется психофизическим инфантилизмом), и дисгармоническим, когда психическое и физическое развитие формируется неравномерно.

При гармоническом варианте дети отстают от своих сверстников в росте и массе тела и сохраняют пропорции тела, а также особенности мимики, жестикуляции и движений, свойственные более раннему возрасту.

Интеллект м. б. на уровне возрастных норм, но эмоциональная и волевая сферы отличаются незрелостью. Мышление у таких детей конкретное, с преобладанием наглядно–образного над логическим и абстрактным мышлением. Преобладает стремление к получению удовольствия. Интересы нестойкие, такие дети испытывают стремление к новым впечатлениям, ощущениям и переменам. Они непоследовательны в своих поступках, недостаточно самостоятельны, очень внушаемы.

При дисгармоническом инфантилизме физическое развитие соответствует возрасту или даже наблюдается ускоренное физическое развитие (акселерация), а психическое развитие отстает. В особенности это касается эмоциональной и волевой сферы, хотя запас знаний может соответствовать возрасту.

Такой вариант психического инфантилизма обычно выявляется в подростковом возрасте. Высокие, физически развитые подростки сохраняют детское выражение лица. Такие подростки неуравновешенны, не могут управлять своим поведением, их поступки подчиняются моменту, воображение преобладает над логикой. Они не способны усвоить морально-этические нормы поведения в обществе, учитывать требования окружающих и действуют, исходя из собственных желаний, потребностей и капризов. У них нет критической самооценки своих поступков и действий, отсутствует способность правильно оценивать ситуацию и гибко перестраиваться по ходу изменения обстоятельств. Не формируется чувство долга и ответственности, снижена способность к социально-позитивной деятельности.

Возможен вариант, который называют органическим инфантилизмом, обусловленным поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или раннем возрасте. Наряду с вышеизложенными признаками, здесь наблюдаются затруднения в освоении новых знаний, истощаемость в процессе умственной работы и психического напряжения, вспыльчивость и взрывчатость. Наблюдаются нарушения сна и аппетита, вегетативные расстройства – повышенная потливость и зябкость, неустойчивость сосудистых реакций.

У взрослых психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями: наивностью и восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, неустойчивостью эмоций, внушаемостью, подчиняемостью, робостью, застенчивостью, впечатлительностью, обидчивостью, беззаботностью, отсутствием чувства долга, отвлекаемостью и неустойчивостью интересов.

Врожденная субдебильность.

Врожденная субдебильность – это пограничная умственная отсталость, которая характеризуется малым запасом представлений и ограниченным запасом знаний, примитивностью суждений, бедностью ассоциаций и отсутствием интересов.

Сюда относятся так называемые малоодаренные дети, которые с трудом усваивают школьную программу, особенно те предметы, которые требуют логического мышления и абстрагирования. Такие дети чаще всего отличаются усидчивостью и прилежанием, трудолюбием и усердием в тех предметах, которые им легко даются. Они могут заниматься ручным трудом, умеют хорошо шить и вышивать, могут заниматься физическим трудом. Они могут закончить школу с удовлетворительными отметками, но поступить в институт им сложно, если требуется сдать экзамены по предметам, к которым у них нет способностей. Но такие люди повышено внушаемы, недостаточно критичны в оценке людей и ситуации, мало способны к самоконтролю. В силу таких особенностей своей психики они могут попасть под отрицательное влияние асоциальных личностей, а их снижение интеллектуальных способности не позволяют им осознать возможные последствия, что чревато противоправными поступками.

К категории врожденной субдебильности относят и так называемых конституционально глупых личностей. Этот вариант впервые описан Э. Блейлером под названием ''die Unclaren''. Таким людям свойственна не столько бедность ассоциаций, сколько неясность понятий.

П.Б. Ганнушкин говорил, что невозможно сказать, что здесь нормально, а что уже не нормально. Но у многих из них хорошая память, они могут хорошо учиться и даже закончить институт (известны даже случаи, когда они становятся профессорами). Но чаще всего в ситуациях, когда им приходится проявлять собственную инициативу и на практике применять полученные знания, они оказываются совершенно несостоятельными.

Один из вариантов легкой степени интеллектуальной недостаточности носит в психиатрии название салонного слабоумия (Salonblodsinn). Такие люди умеют держать себя в обществе, с умным видом говорить о погоде или других пустых, банальных вещах, не проявляя никакой оригинальности. Для салонного слабоумия характерны однообразие плоских шуток, шаблонность суждений, предвзятость, отсутствие способности к творчеству и пониманию реальных окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости, высокопарным суждениям. Речь таких людей состоит из избитых, банальных истин, шаблонных выражений, высказываемых с глубокомысленным видом.

 По выражению П.Б. Ганнушкина, эти ''люди шаблона, банальности, моды''. Но таких людей в нашей жизни немало.

 Задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга.

 Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими.

 Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта – внимание, память и психическая активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.

Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

Расстройства развития речи.

 Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Расстройства развития речи часто сопровождается смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения.

Выделяются 3 категории расстройств:

1. Неспособность обучиться речи.

2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического заболевания неспособность обучиться речи.

3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи).

Наиболее частый вид расстройств языковой сферы – расстройство развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи.

Расстройство чтения.

 Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической запущенностью. Расстройство чтения еще называют «отсталым чтением», «отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в чтении, развитием «слепоты» на слова.

Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до 8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

Причинами нарушения обучения чтению считается осложнения во время беременности матери, а также различные вредные воздействия и заболевания во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела при рождении. Предполагается связь нарушений питания с расстройством обучения чтению.

Нарушение чтение может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.

Выработка навыков чтения – комплексный процесс, который включает в себя процесс познавания и узнавания читаемых слов и который требует неповрежденной и сбалансированной деятельности всей нервной системы.

Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых, неврологическую основу, которая должна быть зрелой и неповрежденной для интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при чтении. Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучению чтению. В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания. И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно которым чтение является одной из важных функций современного человека.

Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8 годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но, обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат. В первом классе школы, когда требования к чтению еще не высоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Но во втором и третьем классе, когда детям дают большие заданию по внеклассному чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается, неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При это читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов. Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы.

Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка. У них могут быть эмоциольные срывы, депрессия, чувство собственной неполноценности. Более старшие дети могут стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

Имбецильность.

 Имбецильность (от латинского «imbecillus» – слабый, незначительный) – это психическое недоразвитие средней тяжести.

Психическое развитие имбецилов соответствует уровню 3-7 летнего ребенка.

Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно обслуживать себя. Они самостоятельно едет, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Больные не способны к обучению. Но они понимают простую речь. Их собственная речь слабо развита. Они могут усвоить небольшой запас слов, но у некоторых имбецилов словарный запас может составлять 200-300 несложных слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики. Имбецилы могут говорить короткими простыми фразами, например существительное с глаголом или прилагательным.

Они могут приобрести самые простые трудовые навыки – уборка, стирка, мытье посуды, способны освоить лишь самые простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий: например, они могут мести двор, убирать снег, перекопать землю, перематывать нитки, освоить одну операцию по склеиванию коробок и тому подобное. Несмотря на низкий интеллект, их непосредственные эмоциональные реакции относительно развиты. Многие имбецилы чрезвычайно привязаны к своим близким, охотно подражают хорошему примеру, могут проявлять сочувствие. Но в целом их эмоциональные реакции бедны и однообразны.

Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и связаны лишь с утолением физиологических потребностей. Они бывают очень прожорливы и неряшливы в еде.

По характеру некоторые имбецилы добродушны, покладисты, послушны, а другие упрямы, злобны и агрессивны.

Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они не способны к самостоятельной жизни.

Идиотия.

Идиотия ( от латинского «idiotea» – невежество) – наиболее тяжелая степень олигофрении. Психическое развитие больных идиотией остается на уровне ребенка, не достигшего 3 лет. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе.

При глубокой идиотии реакции на окружающее извращены – больные либо не реагируют и их внимание не удается привлечь, либо эта реакция не соответствует раздражителю. При глубокой идиотии больные не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного. Они тащат в рот и сосут любые попавшиеся им предметы, одежду, собственные пальцы рук и ног.

Дети , больные идиотией, могут постоянно падать с лестницы, но тем не менее, не осознавая опасности, вновь упорно лезут на нее, если их оставят без присмотра. Речь при глубокой идиотии отсутствует или ограничивается нечленораздельными звуками. Больные не понимают обращенную к ним речь, но могут понимать интонацию.

Способность сидеть, стоять и ходить может отсутствовать или приобретаться очень поздно. Предоставленные сами себе, больные неподвижно лежат или у них наблюдается бессмысленное возбуждение со стереотипными действиями: например, они стучат игрушкой по стене, кровати, хлопают в ладоши, могут монотонно биться головой о стену. Больные не могут себя обслуживать, не умеют самостоятельно одеваться, пользоваться чашкой, ложкой и вилкой, иногда не умеют жевать, глотая непрожеванную пищу, поэтому их приходится кормить только жидкой пищей. Некоторые неопрятны, не умеют пользоваться туалетом или проситься, ходят под себя, но совершенно не тяготятся этим и могут долго оставаться в мокром и испачканном белье.

Больным недоступны даже элементарные умственные операции. Память не развита или очень слаба. Некоторые больные даже не отличают своих родных от посторонних, не узнают мать. Эмоции элементарны и связаны с ощущением удовольствия или неудовольствия, Что выражается криками или двигательным возбуждением. При глубокой идиотии больные не умеют плакать или смеяться, способны лишь к гневливым вспышкам. Легко возникает злоба, слепая ярость и агрессия. В злобе больные могут наносить себе повреждения, кусают, царапают себя, вырывают волосы.

У многих больных глубокой идиотией повышены и извращены влечения – они очень прожорливы, поедают все, что попадается, даже собственные нечистоты. У некоторых усиленно половое влечение.

Глубокому дефекту психики часто сопутствуют дефекты физического развития.

При идиотии средней и легкой степени больные могут отличить родных людей от посторонних, привязываться к тем, кто за ними ухаживает, радоваться их появлению. Они могут усвоить некоторые навыки самообслуживания. Могут односложно попросить: «дай», «хочу», «есть» и некоторые другие слова. Но произносят они их гнусаво или шепеляво, пропускают буквы. Они понимают, что можно порезаться или уколоться острым предметом, обжечься, и не наносят себе повреждений.

Уход и постоянный надзор за больными идиотией в домашних условиях очень сложен, и их обычно помещают в специальные лечебные учреждения для психохроников.

 

 

 

 

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.

 

В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.

Акцентуация характера – это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий, Но все особенности выражены, не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях.

Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последнее десятилетия и во многом связана с таким феноменом, как акселерация – то есть ускорение физического развития и полового созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18 – 19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост, особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.

У многих подростков наблюдается явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития не успевают за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся взрослостью. В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.

Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от окружающих, чтобы к ним относились как ко взрослым, какими они стали внешне выглядеть и каковыми и сами оценивают себя. Им хочется быть самостоятельными, но дома их ограничивают родители, а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят компенсацию своей независимости вне дома и школьных стен.

Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее. То же самое и в отношении материального достатка семьи – в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.

Реакция отказа.

 Реакция отказа от общения, игр приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников. В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например, перевод в новую школу или переезд на новое место жительство. В таких случаях подросток общается со всеми кроме родителей, считая их виновными. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.

Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.

Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.

Если ситуация не меняется и подросток продолжает вести себя так же, то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.

Реакция имитации.

 Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.

В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. Дети играют во взрослые игры, отражающие ситуации, участниками или свидетелями которых они были, - например, после посещения поликлиники или прихода врача на дом они играют в «доктора и больного», причем стараются копировать интонации, жесты, голоса. Играя в дочки- матери, они подражают интонациям и поведению своей матери. Школьники играют в учителя и ученика. Дети, видевшие, как их родители употребляют спиртное, играют в гостей, при этом со всей серьезностью разливают «вино» по бокалам, «чокаются» друг с другом и говорят подслушанные у взрослых фразы. И так далее.

В подростковом возрасте они обычно избирают себе кумира – кино героя, актера, популярного певца или музыканта и стараются копировать его в одежде, и в прическе, и в поведении. Иногда они, подражая популярным спортсменам, начинают заниматься карате, силовыми видами спорта.

Когда они в качестве кумира избирают положительного героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания станет отрицательный герой, то подросток со свойственным его возрасту максимализмом постарается «переплюнуть» его во всех его отрицательных поступках. Самые большие неприятности возникают когда подросток избирает объектом для подражания реального человека – взрослого или сверстника, имеющего отрицательные наклонности. Открыв рот, подростки с упоением слушают о подвигах асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают, чтобы заинтересовать и привлечь подростков.

Подросткам льстит внимание взрослого человека, тем более что тот общается с ним как бы на равных. Постепенно «кумир» начинает вовлекать подростков в пьянство, наркоманию, вначале покупает спиртное или наркотики на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

Отказать такому кумиру подросток не в состоянии, иначе он станет в глазах других посмешищем, маменькиным сынком, трусом и так далее.

Собственной нравственной позиции у подростков еще нет, и они не до конца осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и всего, что с этим связано. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Недаром многие отрицательные исторические персонажи использовали подростков за их бесстрашие и отсутствие страха смерти или увечья – Гитлер создал гитлерюгенд, а Мао Цзедун – отряды хунвейбинов, которые могли выполнить любой приказ без раздумий и сокрушить все, что прикажут их кумиры.

Даже кратковременное пребывание в такой зависимости заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик перестает подчинятся родителям, становится скрытным, огрызается на расспросы родителей или ведет двойную жизнь.

Обычно такие подростки формируются в группы, состоящие в основном из мальчиков, так как у девочек в этом возрасте другие проблемы – их внешность, влюбленность, сексуальные связи и прочее. Но иногда в группу входят и девочки, которые полностью подчиняются всем требованиям лидера и нормам поведения, установленным им. Случается, что внешне непривлекательных девочек в группе используют для сексуальных потребностей, и они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавшие своим более красивым подругам, расценивают это как мужское внимание, гордятся этим и хвастаются перед сверстницами.

В подобной группе девочки наравне с мальчиками вовлекаются в пьянство, наркоманию и криминальную деятельность.

Делинквентное поведение.

Термином «делинквентное поведение» обозначают различные проступки, провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство. От криминальных действий такое поведение отличается незначительностью правонарушений и обычно не влечет за собой уголовного наказания.

Причинами такого поведения подростков обычно бывают недостатки воспитания. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей – это основа для делинкветного поведения в подростковом возрасте. Обычно таким поведением грешат подростки из неполных семей, когда нет отца или матери, или из так называемых деформированных семей – когда мать повторно выходит замуж.

Реакция эмансипации.

 Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.

Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает всегда поступать по-своему, демонстрирует всем, что он уже самостоятельный. С таким поведением наверняка сталкиваются многие учителя и родители, объясняя это упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста, и со временем она проходит.

Крайние формы эта реакция приобретает именно при неправильном поведении родителей – если они его гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Чем больше родители проявляют свой деспотизм, тем не правильнее ведут себя подростки. Данная ситуация может привести к побегам из дома и бродяжничеству.

У некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных родителей, особенно в неполных семьях, когда мать подавляет ребенка, эта зависимость остается на всю жизнь. Даже будучи в браке и имея собственных детей, такие мужчины и женщины, как говориться, «держаться за материнскую юбку», нуждаются в опеке, бегают к матери за советом по любому пустяковому поводу, беспрекословно подчиняются ей и шагу не могут ступить без ее одобрения.

Побеги из дома.

Есть много причин побегов детей из дома: например, когда с ними плохо обращаются, унижают или бьют, когда родители – алкоголики.

Многие девочки убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их от этого. Побег может быть вызван реакцией оппозиции.

Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитываются во внешне благополучных семьях с нормальным материальным положением, сбежав из дома, избавляются то надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную. Им нравиться, что они сами себе добывают средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь наказания родителей, развлекаться так, как они хотят, и приобретать жизненный и сексуальный опыт. Им кажется, что родители не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким детям. Девочки недовольны, что родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравиться, контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются, особенно при раннем начале сексуальной жизни. Они считают своих родителей старыми отсталыми консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.

В некоторых случаях побег из дома случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это происходит с робкими, «забитыми» подростками, которых часто жестоко наказывают родители. Убежав из дома, ребенок старается забыть тяжелую обстановку в своей семье и свой проступок, который толкнул его на побег.

Иногда подростки совершают побеги из дома из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы.

Часто убегают из дома дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках, дальних странах и мечтая о приключениях.

Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались, подростки категорически не хотят возвращаться домой.

Дромомания.

Дромомания – это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания – это импульсивное влечение, обусловленное самим психическим заболеванием.

Реакция увлечения.

Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми: например, коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним хобби, то другим.

В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают.

Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает своему хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для этой цели подросток совершает противоправные действия (например, мелкое воровство, попрошайничество), может сойтись с асоциальными личностями.

Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми видами спорта. Некоторые подростки злоупотребляют анаболиками для наращивания мышечной массы, что причиняет значительный вред здоровью.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации –это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они могут являться средствами психологической защиты: например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

При реакции гиперкомпенсации поведение может иметь даже карикатурный характер, из-за чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация.

Примером реакции гиперкомпенсации может быть показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, курени и употребление спиртного, наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков.

Иногда реакция компенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях подростка. Например, застенчивая или внешне непривлекательная девочка в своих фантазиях видит себя роковой красавицей, в которую влюблены все ее одноклассники и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом, подобно Щварцнеггеру, и этим как бы компенсирует собственное чувство неполноценности. Ребенок, страдающий заиканием, может представлять себя великолепным и красноречивым оратором. Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания, он может компенсироваться в играх с младшими детьми, где становится лидером и требует безоговорочного подчинения.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.

Малолетняя проституция.

Многие девочки становятся малолетними проститутками после побега из дома. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, они чаще всего попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству, наркомании и проституции.

  Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем пускает по рукам, а когда она ему надоедает, продает сутенерам или сам становиться ее сутенером. Такие девочки не видят для себя никакого выхода и безропотно соглашаются на это. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание, и были бы согласны вновь вернуться и всех обслуживать. Некоторые утешаются тем, что теперь внимание им оказывают взрослые клиенты, и не представляют себе иной жизни.

Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением. Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием и никаких сожалений по этому поводу не испытывают, даже и не помнят своего первого сексуального партнера. Их ранняя сексуальная жизнь – обыденное понятие для них. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.

Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками, если они им попадаются.

Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей профессии, разделяют клиентов и сутенеров на плохих и хороших, полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер не бьет, дает немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, наркотики, они считают, что он хороший, добрый, заботливый.

Внешняя взрослость и опыт малолетних проституток сочетаются с психической инфантильностью (детскостью) и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания – психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, реже – шизофрения.

Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания детей, но чаще всего винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию.

Большинство вышеописанных поведенческих реакций – компенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации – свойственно подавляющему большинству подростков и может не принимать таких крайних форм.

ВЫВОД.

Изучив данную тему, я сделала следующие выводы:

1. Нельзя ждать, что отклонение пройдет само собой.

2. Обнаружив какие-либо отклонения необходимо обратиться к специалисту.

3. Очень многие нарушения у детей связаны со здоровьем родителей, следовательно, необходимо вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем всегда, а не только тогда, когда ждешь ребенка.

4. При выборе спутника жизни, необходимо учитывать наследственность.

А главное то, что сейчас я понимаю тех детей и подростков, которые ведут себя не адекватно своему возрасту или ситуации, в которой они находятся. Например, человек, который ведет себя вызывающе, просто хочет обратить на себя внимание, потому что ему необходимо понимание и любовь, которой ему не достает в семье.

Не нужно винить их одних во всем этом. Ведь в этом виноваты все мы: родители школа, сверстники, и в конечном итоге все общество.

Я хочу, чтобы моя работа оставила след в вашей душе и заставила задуматься о том, что мы можем сделать для этих людей. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

Ахмеджанов Э. Р.

Психологические тесты. Составление, подготовка текста, библиография. –М. : «Лист» 1996 – 320 с.

 

Буянов М. И.

Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

 

Детская энциклопедия. – М.: Изд. ''Педагогика''. В 12 томах. Том 7. Человек. 1975. – 464с. с ил.

 

Еникеева Д.Д.

Популярная психиатрия. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998. – 528с. – (Серия ''Популярная энциклопедия'')

 

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Рогов Е.И. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 448с.

Рогов Е.И.

Психология человека. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с. с ил. – (Азбука психологии).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Среди 62 учеников 9-ых классов мной был проведен опрос по «Шкале депрессии». Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева – Т. И. Балашовой.

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Испытуемому были предложены 20 предложений, прочитав каждое, он должен был выбрать соответствующую цифру в зависимости от того, как он себя чувствует в последнее время.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

                           УД = пр. + обр.

где пр. – сумма выбранных цифр к «прямым» высказываниям номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; 

       обр. – сумма цифр «обратных», выбранным, к высказываниям номер 2, 5, 6, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

Например: у высказывания номер 2 выбрана цифра 1, мы ставим сумму 4 балла; у высказывания номер 5 выбран ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла и так далее.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.   Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод  о легкой депрессии. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более, чем 70 баллов.

      Шкала депрессии.

Инструкция : « Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь.»              

                                                                                          1-никогда или изредка

                                                                                          2-иногда

                                                                               3-часто

                                                                               4-почти всегда

1. Я чувствую подавленность.

2. Утром я чувствую себя лучше всего.

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.

4. У меня плохой ночной сон

5. Аппетит у меня не хуже обычного

6. Мне приятно смотреть на привлекательных девушек, разговаривать с ними, находиться рядом.

7. Я замечаю, что теряю вес.

8.  Меня беспокоят запоры.

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно.

10.  Я устаю без всяких причин.

11.  Я мыслю также ясно, как и всегда.

12.  Мне легко делать то, что я умею.

13.  Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.

14.  У меня есть надежды на будущее.

15.  Я более раздражителен, чем обычно.

16.  Мне легко принимать решения.

17.  Я чувствую, что полезен и необходим.

18.  Я живу достаточно полной жизнью.

19.  Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.

20.  Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.

В результате опроса ни один человек не набрал сумму более 60 баллов. У 51-го опрошенного сумма не превысила 50 баллов. Сумма оставшихся 11-ти учащихся составила от 50 до 59 баллов.

Вывод: у 51-го опрошенного можно диагностировать состояние без депрессии, у остальных наблюдается легкая депрессия. Следовательно, зная результаты опроса, преподаватель должен выяснить, чем вызвано это «легкое состояние депрессии». Возможно, у испытуемого серьезные проблемы, которые он решить самостоятельно не может и ему нужна помощь.       

          

 

 

Понятие ''личность''.

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интересней объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Область явлений, изучаемых психологией, огромна.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности – восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств – потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важнейшая задача психологической науки – обнаружение тех психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность. Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет младенца позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду. Это отношение зафиксировано в понятии «индивид» – в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид. Но, являясь на свет, как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становиться личностью. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Закономерности психической деятельности человека и свойства его личности определяются конкретно-историческими условиями его жизни. Личностные особенности также не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут. Иногда личность понимается как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Однако личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений с окружающим миром.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляют понятие «индивидуальность». Что же такое индивидуальность человека? Личность каждого Человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условия для развития. Поэтому индивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока не становятся необходимыми в системе межличностных отношений. Итак, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

Соотношение биологического и социального в личности.

Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального.

Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю человечества. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции и позиции других людей. Культурное развитие индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку законов.

Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как биологическое существо. Его организм – это человеческий организм, а его мозг – это человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более, социально незрелым, беспомощным. Созревание и развитие организма человека с самого начала протекает в социальных условиях, которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим образом, не так как у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы раскрыть законы биологического развития человеческого индивида и особенности их действий в условиях его жизни в обществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является основанием, исходной предпосылкой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не с нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе как «tabula raza» (чистый лист, на котором жизнь пишет свои письмена) наукой не подтверждается. Человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивающей универсальную его готовность к развитию, в том числе и к развитию психическому.

Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии психического развития, а потом исчезают. Развитие организма – процесс постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей предпосылки психического развития. Таким образом, биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по разному в различные периоды.

В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов в разные периоды развития человека. Ученые доказали, что психические процессы развиваются только в деятельности человека и в ходе его общения с другими людьми. Для того чтобы выявить законы, управляющие психическим развитием человека, необходимо знать, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов. Не изучив биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психики речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, что мозг как основа психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности человека. Важнейшие стороны развития – это овладение исторически сложившимися способами деятельности и способами общения, освоение знаний и навыков и др.

Из всего сказанного выше сделать вывод: развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью.  Попытки представить личность как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов – очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, при других – как его предпосылка. При некоторых условиях играет роль содержания психического отражения, при некоторых – роль фактора, влияющего на психическое развитие, или причины отдельных актов поведения. Биологическое может быть и условием для возникновения психических явлений т. д.

Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и социальным. Это затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое – психическое – социальное». Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю.

Теории личности.

Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический.  Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом, выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам.

Среди типологических классификаций, разработанных в XX в., следует отметить типологии Кречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.

Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К. Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления:

1. Плодородный – отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).

2. Прожорливый – обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).

Точно также для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Это люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны. Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвал экстравертами, вторых – интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами – экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра - и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении, поэтому здесь легче всего определить, к какому типу вы относитесь.

 На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся убедительными. Однако они не способны охватить все многообразие и сложность человеческого поведения.

Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает естественный вопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическими факторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или тем, как он воспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе ожидать, что индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к доминированию и большую подвижность, чем невысокий упитанный человек?

Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другие исследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других индивидуумов.

Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др.), которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е. концепция собственного «Я», будет развиваться в соответствии со складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями. Роджерс называет подобную систему представлений реальным «Я».

Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное «Я»). К этому идеальному «Я» и стремится «Я» реальное.

В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к своему идеальному «Я», а именно здесь суть актуализации.

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности.  По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.

Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к «распылению» роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить. 

Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человеком собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.

Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности: « Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

О личности Петровский говорит также как о «сверхчувственном» качестве индивида. «Сверхчувственным» данное качество называют потому, что его нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств, свойствами – телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи мимики и др.

Рассматривая личность как «сверхчувственное» системное качество, А. В. Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности:

1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид.

2-й уровеньинтериндивидный. Здесь сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидных связей». Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.

3-й уровеньметаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих.

Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе – они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации – желание продолжить себя в других, стремление «быть настоящей личностью».

Объективная потребность в персонализации – потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других – может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.

Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др. – того, что называют богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика – «Ты меня уважаешь?» (это означает: «Есть ли что-нибудь от меня к тебе?»).

Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот «дар». Как тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами.

Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.