ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений.

Важнейшими элементами систем управления рисками являются:

- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;

- создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед председателем правления банка, руководитель подразделения кредитных рисков - перед заместителем председателя правления, т.е. перед членами высшего руководства банка;

- установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;

- определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;

- для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;

- все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

Таким принципам следует наш Центральный Банк, обязавший все коммерческие банки, имеющих лицензии на совершение операций на финансовых рынках, организовать службу внутреннего контроля подотчетную ЦБ РФ, состав которой утверждается так же ЦБ РФ.

Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь, что должно уберечь управляющих банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и комитет по управлению активами и пассивами банка .

Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка ( председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель аналитического отдела, два или более других руководителей банка высшего уровня.

      ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:

¨ разработка и мониторинг состояния политики кредитов;

¨ разработка политики рейтинга кредитов;

¨ разработка критериев для получения новых кредитов;

¨ делегирование полномочий по выдаче кредитов;

¨ установление ограничений на ссуды;

¨ регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч. риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля;

¨ разработка политики списания невозвращенных ссуд;

¨ разработка политики отслеживания всех ссуд;

¨ разработка политики возврата ненадежных ссуд;

¨ разработка политики замораживания кредитов;

¨ разработка стандартов кредитной документации;

¨ пересмотр согласия на выдачу кредита;

¨ пересмотр согласия на выдачу кредита;

¨ пересмотр политики определения стоимости кредитов;

¨ пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами;

¨ разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи;

¨ разработка критериев оценки работы ссудной администрации.        

В состав второго комитета включаются:

руководитель банка (председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель аналитического отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.

    ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА МОГУТ БЫТЬ:

¨ разработка ограничений по финансовым рискам;

¨ разработка процентной политики;

¨ разработка ограничений по валютным рискам;

¨ разработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций;

¨ разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами;

¨ определение основных источников финансирования банка;

¨ определение основных источников финансирования банка;

¨ управление рисками структуры капитала банка;

¨ контроль, за соблюдением банком законодательства в отношении рисков;

разработка критериев оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка и др.  

Названные комитеты должны:

¨ создавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками;

¨ определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;

¨ при необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка;

¨ разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы их оценки и регулирования.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.