Строительный подряд (ст. 740-757)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральное место в составе выделенных в главе 37 видов договоров, несомненно, занимает строительный подряд, регулируемый 3 главой Кодекса. При установлении пределов действия параграфа "Строительный подряд" определяющее значение должны иметь общие для всего строительства признаки. Имеется в виду, что в отличие от промышленности и сельского хозяйства в строительстве конечный продукт неподвижен (создаваемые и подготовленные к вводу в действие объекты производственного и непроизводственного характера всегда связаны с землей), индивидуален (даже объекты, построенные по одному и тому же проекту, отличаются один от другого) и рассчитан на продолжительную эксплуатацию.

Строительство обычно ведется на открытом воздухе, на действующих предприятиях, с постоянной сменой рабочего места; продолжается в течение длительного периода и требует на промежуточных стадиях определенного "задела"; производится в соответствии с утвержденной (согласованной) технической документацией, при этом предполагается активное и многостороннее участие заказчика на стадиях, предшествующих сдаче готового объекта.

Самостоятельность и сложность строительного подряда, а равно необходимость диверсификации договоров предполагают развитие их примерных условий, основанных на правовой базе, которая определена ст. 427 ГК.

Одним из главных признаков подряда, определяющих основы взаимоотношений сторон данного договора, является распределение между ними риска. Решение вопроса в указанного вида договорах совпадает с тем, которое содержится в общих положениях об этом договоре (ст. 705 ГК). Применительно к строительному подряду действует и п. 2 ст. 705, определяющий последствия просрочки в передаче или приемке предмета договора.

Пункт 2 ст. 742 ГК, который указывает, что страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принимать необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая, имеет значение потому, что дает возможность стороне, в пользу которой осуществлено страхование, взыскать с контрагента сумму убытков, не покрытую страховым возмещением (имеется в виду главным образом договорное страхование). При страховании ответственности за причинение вреда другим лицам следует руководствоваться ст. 931.

Подрядчик обязан, если иное не предусмотрено договором, выполнить всю указанную в технической документации и смете работу. При этом не имеет значения, кто именно - заказчик или подрядчик - их предоставил.

Подрядчик вправе, а при определенных обстоятельствах и обязан требовать изменения проектной документации и сметы. В случаях, указанных ГК, аналогичным правом обладает и заказчик. На подрядчика возлагается обязанность при обнаружении в ходе строительства необходимости выполнить дополнительные, то есть не учтенные в технической документации, работы ставить об этом в известность заказчика, отмечая одновременно, каким изменениям должна подвергнуться проектная документация и смета.

Заказчику предоставляется срок в 10 дней для дачи ответа, после чего он обязан, если иное не предусмотрено договором, приостановить работы. Если подтверждается, что такие работы были действительно необходимы (а это в случае спора предполагается), подрядчик вправе требовать возмещения вызванных приостановлением работ убытков.

Вопросы распределения между сторонами обязанностей по обеспечению строительства материалами и оборудованием решаются в ст. 745 в принципе так же, как и в общей норме - ст. 704 ГК. Предполагается, что данная обязанность лежит на подрядчике, если обязанность обеспечить строительство материалами и оборудованием полностью или частично не возложена договором на заказчика.

При заключении договора строительного подряда, учитывая возможность банкротства контрагента, каждая из сторон особенно заинтересована в таких способах обеспечения исполнения его обязательств, которые исключали бы необходимость конкурировать с другими кредиторами контрагента.

ГК особо выделяет случаи, при которых на заказчика возлагаются дополнительные обязанности, вытекающие из особенностей отношений сторон. При строительстве зданий и сооружений возникает необходимость своевременного предоставления заказчиком земельного участка. Диспозитивная на этот счет норма (п. 1 ст. 747) возлагает на заказчика такую обязанность. Площадь и состояние участка обычно уточняются в договоре. Если такое указание в нем отсутствует, следует руководствоваться общим, содержащимся в соответствующей статье требованием: площадь и состояние участка должны обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение, а также завершение в срок. Та же ст. 747 ГК предусматривает в значительной части то, что обычно именовалось в правилах выполнения подрядных работ "услугами заказчика". Речь идет о передаче заказчиком в случаях и в порядке, предусмотренных договором, в пользование подрядчику необходимых ему для работ зданий и сооружений, обеспечении транспортировки грузов в его адрес, временной подводке сетей энергоснабжения, водо- и паропровода, а также об оказании других услуг.

Подрядчик и заказчик связаны единой целью - выполнить работы и сдать результат в соответствии с договором строительного подряда. Поэтому применительно к данной разновидности подряда установлено правило о сотрудничестве сторон в ходе исполнения своих обязательств. В частности, предусмотрено, что обе стороны должны принимать все зависящие от них разумные меры по устранению возникших препятствий к выполнению работ. Та из сторон, которая не выполнила указанной обязанности, должна возмещать возникающие в подобных случаях убытки и иные расходы, не подпадающие под признаки убытков. Последние подлежат возмещению только при условии, если это указано в договоре.

На подрядчика возлагается обязанность в ходе строительства соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. На него возлагается ответственность за нарушение отмеченной обязанности.

Следует иметь в виду, что заказчики обязаны показывать в статье "Незавершенное производство" затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учитываемые на счетах бухгалтерского учета раздела "Затраты производства" Плана счетов бухгалтерского учета. К этому надо добавить, что строительные и другие организации, которые осуществляют в текущем году расчеты с заказчиками в соответствии с заключенными договорами за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, используя для такого учета счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам", отражают по указанной статье стоимость полностью оплаченных заказчиком этапов. Важно подчеркнуть, что заказчик зачисляет на свой баланс стоимость работ только по окончании всех этапов.

Подряд на выполнение проектных и

изыскательских работ (ст.758-762)

В определении договора индивидуализация его как разновидности подряда проявляется в характере самих работ и в их результате. Имеется в виду, что работы, как видно из названия параграфа, являются проектными и изыскательскими, а их результат выражается в определенных документах, в частности в разработанной технической документации. При этом работы выполняются по заданию заказчика, который обязуется принять и оплатить результат работы.

Результат работы - проектная документация - представляет собой юридический акт, который подлежит утверждению компетентными органами. К тому же проектная документация составляет часть договора со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подрядчик должен получить по общему правилу задание (задание на проектирование и(или) проведение изыскательских работ) в виде исходных данных, которые служат необходимой и достаточной основой для выполнения соответствующих работ. Возможен вариант, при котором задание по поручению заказчика готовит сам подрядчик (исполнитель). Указанное различие, как вытекает из п. 1 ст. 759 ГК, имеет значение только для установления времени, с которого проект становится обязательным для подрядчика. Подготовленное подрядчиком задание приобретает обязательную силу с момента утверждения его заказчиком. Из смысла п. 1 ст. 759 можно сделать вывод, что подготовленные заказчиком или по его заданию третьим лицом исходные данные становятся обязательными с момента получения их подрядчиком.

Исходные данные, отмечено в п. 2 ст. 759 Кодекса, обязательны для подрядчика. Он вправе отступать от них только с согласия заказчика. Вместе с тем исходные данные, переданные или одобренные заказчиком, порождают для него определенную связанность, которая состоит в том, что они устанавливают пределы его права. Соответственно исполнение обязательства подрядчиком может быть признано ненадлежащим только при условии, если результат работ расходится с заданием и иными исходными данными.

Отмеченное обстоятельство нашло отражение в п. 1 ст. 760 ГК, посвященном обязанностям подрядчика. Включенный в него перечень обязанностей начинается с необходимости выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными.

Пункт 2 ст. 761 ГК возлагает на подрядчика обязанность по требованию заказчика безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки. Последняя норма носит диспозитивный характер: она предусматривает возможность установления иных, кроме указанных в п. 1 ст. 761, последствий.

Заключении договора рекомендуется обсудить возможность использования некоторых норм из параграфа, посвященного строительному подряду, например об участии в эксплуатации результата работ (п. 2 ст. 740). Подразумевается участие подрядчика в надзоре за реализацией проекта, в устранении недостатков за счет заказчика (ст. 757) и др. Однако следует иметь в виду, что данные нормы могут использоваться при условии, если они превратятся в пункты договора. А для этого в него необходимо либо включить отсылку к данным статьям, либо воспроизвести в нем их текст. Если это не будет сделано, остается только один вариант - тот, о котором шла речь выше.

Подрядные работы для государственных нужд (ст. 763-768)

Потребность в особом регулировании данных отношений возникает в экономике, построенной на началах свободной реализации товаров, работ и услуг. Смысл принятия подобных норм состоит в том, что для конкретной весьма узкой области отношений, связанных с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается специальный режим.

Правовой формой, используемой в рассматриваемой области, служит государственный контракт на выполнение подрядных работ (далее государственный контракт). Он имеет тот же предмет, что и строительный подряд либо подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 740, п. 2 ст. 763). Вместе с тем государственный контракт обладает рядом принципиальных отличий от того и другого договора. Имеются в виду прежде всего строго определенные цели государственного контракта, источники финансирования, состав сторон, а также порядок заключения и изменения государственного контракта.

Конкретная цель заказов на выполнение работ - реализация федеральных и межгосударственных целевых программ, развитие и создание производственного потенциала в соответствии с направлениями структурной политики Правительства Российской Федерации, развитие общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга, строительство отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экономической сферы общегосударственного значения, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны. Указанными целями определяются в конечном счете источники финансирования, в качестве которых выступают средства соответствующего бюджета и внебюджетные средства.

В качестве одного из контрагентов выступает, как установлено в ст. 764 ГК, государственный заказчик, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами. Согласно действующему порядку государственного заказчика определяет в каждом случае Правительство РФ и ему выделяются необходимые федеральные средства, включая валютные. Государственный заказчик признается ответственным перед Правительством РФ за выполнение программы.

Государственные контракты заключаются на конкурсной основе. Исключение из этого правила предусмотрено для тех, для кого заключение договоров является обязательным. Имеются в виду организации, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке, а также казенные предприятия. И те и другие вправе отказаться от заключения государственного контракта только при условии, если его размещение влечет убытки для производства. Заказы на вновь начинаемое строительство для федеральных нужд передаются на основе подрядных торгов.

Организация, о которой идет речь в ст. 764 Кодекса (в этой роли может выступать не только предприятие, но и учреждение), назначается государственным заказчиком, который в своих действиях руководствуется решением Правительства РФ. Таким образом, в указанном случае государственный заказчик ограничивается административными функциями по отношению к заказчику и в договорных связях с подрядчиком не участвует.

 

Заключение

Часть вторая Гражданского Кодекса посвящена и таким видам обязательств (возникающих на основе многочисленных договоров, а также односторонних действий участников имущественных отношений) как:

n выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769-778);

n возмездное оказание услуг (ст. 779-783);

n перевозка (ст. 784-800);

n транспортная экспедиция (ст. 801-806);

n заем и кредит (807-833);

n финансирование под уступку денежного требования (ст. 824-833);

n банковский вклад (ст.834-844);

n банковский счет (ст.845-860);

n расчеты (ст. 861-885);

n хранение (ст. 866-926);

n страхование (ст. 927-970);

n поручение (ст. 971-979);

n действия в чужом интересе без поручения (ст. 980-989);

n комиссия (ст. 990-1004);

n агентирование (ст. 1005-1011);

n доверительной управление имуществом (ст. 1012-1026);

n коммерческая концессия (ст. 1027-1040);

n простое товарищество (1041-1054);

n публичное обещание награды (ст. 1055-1056);

n публичный конкурс (ст.1057-1061);

n проведение игр и пари (1062-1063);

n обязательства вследствие причинения вреда (1064-1101);

n обязательства вследствие неосновательного обогащения (1102-1109)

Как видно из приведенных примеров, договоры являются источником возникновения гражданско-правовых обязательств. Вместе с тем обязательства возникают и из иных оснований, предусмотренных законодательством, никак не связанных с договором.

Они могут возникнуть вследствие причинения вреда (деликтные обязательства). Содержание такого обязательства составляют обязанность лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина (юридического лица), возместить его в полном объеме и соответственно право потерпевшего лица потребовать возмещения причиненного вреда (ст. 126 Основ).

Сейчас актуальное значение имеют положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения (ст. 133 Основ). Должником в таком обязательстве является лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица (кредитора) и поэтому обязано возвратить последнему неосновательно полученное имущество. Кроме того, лицо, неосновательно получившее имущество, обязано возвратить или возместить все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества. На сумму неосновательного денежного обогащения начисляются проценты за пользование чужими средствами в размере средней ставки банковского процента, существующей в месте нахождения кредитора.

В ряде случаев источником возникновения обязательств может служить судебное решение, например в ситуации, когда на рассмотрение суда сторонами переданы разногласия, возникшие при заключении договора. При таких обстоятельствах условия договора (а значит, и соответствующие обязательства сторон) определяются на основании решения суда (ст. 446 ГК).

Обязательства могут возникнуть также из сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, а также вследствие иных действий и событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Необходимо отметить, что общая часть обязательственного права представляет собой наиболее традиционный институт гражданского права, поэтому его обновление в новом Кодексе шло в основном по пути совершенствования и уточнения ранее действовавших норм, за исключением положений об обеспечении исполнения обязательств, содержащих немало новелл, а также нового для российского законодательства подраздела, посвященного общим положениям о договорах.

Часть вторая ГК распространяет свое действие либо в целом на те обязательства, которые возникли после введения ее в действие, либо на те конкретные права и обязанности ранее существовавших или возникших обязательств, которые появились с 1 марта 1996 года. Так, при необходимости расторжения договора, заключенного до 1 марта 1996 года, но сохраняющего действие после этой даты, сторонам придется руководствоваться императивными (не подлежащими изменению по соглашению сторон) правилами части второй ГК, посвященными основаниям, последствиям и порядку расторжения конкретных видов договоров (ч. 2 ст. 8 Вводного закона). Диспозитивные же правила закона стороны используют по своему соглашению.

Часть вторая ГК значительно расширила защиту имущественных прав и интересов граждан в обязательствах из причинения вреда, в том числе при причинении им имущественного вреда незаконными действиями государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, а также правоохранительных органов (ст. 1069, 1070), уделив особое внимание необходимости максимально полного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (ст. 1085-1094). В интересах граждан эти возможности также получили обратную силу. Они распространены на потерпевших, которым вред был причинен до 1 марта 1996 года и остался невозмещенным (ст. 12 Вводного закона).



Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.