Вступление в силу законодательных актов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:  

• указанного в самом законодательном акте;

• через десять дней после официального опубликования законодательного акта.

С 1 января 2001г. официальными изданиями для законов являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; «Народная газета» (на русском языке); газета «Звязда» (на белорусском языке).

Для декретов Президента официальными изданиями являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».

¹ Закон РБ от 10.01.2000г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»(Гл.16)

 

Некоторые законодательные акты (кодексы) вводятся в действие специальными законами. Это касается Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, вступивших в силу с 1 января 2001г. Исключением из правил является Гражданский процессуальный кодекс, который согласно ст.562 ГПК должен был вступить в силу со дня его официального опубликования (Национальный реестр правовых актов №18 от 17.03.1999г.). В действительности же ГП был введен в действие Декретом Президента РБ от 05.03.1999г. №9 одновременно с ГК РБ с 1 июля 1999г.

Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, законодательные акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.¹

 

 

 


¹ Закон РБ от 10.01.2000г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»(Ст.65)

Глава 4. Проблемы совершенствования процесса права в деятельности парламента.

 

Совершенствование процесса права – одно из важнейших направлений развития правовой системы. Это весьма сложный и постоянный процесс. От состояния права зависит наличие связей между всеми элементами правовой системы, а также между ней и иными социальными системами (экономической, политической и др.). Анализ права помогает более предметно выявить как позитивные черты, так и недостатки всех элементов правовой системы, очертить пути их дальнейшего реформирования.

Не секрет, что законодательные акты носят переходный характер и содержат многочисленные недостатки: низкое качество законодательных актов с точки зрения юридической техники, наличие устаревших законодательных актов, пробелы в некоторых отраслях права, наличие дублирующих норм, коллизии отдельных положений законодательных актов, чрезмерная абстрактность законодательных актов, регулирование общественных отношений неадекватными законодательными актами.

Эти недостатки – есть результат игнорирования научных технологий создания законов, отсутствия прогнозирования последствий принятия конкретного законодательного акта, несоблюдения иерархии законодательных актов и, в ряде случаев, непрофессионализма законотворческого органа. ¹

Таким образом, возникает ряд первоочередных задач совершенствования процесса права в Республике Беларусь: прямая отмена законодательных актов исчерпывающих себя, восполнение пробелов в законодательстве, устранение коллизий и дублирующих норм в законодательных актах, использование рекомендаций ученых при законотворчестве, систематизация, в первую очередь – кодификация законодательных актов, действенная реализация общепризнанных принципов

¹ Круглый стол журнала «Советское государство и право». О понимании советского права – Сов. гос. и право, 1979, №8,с.63; Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.,1977, с.52-53.

правового государства и норм международного права.

Только при решении этих задач можно говорить об улучшении процесса права в Республике Беларусь. Все это предполагает необходимость совершенствования уже созданных законодательных актов, их развития на принципиально новых началах. Осуществление этих задач должно строиться на научно обоснованных подходах, использовании основополагающих общепризнанных принципов правового государства и, в то же время, отказа от механического заимствования законодательных норм правовых систем государств.

Работу по совершенствованию права целесообразно проводить в рамках создания Свода законов Республики Беларусь. Все действующие законодательные акты Республики Беларусь подлежат включению в Свод законов Республики Беларусь. Свода законов Республики Беларусь является официальным изданием и поддерживается в контрольном состоянии Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Одним из необходимых условий совершенствования процесса права является реализация принципа научности. В этой связи следует сделать вывод, что современный законодатель вынужден использовать в своей деятельности законы науки и другие научные данные. В философии можно считать устоявшимся мнение о том, что законы науки существуют относительно самостоятельно, представляют собой особую группу законов¹. Будучи сформулированными, они в той или иной мере обособляются ей, как особые независимые явления. Существование законов науки наряду с социальными законами и законодательными актами выдвигает целый ряд вопросов: как взаимосвязаны общественные отношения с законами науки? Должен ли законодатель всегда смотреть на регулируемые им общественные отношения сквозь призму науки? Как должен поступать законодатель, если

¹ Круглый стол журнала «Советское государство и право»,1979г.,№7,с.71

 

научных данных о регулируемых им отношениях нет либо они противоречивы?

При исследовании вышеуказанных вопросов следует сделать два замечания. Первое состоит в том, что, поскольку законы науки не всегда соответствуют объективным социальным законам, у законодателя складывается предубеждение против законов науки и иных научных данных. Противопоставление законам науки практического опыта оправданно, однако, в том случае, если предубеждение против научных данных не перерастает в недоверие к науке и пренебрежение ее данными. Понимание законодателем того обстоятельства, что искажение в науке подлинной картины объективных социальных процессов происходит в силу естественной, свойственной научному познанию объективной закономерности, что оно просто неизбежно, а сила научного познания велика, но все же ограничена, ориентирует его на иные пути, способы и формы получения знания о регулируемых им общественных отношений, в том числе на отечественный и зарубежный опыт нормотворчества, иные способы познания мира. Второе замечание касается смягчения неточности и неполноты отражения социальных законов уже в нормах права. Дело в том, что современный законодатель очень часто использует лишь определенную. Порой – выгодную ему часть научных данных и пренебрегает всей полнотой видения тех или иных социальных проблем. Такой подход к использованию науки в правотворческом процессе искажает существо и содержание регулируемых общественных отношений. В этом отношении использование законодателем полного объема накопленных научных данных, несомненно, предпочтительнее использования их части.

Подобно законам науки, норма права носи абстрактный характер. Он отвлекается, абстрагируется даже от некоторых свойств объективного социального закона. В то же время абстрактность нормы права имеет важное отличие от абстрактности закона науки. Даже у самой общей по своему содержанию нормы права есть предел (граница) абстрактности. Правовая норма законодательного акта очерчивается хотя бы минимальными регулятивными возможностями юридической силы, выход за рамки которой превращает данную норму в декларацию, а ее существование становится практически бесполезным, а потому и бессмысленным. Предела же абстрактности законам науки поставить практически нельзя. Абстрактность нормы права имеет однобокий, избирательный характер. Это означает, что правовая норма не может не учитывать и не отражать конкретных форм проявления объективных общественных отношений. По поводу соотношения абстрактности нормы права с ее конкретизацией в ст. 23 Закона «Онормативных правовых актах Республики Беларусь» отмечено, что «при изложении правовых норм законодательного акта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок»¹.

Из положения о закономерности неточностей в отражении в законах науки законов вытекает несколько важных выводов. Прежде всего, следует отметить то, что, ориентируясь на законы науки, законодатель не всегда сможет до конца воплотить в практике нормотворчества требование об адекватности норм права реальным общественным отношениям. Не слабость науки, не ошибки и некомпетентность законодателя (в чем его часто упрекают и что имеет иногда место на самом деле) тому причиной, а особенности самого процесса познания социальной действительности и перевода объективной логики содержания социальных законов вначале на язык законов науки, а затем и на язык нормы права. Процесс перевода социальных законов на язык нормы права предметно изучен белорусской наукой и закреплен законодательно. Так в главе 8 Закона «О нормативных актах Республики Беларусь» закреплены языковые требования, предъявляемые к тексту законодательного акта, и его терминология. ²  В соответствии с вышеуказанным законом текст законодательного акта должен составляться лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное

¹ Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №6. С.41

² Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №6. С34.

толкование норм. Терминология законодательного акта должна формулироваться с использованием общепринятых слов и сочетаний.

Мы пришли к выводу, что проблема адекватного отражения в норме права регулируемых общественных отношений состоит не только в том, чтобы постигнуть в полной мере их природу, выяснить содержание и т.д. Это задача не столько законодателя. Сколько общества в целом и науки в частности. Существо проблемы состоит в выяснении того, как и насколько искажается реальная картина общественных отношений в результате ее научной интерпретации, а затем юридического оформления. Такое понимание вопроса помогает сориентировать законодателя на то, чтобы предусмотреть в законах и правовой системе в целом механизмы и процедуры, позволяющие по возможности блокировать неизбежные в законотворчестве искажения подлинной природы общественных отношений

Насколько точно норма законодательного акта отражает закономерности общественных отношений, может определить только практика осуществления данной нормы. Только практика может показать, будет тот или иной законодательный акт стабильным или нет. Поэтому о юридическом законе можно говорить как о стабильном лишь в том смысле слова, что он должен отражать закономерную, устойчивую связь явлений. При этом следует понимать условность стабильности в юридической науке.

Именно поэтому Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» запрещает изменение законодательного акта ранее, чем через год после его принятия. И одновременно с этим та же статья допускает изменение норм права в вышеуказанных актах в исключительных случаях на основании требования законодательного акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или решениями Президента Республики Беларусь

¹ Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №6. Ст.38.

 

В законотворчестве, как и любом творчестве, ведущим является принцип «лучше меньше да лучше». Преобразования требуют закрепления достигнутого, отражения в праве нового     состояния общественных

отношений. К настоящему времени в стране по данным Национального реестра правовой информации Республики Беларусь действует более 20 000 нормативных актов. Столь стремительный рост объема национального законодательства вызван объективной необходимостью урегулирования новых, зарождающихся впервые общественных отношений. В то же время создание столь объемного правового массива в короткие сроки не может не породить негативных последствий. Такое законодательство является несовершенным, ему присущ ряд существенных недостатков, и применение его значительно затруднено. Поэтому важное место в системе организационно-политических мероприятий, проводимых в правовой области, занимает кодификация. В результате ее осуществления законодатель разрешает целый комплекс проблем, возникающих в процессе функционирования и развития правовой системы. Не случайно кодификацию законодательства в современный период называют неотъемлемой частью правовой реформы.

Законодательство Республики Беларусь дает следующее определение понятию «кодификация», как виду нормотворческой деятельности «кодификация — вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений». ¹       

Кодификационная обработка правового материала обеспечивает высокую согласованность, взаимосвязанность, непротиворечивость, логичность

¹ Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №6. Ст.32.

 

нормативно-правовых предписаний, образующих различные структурные звенья в системе законодательства, позволяет существенно изменить его качественные характеристики в целях приведения действующих правовых норм в соответствие с новыми условиями и потребностями социального  развития, ориентирует нормотворческую деятельность на использование положительного опыта всех предшествующих правовых решений. Кодификация оказывает системное воздействие на состояние и развитие законодательства, затрагивая одновременно и форму, и содержание нормативных правовых актов, правотворческий процесс и законодательную технику, деятельность по систематизации законодательства и правоприменению. Такие свойства кодификации, являющейся важнейшим условием эффективного правового регулирования общественных отношений, приобретают особое значение в последнее время, когда решаются задачи по созданию целостной системы управления экономикой, обеспечению комплексного развития республики и регионов, осуществляется политическая и аграрная реформа, ведется активная работа по формированию правового государства. Проблема кодификации органически взаимосвязана с такими важнейшими вопросами правовой теории, как понимание сущности права, соотношение системы права и системы законодательства, эффективность правового регулирования и др. Однако ее глубинные предпосылки системе базисных общественных отношений, отражением которых должны выступать право и законодательство. Из этого следует, что одним из существенных признаков законодательства является его системность, т. е. свойство быть системой согласованных, непротиворечивых, тесно взаимосвязанных нормативно-правовых предписаний. Вместе с тем развитию системных свойств в законодательстве противостоят антисистемные тенденции, обусловленные возникновением противоречий как между объективным и субъективным в праве, так и в правовой системе в целом. В этой связи возникает объективная необходимость в осуществлении перманентных мер по совершенствованию содержания и формы нормативно-правовых предписаний, наиболее действенные из которых получают свое воплощение в кодификации. Для кодификационных работ большое значение имеет вопрос о критерии дифференциации нормативного материала на однородные по своему характеру, относительно обособленные структурные звенья. Это обусловливается большими масштабами и чрезвычайно содержательным разнообразием правового массива. Решение данного вопроса зависит от установления правильного соотношения между такими юридическими явлениями, как система права и система законодательства. Каждая из указанных систем характеризуется своеобразным внутренним строением. Наиболее крупным элементом, опосредствующим и систему права, и систему законодательства, выступает отрасль. Именно отрасли исполняют роль системообразующих критериев интеграции нормативно-правовых предписаний в процессе их кодификации.

Наряду с кодификацией законодатель использует другие формы совершенствования процесса права, в частности инкорпорацию и консолидацию. В ходе их осуществления обширный разрозненный нормативный материал посредством технической и редакционной обработки приводится в более согласованное состояние. Однако использование данных форм возможно только до того предела, пока возникающие противоречия и другие недостатки могут быть преодолены посредством внешней обработки нормативных актов. В генетическом плане инкорпорация и консолидация предшествуют кодификации и являются ее нормативной базой.

 В тех случаях, когда в законодательство требуется включить предписания с новым содержанием и привести его в соответствие с условиями экономического, политического и социально-культурного развития, применяется кодификация. В ходе кодификации ликвидируются содержащиеся в законодательстве пробелы пересматриваются устаревшие, опровергнутые развитием общественных отношений нормативные предписания, законодательство дополняется положениями нового содержания. Наиболее важными признаками кодификационной деятельности являются изменение содержания правового регулирования и упорядочение действующего законодательства. В процессе кодификации совершенствуется и форма, и содержание права, что обеспечивает воплощение назревших в нем вопросов общественного развития. Подготовка и принятие кодификационных актов требует усложнения нормотворческой процедуры.

Таким образом, использование законодателем кодификационных приемов и форм обработки правового материала позволяет резко повысить роль права, изменить его социально-политическое содержание, формально- юридически совершенствовать социальное развитие.

   

¹Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия .Советское государство и право, 1983 г.,№10, №29

 

 


Заключение

 

Таким образом, смысл правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и дальнейшего применения нормативного правового акта.

Возрастание роли права и правового регулирования потребовало качественного улучшения законодательной деятельности.

Правовое государство не может не придавать особого значения и систематизации права, его упорядоченности, согласованности и непротиворечивости всех его частей. Правовая система должна быть чуткой к процессам общественной жизни.

Правовое государство предполагает также и стабильность законодательства. Без этого право теряет свой авторитет. Частая смена правовых форм - свидетельство того, что не найдены рациональные законодательные решения. Не способствует авторитету права множественность правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос. Правильным является утверждение, что законы, которые часто меняются, перестают работать. Частая смена законов говорит о том, что правовая сторона решаемой проблемы недостаточно проработана. Можно сделать и другой вывод законодатель не придал должного значения закону, как социальному регулятору общественных отношений.

Сейчас становится ясно, что без использования качественной теории, без точной научной экспертизы не должен приниматься и реализовываться ни один нормативный правовой акт.

История и практика наших дней показали, что юридическая наука в целом и правотворчество в частности должны, основываясь на общепризнанных человеческих ценностях и идеалах гуманизма, выработать новую концепцию совершенствования системы права. Эта концепция в свою очередь должна найти свою основу в принципах правового государства.

В связи с вышесказанным, одними из приоритетных, первоочередных проблем в исследовании и совершенствовании правотворчества Республики Беларусь должны быть проблемы законодательного закрепления принципов правового государства.

 

 

Литература

 

 

1.Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г)

2.Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». //                            Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №6.

3.Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента РБ 10.12.1999 №22 и вступившим в силу с 1 января 1999г.

4.Общая теория государства и права: Курс лекций/под общ.ред.А.Ф.Вишневского.-Мн.:Тесей,1998

5.Колесников Е.В. Обычай как источник советского государственного права

6.Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия.

Советское государство и право, 1983г.

7. Журнал «Главный бухгалтер» №5,февраль2001. ( Комментарий к Закону Республики Беларусь от 10 января 2001г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.