Организация социально-гигиенического мониторинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

       Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

       Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

       Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

       В рамках мониторинга используются данные наблюдения:

- за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук и др.), социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации);

- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства Российской федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской федерации по статистике и подведомственными им организациями);

- за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);

- за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом Российской федерации по статистике, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);

- за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством экономического развития и торговли Российской федерации и подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы);

- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, государственной ветеринарной службы РФ, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации).

Целью создания данной системы является:

1) выявление приоритетных социальных, экологических, санитарных, медико-социальных проблем охраны здоровья населения;

2) разработка обоснованных региональных программ, направленных на снижение заболеваемости или отрицательных последствий загрязнения окружающей среды;

3) обеспечение информационной поддержки органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологического надзора, экологической и социальной защиты по мерам первичной профилактики.

Помимо традиционно используемых критериев здоровья (рождаемость,смертность,

 общая и инфекционная заболеваемость и др.) в системе мониторинга предлагается изучение и оценка распространенности предпатологических состояний населения на основе анализа иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечно-сосудистой и респираторных систем.

       При проведении социально-гигиенического мониторинга важно знать, какой вклад вносит фактор риска в общую заболеваемость группы людей или населения изучаемого региона. Такого рода информация необходима для определения приоритетных факторов риска, а также важна для административных органов системы здравоохранения при определении приоритетов при распределении материальных ресурсов.

           

2.Цели II этапа социально-гигиенического мониторинга

 и документы, регламентирующие осуществление СГМ.

Основными целями и направлениями деятельности госсанэпидслужбы по выполнению

II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга, который ведется в настоящее время, являются:

• организация сбора и оценка информации об уровнях загрязнения атмосферного воздуха и питьевой воды в условиях реальной экспозиции, создаваемой источниками загрязнения;

• выявление и инвентаризация приоритетных химических веществ, уровни которых превышают нормативы (в соответствии с «Временным перечнем…»), создание баз данных по загрязнению атмосферного воздуха и питьевой воды;

• определение возможного влияния приоритетных химических веществ на заболеваемость населения в соответствии с направленностью действия этих веществ на отдельные системы организма;

• определение количества населения, находящегося под воздействием каждого их выделенных приоритетных химических веществ. Анализ заболеваемости каждого из выделенных контингентов с целью возможного установления связи между заболеваемостью и направленностью действия приоритетных химических веществ.       

       Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на основании следующих документов:

- Закон Российской федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 1999 г.;

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» № 426 от 01.06.2000 г.;

- Постановление администрации Нижегородской области «О введении социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области» № 53 от 14.03.2001 г.;

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» № 622 от 23.08.2000 г.;

- Приказ Минздрава России «Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга» № 334 от 27.08.99 г.;

- Приказ Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области и ЦГСЭН в Нижегородской области «Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области» № 808-в/137-в от 02.11.99 г.;

 

 

3.Показатели социально-гигиенического мониторинга.

Показатели, необходимые для ведения СГМ и проведения анализа связи между

факторами окружающей среды и здоровьем населения, можно подразделить на три типа:

1. Показатели факторов среды обитания;

1.1 Атмосферный воздух;

Существующая система мониторинга воздушной среды имеет несколько положительных качеств, например, однородность данных, количество наблюдаемых загрязнителей, подготовленный и опытный штат сотрудников, система записи и хранения данных.

       Мониторинг качества атмосферного воздуха в Российской Федерации осуществляют органы и учреждения Госсанэпидслужбы Минздрава России, Росгидромета, Госкомэкологии России.

       Государственная сеть мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводит наблюдения за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах.

Система наблюдения базируется на сети пунктов, которые устанавливаются в городах в местах, определенных целью исследования.

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся регулярно в 219 городах и поселках на 621 стационарных постах Росгидромета (1999 г.), 3 раза в день без ночных проб.

Список контролируемых веществ состоит преимущественно из 5 основных ингредиентов (взвешенные вещества, СО, NO2, SO2, фенол), отдельных металлов (свинец, кадмий, ртуть, мышьяк и др.), бензапирена и других специфических веществ, характерных для отдельных территорий. Количество определяемых веществ подчас зависит от экономических возможностей и требовательности надзорных органов.

Учреждения госсанэпидслужбы осуществляют лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха, в основном, на территориях вблизи источников загрязнения (маршрутные и подфакельные исследования).

Вся информация об уровнях загрязнения атмосферного воздуха, получаемая, как на постах Росгидромета, так и госсанэпидслужбой, может использоваться для ранжирования территорий с выделением наиболее загрязненных и ориентировочного определения приоритетов, требующих дальнейшего наблюдения и изучения.

Второй этап СГМ включает:

- перечень веществ, контролируемых на стационарных и маршрутных постах, в том числе госсанэпидслужбой (с превышением ПДК от 2 до5 и более 5);

- ведущие источники загрязнения атмосферного воздуха (отрасль промышленности, перечень веществ по кратности превышения ПДК);

- перечень веществ, которые выделены как приоритетные, но не контролируются;

- суммарный показатель загрязнения атмосферного воздуха;

- название административных территорий с контролем на стационарных и маршрутных постах, в том числе госсанэпидслужбой;

- перечень веществ, контролируемых на административных территориях;

- перечень административных территорий субъекта РФ с наибольшим уровнем загрязнения и указанием приоритетных загрязнителей и отраслей промышленности;

- ранжирование субъектов РФ по кратности превышения ПДК наиболее распространенных веществ (количество проб), по наиболее опасным веществам и по количеству населения подверженного воздействию.

Конечной целью мониторинга атмосферного     воздуха с целью оценки

влияния последнего на состояние здоровья населения является обобщение результатов расчета количественных характеристик этого влияния, т.е. получение характеристик экспозиции.

       Второй этап СГМ включает по отчетным формам элементы показателей профиля экспозиции – среднегодовые концентрации, распределение концентраций по уровням – с превышением от 2 до 5 ПДК, более 5 ПДК. На данном этапе это распределение дается по количеству проб, а оптимальным для экспозиции – по времени воздействия.

 

1.2 Питьевая вода;

Производственный контроль за качеством питьевой воды в точках водозабора наружной

и внутренней водопроводной сети в РФ осуществляется организациями, эксплуатирующими системы водоснабжения или по договорам с ними другими организациями, аккредитованными в установленном порядке.

       Выборочный контроль за качеством питьевой воды в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети осуществляют Центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

       В рамках II этапа СГМ группировка и обработка данных о качестве питьевой воды дифференцирована в зависимости от уровня (местный, субъект Федерации, федеральный). Внедрение этого этапа СГМ позволяет характеризовать загрязнение питьевой воды по конкретным водопроводам и приоритетным загрязнителям в зависимости от причины их появления (загрязненный источник, обработка воды, транспортировка воды и др.). При этом имеется возможность сравнить перечень реально контролируемых веществ в питьевой воде с необходимыми, обоснованными результатами исследований или санитарной ситуацией.

       Форма представления информации о качестве питьевой воды с уровня субъекта Федерации на федеральный уровень включает группировку данных, позволяющих ранжировать административные территории по характеру и интенсивности загрязнения питьевой воды.

       Принципиально важным является то, что по всем уровням информации должны содержаться сведения о численности населения экспонированного к питьевому фактору.

       Для оценки воздействия питьевой воды на состояние здоровья населения важно установить, какие из химических соединений преобладают в питьевой воде, и идентифицировать индикаторные химические вещества, легко анализируемые и предсказывающие потенциальные экспозиции к другим токсическим соединениям.

       Однако, ряд проблем, связанных с качеством первичной информации об уровнях загрязнения питьевой воды, остается нерешенным.

       Так, количество минимально отбираемых проб в распределительной сети зависит от численности населения, которое обслуживается данной водопроводной системой. При численности до 100 тысяч человек число проб по всей сети составляет 100 в месяц, при численности более 100 тысяч человек на каждые дополнительные 5 тысяч добавляется одна проба. Таким образом, на протяжении месяца количество отобранных проб в одной «точке» может варьировать от 1 до 100 в месяц. Хотя «точки» на водопроводной сети должны согласовываться с ЦГСЭН, критериев для выбора, основанных на требованиях оценки экспозиции в действующих нормативно-методических документах нет.

       Не в полной мере требованиям оценки экспозиции отвечает методика отбора проб, согласно которой вода для анализа отбирается после 10-15 минутного слива. При этом именно в первой порции отобранной воды химические вещества присутствуют в максимальных концентрациях.

 

   Второй этап СГМ включает:

- вещества, рассматриваемые как приоритетные загрязнения питьевой воды систем централизованного х/п водоснабжения населения, поступление которых связано с: загрязнением источника, обработкой воды, транспортировкой воды;

- вещества, не контролируемые в питьевой воде систем централизованного х/п водоснабжения населения;

- вещества (показатели), превышающие гигиенические регламенты (из контролируемых в питьевой воде): 1 класс опасности - ≥ 1 ПДК; 2-3 класс опасности - ≥ 3 ПДК; 4 класс опасности - ≥ 5 ПДК, общая жесткость - ≥ 10 мг/экв/л;

- индикаторные микробиологические показатели: общие колиформы, термотолерантные колиформы, коли-фаги;

- условно-патогенные и патогенные микроорганизмы;

- суммарный показатель загрязнения воды;

- административные территории субъекта РФ, где население пользуется водой из централизованных систем х/п водоснабжения, которая не отвечает требованиям гигиенического стандарта;

- административные территории субъекта РФ, где контроль за качеством питьевой воды из централизованных систем х/п водоснабжения населения осуществляется не по всей номенклатуре приоритетных показателей;

- административные территории субъекта РФ, где в питьевой воде систем централизованного х/п водоснабжения превышен гигиенический норматив по контролируемым веществам, по индикаторным микробиологическим показателям, обнаруживаются условно-патогенные и патогенные микроорганизмы.

 

2 Данные о здоровье населения:

Согласно приказу Министра здравоохранения Российской Федерации № 334 от 27.08.99г. информация о состоянии здоровья является составной частью социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Вся информация о состоянии среды и здоровья населения собирается, обрабатывается и анализируется в Федеральном Центре Госсанэпиднадзора. Материалы СГМ широко используются в государственном и региональных докладах о санэпидблагополучии населения, других аналитических материалах, публикуются в информационных сборниках.

       Основной слабостью существующей информационной системы здравоохранения является отсутствие повседневного контроля качества диагностики, регистрации и кодирования данных, ввода и управления данными. Двух- или трехкратное обобщение данных при передаче их с самого низкого уровня до федерального уровня приводит к потере важной информации.

На первом этапе СГМ (1995 - 1999 гг.) в России были проведены все необходимые

организационные мероприятия, второй же этап характеризуется внедрением нормативно-методических документов, которые позволят унифицировать сбор и обработку информации, поступающей в систему СГМ с местного до федерального уровней.

       Для совершенствования сбора и обработки информации в рамках СГМ необходимо:

- развивать доступ к данным о состоянии здоровья и состоянии окружающей среды, в т.ч. к первичной информации (не обобщенной) как по вертикали (с районного, городского уровня до уровня федеральных органов), так и по горизонтали (между организациями различных ведомств);

- активизировать внедрение единых компьютерных программ сбора и обработки информации, обучения специалистов ЦГСЭН программам статистической обработки информации;

- развивать контроль качества и достоверности информации;

- обеспечивать направленность сбора данных в зависимости от поставленных задач;

- поддерживать и координировать разработку индивидуальных регистров заболеваний (регистр раковых заболеваний);

- внедрить формы профиля экспозиции населения в деятельность Центров Госсанэпиднадзора Минздрава России, осуществляющих СГМ;

- внедрить единую систему сбора данных о численности населения с учетом возможной дальнейшей детализации по полу, возрасту, месту проживания, социально-экономическим признакам;

- максимально использовать географические информационные системы при оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье;

- совершенствовать методики экспозиции (дозы воздействия) для различных групп населения, особенно в крупных городах;

- использовать все доступные данные о выборе приоритетных загрязнителей и их токсикологической оценке, в т.ч. канцерогенном потенциале;

- пересмотреть и оптимизировать сеть размещения пунктов контроля за загрязнением атмосферного воздуха и питьевой воды в городах и населенных пунктах;

- использовать любые возможности по внедрению в мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха программ, позволяющих получать среднесуточные концентрации;

- выполнить анализ по сравнительной оценке истинных среднесуточных концентраций и таковых, получаемых за счет кратковременных отборов несколько раз в сутки;

- проводить анализ по сравнительной оценке среднегодовых концентраций, полученных по разным программам наблюдений (полной, скользящему графику, неполной);

- при оценке влияния водного фактора на здоровье следует максимально учитывать реальные объемы водопотребления, а также экспозицию за счет водных процедур;

- с учетом рабочих программ производственного контроля за качеством питьевой воды систематически исследовать вещества, являющиеся наиболее вероятными факторами риска для здоровья населения, в т. ч. находящиеся в воде системы горячего водоснабжения.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 268.