ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Вопрос о том, что является первопричиной возникновения аномалий характера, стал предметом споров ученых с первых шагов зарождения учения о психопатиях. В.М.Бехтерев полагал, что причинами могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие заболевания.

 На основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.

 Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:

1.  Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.

2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.

3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.

4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

 К социально-психологическим факторам следует отнести:

1. Нарушения воспитания подростка в семье.

Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная работа»).

2. Школьную дезадаптацию.

 В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).

 В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, «… характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».

3. Подростковый кризис.

 В 12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент – «подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э.Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными.

4. Психическую травму.

 Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

 Таким образом, причинами патологического изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.

 

 

 

5. ТИПЫ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

 

Тип акцентуаций и психопатий Краткая характеристика типа Проявление психопатий и акцентуаций Возможные последствия
1. Возбудимый (эксплозивная) Повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость. Обладают неустойчивым вниманием. Частая смена настроения. Предпочитают физический труд. Агрессия, реакция злобы, повышенная конфликтность. Злоупотребление алкоголем. Невротические срывы. Асоциальное поведение.
2. Истерический Обидчивы, капризны. Личность поверхностна, не свойственны усидчивость и трудолюбие. Хорошая память, раскованное мышление. Эмоциональность проявляется ярко, любят преувеличивать. Завистливы. Не обладают нормами морали. Беспредельный эгоцентризм. Суицидальность. «Бегство в болезнь». Алкоголизация и употребление наркотиков. Побеги из дома. Патологическая лживость. Инфантилизм. Нарушение адаптации к окружающему миру.
3. Психаастенический Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, пассивен. Дружелюбен, исполнителен. Боязливость, повышенный уровень тревожности, мнительность. Склонность к психаастении
4. Астенический Нервная слабость, впечатлительность, чувствительность, робость, застенчивость, склонность к самоанализу. Тревожны. Редко вступают в конфликты, пассивны, мнительны. Ситуация страха, угрозы, наказания, несправедливых обвинений. Побеги из дома. Алкоголизация. Склонность к психаастении.
5. Сенситивный Чувствительны, впечатлительны, обидчивы, ранимы, застенчивы, робки, пугливы. Самоуничижение, реакция гиперкомпенсации. Избегают употребление алкоголя. Суицидальное поведение. Неожиданная бурная агрессия.  
6. Неустойчивый Неустойчивость психической жизни, недостаточность волевой деятельности, болтливость. Живое воображение. Не любят одиночества. Частые прогулы, нарушения дисциплины, возможно социальная декомпенсация. Грубость, упрямство. Гедонизм. Наркотизм. Токсикомания Асоциальные криминальные поступки.
7. Циклоидный Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, низкая в период подавленности). В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической. Возможен суицид. Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза.
8.Гипертимный Чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, оптимист. Употребление наркотиков, беспорядочная половая жизнь. Склонность к аморальным поступкам Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза.
9. Лабильный Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, словоохотливость, отвлекаемость на внешние события, влюбчивость. Паникерство. Неудачи и горестные события воспринимает трагически. Склонность к невротической депрессии.
10. Шизоидный Замкнут, общение по необходимости. Холодность по отношению к людям, поведение и логика непонятны окружающим. Любят одиночество. Малоконфликтны. На все имеют свою точку зрения. Бесцеремонность. Навязчивость. Шизофрения.
11. Эпилептоидный Тугоподвиженость. Мышление конкретно, не способны на компромиссы. Мелочность, повышенная аккуратность. Себялюбивы, эгоистичны. Дисфория (беспричинное мрачно – злобное настроение). Склонность к алкоголизму. Бродяжничество. Суицидальные реакции. Возможны тяжкие эксцессы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 640 с.

2. Л. Д. Столяренко. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.

3. А. Е. Личко. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 416 с.

4. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 528 с.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г. – 544с.

6. Вопросы психологии. 1998г. №2 с. 136 – 143.

 

 

 

 Введение.

 В современных условиях наблюдается рост числа психических заболеваний и особенно пограничных расстройств. Своевременное устранение диагноза очень важно при тяжелых психических расстройствах, а особенно при пограничных заболеваниях, т.е. тех, которые стоят на границе между нормой и патологией.

 С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема, – как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы.

 В своем реферате мы попытаемся провести грань между психопатиями и акцентуациями характера. Также рассмотрим причины возникновения акцентуаций и психопатий и заострим внимание на особенностях их динамики. Типология будет рассмотрена в виде сводной таблицы для более простого восприятия.

 

 

 

 Содержание.

Введение с. 2

Понятие психопатий и

Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.