Структурные и коммуникативные свойства языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурные и коммуникативные свойства языка

(реферат по русскому языку)

 

Белгород, 2010



Содержание

 

1. Введение

2. Язык – знаковая система

3. Функции языка

4. Формы существования национального языка

5.Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности

6. Функциональные стили русского языка

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о

судьбах моей родины – ты один мне поддержка

и опора, о великий, могучий, правдивый и

свободный русский язык! Не будь тебя – как не

впасть в отчаяние при виде всего, что

совершается дома? Но нельзя верить, чтобы

такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Народ нe только творец языка, но и двигатель его истории. Народ, вместе с тем, стоит на страже сокровищ своего родного слова, пользуясь ими и умножая их в своей речи и словесно-поэтическом творчестве. Литературный язык становится, по образному выражению Горького, «оружием» всего народа... Известный наш языковед академик Щерба тонко охарактеризовал своеобразие развития русского языка в советскую эпоху.

«Нетрудовые элементы потеряли вес в обществе, — говорил он, — вопросы производства и его организации стали в центре внимания, элементы политического образования стали внедряться в общественное сознание вместе со стремлением в том или другом отношении заполнить пропасть между умственным и физическим трудом. Все это привело к тому, что производственная терминология стала вливаться широкой струёй в наш литературный язык, расширяя знакомство с элементами разнообразных производственных процессов» <...>.

Сегодня интерес к родному русскому языку становится осознанной необходимостью для миллиона молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Русский язык стал интернациональным языком, языком межгосударственного общения и культурно-идеологического взаимодействия между всеми народами. Русский язык распространяется везде, в странах Запада и Востока. Интерес к его изучению возрастает на всех материках нашей планеты.

Кроме того в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей, знание риторики - искусства владения речью - позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие: Слово может спасти человека, может и убить; Слово не стрела, но пуще стрелы разит. Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет. Прежде чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых людях те нравственные качества, которые не позволят обращать слово во вред другим.

Таким образом, значимость русского языка для народа не подвергается сомнению, а, следовательно, он является объектом постоянного изучения.



Язык - знаковая система

 

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система – объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

· состоит из множества элементов;

· элементы находятся в связи друг с другом;

· элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц:

· звук;

· морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

· слово;

· фразеологическая единица;

· свободное словосочетание;

· предложение (простое, сложное);

· текст.

Единицы языка связаны друг с другом.

Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка (табл.1)

Таблица 1

Функции языка

 

Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Какие причины, какие условия жизни людей способствовали его зарождению, его формированию? Каково назначение языка в жизни социума? На эти вопросы искали ответы не только лингвисты, но и философы, логики, психологи.

Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

Прежде всего, он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание).

Развитие языка и мышления – взаимообусловленный процесс. Развитие мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления.

Язык, кроме того, помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка. В связи с этим выделяются три основные функции языка:

– коммуникативная;

– познавательная (когнитивная, гносеологическая);

– аккумулятивная (эпистемическая).

В коммуникативном функционировании языка, основная задача которого обеспечить взаимопонимание сторон, объединенных конкретными целями и общими интересами, нет необходимости использовать творческие потенции языка. Наоборот, их использование может существенно затруднить общение как бытовое, так и профессиональное. Стремление избегать неясных (непривычных) терминов и выражений является, поэтому нормой в тех областях человеческого взаимодействия, где главной целью общения служит обмен необходимой информацией. Языковые штампы обыденного словоупотребления, а также формализованные языки и терминологические системы в научных и профессиональных сообществах являются своеобразным олицетворением этой сознательной установки на унификацию выразительных средств.

Познавательная, или, как ее называют некоторые ученые, интеллектуальная, функция языка необходимо связана с установкой на духовный и культурный рост общающихся сторон (мыслящих субъектов) в процессе их сотворческого диалога друг с другом, с миром и с языком. Сказать здесь - значит показать ранее невидимое, непривычное. Такой творческий диалог с языком обогащает всех его участников, включая, конечно, и сам язык как несущее основание смыслового взаимодействия. Олицетворением сотворческого диалога с языком является национальная литература (включая философию). Здесь, с одной стороны, обогащается новыми смыслами сам язык под творческим воздействием человеческого духа, с другой - такой обновленный и обогащенный новыми творческими гранями язык способен расширять и обогащать духовную жизнь нации в целом.

Дополнительные функции проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е. наличием адресанта, адресата (участники коммуникации) и предмета разговора. Назовем две такие функции: эмоциональная (выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства) и волюнтативная (функция воздействия на слушателей).

Помимо выше названных основных и дополнительных функций выделяется еще магическая функция языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтической функции языка.

В научной и философской литературе помимо выше указанных функций обычно выделяют еще как минимум одну, причем у разных мыслителей она всегда разная.

Например, Р.И. Павиленис помимо «кодирующей» (в нашем определении -коммуникативной) и «генеративной» (познавательной) выделяет «манипулятивную» функцию, которая, по нашему мнению, является одним из функциональных проявлений (модальностей) коммуникативной функции.

А.А. Ветров в книге «Семиотика и ее основные проблемы» выделяет «экспрессивную» функцию языка, смысл которой - в выражении чувств говорящего. Однако, отмечая ее «вторичный характер», поскольку большинство лингвистов не относят выражение эмоций к существенному аспекту языка, он этим сам же признает ее избыточность.

Идейный вдохновитель тартуско-московской семиотической школы Ю.М. Лотман помимо «информационной» и «творческой» функций выделяет «функцию памяти», подразумевая под ней способность текста, сохранять память о своих предшествующих контекстах. Текст создает вокруг себя некое «смысловое пространство», лишь в нем обретая осмысленность. На наш взгляд, знание культурного контекста, необходимое для адекватного понимания исторического памятника, равно как и знание социальных контекстов обыденного общения, относится к коммуникативной функции языка, но лишь в разных аспектах (модусах) ее проявления - в духовном и утилитарном. Также обстоит дело и с популярной у современных отечественных лингвистов и семиотиковякобсоновской классификацией функций языка. Каждая из шести выделенных Р. Якобсоном функций соответствует какому-то одному -акцентируемому в зависимости от контекста выражения - конкретному элементу речевого взаимодействия, но все вместе они выражают различные аспекты коммуникативной функции языка.

Необходимо заметить, что выделенные нами функции находятся в тесном диалектическом взаимодействии, что может иногда создавать обманчивую видимость их тождественности. Действительно, познавательная функция может почти совпадать с коммуникативной, например, в сфере межличностных взаимодействий внутри научного сообщества (тем более в упоминавшемся нами виртуальном компьютерном взаимодействии), в ситуациях межкультурного диалога, в экзистенциально значимой беседе двух творческих личностей и т.д.; но она также может выступать и в «чистом» виде, например в поэтическом и философском творчестве.

Также неверно утверждать большую или меньшую значимость одной из выделенных функций языка, например коммуникативной вследствие ее непосредственной связи с каждодневным существованием людей или, наоборот, когнитивной в силу ее ярко выраженного, творческого характера. Все функции языка равно важны для нормального существования и развития языкового сознания, как отдельных индивидов, так и нации в целом. Среди них трудно выделить наиболее значимую, ибо критерии значимости в данном случае разные. В одном случае критериальными являются такие свойства речи, как общедоступность, простота и информативность (актуализация однозначного смысла), в другом же, наоборот, - ориентация на индивидуальный опыт понимания, смысловая неоднозначность (сложность) выразительных средств и наличие множества потенциальных смысловых измерений.

Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.

 

Таблица 2

Таблица 3

Заключение

 

Русский язык – это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой Росси и в ближнем зарубежье. В настоящее время русский язык – один из языков европейского и мирового значения. Он входит наряду с английским, французским, испанским, китайским в число официальных международных языков. Он звучит с трибуны ООН.

Язык представляет собой систему. Как и любая другая языковая система состоит из элементов. Элементами языковой системы являются: звук; морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово; фразеологическая единица; свободное словосочетание; предложение. Элементы языковой системы взаимосвязаны, а сама языковая система является знаковой системой и включает в себя 2 вида знаков: естественные и искусственные. Языковые знаки самые сложные и могут состоять из одной единицы или их комбинации. Языковой знак имеет форму и содержание. Самостоятельным языковым знаком является слово.

Язык по своей природе полифункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свое мнение, мысли, т.е. выполняет коммуникативную функцию. Кроме того язык помогает сохранять и передавать информацию, таким образом выполняя аккумулятивную функцию. Язык также выполняет познавательную, эмоциональную, функцию воздействия и др. функции.

Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся диалекты, просторечие, жаргоны и литературный язык. Диалекты русского языка складывались как устойчивые территориальные образования в достаточно ранний период – период феодальной раздробленности. Просторечием является одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей. Его используют моряки, электронщики, компьютерщики, спортсмены, актеры, студенты и др. В отличие от территориальных диалектов жаргон не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей. Высшей формой национального языка является литературный язык. Он представлен в устной и письменной форме.

В зависимости от того из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Книжная речь обуславливает политическую, законодательную, научную сферы общения (конгерессы, симпозиумы, конференции, заседания, совещания), а разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, на неофициальных или полуофициальных юбилеях и т.д.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный. Данные стили литературного языка, прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.



Список использованной литературы

1. Введенская Л.А., Паволова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996.

2. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1998. – С. 158

3. Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М., 1996.

4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

5. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С. – Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 509 с.

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов/ М.В.Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 351 с.

7. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Проф. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

8. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд. Перераб. И доп. / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.

9. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. 15 –е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 544 с.

10. А.Б. Бушев. Наука о языке и общество // Русская речь.- 2009 - №2 – С. 39-44.

11. З. Горланов. Свободный язык свободных людей // Русская речь. – 2008 - №4 – С. 49-52.

Структурные и коммуникативные свойства языка

(реферат по русскому языку)

 

Белгород, 2010



Содержание

 

1. Введение

2. Язык – знаковая система

3. Функции языка

4. Формы существования национального языка

5.Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности

6. Функциональные стили русского языка

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о

судьбах моей родины – ты один мне поддержка

и опора, о великий, могучий, правдивый и

свободный русский язык! Не будь тебя – как не

впасть в отчаяние при виде всего, что

совершается дома? Но нельзя верить, чтобы

такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Народ нe только творец языка, но и двигатель его истории. Народ, вместе с тем, стоит на страже сокровищ своего родного слова, пользуясь ими и умножая их в своей речи и словесно-поэтическом творчестве. Литературный язык становится, по образному выражению Горького, «оружием» всего народа... Известный наш языковед академик Щерба тонко охарактеризовал своеобразие развития русского языка в советскую эпоху.

«Нетрудовые элементы потеряли вес в обществе, — говорил он, — вопросы производства и его организации стали в центре внимания, элементы политического образования стали внедряться в общественное сознание вместе со стремлением в том или другом отношении заполнить пропасть между умственным и физическим трудом. Все это привело к тому, что производственная терминология стала вливаться широкой струёй в наш литературный язык, расширяя знакомство с элементами разнообразных производственных процессов» <...>.

Сегодня интерес к родному русскому языку становится осознанной необходимостью для миллиона молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Русский язык стал интернациональным языком, языком межгосударственного общения и культурно-идеологического взаимодействия между всеми народами. Русский язык распространяется везде, в странах Запада и Востока. Интерес к его изучению возрастает на всех материках нашей планеты.

Кроме того в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей, знание риторики - искусства владения речью - позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие: Слово может спасти человека, может и убить; Слово не стрела, но пуще стрелы разит. Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет. Прежде чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых людях те нравственные качества, которые не позволят обращать слово во вред другим.

Таким образом, значимость русского языка для народа не подвергается сомнению, а, следовательно, он является объектом постоянного изучения.



Язык - знаковая система

 

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система – объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

· состоит из множества элементов;

· элементы находятся в связи друг с другом;

· элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц:

· звук;

· морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

· слово;

· фразеологическая единица;

· свободное словосочетание;

· предложение (простое, сложное);

· текст.

Единицы языка связаны друг с другом.

Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка (табл.1)

Таблица 1

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.