Понятие и общая характеристика статуса народных и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществле­нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.

Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (право­вым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закреплен­ных в законе.

В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и фи­зическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.



Понятие и общая характеристика статуса народных и

Присяжных заседателей

 

При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).

Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:

а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;

б) порядком наделения их полномочиями;

в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;

г)  независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

д) несменяемостью;         

е)  неприкосновенностью;

ж)мерами правовой и социальной защиты;

з)  средствами материального обеспечения;

Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен­ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).

Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.

Гарантии независимости и неприкосновенности народных

Заседателей

        

При участии в осуществлении правосудия народные заседате­ли независимы и подчиняются только закону. В период осуществления народными заседателями правосудия на них распространяются, как и на профессиональных судей, гарантии независимости и неприкосно­венности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, ФКЗоСС (ст. 11-16), ЗоСС (ст. 9, 10, 16), ФЗоНЗ (ст. 12). Воздействие на народных заседателей при осуществлении правосудия в какой бы то ни было форме влечет уголовную ответственность (ст. 294-298 УК).

Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осу­ществления им правосудия может быть возбуждено только Генераль­ным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности. Он может быть заключен под стражу в период осуществления им правосу­дия только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполня­ющего его обязанности, либо по решению суда.

В период осуществления народным заседателем правосудия он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Кроме того, для народных заседателей предусмотрены и меры мате­риального обеспечения. Так, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, которое не облагается подоходным налогом. При этом за народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по ocуществлению правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также предусмотренные законодательством гарантии и льготы. Также предусмотрено возмещение ему соответствующие судом командировочных расходов в порядке и размерах, уставленных для судей. Причем время исполнения народным заседателем своих обя­занностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

 Законом РФ от 16 июня 1993 г. «О внесении изменений и допол­нений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в судах общей юрисдикции в РФ введен институт присяжных заседателей. При этом действие данного института распространено лишь в отдельных крае­вых, областных судах.

Статус присяжных заседателей определяется правилами составле­ния списков присяжных заседателей, порядком и сроками призыва присяжных заседателей к исполнению своих обязанностей в суд; гарантиями независимости и неприкосновенности присяжного заседателя (ст. 80 - 88 ЗоС).

Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дел (ст. 80 ЗоС).

Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, дей­ствующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном цент­ре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной адми­нистрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей опре­деляется главой краевой, областной администрации.

Председатель соответствующего суда не позднее чем за три месяца до начала года вносит главе краевой, областной администрации пред­ставление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нор­мальной работы краевого, областного суда.

В соответствии с этим представлением председателя суда краевая, областная администрация устанавливает число присяжных заседате­лей, подлежащих включению в списки от соответствующего района или города. Общие списки присяжных заседателей составляются рай­онными, городскими администрациями отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей последних выбо­ров или референдума методом случайной выборки установленного числа присяжных заседателей. Не допускаются какие-либо ограниче­ния на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависи­мости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объ­единениям и движениям, пола и вероисповедания.

Не подлежат включению в списки присяжных заседателей лица, не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом недееспо­собными или ограниченные судом в дееспособности, а также не вклю­ченные в списки избирателей на последних выборах (референдуме).

В этой связи закон предусматривает обязанность граждан и долж­ностных лиц, государственных органов, а также предприятий, учрежде­ний и организаций представлять по запросу районной, городской, краевой, областной администрации необходимую информацию для со­ставления списков присяжных заседателей. За непредставление инфор­мации и за представление неверной информации они несут ответственность, предусмотренную законодательством об администра­тивных правонарушениях (ст. 1657 КоАП).

Однако из списков присяжных заседателей по их письменному за­явлению могут быть исключены:

1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводст­во в данной местности;

2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;

3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;

4) престарелые, достигшие возраста 70 лет;

5) руководители и заместители руководителей органов представи­тельной и исполнительной власти;

6) военнослужащие;

7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему или оперативному составу opгaнов внутренних дел и государственной безопасности;

8) священнослужители.

Об окончании работы по составлению общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население через средства массовой информации и в течение двух недель после это допускает всех желающих к ознакомлению с ними, а также рассматривает поступающие в этой связи заявления граждан о внесении исправлений или уточнений в них, включении либо исключении из списков. О результатах рассмотрения поступивших заявлений в течение пяти дней принимается решение, которое может быть обжаловано в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации и скрепленные печатью представляются главе краевой, областной администрации, которая на основании этих списков составляет общие списки присяжных заседателей края, области.

Одновременно с составлением указанных общих списков присяж­ных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей. Этот список также подписывается главой администрации и скрепляется печатью.

Общие и запасной списки присяжных заседателей не позднее чем за две недели до их направления в суд публикуются в краевой, областной печати для сведения граждан. После этого составленные краевой, областной администрацией общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной суд. При этом все измене­ния, внесенные в списки присяжных заседателей, также должна направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.

При необходимости в целях обеспечения нормальной деятельности суда председатель краевого, областного суда вправе обратиться с представлением к краевой, областной администрации о составлении новых либо дополнительных списков присяжных заседателей.

Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в спис­ки присяжных заседателей, в том числе включая в них и тех, кто был отобран дополнительно в связи с представлением председателя краево­го, областного суда.

 

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

Заключение

 

Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. "О внесе­нии изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный ко­декс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонаруше­ниях" в УПК введен разд. X "Производство в суде присяжных" (ст. 420—466).

В принятой несколько позже, 12 декабря 1993 г., Конституции Российской Федерации, в ее ст. 20, 47, 123 и п. 6 раздела второго речь идет не о суде присяжных, а о "суде с участием присяжных". Дело не столько в терминологической разнице, сколько в различи­ях, имеющих принципиальное значение. Когда говорят о суде при­сяжных, то имеется в виду, что присяжные входят в состав суда, выступают в роли представителей правосудия и судебной власти. В ч. 2 ст. 421 УПК прямо записано, что суд присяжных действует "в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей". Когда же речь идет о "суде с участием присяжных", то подразумевается, что при­сяжные, как и прокурор, защитник, другие участники судебного разбирательства лишь участвуют в работе судов, но в их состав не входят.

Ввиду верховенства Конституции Российской Федерации сле­дует признать, что редакция наименования разд. X и ряда его ста­тей должна быть объявлена негодной и, главное, исправлена в за­конодательном порядке. В том же порядке должен быть разрешен вопрос, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения ст. 86 и 87 Закона РФ "О судоустройстве РСФСР" об оп­лате труда присяжному заседателю судом за счет республиканско­го бюджета в виде вознаграждения в размере половины должност­ного оклада члена соответствующего суда; об оплате командиро­вочных расходов присяжному заседателю в порядке и размере, установленных для судей; о распространении в полном объеме на присяжного заседателя гарантий неприкосновенности судьи, уста­новленных ст. 16 Закона РФ "О статусе судей Российской Федера­ции" и т. д.

Другое важное положение касается выяснения вопроса о соот­ношении между общими правилами судопроизводства и правила­ми УПК. Согласно ст. 420 УПК рассмотрение дел с участи­ем коллегии присяжных заседателей осуществляется "в соответст­вии с правилами, предусмотренными настоящим разделом и общи­ми правилами уголовного судопроизводства Российской Федера­ции, которые не противоречат положениям настоящего раздела". По существу же общим правилам здесь места нет, поскольку в силу своего более высокого уровня общности они всегда будут находиться в состоянии проти­воречия с исключительными, но менее общими нормами. Следова­тельно, налицо вторая, абсолютно самостоятельная форма отправ­ления правосудия? Нет, приведенная формулировка ст. 420 УПК не имеет юридической силы вследствие противоречия ее фун­даментальному общему положению, закрепленному в ст. 1 УПК. Часть 4 этой статьи гласит: "Установленный уголовно-процес­суальными законами порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания".

Исходя из процитированного принципиального положения, сле­дует согласиться с выводом о том, что "производство по делам с участием присяжных заседателей осуществляется в общем поряд­ке, изложенном в уголовно-процессуальном законе с особенностя­ми, предусмотренными разд. V Закона " О судоустройстве в РСФСР" и разд. X УПК...".

Важное положение раздела X УПК, свидетельствующее о вне­дрении в уголовное судопроизводство подлинно состязатель­ных начал, содержится в ст. 430 и 436. Суть его сводится к тому, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвине­ния на предварительном слушании или в ходе судебного разбирательства судья прекращает дело полностью или в соответствую­щей части.

Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбира­тельства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего вле­чет прекращение дела полностью или в соответствующей части за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления либо, если это деяние не содержит состава преступления, за отсут­ствием в деянии состава преступления.

Приведенные нормы — яркое свидетельство освобождения судей от функции следственного судьи или, иначе говоря, функции обвинения и важный шаг на пути перехода от розыскной формы уголовного процесса к другим, более прогрессивным и демократи­ческим формам.

 

Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.

Уголовный процесс. Уч./Под ред. А.С.Кобликова.

 


Список используемых источников:

1.СЗ РФ.1997..№ 1 ст.1.

2.СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.

3.Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

4.Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.

5.ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96//Собр.законодательства РФ, № 1.

6.Уголовный процесс. Уч. /Под ред. А.С.Кобликова.

7.Р.Х.Якупов. Уголовный процесс.М.,1999.

8.Правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2005

9.Божьев В.Правоохранительные органы РФ.М.,2004

10.Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы РФ.М., 2004

11.Давыдов В. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М.,2003

12.Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. М., 2005




Приложение 1

 

Особенности производства с участием присяжных заседателей в стадии подготовки к судебному разбирательству

 

Глава 36 УПК, посвященная порядку производства в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, озаглавлена "Осо­бенности назначения судебного заседания". В этой главе ст. 431— 433 содержат отсылки к соответствующим общим правилам уго­ловного судопроизводства.

В числе особенностей стадии по этим делам — введение и рег­ламентация предварительного слушания — новой формы стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 431 и 432), осо­бенности содержания решений о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей и других постановлений (ст. 433) и особенности подготовки к рассмотрению дела судьей с участием присяжных заседателей (ст. 434).



Приложение 2

 

Приложение 3

 

Введение

 

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществле­нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.

Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (право­вым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закреплен­ных в законе.

В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и фи­зическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.



Понятие и общая характеристика статуса народных и

Присяжных заседателей

 

При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).

Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:

а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;

б) порядком наделения их полномочиями;

в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;

г)  независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

д) несменяемостью;         

е)  неприкосновенностью;

ж)мерами правовой и социальной защиты;

з)  средствами материального обеспечения;

Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен­ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).

Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 146.