Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений связанных с наркотиками. С первого укола формируется психическая зависимость от героина в 55% случаев у юношей и 82% у девушек. За последние годы детская смертность из-за употребления наркотиков увеличилось в 42 раза. За последний год количество употребляющих увеличилось на 32%. При таком росте через 50 лет в России населения будет меньше на 1/3. Некому будет рожать детей, а по улицам будут ходить зомби. Владивосток занимает 3 место по употреблению наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.

Наркопотребляющие помолодели:7 - 9 лет – токсикоманы, 9 - 13 лет - химка, 13 - 16 лет - героин, около 80% подростков уже пробовали наркотик. В 1999 г. в Приморском крае было зарегистрировано 93 человека ВИЧ инфицированных на январь, 2000 г. - уже 125 человек. Сейчас 220 человек в Приморье заражены ВИЧ, 65% из них - употребляющие наркотики. Уже доказано, что если поражается более 8% страны, то начинается необратимый процесс этнической деградации. В некоторых странах он уже идет полным ходом. У нас процент употребляющих гораздо больше. Если не принять срочных мер, то вымирание будет вопросом ближайших ста лет.

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.

И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии.

Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.


Заключение

Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обу­словлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, при­чудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податли­вость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувст­во долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические уста­новки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.

Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.

На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений связанных с наркотиками. Владивосток занимает 3 место по употреблению наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.

Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.

В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте.

Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса и метода экспертной оценки. Согласно гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую встречаемость эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у подростков с девиантным поведением.

В ходе проведенного исследования предложенные гипотезы нашли свое подтверждение. Среди испытуемых с девиантным поведением выявлено большое количество подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера – 38,46%, а также с лабильным и гипертимным типами акцентуаций с одинаковым процентным соотношением – 12,82%.

Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов. Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками.

 

 

Список литературы

 

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн: Университетская, 1991.   

3. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 1989.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.

7. Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 48 - 54.

8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 2002.

9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории – М., 2003.

10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.

11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.

12. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.

13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

14. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

15. Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

16. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

17. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

18. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

20. Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

21. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

22. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с

23. Тарас А. Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск: Нар. асвета, 1986. - 72 с.

24. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.

25. Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

26. Ананьев Б, Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.

27. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

29. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с. 144.

30. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

32. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 303 с.

33. http://www.sexopedia.ru/articles11.shtml

 

Уважаемый старшеклассник!

Институт психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ приглашает Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследование, проводимым с целью изучения девиантного поведения подростков. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить варианты ответов, не предусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!

 

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Состав семьи

· Полная

· Только мать

· Только отец

· Другое _______________________________________________________________________________________

2. Есть ли у вас родные братья и сестры

· Брат старший

· Брат младший

· Сестра старшая

· Сестра младшая

· Другое _______________________________________________________________________________________

3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?

· Никогда

· Время от времени

· Часто

4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?

· Не посещаю совсем

· Посещаю, но не употребляю

· Время от времени

· Часто

5. Ваше отношение к табакокурению?

· Не курю

· Пробовал

· Курю регулярно

6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?

· Да, один раз

· Да, изредка

· Нет, никогда

· Другое _______________________________________________________________________________________

7. Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? ________________________________

8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?

· Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями

· Случалось

· Регулярно, мои родители меня не понимают

9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?

· Никогда

· Случалось

· Регулярно

10. Допускаете ли вы конфликты с учителями?

· Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»

· Случается, но редко

· Постоянно, они сами меня вынуждают

11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? _____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

 

В заключении сообщите данные о себе.

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Возраст (полных лет) _________________________________________________________________________________

Номер школы, класс _______________________________________________________________

Приложение 2

Регистрационный лист

к методике «Акцентуации характера»

 

Названия списка суждений

Номера выбираемых суждений

Наиболее характерные Наименее характерные
Самочувствие    
Настроение    
Сон и сновидения    
Пробуждение ото сна    
Аппетит и отношение к еде    
Отношение к спиртным напиткам    
Отношение к одежде    
Отношение к родителям    
Отношение к друзьям    
Отношение к окружающим    
Отношение к незнакомым людям    
Отношение к одиночеству    
Отношение к будущему    
Отношение к новому    
Отношение к неудачам    
Отношение к приключениям и риску    
Отношение к критике и возражениям    
Отношение к лидерству    
Отношение к опеке и наставлениям    
Отношение к правилам и законам    
Оценка себя в детстве    
Отношение к школе    
Оценка себя в данный момент    
Отношение к деньгам    

 

 

Приложение 3

 

Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО А.Е.Личко

 


[1] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

[2] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

[3] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

[4] Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996.

[5] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

[6] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.

[7] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[8] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[9] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[10] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

[11] Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

[12] Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории – М., 2003.

[13] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

[14] Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

[15] Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.

[16] Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

[17] Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

[18] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[19] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

 

[20] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[21] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

[22] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

 

[23] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[24] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[25] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[26] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[27] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[28] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[29] Агеева Т. Л. Опыт работы интегративного детского сада "Наш Дом" // Лечебно-педагогическая помощь детям с трудностями развития: Материалы семинара, Москва, Центр лечебной педагогики, 23-27 мая 1994 г. - М.: [Центр лечебной педагогики], 1996. - С. 7-10.

[30] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[31] Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

[32] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[33] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 230.