Роль Главного территориального управления Банка России в ломбардном кредите
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Банк России устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (Национального банка) лимит ломбардного кредита.

Большое значение в процессе кредитования имеют формирование портфеля передаваемых в залог ценных бумаг и порядок их учета. Для этого используются счета «Депо». Такие счета служат для отражения всех операций, связанных с хранением ценных бумаг. Счета «Депо» ведутся в депозитариях, т.е. в организациях, которым предоставлено право хранения и учета акций, облигаций и других ценных бумаг.

Портфель ценных бумаг представляет собой перечень всех ценных бумаг, принадлежащих коммерческому банку. Из него формируется портфель, в который входит только совокупность закладываемых ценных бумаг. Сама залоговая операция осуществляется путем перевода стоимости портфеля со счета «Депо» коммерческого банка на счет «Депо» Банка России в одном из уполномоченных депозитариев. Содержание портфеля предварительно согласовывается с территориальным управлением Банка России.

Ломбардный кредит предоставляется на основе ежегодно заключаемого генерального кредитного договора. В нем предусматриваются принципиальные условия кредитования. Каждая ссуда предоставляется на срок до 30 дней и оформляется составлением отдельного кредитного соглашения. Одновременно коммерческий банк должен выдать обязательство о погашении ссуды в обусловленный срок и передать территориальному органу Банка России доверенность на право реализации ценных бумаг, принятых в залог, если ссуда не будет возвращена в срок.

Ломбардный кредит предоставляется в размере до 75 % рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. Банк России ежедневно следит за рыночной ценой этих бумаг. При снижении их стоимости коммерческий банк обязан соответственно увеличить сумму залога путем перечисления со своего счета «Депо» на счет «Депо» Банка России дополнительного количества ценных бумаг. В противном случае Главное территориальное управление (Национальный банк) взыскивает недостающую сумму обеспечения.

В тех ситуациях , когда рыночная цена залога увеличивается, коммерческий банк вправе вернуть на свой счет «Депо» дополнительно возникшее обеспечение.

Как уже отмечалось, ломбардный кредит выдается на конкретный период, но коммерческий банк может вернуть ссуду досрочно и возвратить в свое распоряжение заложенные ценные бумаги. За пользование ломбардным кредитом коммерческий банк платит процент, ставка которого утверждается Банком России. Он может ее менять в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики. Однако по уже оформленному ломбардному кредиту ставка не пересматривается. При наступлении срока возврата кредита соответствующая сумма без согласия коммерческого банка списывается с его корреспондентского счета в расчетно-кассовом центре Банка России.

Правом получения ломбардного кредита пользуются банки, которые отвечают определенным условиям. До обращения за кредитом они должны успешно функционировать не менее 1 года, соблюдать установленные нормативы, своевременно перечислять деньги в резервные фонды Банка России и представлять ему в срок и в полном объеме отчетность. Достоверность отчетности и соблюдение правил бухгалтерского учета подтверждаются аудиторской организацией.

На момент выдачи ломбардного кредита коммерческий банк не может иметь просроченную задолженность по ранее полученным от Банка России ссудам.

Территориальные управления и национальные банки Банка России стали практиковать выдачу ломбардных кредитов только с 1995 года.

 

- Переучетный кредит

Это способ рефинансирования, базирующийся на использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме. Преимущество его заключается в соединении в нем двух важнейших функций — кредитной и расчетной. Как расчетный инструмент вексель может эффективно заменять в обороте деньги благодаря возможности его передачи по индоссаменту. Важным преимуществом векселя является то, что все лица, участвующие в процессе индоссамента, несут перед последним его владельцем ответственность за погашение вексельного долга.

Это обстоятельство сделало вексель привлекательным для коммерческих банков. Они практикуют покупку у своих клиентов векселей, основанных на реальных товарных сделках.

Распространение практики учета векселей коммерческими банками привело к развитию переучетных операций центральных банков.

С помощью механизма переучета векселей Банк России осуществляет свою дисконтную политику, т. е. определяет условия, на которых он покупает векселя и предоставляет коммерческим банкам кредиты в порядке рефинансирования. В частности, он устанавливает:

- цену предоставления кредита — переучетной ставки;

- количественные рамки дисконтной политики;

- качественные требования к переучетным векселям.

Определяя свою переучетную ставку, Банк России косвенно воздействует на ставки коммерческих банков. Количественные ограничения при переучете векселей означают определение Банком России лимитов вексельного переучетного кредитования для коммерческих банков. В зависимости от требований кредитной политики и состояния коммерческого банка, Банк России может снижать или увеличивать лимиты вексельного кредитования. Это в конечном счете влияет на размеры свободных ликвидных средств банков.

Проведение операций по переучету векселей предприятий является одним из перспективных направлений деятельности Банка России. Такой способ рефинансирования представляется наиболее надежным и приемлемым для текущего кредитования оборота отраслей промышленности и сельского хозяйства. Он способствует уменьшению потребности предприятий в оборотных средствах, ускорению их оборачиваемости, т.е. повышению эффективности производства. В свою очередь Банк России получает инструмент экономического воздействия на Денежно-кредитную политику.

Коммерческий кредит может трансформироваться в банковский двумя методами. Первый — банк учитывает (переучитывает) вексель; второй — векселедержатель получает ссуду, предоставляя в качестве залога вексель.

При первом методе банк покупает вексель на период до наступления срока платежа. Платеж по векселю будет производиться трассатом в пользу банка согласно вексельной сумме, по номиналу ценной бумаги. Продавец же векселя получит от банка сумму согласно цене векселя. Цена векселя – вексельная сумма за минусом дисконта. Дисконт – процентный доход покупателя векселя. Таким образом, вексельная цена меньше вексельной суммы на сумму дисконта.

Учет векселя (его продажа банку) осуществляется путем индоссамента на имя банка. Предъявитель векселя к учету становится одним из должников по этому векселю, а банк, принявший вексель на учет (купивший его), становится кредитором-векселедержателем переведенного на него векселя. Учитывая в банке вексель, клиент банка получает взамен деньги, т.е. возрастает уровень его ликвидности, и он избавляется от залога по возврату банку полученной суммы денег. Однако если трассат не может оплатить вексель вследствие финансового состояния, то по векселю платит его продавец.

В ином порядке происходит купля-продажа – учет и последующая перепродажа векселя Банку России, т.е. переучет векселей. В практике российских банков на учет в коммерческих банках и для переучета в Банке России принимаются пока простые векселя. Здесь банк, принявший на учет вексель, становится его владельцем. Продавец векселя, получивший деньги в размере вексельной цены, обязан к установленному сроку выкупить его по номиналу (вексельной сумме).

Рассмотрим порядок переучета простого векселя. Прежде всего клиент коммерческого банка, выступивший как векселедатель, выписывает вексель на обслуживающий его коммерческий банк. Банк указывается как получатель вексельной суммы.

Коммерческий банк покупает (учитывает) вексель, уплачивая векселедателю вексельную цену, при этом коммерческий банк должен убедится, что векселедатель предъявлял ему вексель, за которым стоят реальная отгрузка или оказанные услуги в соответствии с договором поставки продукции, оказания услуг или выполнение работ. Коммерческий банк учтенный им вексель предъявляет для переучета в Банк России.

 

Роль Главного территориального управления Банка России в переучётном кредите.

Непосредственно операции по переучету векселей выполняет территориальное управление Банка России.

Банк России устанавливает лимит переучетного кредита по каждому своему территориальному управлению, которое заключает с коммерческим банком договор о вексельном кредитовании.

Территориальное управление Банка России принимает к переучету векселя коммерческих банков, если вексельная сумма составляет не менее 100 млн. руб. Вексель покупается у коммерческого банка (переучитывается) на условиях обратного его выкупа.

Переучетный кредит предоставляется путем зачисления денег в размере согласованной цены векселя на корреспондентский счет коммерческого банка. Для получения переучетного кредита коммерческий банк заблаговременно устанавливает контакт с Главным территориальным управлением с тем, чтобы оно имело не менее 5 рабочих дней для анализа и оценки платежеспособности предприятия-поставщика (векселедателя).

Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за 2 рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

Банк России покупает (переучитывает) векселя предприятий-поставщиков у коммерческих банков по устанавливаемой Банком России ставке переучетного кредита. Однако, если коммерческий банк не выкупит вексель, т.е. не погасит переучетный кредит в срок, он платит процент в размере 1,3 учетной ставки Банка России.

Погашение переучетного кредита при наступлении срока (его выкуп коммерческим банком) производится путем списания в бесспорном порядке средств с корреспондентского счета банка. После списания средств эти векселя возвращаются коммерческому банку. Вексель возвращается также после перечисления задолженности по переучетному кредиту на счет просроченных ссуд. Это может иметь место, когда в день наступления срока выкупа векселя на корреспондентском счете нет или недостаточно денег. Товарность векселя и финансовое состояние векселедателя подвергаются тщательному контролю.

Существует мнение, что в операциях по переучету векселей имеется неоправданное дублирование в работе коммерческого банка и Банка России. Например, коммерческие банки в силу своей экономической заинтересованности систематически изучают платежеспособность своих заемщиков, включая и векселедателей, на основе периодического анализа их бухгалтерской отчетности, регулярно представляемой в коммерческий банк.

Эти же вопросы систематически изучаются и территориальным управлением Банка России. Более того, когда коммерческий банк обращается с просьбой переучесть вексель, под который уже выдан учетный кредит, он обязан представить в Главное территориальное управление балансы предприятий поставщиков (векселедателей) и отчеты о финансовых результатах и их использовании. Все документы должны быть заверены органами Государственной налоговой инспекции.

По предприятиям-поставщикам, векселя которых коммерческим банком впервые предъявляются к переучету, балансы и отчеты о финансовых результатах представляются за последний отчетный год и за каждый квартал (месяц) в текущем году.

Коммерческий банк, прежде чем принять на учет вексель, проверяет его и несет ответственность за товарность предъявленного векселя. Если коммерческий банк выявит факт получения кредита под бестоварный вексель, то учетный и переучетный кредит должны быть немедленно погашены с применением соответствующих санкций к векселедателю. Вместе с тем по требованию территориального управления Банка России коммерческий банк обязан представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг, отгрузочные документы и др.

Территориальные управления предоставляют переучетный кредит тем коммерческим банкам, которые в соответствии с лицензией имеют корреспондентские счета в соответствующем рассчетно-кассовом центре и отвечают следующим требованиям:

- соблюдают установленные Банком России экономические нормативы;

- своевременно и полно выполняют требования банка в формировании резервов;

- не имеют просроченной задолженности по ранее полученным в Банке России ссудам;

- располагают аудиторским заключением по годовому отчету.

Банк России может устанавливать дополнительные требования к коммерческим банкам.

Однако многие экономисты не склонны считать операцию по учету векселей кредитной операцией. Дело в том, что ссуда имеет место там, где передача денег осуществляется на срок и на условиях возврата, односторонне и не в обмен на товар. Учет векселя, по существу, не является ссудой и выступает как акт купли-продажи, когда речь идет об учете переводного векселя с его последующей перепродажей. В случае учета банком такого векселя это означает, что он стал его собственным, и банк может перепродать его другому лицу. Если же речь идет о соло-векселе, то это покупка с последующим выкупом.

Подводя итог всей главе можно сказать, что Банк России по своей сути эквивалентен Центральным эмис­сионным банкам других стран. Банк России выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа кредитной системы России. Одной из основных це­лей его деятельности является обеспечение эффективной и стабиль­ной работы всей кредитной системы. Также Центральный банк является регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.

 

 

 

ГЛАВА III. РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

§1. Территориальные учреждения Банка России: правовой статус,

Основные задачи

Территориальное учреждение Банка России - обособленное подразделение Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Полный перечень всех территориальные учреждений Банка России приведен в приложении № 1.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение не имеет права:

- принимать нормативные акты;

- выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

- предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.

Основными задачами территориального учреждения на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации являются:

- участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации;

- эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- организация и контроль над деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

- организация валютного контроля;

- проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и нормативными актами Банка России.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России. Территориальное учреждение осуществляет полномочия по пользованию и владению имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых Банком России. Отчуждение и иные операции с движимым или недвижимым имуществом, по отношению к которому Банк России осуществляет полномочия по пользованию, владению и распоряжению, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Банком России.

§ 2. Организационные особенности территориального учреждения

Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России. Начальники главных управлений (председатели национальных банков) Банка России, руководители организаций, подчиненных Банку России, после предварительного согласования с Департаментом персонала Банка России, назначают и освобождают работников от следующих должностей:

Первый заместитель начальника главного управления;

Первый заместитель председателя национального банка;

Заместитель начальника главного управления;

Заместитель председателя национального банка;

Заместитель начальника главного управления - начальник структурного подразделения;

Заместитель председателя национального банка - начальник структурного подразделения;

Главный бухгалтер главного управления;

Главный бухгалтер национального банка;

Начальник ревизионного управления (отдела, сектора) главного управления;

Начальник ревизионного управления (отдела, сектора) национального банка;

Руководитель Регионального центра информатизации, начальник Управления (отдела) информатизации;

Начальник Управления (отдела, сектора) инспектирования коммерческих банков, начальник Управления (отдела, сектора) службы персонала;

Начальник Управления (отдела, сектора) безопасности и защиты информации, начальник отдела (сектора) по защите государственной тайны.

Начальники главных управлений (председатели национальных банков) Банка России, руководители организаций, подчиненных Банку России, самостоятельно разрабатывают и утверждают Положение о порядке назначения и освобождения от должностей руководителей и сотрудников, подведомственных им подразделений.

На должность руководителя территориального учреждения и его заместителей могут быть назначены лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах Российской Федерации не менее пяти лет.

Начальник (председатель) территориального учреждения осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения и обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта Российской Федерации или экономического района в соответствии с задачами и полномочиями, изложенными в федеральных законах "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности" и положение ЦБР "О территориальных учреждениях Банка России".

Структура территориального учреждения и схема должностных окладов служащих утверждаются Председателем Банка России.

Штатное расписание территориального учреждения, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции утверждаются начальником (председателем) территориального учреждения с учетом установленных и доведенных до него Банком России расчетной численности служащих, фонда заработной платы и единых квалификационных требований к работникам системы Банка России.

Территориальное учреждение распоряжается средствами на содержание аппарата в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России. Затраты капитального характера осуществляются территориальным учреждением в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, в пределах лимита на капитальные затраты, утверждаемого Банком России.

Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта Российской Федерации, в котором образовано и действует территориальное учреждение. Место нахождения территориального учреждения, образуемого по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяется Советом директоров.

Территориальное учреждение Банка России имеет полное и сокращенное наименование, определяемое Банком России. Полное наименование территориального учреждения включает в себя слова "Главное управление Центрального банка Российской Федерации по", затем следуют (в дательном падеже) наименование субъекта Российской Федерации или экономического района, в котором действует территориальное учреждение, либо слова "Национальный банк", затем следует наименование субъекта Российской Федерации, в котором действует данное учреждение, и слова "Центрального банка Российской Федерации". Сокращенное наименование территориального учреждения образуется из слов "ГУ Банка России по" и наименования субъекта Российской Федерации или экономического района, либо аббревиатуры "НБ", наименования республики в составе Российской Федерации и слов "Банка России". Территориальное учреждение имеет печать, штамп и бланк со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.

§ 3. Полномочия территориального учреждения

 

Полномочия территориальных учреждений Банка России закреплены в Положение Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России". Из всех полномочий, в рамках темы дипломной работы нам особенно интересны следуюшие:

- полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулировани;

- полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций;

- полномочия территориального учреждения в области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций;

- полномочия территориального учреждения по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

 

Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:

- от имени Банка России заключает кредитные договоры (извещения) и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков в соответствии с действующими нормативными актами Банка России в пределах лимитов кредитования. В этих целях:

а) рассматривает заявки (заявления) банков на получение кредитов Банка России (в случае предоставления ему этих полномочий) в соответствии с действующими нормативными актами Банка России и принимает решения о возможности предоставления кредитов;

б) осуществляет выдачу кредитов банкам в объемах, подтвержденных соответствующими лимитами кредитования, контролирует выполнение банками региона условий кредитных договоров и проводит работу по обеспечению возврата кредитов Банка России и процентов по ним;

в) осуществляет контроль над начислением и уплатой процентов за кредиты Банка России, за полнотой и своевременностью перечисления их в Банк России;

г) контролирует соответствие остатков задолженности по кредитам Банка России и начисленным по ним процентам, отраженных в балансах банков и территориального учреждения Банка России;

д) ведет ежедневный учет лимитов кредитования, доведенных Банком России, контролирует соблюдение установленных сроков их использования и обеспечивает своевременный возврат высвободившихся лимитов кредитования;

е) изучает эффективность применяемых методов рефинансирования банков, вносит на рассмотрение Банка России предложения по их совершенствованию;

- осуществляет контроль над выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, производит регулирование обязательных резервов, осуществляет проверки правильности составления кредитными организациями Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, достоверности указанных в нем сведений, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов в Банке России;

- контролирует соответствие остатков обязательных резервов в рублях и иностранной валюте, учитываемых на балансовых счетах, а также сумм недовзноса (перевзноса) обязательных резервов и штрафов, неуплаченных за недовзнос в обязательные резервы, учитываемых на внебалансовых счетах, в балансах территориального учреждения и кредитной организации;

- в установленные сроки направляет в Банк России информацию о формировании кредитными организациями обязательных резервов, составляет и направляет Банку России отчет о работе по контролю над депонированием средств в обязательные резервы кредитными организациями;

- по решению Кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и осуществляет контроль за своевременным их погашением;

- осуществляет прием средств в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России и в соответствии с нормативными актами Банка России;

- взаимодействует с кредитными организациями региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Банка России, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования;

- осуществляет иные полномочия в области денежно-кредитного регулирования в соответствии с нормативными актами Банка России.

Полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций:

- в соответствии с требованиями Банка России рассматривает документы, необходимые для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление банковских операций, расширения деятельности путем создания обособленных подразделений, реорганизации и направляет соответствующие заключения в Банк России. Рассматривает и согласовывает в установленном порядке уставы кредитных организаций и изменения, вносимые в уставы и составы участников;

- осуществляет предварительное рассмотрение документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении величины уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, готовит заключение о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представляет его в Банк России;

- контролирует внесение необходимых изменений в учредительные документы, зарегистрированные Банком России;

4) согласовывает назначение руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

- ведет базу данных учредителей (участников), а также формирует базу данных по крупным кредитам в соответствии с требованиями действующих нормативных актов Банка России и направляет указанную информацию в Банк России;

- рассматривает документы, представляемые по установленной форме аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно, для решения вопроса о выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита и направляет соответствующие заключения в Банк России;

- направляет в Банк России заключения по вопросам аннулирования лицензий у аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно;

- рассматривает аудиторские заключения, представленные кредитными организациями по итогам их деятельности за год;

- запрашивает в соответствии с нормативными актами Банка России у кредитных организаций информацию об их деятельности, требует разъяснений по полученной информации;

- контролирует соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России, иных пруденциальных норм деятельности;

- осуществляет надзор за деятельностью филиалов кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, независимо от места нахождения головного офиса кредитной организации;

- контролирует соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и проведения банковских операций, составления всех видов отчетности в кредитных организациях;

- осуществляет получение, обработку, систематизацию, анализ и передачу в Банк России бухгалтерской и финансовой отчетности в разрезе кредитных организаций, а также сводной отчетности по кредитным организациям региона;

- получает, систематизирует и анализирует информацию об открытых кредитными организациями и их филиалами корреспондентских счетах;

- осуществляет надзор за состоянием служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

- осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования резерва на возможные потери по ссудам;

- контролирует соблюдение кредитными организациями и их филиалами лимитов открытой валютной позиции;

- проводит документарные проверки по отдельным вопросам, а также комплексные и специальные (по отдельным направлениям деятельности) проверки кредитных организаций и их филиалов;

- осуществляет контроль за принятием мер по устранению выявленных в ходе проверок недостатков;

- принимает участие совместно с органами Федерального казначейства Российской Федерации, налоговыми органами в проверках кредитных организаций по вопросам, связанным с зачислением и перечислением средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

- в установленном Банком России порядке применяет меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России к кредитным организациям, допустившим нарушения;

- рассматривает обращения учредителей (участников), кредиторов и клиентов кредитных организаций, связанные с соблюдением кредитной организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего банковскую деятельность, в том числе нормативных актов Банка России;

- вносит в соответствующие подразделения Банка России предложения по совершенствованию действующего банковского законодательства и нормативных актов Банка России, принимает участие в рассмотрении и разработке проектов федеральных законов и нормативных актов Банка России;

- осуществляет иные полномочия по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций в соответствии с нормативными актами Банка России.

Полномочия территориального учреждения при осуществлении проверок кредитных организаций, устанавливаются в пределах компетенции, определяемой федеральными законами и нормативными актами Банка России.

 

Полномочия территориального учреждения в области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций:

- на основе имеющейся отчетности и данных, полученных в порядке банковского надзора, проводит анализ деятельности кредитных организаций и филиалов, выявляет кредитные организации, испытывающие временные финансовые трудности или имеющие признаки несостоятельности (банкротства) (далее - проблемные кредитные организации), определяет степень их проблемности;

- анализирует и оценивает предоставленные кредитными организациями планы мероприятий по их финансовому оздоровлению, контролирует их выполнение;

- подготавливает и направляет в установленном порядке в Банк России отчетный и иные необходимые материалы о деятельности проблемных кредитных организации, планы финансового оздоровления кредитных организаций;

- проводит в проблемных кредитных организациях проверки в целях экспертной оценки их активов и пассивов, установления их реальной стоимости, а также определения возможности реализации активов, обеспечения работы временной администрации по управлению кредитной организацией, составления планов финансового оздоровления кредитных организаций и контроля за их реализацией, определения состояния и сохранности документов в указанных кредитных организациях;

- организует и проводит работу, связанную с оценкой возможностей и определением способов финансового оздоровления, и вносит на утверждение в Банк России предложения о целесообразности и порядке проведения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций;

- в установленном Банком России порядке оказывает содействие проблемным кредитным организациям в проведении работы по их реорганизации;

- подготавливает материалы об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и направляет соответствующие заключения в Банк России в установленном порядке;

- получает от собраний учредителей (участников) кредитной организации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций сообщения о принятых ими решениях, о ликвидации кредитных организаций, а также согласовывает назначение в этих кредитных организациях ликвидационных комиссий и утверждение промежуточных и окончательных ликвидационных балансов;

- обращается в установленном порядке в арбитражные суды с исками о принудительной ликвидации либо с заявлениями о признании кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, несостоятельной (банкротом);

- рассматривает ходатайства кредитных организаций о введении или прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, подготавливает и вносит в Банк России предложения по данному вопросу, а также о порядке и условиях функционирования временной администрации;

- осуществляет подбор и учет специалистов для работы в составе временной администрации, проверяет их в установленном порядке на соответствие квалификационным требованиям, установленным Банком России;

- запрашивает и рассматривает в установленном порядке отчеты о работе временной администрации по управлению кредитными организациями, подводит итоги этой работы, подготавливает и вносит в Банк России предложения по этим вопросам;

- осуществляет иные полномочия в сфере организации банковского санирования, предусмотренные нормативными актами Банка России.

Полномочия территориального учреждения по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг

- осуществляет функции Банка России на финансовых рынках региона;

- регистрирует заявления, решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии, отчеты об итогах выпуска, ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, изменения и дополнения в регистрационные документы выпусков ценных бумаг, сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитных организаций-эмитентов;

- аннулирует государственную регистрацию ценных бумаг;

- приостанавливает эмиссию ценных бумаг и признает выпуск ценных бумаг несостоявшимся;

- регистрирует условия выпуска депозитных и сберегательных сертификатов;

- проводит мероприятия по обслуживанию и размещению государственных ценных бумаг;

- проводит мероприятия по отбору кандидатов в дилеры на рынке ГКО-ОФЗ и осуществляет контроль за их деятельностью;

- осуществляет лицензирование и последующий контроль профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

- осуществляет сбор информации, относящейся к контролю и регулированию рынка ценных бумаг, и обеспечивает ее соответствие установленным форматам;

- осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования кредитными организациями резерва под обесценение вложений в ценные бумаги;

- осуществляет регистрацию общих фондов банковского управления;

- принимает участие в аттестации руководителей служб внутреннего контроля кредитных организаций и специалистов кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- осуществляет иные полномочия по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Также следует отметить и то что, ежеквартально территориальные учреждения публикуют аналитическое обозрение по своему региону.

 Структура аналитического обозрения:

I. Общеэкономические тенденции.

- инфляция;

- занятость;

- доходы и сбережения населения;

- бюджетные поступления;

II. Сектор нефинансовых корпораций.

- финансовое положение предприятий;

- инвестиционная сфера;

- экономическая конъюнктура;

- хозяйственная активность предприятий;

III. Банковская сфера.

При подготовки аналитического обозрения используются данные областного комитета государственной статистики и результаты мониторинга предприятий Банка России по отдельно взятому региону.

В качестве примера такого аналитического обозрения можно обратиться к аналитическому обозрению Главного управления Банка России по Нижегородской области за первый квартал 2003 года, которое дано в приложении №2 в той части, которая касается банковской сферы. В разделе «Банковская сфера» аналитического обозрения Главное управление Банка России по Нижегородской области приведены в динамике данные по структуре банковского сектора Нижегородской области, динамика задолженности по кредитам, выданным региональными банками и иногородними филиалами, структура депозитов и вкладов населения, структура кредитных вложений, динамика остатков средств на корсчетах кредитных организаций в Банке России.

 

Итак, территориальное учреждение Банка России - это обособленное подразделение Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", положением Центрального Банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

 

Заключение

 

Исследовав в данной работе роль Банка России в развитии кредитной системы, и на основе выводов сравнивая Банк России с Центральными банками зарубежных стран видно, что главной особенностью Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух функций Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом:

- во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;

- во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность;

- в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в Центральный банк и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

Таким образом для положительного развития любой системы, в том числе и кредитной, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования кредитных учреждений. Банк России обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития кредитной системы России.

Так же напрашивается вывод о необходимости:

- наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования кредитной системы государства;

- обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

4. Положение Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России"

5. Братко А. Г. «Центральный банк в банковской системе России», – М.:, 2001.

6. Лаврушин О.И. «Деньги, кредит, банки», - М.: Финансы и статистика, 1998.

7. Шенаев В.Н. «Денежная и кредитная системы России», – М.: 1998.

8. Жуков Е.Ф. «Банки и банковские операции», - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

9. Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», - М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.

10. Залесский В.В. «Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе», - М.: Известия. 1992 г.

11. Федоров Б.Г. «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах», Деньги и кредит. 1990. № 4.

12. Хохленкова М. А. «Банк России как орган банковского регулирования и надзора», «Банковское дело». – №8. – 2002. – С. 11-15.

13. Симановский А. Ю. «Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс», «Деньги и кредит» - №5. – 2001. – С. 12-19.

14. Материалы с Internet-сайта http://www.CBR.ru/

 

Приложение №1.

 

Территориальные учреждения Банка России в соответствии положением Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России":

Национальный Банк Республики Адыгея

Главное управление ЦБ РФ по Алтайскому краю

Национальный Банк Республики Алтай

Главное управление ЦБ РФ по Амурской области

Главное управление ЦБ РФ по Архангельской области

Главное управление ЦБ РФ по Астраханской области

Национальный банк Республики Башкортостан

Главное управление ЦБ РФ по Белгородской области

Главное управление ЦБ РФ по Брянской области

Национальный банк Республики Бурятия

Главное управление ЦБ РФ по Владимирской области

Главное управление ЦБ РФ по Волгоградской области

Главное управление ЦБ РФ по Вологодской области

Главное управление ЦБ РФ по Воронежской области

Национальный банк Республики Дагестан

Главное управление ЦБ РФ по Еврейской автономной области

Главное управление ЦБ РФ по Ивановской области

Главное управление ЦБ РФ по Республике Ингушетия

Главное управление ЦБ РФ по Иркутской области

Национальный банк Кабардино-Балкарской Республики

Главное управление ЦБ РФ по Калининградской области

Национальный банк Карачаево-Черкесской Республики

Национальный банк Республики Калмыкия

Главное управление ЦБ РФ по Калужской области

Главное управление ЦБ РФ по Камчатской области

Национальный банк Республики Карелия

Главное управление ЦБ РФ по Кемеровской области

Главное управление ЦБ РФ по Кировской области

Национальный банк Республики Коми

Главное управление ЦБ РФ по Костромской области

Главное управление ЦБ РФ по Краснодарскому краю

Главное управление ЦБ РФ по Красноярскому краю

Главное управление ЦБ РФ по Курганской области

Главное управление ЦБ РФ по Курской области

Главное управление ЦБ РФ по Ленинградской области

Главное управление ЦБ РФ по Липецкой области

Главное управление ЦБ РФ по Магаданской области

Национальный банк Республики Марий Эл

Национальный банк Республики Мордовия

Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.