ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Кафедра Экономической теории
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
Специальность: Государственное и муниципальное
управление
Выполнил: студент группы 015
заочного отделения
Катан Дмитрий Александрович
Научный руководитель:
старший преподаватель
Николаева Наталья Львовна
Нижний Новгород
2003 г.
Аннотация:
Дипломная работа написана на тему: «Роль Центрального банка и его территориальных управлений в регулировании кредитной системы».
Структура работы определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения. Даны также приложение и список использованной литературы.
I глава раскрывает сущность, структуру, механизм функционирования, этапы формирования и современное состояние кредитной системы в Российской Федерации
II глава дипломной работы посвящена оценки роли центрального банка в развитии кредитной системы.
III глава исследует основные задачи, правовой статус, организационные особенности и полномочия территориальных учреждений Банка России и их роль в развитии кредитной системы.
Содержание
Стр. | |
Введение | 3 |
ГЛАВА I. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ | 5 |
§ 1. Структура и механизм функционирования кредитной системы в рыночной экономике | 5 |
§ 2. История и этапы формирования кредитной системы России | 12 |
§ 3. Проблемы развития и современное состояние кредитной системы Российской Федерации | 20 |
ГЛАВА II. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ | 22 |
§ 1. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике | 22 |
§ 2 . Правовой статус Банка России | 25 |
§ 3. Основные направления и формы регулирования кредитной системы | 31 |
§ 4 . Функции Банка России | 33 |
§ 5. Инструменты Центрального Банка России в регулировании кредитной системы страны | 38 |
ГЛАВА III . РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ | 51 |
§ 1. Территориальные учреждения Банка России: правовой статус, основные задачи | 51 |
§ 2. Организационные особенности территориального учреждения | 53 |
§ 3. Полномочия территориального учреждения | 55 |
Заключение | 63 |
Список используемой литературы | 65 |
Приложение | 66 |
Введение
Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.
Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.
При этом не нужно принебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития весьма различны, но тем не менее они имеют много и сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешна использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.
Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и регулировании кредитной системы, а также с наличием проблем в функционировании кредитного механизма в современных условиях.
Задачами данного исследования являются:
изучить современное состояние кредитной системы России;
выявить место Центрального банка и его территориальных управлений в кредитной системе;
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.
Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со ст.4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Особое место в регулировании кредитной системы занимают контрольные и надзорные функции Центрального банка.
В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора:
- защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
- защита клиентов банка от «системного риска» (банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей кредитной системе), защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;
- обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.
Главная цель банковского регулирования и надзора ¾ поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.
Банк России также регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
Приобретение более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов ¾ предварительного согласия Банка России.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
- предельный размер неденежной части уставного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25% собственных средств кредитной организации);
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- нормативы ликвидности кредитной организации;
- нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
- размеры валютного, процентного и иных рисков;
- минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
- нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Не может превышать 20% собственных средств банка.
При этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
Кроме того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России или по его поручению аудиторскими фирмами.
Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования кредитной сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что Банк России уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от Центрального банка Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.
Кредитной системы страны
Банк России владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- выступает для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали или не имеют возможности пополнить свои ресурсы из других источников;
- от имени Правительства управляет государственным долгом, т. е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством;
- наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживании бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительны и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды Правительств и местным властям;
- является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.
Банк России играет ведущую роль в регулировании кредитной системы страны. Основные инструменты и методы кредитной политики Банка России определены Законом о Центральном банке РФ, к ним относятся:
- учетная ставка Банка России;
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения.
Ниже более подробно раскрыта суть основных инструментов кредитной политики Банка России.
Учетная ставка Банка России
Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Банком России при кредитовании коммерческих банков.
Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Банк России намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.
На протяжении 1991—2003 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. В настоящее время она установлена в размере 21% годовых.
Коммерческие банки получают в Банке России ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.
Процентные ставки Банка России необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Процентные ставки по операциям Банка России
Банка России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России являются минимальными ставками, по которым он осуществляет свои операции. Такая процентная политика необходима для воздействия на рыночные процентные ставки с целью укрепления национальной валюты. Политика минимальных резервов Банка России является административным методом регулирования экономики. Проводя такую политику, Банк России устанавливает нормы минимальных резервов для коммерческих банков в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на счете в Банке России. Банк России вправе периодически изменять норму обязательных резервов в зависимости от рыночной ситуации.
Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
Операции на открытом рынке
При осуществлении этих операций Банк России не только реализует направление своей кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.
Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.
Если Банк России покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Банк России продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
До образования коммерческих банков регулирование денежного обращения проводилось в порядке централизованного планирования лимитов кредитования и различного вида кассовых планов. Они являлись директивами для филиалов государственных банков.
Ежегодно возрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой Правительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.
В России до 1992 г. рынок ценных бумаг был ограничен государственными займами, распространяемыми среди населения и на бюджет существенно не влияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:
- осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения для Правительства через Банк России временно свободных денег;
- сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;
- использовать государственные ценные бумаги для проведения Банком России кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении;
- повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.
В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача:
- обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета;
- создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.
На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги.
Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.
Рефинансирование банков
Под рефинансированием банков понимается предоставление Банком России кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита. Рассмотрим их подробнее.
- Кредитные аукционы
До 1994 г. Центральный банк РФ (Банк России) предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки Банка России. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3 % независимо от кредитоспособности заемщика.
Например, только в 1992 г. Центральный банк РФ выдал 2,8 трлн. руб. в виде централизованных кредитов, условия использования которых устанавливали не коммерческие банки, а Правительство, ЦБ РФ или местные органы. Эта сумма превышала 90 % всех кредитов, предоставленных ЦБ РФ в 1992 г. коммерческим банкам, т.е. половину депозитной эмиссии года. В 1995 г. выдача централизованных кредитов была резко сокращена. Она еще сохраняется для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от Банка России на коммерческой основе путем покупки на кредитных аукционах.
Аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые Банком России, исходя из задач кредитно-денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.
Участниками аукциона являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России) с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.
Аукционы могут проводиться различными способами: по американской и голландской системам, а также с фиксированной процентной ставкой. При американском способе проведения аукциона заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками. В заявках банков предлагаемая процентная ставка не может быть ниже минимальной, предложенной Банком России. При этом заявка, в которой процентная ставка равна минимальной, удовлетворяется пропорционально остатку непроданных кредитов. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по ставке отсечения). В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. По такой ставке, однако, при превышении общей суммы заявок над объемом кредита, предложенного к аукциону, заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворенных заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их сумме заявок.
ГЛАВА III. РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
§1. Территориальные учреждения Банка России: правовой статус,
Основные задачи
Территориальное учреждение Банка России - обособленное подразделение Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.
Полный перечень всех территориальные учреждений Банка России приведен в приложении № 1.
Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.
Территориальное учреждение не имеет права:
- принимать нормативные акты;
- выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;
- предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.
Основными задачами территориального учреждения на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации являются:
- участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации;
- эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;
осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
- организация и контроль над деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;
- организация валютного контроля;
- проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и нормативными актами Банка России.
Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России. Территориальное учреждение осуществляет полномочия по пользованию и владению имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых Банком России. Отчуждение и иные операции с движимым или недвижимым имуществом, по отношению к которому Банк России осуществляет полномочия по пользованию, владению и распоряжению, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Банком России.
§ 2. Организационные особенности территориального учреждения
Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России. Начальники главных управлений (председатели национальных банков) Банка России, руководители организаций, подчиненных Банку России, после предварительного согласования с Департаментом персонала Банка России, назначают и освобождают работников от следующих должностей:
Первый заместитель начальника главного управления;
Первый заместитель председателя национального банка;
Заместитель начальника главного управления;
Заместитель председателя национального банка;
Заместитель начальника главного управления - начальник структурного подразделения;
Заместитель председателя национального банка - начальник структурного подразделения;
Главный бухгалтер главного управления;
Главный бухгалтер национального банка;
Начальник ревизионного управления (отдела, сектора) главного управления;
Начальник ревизионного управления (отдела, сектора) национального банка;
Руководитель Регионального центра информатизации, начальник Управления (отдела) информатизации;
Начальник Управления (отдела, сектора) инспектирования коммерческих банков, начальник Управления (отдела, сектора) службы персонала;
Начальник Управления (отдела, сектора) безопасности и защиты информации, начальник отдела (сектора) по защите государственной тайны.
Начальники главных управлений (председатели национальных банков) Банка России, руководители организаций, подчиненных Банку России, самостоятельно разрабатывают и утверждают Положение о порядке назначения и освобождения от должностей руководителей и сотрудников, подведомственных им подразделений.
На должность руководителя территориального учреждения и его заместителей могут быть назначены лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах Российской Федерации не менее пяти лет.
Начальник (председатель) территориального учреждения осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения и обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта Российской Федерации или экономического района в соответствии с задачами и полномочиями, изложенными в федеральных законах "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности" и положение ЦБР "О территориальных учреждениях Банка России".
Структура территориального учреждения и схема должностных окладов служащих утверждаются Председателем Банка России.
Штатное расписание территориального учреждения, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции утверждаются начальником (председателем) территориального учреждения с учетом установленных и доведенных до него Банком России расчетной численности служащих, фонда заработной платы и единых квалификационных требований к работникам системы Банка России.
Территориальное учреждение распоряжается средствами на содержание аппарата в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России. Затраты капитального характера осуществляются территориальным учреждением в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, в пределах лимита на капитальные затраты, утверждаемого Банком России.
Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта Российской Федерации, в котором образовано и действует территориальное учреждение. Место нахождения территориального учреждения, образуемого по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяется Советом директоров.
Территориальное учреждение Банка России имеет полное и сокращенное наименование, определяемое Банком России. Полное наименование территориального учреждения включает в себя слова "Главное управление Центрального банка Российской Федерации по", затем следуют (в дательном падеже) наименование субъекта Российской Федерации или экономического района, в котором действует территориальное учреждение, либо слова "Национальный банк", затем следует наименование субъекта Российской Федерации, в котором действует данное учреждение, и слова "Центрального банка Российской Федерации". Сокращенное наименование территориального учреждения образуется из слов "ГУ Банка России по" и наименования субъекта Российской Федерации или экономического района, либо аббревиатуры "НБ", наименования республики в составе Российской Федерации и слов "Банка России". Территориальное учреждение имеет печать, штамп и бланк со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.
§ 3. Полномочия территориального учреждения
Полномочия территориальных учреждений Банка России закреплены в Положение Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России". Из всех полномочий, в рамках темы дипломной работы нам особенно интересны следуюшие:
- полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулировани;
- полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций;
- полномочия территориального учреждения в области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций;
- полномочия территориального учреждения по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг.
Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:
- от имени Банка России заключает кредитные договоры (извещения) и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков в соответствии с действующими нормативными актами Банка России в пределах лимитов кредитования. В этих целях:
а) рассматривает заявки (заявления) банков на получение кредитов Банка России (в случае предоставления ему этих полномочий) в соответствии с действующими нормативными актами Банка России и принимает решения о возможности предоставления кредитов;
б) осуществляет выдачу кредитов банкам в объемах, подтвержденных соответствующими лимитами кредитования, контролирует выполнение банками региона условий кредитных договоров и проводит работу по обеспечению возврата кредитов Банка России и процентов по ним;
в) осуществляет контроль над начислением и уплатой процентов за кредиты Банка России, за полнотой и своевременностью перечисления их в Банк России;
г) контролирует соответствие остатков задолженности по кредитам Банка России и начисленным по ним процентам, отраженных в балансах банков и территориального учреждения Банка России;
д) ведет ежедневный учет лимитов кредитования, доведенных Банком России, контролирует соблюдение установленных сроков их использования и обеспечивает своевременный возврат высвободившихся лимитов кредитования;
е) изучает эффективность применяемых методов рефинансирования банков, вносит на рассмотрение Банка России предложения по их совершенствованию;
- осуществляет контроль над выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, производит регулирование обязательных резервов, осуществляет проверки правильности составления кредитными организациями Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, достоверности указанных в нем сведений, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов в Банке России;
- контролирует соответствие остатков обязательных резервов в рублях и иностранной валюте, учитываемых на балансовых счетах, а также сумм недовзноса (перевзноса) обязательных резервов и штрафов, неуплаченных за недовзнос в обязательные резервы, учитываемых на внебалансовых счетах, в балансах территориального учреждения и кредитной организации;
- в установленные сроки направляет в Банк России информацию о формировании кредитными организациями обязательных резервов, составляет и направляет Банку России отчет о работе по контролю над депонированием средств в обязательные резервы кредитными организациями;
- по решению Кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и осуществляет контроль за своевременным их погашением;
- осуществляет прием средств в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России и в соответствии с нормативными актами Банка России;
- взаимодействует с кредитными организациями региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Банка России, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования;
- осуществляет иные полномочия в области денежно-кредитного регулирования в соответствии с нормативными актами Банка России.
Полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций:
- в соответствии с требованиями Банка России рассматривает документы, необходимые для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление банковских операций, расширения деятельности путем создания обособленных подразделений, реорганизации и направляет соответствующие заключения в Банк России. Рассматривает и согласовывает в установленном порядке уставы кредитных организаций и изменения, вносимые в уставы и составы участников;
- осуществляет предварительное рассмотрение документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении величины уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, готовит заключение о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представляет его в Банк России;
- контролирует внесение необходимых изменений в учредительные документы, зарегистрированные Банком России;
4) согласовывает назначение руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;
- ведет базу данных учредителей (участников), а также формирует базу данных по крупным кредитам в соответствии с требованиями действующих нормативных актов Банка России и направляет указанную информацию в Банк России;
- рассматривает документы, представляемые по установленной форме аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно, для решения вопроса о выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита и направляет соответствующие заключения в Банк России;
- направляет в Банк России заключения по вопросам аннулирования лицензий у аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно;
- рассматривает аудиторские заключения, представленные кредитными организациями по итогам их деятельности за год;
- запрашивает в соответствии с нормативными актами Банка России у кредитных организаций информацию об их деятельности, требует разъяснений по полученной информации;
- контролирует соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России, иных пруденциальных норм деятельности;
- осуществляет надзор за деятельностью филиалов кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, независимо от места нахождения головного офиса кредитной организации;
- контролирует соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и проведения банковских операций, составления всех видов отчетности в кредитных организациях;
- осуществляет получение, обработку, систематизацию, анализ и передачу в Банк России бухгалтерской и финансовой отчетности в разрезе кредитных организаций, а также сводной отчетности по кредитным организациям региона;
- получает, систематизирует и анализирует информацию об открытых кредитными организациями и их филиалами корреспондентских счетах;
- осуществляет надзор за состоянием служб внутреннего контроля в кредитных организациях;
- осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования резерва на возможные потери по ссудам;
- контролирует соблюдение кредитными организациями и их филиалами лимитов открытой валютной позиции;
- проводит документарные проверки по отдельным вопросам, а также комплексные и специальные (по отдельным направлениям деятельности) проверки кредитных организаций и их филиалов;
- осуществляет контроль за принятием мер по устранению выявленных в ходе проверок недостатков;
- принимает участие совместно с органами Федерального казначейства Российской Федерации, налоговыми органами в проверках кредитных организаций по вопросам, связанным с зачислением и перечислением средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
- в установленном Банком России порядке применяет меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России к кредитным организациям, допустившим нарушения;
- рассматривает обращения учредителей (участников), кредиторов и клиентов кредитных организаций, связанные с соблюдением кредитной организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего банковскую деятельность, в том числе нормативных актов Банка России;
- вносит в соответствующие подразделения Банка России предложения по совершенствованию действующего банковского законодательства и нормативных актов Банка России, принимает участие в рассмотрении и разработке проектов федеральных законов и нормативных актов Банка России;
- осуществляет иные полномочия по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций в соответствии с нормативными актами Банка России.
Полномочия территориального учреждения при осуществлении проверок кредитных организаций, устанавливаются в пределах компетенции, определяемой федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Полномочия территориального учреждения в области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций:
- на основе имеющейся отчетности и данных, полученных в порядке банковского надзора, проводит анализ деятельности кредитных организаций и филиалов, выявляет кредитные организации, испытывающие временные финансовые трудности или имеющие признаки несостоятельности (банкротства) (далее - проблемные кредитные организации), определяет степень их проблемности;
- анализирует и оценивает предоставленные кредитными организациями планы мероприятий по их финансовому оздоровлению, контролирует их выполнение;
- подготавливает и направляет в установленном порядке в Банк России отчетный и иные необходимые материалы о деятельности проблемных кредитных организации, планы финансового оздоровления кредитных организаций;
- проводит в проблемных кредитных организациях проверки в целях экспертной оценки их активов и пассивов, установления их реальной стоимости, а также определения возможности реализации активов, обеспечения работы временной администрации по управлению кредитной организацией, составления планов финансового оздоровления кредитных организаций и контроля за их реализацией, определения состояния и сохранности документов в указанных кредитных организациях;
- организует и проводит работу, связанную с оценкой возможностей и определением способов финансового оздоровления, и вносит на утверждение в Банк России предложения о целесообразности и порядке проведения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций;
- в установленном Банком России порядке оказывает содействие проблемным кредитным организациям в проведении работы по их реорганизации;
- подготавливает материалы об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и направляет соответствующие заключения в Банк России в установленном порядке;
- получает от собраний учредителей (участников) кредитной организации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций сообщения о принятых ими решениях, о ликвидации кредитных организаций, а также согласовывает назначение в этих кредитных организациях ликвидационных комиссий и утверждение промежуточных и окончательных ликвидационных балансов;
- обращается в установленном порядке в арбитражные суды с исками о принудительной ликвидации либо с заявлениями о признании кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, несостоятельной (банкротом);
- рассматривает ходатайства кредитных организаций о введении или прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, подготавливает и вносит в Банк России предложения по данному вопросу, а также о порядке и условиях функционирования временной администрации;
- осуществляет подбор и учет специалистов для работы в составе временной администрации, проверяет их в установленном порядке на соответствие квалификационным требованиям, установленным Банком России;
- запрашивает и рассматривает в установленном порядке отчеты о работе временной администрации по управлению кредитными организациями, подводит итоги этой работы, подготавливает и вносит в Банк России предложения по этим вопросам;
- осуществляет иные полномочия в сфере организации банковского санирования, предусмотренные нормативными актами Банка России.
Полномочия территориального учреждения по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг
- осуществляет функции Банка России на финансовых рынках региона;
- регистрирует заявления, решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии, отчеты об итогах выпуска, ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, изменения и дополнения в регистрационные документы выпусков ценных бумаг, сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитных организаций-эмитентов;
- аннулирует государственную регистрацию ценных бумаг;
- приостанавливает эмиссию ценных бумаг и признает выпуск ценных бумаг несостоявшимся;
- регистрирует условия выпуска депозитных и сберегательных сертификатов;
- проводит мероприятия по обслуживанию и размещению государственных ценных бумаг;
- проводит мероприятия по отбору кандидатов в дилеры на рынке ГКО-ОФЗ и осуществляет контроль за их деятельностью;
- осуществляет лицензирование и последующий контроль профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг;
- осуществляет сбор информации, относящейся к контролю и регулированию рынка ценных бумаг, и обеспечивает ее соответствие установленным форматам;
- осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования кредитными организациями резерва под обесценение вложений в ценные бумаги;
- осуществляет регистрацию общих фондов банковского управления;
- принимает участие в аттестации руководителей служб внутреннего контроля кредитных организаций и специалистов кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществляет иные полномочия по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Также следует отметить и то что, ежеквартально территориальные учреждения публикуют аналитическое обозрение по своему региону.
Структура аналитического обозрения:
I. Общеэкономические тенденции.
- инфляция;
- занятость;
- доходы и сбережения населения;
- бюджетные поступления;
II. Сектор нефинансовых корпораций.
- финансовое положение предприятий;
- инвестиционная сфера;
- экономическая конъюнктура;
- хозяйственная активность предприятий;
III. Банковская сфера.
При подготовки аналитического обозрения используются данные областного комитета государственной статистики и результаты мониторинга предприятий Банка России по отдельно взятому региону.
В качестве примера такого аналитического обозрения можно обратиться к аналитическому обозрению Главного управления Банка России по Нижегородской области за первый квартал 2003 года, которое дано в приложении №2 в той части, которая касается банковской сферы. В разделе «Банковская сфера» аналитического обозрения Главное управление Банка России по Нижегородской области приведены в динамике данные по структуре банковского сектора Нижегородской области, динамика задолженности по кредитам, выданным региональными банками и иногородними филиалами, структура депозитов и вкладов населения, структура кредитных вложений, динамика остатков средств на корсчетах кредитных организаций в Банке России.
Итак, территориальное учреждение Банка России - это обособленное подразделение Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", положением Центрального Банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.
Заключение
Исследовав в данной работе роль Банка России в развитии кредитной системы, и на основе выводов сравнивая Банк России с Центральными банками зарубежных стран видно, что главной особенностью Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организаторскую и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих двух функций Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом:
- во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;
- во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность;
- в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в Центральный банк и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Таким образом для положительного развития любой системы, в том числе и кредитной, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования кредитных учреждений. Банк России обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о необходимости:
- наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования кредитной системы государства;
- обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)
4. Положение Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России"
5. Братко А. Г. «Центральный банк в банковской системе России», – М.:, 2001.
6. Лаврушин О.И. «Деньги, кредит, банки», - М.: Финансы и статистика, 1998.
7. Шенаев В.Н. «Денежная и кредитная системы России», – М.: 1998.
8. Жуков Е.Ф. «Банки и банковские операции», - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
9. Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», - М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.
10. Залесский В.В. «Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе», - М.: Известия. 1992 г.
11. Федоров Б.Г. «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах», Деньги и кредит. 1990. № 4.
12. Хохленкова М. А. «Банк России как орган банковского регулирования и надзора», «Банковское дело». – №8. – 2002. – С. 11-15.
13. Симановский А. Ю. «Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс», «Деньги и кредит» - №5. – 2001. – С. 12-19.
14. Материалы с Internet-сайта http://www.CBR.ru/
Приложение №1.
Территориальные учреждения Банка России в соответствии положением Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России":
Национальный Банк Республики Адыгея
Главное управление ЦБ РФ по Алтайскому краю
Национальный Банк Республики Алтай
Главное управление ЦБ РФ по Амурской области
Главное управление ЦБ РФ по Архангельской области
Главное управление ЦБ РФ по Астраханской области
Национальный банк Республики Башкортостан
Главное управление ЦБ РФ по Белгородской области
Главное управление ЦБ РФ по Брянской области
Национальный банк Республики Бурятия
Главное управление ЦБ РФ по Владимирской области
Главное управление ЦБ РФ по Волгоградской области
Главное управление ЦБ РФ по Вологодской области
Главное управление ЦБ РФ по Воронежской области
Национальный банк Республики Дагестан
Главное управление ЦБ РФ по Еврейской автономной области
Главное управление ЦБ РФ по Ивановской области
Главное управление ЦБ РФ по Республике Ингушетия
Главное управление ЦБ РФ по Иркутской области
Национальный банк Кабардино-Балкарской Республики
Главное управление ЦБ РФ по Калининградской области
Национальный банк Карачаево-Черкесской Республики
Национальный банк Республики Калмыкия
Главное управление ЦБ РФ по Калужской области
Главное управление ЦБ РФ по Камчатской области
Национальный банк Республики Карелия
Главное управление ЦБ РФ по Кемеровской области
Главное управление ЦБ РФ по Кировской области
Национальный банк Республики Коми
Главное управление ЦБ РФ по Костромской области
Главное управление ЦБ РФ по Краснодарскому краю
Главное управление ЦБ РФ по Красноярскому краю
Главное управление ЦБ РФ по Курганской области
Главное управление ЦБ РФ по Курской области
Главное управление ЦБ РФ по Ленинградской области
Главное управление ЦБ РФ по Липецкой области
Главное управление ЦБ РФ по Магаданской области
Национальный банк Республики Марий Эл
Национальный банк Республики Мордовия
Приложение №2
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ.
Январь-март 2003г.
Рецензия
На дипломную работу студента 5 курса Волго-Вятской академии государственной службы факультета переподготовки Катана Д.А. по теме «Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы»
Дипломная работа Катана Д.А. посвящена исследованию роли Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы.
Развитие кредитной системы является важнейшей макроэкономической задачей не только Центрального банка, но и всего государства. Данная дипломная работа представляется полезной как для специалистов, занимающихся теоретическим исследованием роли Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы, так и для практиков, занятых в соответствующих отраслях экономики. Автор данной работы успешно справился с поставленной задачей по освещению процесса регулирования Центральным банком кредитной системы.
Удачно сформулирована структура диплома. В первой главе изложены наиболее важные теоретические аспекты, касающиеся кредитной системы. Во второй главе автором дается характеристика Центрального банка и оценка его роли в регулировании кредитной системы. Третья глава посвящена анализу роли территориальных учреждений Банка России в развитии кредитной системы.
Заслугой дипломника так же является и то, что он провел исследование темы не только на основе законодательства и исторического опыта России, но и обратился к зарубежному опыту в регулировании кредитной системы центральными банками.
В целом дипломная работа Катана Д.А. выполнена успешно, рекомендована к защите.
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Кафедра Экономической теории
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.