В широком плане психологическое обследование должно, по-видимому, включать получение двух параметров личности:
• довольно устойчивых черт личности;
• динамических компонентов личности, включая временные мотивационные состояния, переходные уровни тревожности и др.
Информация, получаемая по тщательно и хорошо продуманной программе оценки личности, может быть полезной в случаях, когда надо:
• выявить валидные принципы исследования, которые помогли бы изучить спортивную деятельность и функционирование мужчин и женщин в условиях стресса;
• дать возможность спортсмену лучше понять самого себя, его взаимоотношения с людьми и условия физической деятельности, которые могут на него повлиять;
• помочь спортсмену более эффективно направлять усилия, лучше понять себя и создать более благоприятные межличностные взаимоотношения и контакт с окружением.
2. Эмпирическое исследование
2.1. Цели и задачи исследования
ЦЕЛЬ:
сравнить между собой психологические характеристики мужчин и женщин спортсменов.
ОБЬЕКТ ИСЛЕДОВАНИЯ:
Группа культуристов. Предмет исследования : психологические характеристики имиджа спортсменов и их социотип.
ЗАДАЧИ:
1) Сформировать группу методик, позволяющих исследовать психологию данной группы.
2) Подобрать исследуемую группу.
3) Провести эмпирическое исследование, позволяющее доказать или опровергнуть гипотезу.
ЗАДАЧИ:
1) Выявить темперамент исследуемой группы, какой темперамент преобладающий.
2) Исследовать основные психологические характеристики изучаемой группы,
3) Выявить чаще встречаемые типологии характера и попытаться проанализировать возможные варианты взаимодействия специалистов исследуемой группы.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
основные характеристики мужчин и женщин. Совпадают они или не совпадают.
2.2 Методики и процедуры исследования
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Опросник «Кеттелл»;
2.Опросник «Кейрси»;
3.Тест «Персональный автопортрет»;
4.Тест «Айзенк».
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования была взята группа спортсменов, состоящая из 15 человек (мужчин). Кроме того, в исследовании участвовал индивид – студентка (20 лет). Возраст участников исследования от 25 до 36 лет.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
2.3.1 Результаты теста Кеттелла.
ТАБЛИЦА №1. Исследуемая группа спортсменов.
ФАМИЛИЯ ИМЯ | ПОЛ | ВОЗРАСТ | |
1. | Ющенко Павел | М. | 27 |
2. | Пикуль Александр | М. | 25 |
3. | Голубев Евгений | М. | 27 |
4. | Голубев Алексей | М. | 27 |
5. | Титов Прохор | М. | 25 |
6. | Загадов Владимир | М. | 27 |
7. | Заугольный Андрей | М. | 36 |
8. | Лаптенок Антон | М. | 25 |
9. | Ширяков Вадим | М. | 35 |
10. | Таах Александр | М. | 33 |
11. | Иванюшин Андрей | М. | 30 |
12. | Свистунов Михаил | М. | 30 |
13. | Шмелев Юрий | М. | 33 |
14. | Беликов Александр | М. | 25 |
15. | Костян Михаил | М. | 34 |
ТАБЛИЦА №2 Результаты теста КЕТТЕЛЛА.
Л | Ф | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
Й
Испыт.
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Л – личности. а. – абсолютная цифра.
Ф – факторы. с.е – перевод в стандартные единицы.
ТАБЛИЦА №3 Усредненные оценки групп исследуемых.(15 чел.)
A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | |
1. | 5 | 7 | 8 | 4 | 4 | 5 | 6 | 4 | 4 | 1 | 5 | 9 | 5 | 4 | 8 | 6 |
2. | 4 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 8 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 6 | 4 | 8 | 3 |
3. | 2 | 9 | 9 | 5 | 4 | 6 | 5 | 5 | 5 | 3 | 6 | 5 | 2 | 6 | 9 | 4 |
4. | 2 | 9 | 9 | 5 | 3 | 7 | 5 | 6 | 6 | 3 | 7 | 4 | 8 | 6 | 8 | 5 |
5. | 5 | 10 | 9 | 6 | 7 | 8 | 9 | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 6 | 8 | 7 | 6 |
6. | 8 | 7 | 8 | 6 | 9 | 5 | 9 | 5 | 5 | 6 | 9 | 4 | 7 | 6 | 6 | 7 |
7. | 6 | 9 | 10 | 7 | 3 | 8 | 7 | 4 | 6 | 2 | 8 | 3 | 9 | 8 | 9 | 6 |
8. | 4 | 10 | 8 | 7 | 6 | 9 | 9 | 4 | 5 | 5 | 8 | 2 | 5 | 10 | 9 | 6 |
9. | 7 | 8 | 6 | 4 | 8 | 7 | 9 | 6 | 5 | 8 | 8 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 |
10. | 6 | 8 | 8 | 5 | 3 | 4 | 6 | 7 | 3 | 3 | 4 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
11. | 2 | 6 | 3 | 2 | 4 | 3 | 5 | 7 | 4 | 5 | 6 | 8 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. | 10 | 8 | 6 | 5 | 7 | 4 | 9 | 7 | 3 | 7 | 7 | 4 | 5 | 3 | 7 | 5 |
13. | 5 | 9 | 6 | 7 | 4 | 6 | 6 | 3 | 6 | 3 | 8 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 |
14. | 6 | 7 | 6 | 4 | 6 | 6 | 7 | 6 | 4 | 8 | 3 | 3 | 7 | 5 | 6 | 3 |
15. | 5 | 6 | 8 | 5 | 4 | 6 | 5 | 6 | 4 | 2 | 3 | 7 | 5 | 4 | 7 | 6 |
» | 5.1 | 7.9 | 7.3 | 5.6 | 5.5 | 6 | 7 | 5.8 | 4.9 | 4.3 | 6.2 | 4.8 | 5.6 | 5.7 | 7.2 | 5.4 |
= | 5 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 5 | 4 | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 |
ТАБЛИЦА №4 Сравнительный анализ по методике КЕТТЕЛЛА
2-х групп исследуемых.
Мужская группа (30 чел.) | Женская группа (30 чел.) | M | Ж | d | d2 | ||||||
фактор | Знач. | фактор | Знач. | фактор | Знач. | фактор | Знач. | ||||
A | 3 | A | 3 | A | 5 | G | 3 | A3 | A5 | 2 | 4 |
B | 6 | O | 4 | B | 5 | I | 3 | B6 | B5 | 1 | 1 |
C | 7 | Q2 | 4 | C | 5 | L | 4 | C7 | C5 | 2 | 4 |
E | 6 | G | 5 | E | 6 | Q3 | 4 | E6 | E6 | 0 | 0 |
F | 6 | I | 5 | F | 7 | A | 5 | F6 | F7 | 1 | 1 |
G | 5 | L | 5 | G | 3 | B | 5 | G5 | G3 | 2 | 4 |
H | 7 | M | 5 | H | 7 | C | 5 | H7 | H7 | 0 | 0 |
I | 5 | Q1 | 5 | I | 3 | N | 5 | I5 | I3 | 2 | 4 |
L | 5 | Q3 | 5 | L | 4 | O | 5 | L5 | L4 | 1 | 1 |
M | 5 | Q4 | 5 | M | 6 | Q2 | 5 | M5 | M6 | 1 | 1 |
N | 6 | B | 6 | N | 5 | E | 6 | N6 | N5 | 1 | 1 |
O | 4 | E | 6 | O | 5 | M | 6 | O4 | O5 | 1 | 1 |
Q1 | 5 | F | 6 | Q1 | 6 | Q1 | 6 | Q15 | Q16 | 1 | 1 |
Q2 | 4 | N | 6 | Q2 | 5 | Q4 | 6 | Q24 | Q25 | 1 | 1 |
Q3 | 5 | C | 7 | Q3 | 4 | F | 7 | Q35 | Q34 | 1 | 1 |
Q4 | 5 | H | 7 | Q4 | 6 | H | 7 | Q45 | Q46 | 1 | 1 |
В таблицу №4 занесены значения эталонного и индивидуального профиля и проранжированны, где d – разница между М и Ж столбцами (по Кеттеллу).
Подсчитаем коэффициент ранговой корреляции:
,
где = 26,
Tв= (2 – 2) + (6 - 6) +(4 - 4) + (2 – 2) +(2 – 2) + (6 - 6) + (4 – 4) + (2 – 2) ,
Tв= 47
= 1 – 6*26 + 47
= 1 – 0,00753 = 0,9925
Коэффициент ранговой корреляции.
(Мужская и женская группа по 30 человек)
Группа мужчин 30 человек.
Tв = S (в – в)
12
12
Tв = 34
Группа женщин 30 человек.
12
12
Tв = 24
ВЫВОД.
Тенденция к увеличению:
Фактор. А (80% коллектива)
Подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная неустойчивость. Богатство эмоциональных проявлений. Быстро заводят друзей, щедры, умеют сотрудничать, любят делать подарки. Склонны скорее продавать, чем изобретать. Наиболее успешны в профессии, где необходимы межличностные контакты. Легко приспосабливаются к распорядку других людей.
Фактор. В (100% коллектива)
Высоко интеллектуальны. Высокие общие мыслительные способности, могут решать абстрактные задачи. Быстро обучаемы. Упорны, настойчивы, образованны. Широкие интеллектуальные интересы.
Фактор С (93%)
Эмоционально зрелые личность, способные достичь личных целей без особых трудностей, смело смотрящие в лицо фактам. Хорошо осознающие требования действительности, не расстраивающиеся из – за пустяков. Способны выражать эмоциональную энергию по интегрированным, а не по импульсивным каналам.
Фактор Е(93%)
Властные личности, которые привыкли приказывать, контролировать. Они имеют выраженное стремление к самоутверждению. Живут по собственным законам, игнорируют социальные условности, отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от других.
Фактор F(80%)
Легко относятся к жизни, верят в удачу, мало заботятся о будущем. Получает удовольствие от вечеринок и работы предполагающей разнообразия и путешествия.
Фактор G (93%)
Сила Сверх Я. Высокая совестливость, ответственность, обязательность. Моральность, зрелость. Настойчивость, требовательность к порядку, дисциплинированность.
Фактор H(100%)
Имеют тягу к риску и острым ощущениям. Не теряются при неожиданных ситуациях. Легко вступают в контакт, не боятся публичных выступлений. Склонны быстро принимать решения, но они не всегда правильные. Смелость, общительность, беззаботность, отзывчивость. Дружелюбие, оживляется в присутствии противоположного пола. Эмоциональные и художественные интересы, любят быть на виду.
Фактор L (87%)
Ко всему подходят настороженно, не достаточно откровенны. В коллективе временами обособляются. Критично относятся к достижениям и радостям других людей.
Фактор М (80%)
Интересуются искусством, мировоззренческими вопросами. Их внутренний мир напряжен, отличаются самобытным мировоззрением, своеобразным поведением. Мечтательны. Оригинальны, быстро приходят в восторг.
Фактор N (87%)
Наблюдается расчетливость, социальная опытность. Наигранность в поведении. Хитрость. Дипломатичность. Эстетическая изощренность, сдержанность. Склонны к интригам.
Фактор О (93%)
Время от времени появляется чувство подавленности и озабоченности. Тяжело переживают жизненные неудачи. Временами проявляется склонность к чувству вины.
Фактор Q1(87%)
Имеют разнообразные интеллектуальные интересы, критичны и ни какую информацию не принимают на веру. Ни какие принципы не являются абсолютными, спокойно воспринимают новые интересы.
Фактор Q2 (87%)
Самостоятельны и самодостаточны.
Фактор Q3 (100%)
Организаторский контроль поведения, хорошо планируют жизнь. Думают, прежде чем действовать. Начатое доводят до конца. Не дают обещаний, которые не могут выполнить. Заботятся о своей репутации. Надежные руководители.
Фактор Q4 (87%)
Находятся в состоянии возбуждения. Чувствуют себя усталыми но не могут оставаться без дела, даже в обстановке благоприятной для отдыха. Не выносят критики.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у группы мужчин (30 человек) имеется тенденция к высоким результатам по факторам С и H, а по факторам A, O, Q2 имеется тенденция к низким результатам.
Характеризуя испытуемых по фактору C (7 стенов), можно сказать, что группе мужчин присуще эмоциональная зрелость, способность достичь личных целей без особых трудностей, смело смотрящие в лицо фактам. Хорошо осознающие требования действительности, не расстраивающиеся из – за пустяков. Способны выражать эмоциональную энергию по интегрированным, а не по импульсивным каналам.
· Сила Я
· Эмоциональная устойчивость, спокойствие.
· Свободна от невротических синдромов.
· Реалистичное отношение к миру.
· Умение держать себя в руках.
· Постоянство интересов, настойчивость.
По Фактору H (7стенов)
Имеют тягу к риску и острым ощущениям. Не теряются при неожиданных ситуациях. Легко вступают в контакт, не боятся публичных выступлений. Склонны быстро принимать решения, но они не всегда правильны. В группе их часто выбирают лидерами.
· Смелость, общительность, беззаботность, отзывчивость.
· Дружелюбие, оживляется в присутствии противоположного пола.
· Эмоциональные и художественные интересы.
Самые низкие показатели Фактор А (3 стена)свидетельствуют о том, что мужчины спортсмены временами подвержены аффективным переживаниям. Их отличают богатство эмоциональных проявлений. В своих эмоциональных проявлениях необязательно искренны. Быстро заводят друзей, щедры, умеют сотрудничать, любят делать подарки. Склонны скорее продавать, чем изобретать. Наиболее успешны в профессии, где необходимы межличностные контакты. Легко приспосабливаются к распорядку других людей.
· Доброта, сердечность, легкость в общении.
· Эмоциональность, мягкосердечность.
· Открытость.
· Гибкость, адаптивность.
· Беззаботность, импульсивность.
· Экспрессивность.
· Хороший характер.
Фактор О (4 стена)
Время от времени появляется чувство подавленности и озабоченности. Иногда плачут, тяжело переживают жизненные неудачи. Склонность к самоупрекам и одиночеству.
· Склонность к чувству вины.
· Печаль, озабоченность, ранимость, недооценка себя.
· Боязливость, склонность к размышлениям.
Фактор Q2 (4 стена)
· Социабильность.
Зависимость от группы.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у группы женщин (30 человек) имеется тенденция к высоким результатам по факторам F и H, а по факторам G, I, L, Q3имеется тенденция к низким результатам.
Характеризуя испытуемых, можно сказать, что группе женщин (30 человек) по фактору F(7 стенов) характерна беспечность, жизнерадостность. Общительность, доверчивость, энергичность, находчивость и легкомысленность.
По фактору H (7 стенов) высокий результат, что говорит о смелости, беззаботности и общительности, отзывчивости, дружелюбии. Всегда оживляются в присутствии противоположного пола, стремятся быть на виду. Имеется широкий спектр эмоциональных и художественных интересов.
По фактору G (3 стена ) низкий показатель, что говорит о слабом интересе к общественным стандартам, не прилагают усилий для выполнения общественных норм и требований, склонны к непостоянству, могут легко бросать начатое дело, отказываются от своих обязательств.
Фактор I (3 стена ). Отличают жесткость, реалистичность, практичность. Не склонны к фантазиям, руководствуются логикой, самоуверенны, ипохондричны.
Фактор L и Q3 ( 4 стена ). Импульсивны, занижен самоконтроль, доверчивы, неревнивы, проявляются чувста собственной незначительности и при этом оптимистичность.
2.3.2. Результаты теста “Персональный автопортрет”
ТАБЛИЦА №5. Автопортрет личности испытуемых (15чел.)
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | |
1. | 1 | 7 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 10 | 5 | 9 | 4 | 7 | 5 | 4 |
2. | 7 | 6 | 4 | 6 | 6 | 8 | 4 | 5 | 4 | 11 | 2 | 8 | 4 | 5 |
3. | 10 | 6 | 3 | 1 | 8 | 6 | 4 | 8 | 6 | 13 | 3 | 3 | 7 | 6 |
4. | 5 | 6 | 4 | 4 | 8 | 6 | 12 | 5 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 | 5 |
5. | 4 | 6 | 3 | 5 | 13 | 7 | 10 | 5 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 8 |
6. | 4 | 2 | 3 | 8 | 8 | 12 | 6 | 6 | 4 | 4 | 8 | 7 | 5 | 4 |
7. | 10 | 8 | 4 | 5 | 9 | 6 | 8 | 7 | 6 | 9 | 4 | 4 | 2 | 5 |
8. | 5 | 6 | 2 | 6 | 6 | 7 | 5 | 8 | 7 | 12 | 8 | 6 | 3 | 7 |
9. | 6 | 2 | 6 | 10 | 8 | 8 | 4 | 4 | 7 | 9 | 7 | 6 | 6 | 5 |
10. | 8 | 7 | 1 | 3 | 7 | 7 | 4 | 7 | 11 | 8 | 5 | 8 | 7 | 7 |
11. | 5 | 3 | 3 | 5 | 12 | 7 | 4 | 7 | 8 | 7 | 4 | 4 | 5 | 4 |
12. | 3 | 2 | 4 | 7 | 7 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 |
13. | 5 | 5 | 2 | 3 | 8 | 10 | 7 | 6 | 7 | 8 | 3 | 5 | 5 | 5 |
14. | 3 | 2 | 4 | 5 | 11 | 7 | 6 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 5 | 5 |
15. | 8 | 7 | 4 | 5 | 3 | 4 | 2 | 7 | 10 | 6 | 4 | 7 | 6 | 4 |
= | 5,7 | 5 | 3,3 | 5,1 | 7,8 | 6,9 | 5,9 | 7,9 | 7 | 8 | 4,5 | 5,9 | 5,2 | 5,8 |
» | 6 | 5 | 3 | 5 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 8 | 5 | 6 | 5 | 6 |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 216.