Определение эколого-экономического ущерба, причиняемого сельскому хозяйству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Огромные масштабы экологически неблагоприятных последствий заставляют по-новому взглянуть на категорию эффективности производства с эколого-экономических позиций. Особое значение приобретает оценка и обоснование данного показателя для сельскохозяйственных предприятий. Характерной особенностью предлагаемого подхода является включение в расчет эколого-экономического ущерба.

Под эколого-экономическим ущербом будем понимать выраженные в стоимостной форме фактические или возможные убытки, причиняемые сельскому хозяйству в результате качественного ухудшения состояния окружающей среды, снижения почвенного плодородия, и дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.

Для оценки эколого-экономического ущерба в сельском хозяйстве используют восстановительный подход. Он основывается на стоимостной оценке затрат, необходимых для предотвращения или ликвидации нанесенного в процессе сельскохозяйственной деятельности экологического ущерба почвам и землям, и стоимостных потерь от недополученной продукции в результате снижения почвенного плодородия и загрязнения окружающей среды.

Таким образом, эколого-экономический ущерб, наносимый земле, которая используется в сельском хозяйстве в качестве основного средства производства, проявляется в стоимостной оценке качественного ухудшения ее состояния в результате деградации земель, затратах на восстановление снижающегося почвенного плодородия и стоимости недополученной продукции в результате снижения продуктивности земель от снижения плодородия и загрязнения окружающей среды

 

yэ-э= y1+ y2+ y3+ y4, где

уэ-э - эколого-экономический ущерб, наносимый землям сельскохозяйственного назначения;

у1 - ущерб от деградации земель (снижение цены земли);

у2 - затраты на восстановление потерянного почвенного плодородия, возникающего в результате потерь содержания гумуса и питательных веществ в почве;

у3 - стоимостная оценка недополученной продукции от уменьшения продуктивности земель в результате снижения плодородия;

у4 - стоимостная оценка недополученной продукции от снижения продуктивности земель в результате загрязнения окружающей среды.

В основу расчета ущерба от деградации почв и земель (снижение цены земель) положены нормативы стоимости, определяющие возмещение убытков за изъятие участков земель и регламентируемые «Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственной продукции», утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.01.93 г. № 77. Указанные нормативы определены по состоянию на 01.11.92 г. и индексируются, а также изменяются с утверждением новых нормативов стоимости земель.

Стоимостная оценка недополученной продукции от снижения продуктивности земель

 

, где

 

Dyi - величина потерь урожайности i-сельхозкультуры от снижения продуктивности земель из-за потерь гумуса в почве, засоления почв и других факторов, т/га.

Потери определяются по каждому из факторов снижения продуктивности. Нормы потерь определяются в результате специальных исследований в процентах или натуральном выражении;

цi - цена реализации i-вида сельскохозяйственной продукции, руб./т.

Стоимостная оценка недополученной продукции в результате загрязнения окружающей среды – атмосферы – производится аналогичным образом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неучет отрицательного влияния отходов производства на окружающую среду в виде наносимого экономического ущерба позволяет производить много и дешево, так как нет затрат на уменьшение отходов и загрязнение окружающей среды. В свою очередь учет антропогенного фактора в затратах производства не позволяет производить много и дешево. Сейчас не существует рынка, который экономически связал бы производство и отходы производства. Плата за загрязнение позволяет решить этот вопрос экономическими методами. Платежи за загрязнение (налоги) – это убыток для экономики, но государство должно регулировать отрицательные эффекты производства, т.е. уровень антропогенного воздействия, этими экономическими методами, так как рыночные регуляторы здесь не всегда срабатывают. Базовые нормативы платы за загрязнения и размещение отходов, которые устанавливает государство, должны корректироваться на поправочные коэффициенты. Эти поправки к базовым нормативам отражают различия в экологических условиях, которые складываются в отдельных местностях.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.