Виды правоотношений и их характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется.

Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Это объясняется тем, что в процессе правового регулирования общественное отношение теряет некоторые свои черты, приобретает новые свойства, изменяется и преобразуется. Таким образом, диспозиционное правоотношение – это уже новое качественное состояние общественного отношения. Необходимо указать так же на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные с их правовой регламентацией, могут носить различный характер. Некоторые из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие – наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений.[20]

Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты.

Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями.

В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения между различными социальными группами. С одной стороны в них через правовые нормы воплощается воля господствующих социальных групп, с другой – выражается воля субъектов, которые непосредственно вступают в эти диспозиционные правоотношения. Следует отметить, что в диспозиционных правоотношениях, в отличие от обеспечительных, свобода волеусмотрения, волеизъявления субъектов более широкая, менее ограниченная.

Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения – это урегулированные диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых создается и вводится в действие сама норма права.

Диспозиционные правоотношения находятся в тесной, ограниченной связи с обеспечительными правоотношениями, которые возникают при реализации санкций правовых норм. Одним из элементов механизма обеспечения нормальной реализации норм права являются обеспечительные правоотношения.

Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения – это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле. [21]

Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.

Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений – это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.

Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).

Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция – это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.[22] Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные. Охранительные в свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции.

Соответственно различаются и виды обеспечительных правоотношений. Выделяются поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения.

Поощрительные правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования.

Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно - принудительные, отменяющие и проч.

Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.

Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.

Отменяющие правоотношения – это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).

Организационно-принудительные правоотношения – это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных действиях и состоянии, носящем ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций).

Обеспечительные правоотношения разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.

Непосредственным основанием возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты.

Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.

Управленческое правоприменительное отношение с санкции законодателя обрастает множеством дополнительных общественных отношений, носящих процедурный, а в наиболее сложных случаях правоприменения – процессуальный характер.

Строго говоря, эти общественные отношения в определенной мере носят тоже управленческий характер, а значит, в классовом обществе приобретают и политическую окраску.

Однако, если правоприменительное правоотношение призвано специально юридическим образом помочь реализации правоотношений, диспозиционных и правообеспечительных (правоотношений первого и второго порядков), то процедурно-процессуальные правоотношения вызваны к жизни специально юридическими потребностями самого правоприменения как правоотношения третьего порядка.[23] Они призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения.

Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п. Так, советской юридической общественности удалось добиться от законодателя допуска защитника на начальной стадии предварительного расследования, а в 1985 году была установлена новая протокольная форма подготовки судебного материала, установившая более упрощенный порядок производства по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР. До этого в уголовном судопроизводстве не могли допускаться изъятия из общих уголовно-процессуальных правил. В связи с этим появляются уголовно-процессуальные правоотношения нового образца, новой упрощенной формы.[24]

Процессуально-правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве.

Выделяются также процессуальные правовые отношения. Их месторасположением, не смотря на имеющиеся недостатки, будет процесс осуществляемого в первой инстанции правосудия по уголовным и гражданским делам. Говоря о процессуальных правоотношениях необходимо хотя бы вскользь упомянуть о подсистеме материально-правовых правоотношений (это системосоставляющий компонент), и правоотношениях не урегулированных нормами права. Это уже системодополняющий компонент.

Материально-правовые отношения выступают как субодинационно-организационная подсистема и фактически делятся на две группы: на конфликтные правоотношения, и на правоотношения по урегулированию конфликта. Они отличаются друг от друга по следующим позициям субъектами первого являются вполне определенные лица      (интересанты): истец-ответчик; потерпевший-подсудимый и т.п.;

Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правоотношения это те же необходимые для существования людей общественные отношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органы свою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства.

Основными же признаками правоотношений как одного из видов общественных отношений можно считать: их регулирование общеобязательными нормами права; присущее им свойство регулярности, многократной повторяемости; их социальную значимость; их свойство возникать между конкретно-определенными лицами (субъектами); определенность поведения их участников по отношению друг к другу; возможность их обеспечения силой государственного принуждения.

Таким образом, правоотношение - это одно из основных звеньев механизма правового pегулиpования. Как образно сказал С.С.Алексеев - "это жизнь нормы права". Не будет отношений - не нужно будет право вообще, т.к. его нормы не к чему будет применять. Но и не всякие общественные отношения, которые имеются, будут являться правовыми, а только те, которые являются сферой интересов права, урегулированы им. Отсюда, чем более качественно законотворчество, тем меньше споров, конфликтов возникает между участниками, тем более эффективны результаты их взаимодействия, тем более упорядочена, спокойна жизнь общества в целом, тем меньше в ней остается места анархии, ущемлению интересов, создается ситуация, когда участники добровольно, сознательно идут на определенные ограничения ради общего блага.

 

 

                                   

ГЛОССАРИЙ

 

№ пп/п Новые понятия Содержание
1 2 3
1 Вина в неосуществлении должного надзора за отдельными субъектами гражданского права вина родителя, усыновителя, попечителя, опекуна и учреждения (на которое возложена обязанность осуществлять надзор), влекущая ответственность указанных лиц за действия недееспособных и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
2 Владелец источника повышенной опасности юридическое лицо или гражданин, осуществляющий эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности или по другому законному основанию
3 Вред как основание деликтной ответственности неблагоприятные для субъекта гражданского права отрицательные последствия, которые наступают при нарушении личного или имущественного права или блага
4 Гражданская вина несоблюдение лицом, причинившим вред, той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом обстановки, в которой оно находилось или осуществляло свою деятельность, оно не приняло все меры для предотвращения причинения вреда
5 Грубая неосторожность отсутствие элементарной, требуемой заботливости и осмотрительности
6 Деликтоспособность способность лица отвечать за свои противоправные действия, которые являются причиной вреда
7 Закрытый конкурс конкурс, при котором предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса
8 Игра обязательство, в силу которого организатор проводит розыгрыш призового фонда между лицами, из чьих рисковых взносов складывается указанный фонд
9 Исполнение недолжного передача потерпевшим приобретателю имущественной выгоды, которая не должна была передаваться, потому что лежащие в основе передачи сделка или иное правовое основание изначально отсутствовали, или были недействительны, или отпали впоследствии
10 Источник повышенной опасности любая деятельность, которая связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.) из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека
11 Капитализация платежей при ликвидации юридического лица ликвидируемое юридическое лицо, которое является ответственным за причиненный вред, должно обособить все соответствующие платежи за весь предполагаемый период выплат для последующей передачи организации, обязанной в будущем осуществлять выплаты потерпевшему
12 Крайняя необходимость состояние, которое характеризуется совершением вредоносных действий для устранения опасности, угрожающей причинителю вреда или другим лицам; невозможностью устранения опасности другими средствами при данных обстоятельствах; причинением вреда менее значительного, чем предотвращенный

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно правовые акты

 

1. .Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием. – М.: Теис, 2003 - 48 с

2. Гражданский кодекс Российской Федерации

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Научная литература

4. Алехин А.П., Каpмолицкий А.А., Козлов Ю.М. Администpативное пpаво Российской Федеpации. М.: "Зеpцало", "Теис", 1996. - 640 с.

5. Алексеев С.С. Теория права. Изд. 2. М.: БЕК, 1995. - 320 с.

6. Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. Часть 1. М.: Инф ра-М, 1996.

7. Большой юридический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 790 с.

8. Власов В.С. Основы государства и права. - Ярославль, 1995.

9. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997. - 152 с.

10.Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 10-14.

11.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное пpаво России. М.: Юристъ, 1996. - 480 с.

12.Манов Г. Н. Теория государства и права. - М.: Издат-во БЕК, 1995.-324с.

13.Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издат-во Казанского университета, 1993. - 108 с.

14.Протасов В.Н. Правовые отношения как система. - М., 1991.

15.Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - 472 с.

16.Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. - 476 с.

17.Теория государства и права. Под ред. Алексеева С.С. М.: Ю.Л., 1985. - 480 с.

18.Хpопанюк В.Н. Теоpия госудаpства и пpава. Изд. 2. Под pед. Стpекозова В. Г. М.: "Дабахов, Ткачев, Димов", 1996. - 384 с.

19.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изда нию 1907г.). М.: Спарк, 1995. - 556 с.

20.Энциклопедия государства и права. Под ред. П. Стучка. т. III. М.: изд-во Комакадемии, 1930.

 


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ


Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.