Сформулируйте посылки и осуществите вывод индуктивного умозаключения по методу сопутствующих изменений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этот метод применяется тогда, когда нет возможности разделить и отдельно исследовать обстоятельства, входящие в спектр возможных причин: они встречаются только во взаимной связи.

В таком случае, однако, остается возможность регистрировать изменение силы проявления возможных причин (или целенаправленно их варьировать) и сопоставлять с полученными данными поведение следствия в это же время.

Пример

Замечено, что политическая активность людей во всем мире, выражающаяся, прежде всего, в массовых собраниях и шествиях, возрастает и спадает примерно с периодом в 11-12 лет. Что является причиной этого явления? Можно выдвинуть ряд предположений, например - глобальное изменение климата на Земле, изменение положения нашей планеты по отношению к созвездию Альфа Центавра, изменение числа пятен на Солнце и т. п. Но сопоставление поведения первых двух возможных причин с изменением политической активности человечества не обнаружит синхронности (факта сопутствия изменений). Что касается последнего фактора, то эту материю трактует статья А. Кузнецова из “Аргументов и фактов”.

 “Солнечный ветер” меняет нашу жизнь.

Природу этого явления открыл наш соотечественник А.Л. Чижевский (1897-1964) – основатель науки гелиобиологии. В его трудах, мало известных широкой публике, показано, что политическая активность человечества испытывает периодические спады и подъемы, совпадающие с изменением солнечной активности.

Примерно с интервалом в 11,5 года количество темных пятен на Солнце намного увеличивается (в 10 и более раз по сравнению с годами спокойного Солнца), в результате чего усиливается поток заряженных частиц от Солнца к Земле. Этот поток электронов, протонов и других элементарных частиц называется солнечным ветром и вызывает на Земле магнитные бури, полярные сияния, технические аварии и многое другое...

Некоторые нейрофизиологи предполагают, что возмущения магнитного поля во время магнитных бурь воспринимаются непосредственно мозгом (минуя органы чувств), и это может привести к неспровоцированному психическому возбуждению. Сильнее всего магнитные бури чувствуют люди легко возбудимые.

Выборы народных депутатов РСФСР происходили весной 1990 г. во время максимума солнечной активности. Это, по-видимому, повлияло и на баллотирующихся, и на избирателей. В результате избранными оказалось много пассионариев, которые не умеют логически мыслить, зато "хочут" и могут подраться...

Приведенный фрагмент демонстрирует выявление причины исследуемого следствия сначала чисто феноменологически - на основании регистрации синхронности изменений двух процессов: увеличение числа пятен на Солнце - рост политической активности, и наоборот. Уже затем может быть построено сущностное объяснение найденной таким методом связи: в приведенном случае оно опирается на понятия электромагнитного поля, магнитный бурь и т.д.

Синхронность изменений двух процессов не всегда фиксирует наличие причинно-следственной их связи: так, циклическое изменение количества солнечных пятен не является непосредственной причиной политической активности (в этом случае оба явления суть следствия некоторой более глубокой общей причины, а именно солнечной активности). Поэтому решение задачи обнаружения причины логическим методом разумно сочетать с иными, вскрывающими, прежде всего, механизм порождения причиной своего следствия. В противном случае может случиться ошибка “после этого, следовательно по причине этого”.

Если изменение только одного элемента из спектра возможных причин всегда сопровождается синхронным изменением исследуемого следствия (имеется сопутствие в их изменениях), то этот элемент, видимо, является действительной причиной.

6. Какой из основных формально-логических законов нарушен: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, кроме случаев когда преступный характер деяния очевиден несомнен"

 

В данной ситуации трудно говорить о нарушении

Мышление, претендующее на правильность, должно подчиняться множеству правил. Наиболее общие и важные из них принято называть законами логики. Их выделено четыре: закон тождества, закон противорения (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

 

Закон тождества: "Всякая мысль в пределах данного рассуждения должна оставаться тождественной себе".

Формально-логическая запись закона:

Р º Р,

где Р, прежде всего, понятие и суждение.

Закон тождества фиксирует требование относительной устойчивости мысли, ведь в противном случае она превратится в постоянно изменяющуюся аморфную активность, неспособную привести к устойчивым правильным результатам.

Типичны два нарушения закона тождества, две ошибки: подмена понятия и подмена тезиса.

Закон противоречия (непротиворечия). Закон противоречия гласит: ”Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них необходимо ложно”.

Закон противоречия применим только в том случае, если относительно всех входящих в поле анализа форм мышления выполняется закон тождества. Это означает, что должны совпадать субъекты и предикаты суждений, эти суждения должны соответствовать одному и тому же моменту времени, рассматриваться в одном и том же отношении и проч.

Закон исключенного третьего и его нарушение. два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными. Нарушение закона исключенного третьего состоит в утверждении одновременной ложности двух контрадикторных суждений и в поисках третьего истинного. Однако “третьего не дано”(tertium non datur).

Наш случай мы можем рассмотреть с двух точек зрения. Первый - когда данная формулировка выступает как логическая аксиома, и вторая часть ее является дополнением первой, мы можем только предположить о нарушении закона тождества в части "очевиден и несомнен". При определении данной трактовки может произойти подмена понятий. Т. е. одни субъекты толкования будут вкладывать в понятие "очевиден и несомнен", а другие совершенно иное. Понятие "очевиден и несомнен" размыто и может иметь многозначность.

С другой сторны, если условно разделить данный тезис на две отдельные части: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда" и, вложив такое содержание во вторую часть "… случаи, когда преступный характер деяния очевиден и несомнен доказывание виновности в суде не требуется", мы могли бы смело утверждать о нарушении закона противоречия.

7. Постройте прямое дедуктивное доказательство тезиса "Представители всех возрастных групп имеют равные права"

 

Все доказательства по своей структуре и по общему содержанию мысли делятся на прямые и косвенные.

Прямое доказательство осуществляется посредством необходимого логического выведения из логического основания (системы истинных аргументов) истинного тезиса. Оно может быть построено, например, в виде категорического силлогизма (здесь посылки - аргументы, а заключения - тезис). Доказательство может быть построено в виде вывода логики высказываний.

При прямых доказательствах задание состоит в том, чтобы найти весомые аргументы, из которых логично вытекает тезис. В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: поиск тех, признанных обоснованных суждений, которые являются убедительными аргументами для доказательства тезиса; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Первый этап считается подготовительным, а под доказательством понимается дедукция, которая связывает подобные аргументы и доказательственный тезис.

Так как права охраняются законом, а закон распространяется на всех и все перед ним равны, следовательно, представители всех возрастных групп равны перед законом.

Список литературы

 

1. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 96 г., 320 с.

 

2. Тягло А. В. Логика критического мышления (в конспектном изложении), -Х., Харьковский институт управления. 96 г., 72 с.

 

3. Тягло А. В. Логика с элементами курса критического мышления. -Х, Изд. УВС "Основа", 1998, 152 с.

 

4. Івін О. А. Логіка: навчальний посібник для факультативних курсів. К.: "АртЕк", 1996. -232 с.

 

5. Доказательство и понимание. Монография. М. В. Попович, С. Б. Крымский и др. -К., изд. "Наукова думка", 1986, 298 с.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.