Формирование и поддержание корпоративной культуры в большом коллективе
Можно выделить несколько первичных механизмов передачи корпоративной культуры. К ним относятся:
1. компетентность и авторитет руководителя;
2. коллективные ценности как приоритеты руководства и коллективные правила;
3. создание образцов для подражания, своих мифов и легенд;
4. стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов;
5. ученики.
Компетентность и авторитет руководителя.
Выражается в хорошей осведомленности руководителя в процессах происходящих внутри коллектива и определенными небольшими комментариями к ним, выделение и удержания внимания на том, что важно. Последовательность в планах, обещаниях, действиях, доведение до членов коллектива своих четких позиций и решений. Умение брать ответственность и нести ее. Умение создавать ценности для коллектива как перспективу развития.
Коллективные ценности как приоритеты руководства и коллективные правила.
Что поощряется и что пресекается или не поощряется руководством, на практике, а не на словах. Декларируемое и даже манифестируемое вербально может не согласовываться со стратегией практической деятельности, конкретными шагами, действиями.
Намеренное создание образцов для подражания.
Администрация в целом и руководитель в частности понимает, что их поведение может, являться образцом для подражания или для создания индивидуальной профессиональной и поведенческой стратегии в рамках деятельности учреждения. А также, может способствовать формированию у подчиненных, особенно у новичков, ценностей значимых для данного коллектива, но заданных администрацией.
Стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов.
Манера поведения руководителя и сотрудников организации, оказавшейся в кризисной ситуации, приводит к созданию новых норм, формированию новых ценностей, приемов работы и вскрывает важные основополагающие принципы корпоративной культуры. Кризисы значимы в процессе формирования корпоративной культуры еще и потому, что по силе эмоционального воздействия на людей они превосходят любой коллективный опыт, а потому запоминаются надолго, и люди многому на них учатся.
Критерии приема на работу, увольнении сотрудников. Критерии набора учеников.
Обычно руководитель стремится принимать на работу тех кандидатов, которые не только подходят по профессиональной пригодности, но и соответствуют нормам и ценностям ее корпоративной культуры. Если это образовательное учреждение, то возможен особый подход к набору или отбору учащихся, студентов. Система разработанных требований, критериев, процесс символического посвящения как приобщения к сформированной корпоративной культуре, традициям и ценностям учебного заведения.
Вторичные механизмы передачи корпоративной культуры
Вторичные механизмы передачи корпоративной культуры - менее мощные, но более скрытые проводники идей корпоративной культуры, которые хуже поддаются контролю, заложены в структуре учреждения, коллектива его ежедневной деятельности в физическом пространстве, историях и легендах, формальных декларациях. Все эти механизмы доносят до новичков смысл корпоративной культуры, все они работают. Вопрос заключается не в том, использовать их или нет, а в том, как управлять тем или иным механизмом.
Литература
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1983. – 94 с.
2. Мухина В.С. Детская психология /В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
3. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1979. – 20 с.
4. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 26 с.
Корпоративная культура ученического коллектива
1. Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения
Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организация, сама нуждается в развитии корпоративной культуры для успешного управления. Корпоративная культура современных образовательных учреждений базируется на постоянной работе с обучаемыми и обучающими, направленной на актуализацию личных и профессиональных способностей, повышение квалификации, а также на гармонизацию внутрикорпоративных и внутригрупповых отношений, улучшение психологического климата, что способствует развитию личности.
В таких условиях растет «человеческий потенциал и капитал», «нематериальный актив» образовательных корпораций.
Класс является компонентом воспитательной организации, каковой является школа. Это значит, что он не только впитывает в себя и транслирует культуру этой воспитательной организации, но и сам является мини организацией со своим укладом, культурой и т.п. В соответствии с единственным существующим в настоящее время определением, данным В.Р. Ясницкой, подкорпоративной культурой класса понимается система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах. Корпоративная культура класса находит свое выражение в отношениях между людьми, ее основой является социально-психологический климат класса.
В современной научной литературе употребляются такие понятия, как «психологический климат» и «социально-психологический климат». В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые ввел Н.С. Мансуров.
Одну из первых попыток раскрыть содержание понятия «психологический климат» сделал В.М. Шепель, который определял его как «эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей».
Под социально-психологическим климатом Г.А. Моченов и М.Н. Ночевник понимают эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми.
А.В. Петровский под социально-психологическим климатом понимает наличие или отсутствие комплекса психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему гармоническому развитию личности в группе. Изучение различных трактовок понятий позволяет дать определение психологического климата класса, под которым подразумевается морально-психологическая обстановка в классе, которая складывается под целенаправленным воздействием педагога, проявляется в межличностных отношениях и оказывает влияние на развитие личности учащихся.
Ряд исследователей (Л.П. Буева, О.Я. Колисниченко, Л.Н. Коган, Н.Н. Обозов и др.) включают в сущность психологического климата следующие параметры:
– совокупность социально-психологических характеристик отдельных членов группы и коллектива;
– отражение комплекса явлений, связанных с взаимоотношениями людей в труде;
– духовная обстановка, сложившаяся во взаимоотношениях членов коллектива;
– состояние коллективного сознания;
– настроение группы.
Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия внешнегрупповых, внутригрупповых и личностных факторов как условие трудовой деятельности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.