Факультет журналистики
Кафедра общественных связей и рекламы
КОРПОРАТИВНЫЙ ПРАЗДНИК
КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО PR
Дипломная работа (Дипломный проект) студента 5 курса дневного отделения по специальности “Связи с общественностью”
Нестерова Дмитрия Борисовича
Научный руководитель
Доцент, кандидат экономических наук,
Петров Михаил Кириллович
Санкт-Петербург
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Внутренний PR как фактор формирования корпоративной культуры.................................................................. 7
1.1. Сущностная характеристика корпоративной культуры....................................................................................... 7
1.2.Методы формирования, передачи и изменения культуры организации...................................................... 21
1.3. Содержание деятельности внутреннего PR.............................................................................................................. 35
Выводы:.............................................................................................................................................................................................. 47
Глава 2. Корпоративные праздники как PR-ТЕХНОЛОГИЯ 47
2.1. Особенности корпоративного праздника.................................................................................................................. 47
2.2. Типы корпоративных праздников.................................................................................................................................. 63
2.3. Организация корпоративного праздника................................................................................................................... 73
Выводы:.............................................................................................................................................................................................. 89
Глава 3. Анализ проведения празднования 11-летия Корпорации Дженерал Сателайт................................................. 90
3.1. Описание корпорации Дженерал Сателайт............................................................................................................... 90
3.2. Поэтапный анализ подготовки и проведения празднования 11-летия Корпорации Дженерал Сателайт................................................................................................................................................................................................................ 93
3.3. Анализ результатов и сравнение с аналогичными корпоративными праздниками............................. 97
Выводы:........................................................................................................................................................................................... 101
Заключение............................................................................................. 102
Список литературы............................................................................ 107
Введение
Какую роль выполняют праздники?…
«В социуме у людей вытесняются их естественные желания и накапливаются деструктивность, рассогласование. Все это напоминает пружину, которая в обычном состоянии слегка натянута. Человек «прогибается» под общество. Но напряжение необходимо время от времени сбрасывать, эту задачу и решают праздники»[1].
Обрядовые действия и ритуалы издревле были необходимы для поддержания мироздания. Из праздников древности ведет свое происхождение не только искусство, но и вся культура: праздники придавали жизни смысл[2]. В Киевской Руси князья устраивали застолья для своих дружин. Царские пиры всегда были событием и для участников, и для организаторов. Петровские ассамблеи с фейерверками уже были делом большого бизнеса. Апогеем же единения коллективов в Советские времена были майские и ноябрьские демонстрации. Но если в Советские времена праздники были средством массовой пропаганды идей правящей партии, то сегодня в крупных компаниях, созданных 8-10 лет назад, да даже и 2-3 года назад, они стали неотъемлемой частью корпоративной политики. С развитием предпринимательства, рыночной экономики, изменились задачи, ставящиеся перед организатором праздников. Сегодня основная задача праздника – внедрение ценностей, исповедуемых компанией, в сознание ее сотрудников, партнеров, клиентов. Топ-менеджеры справедливо полагают, что чем более сплоченный коллектив – тем выше показатели производительности и, соответственно, обороты самой компании.
Праздник – это мощное средство воздействия на эмоциональный аспект организационной культуры компании. Основной его принцип – это позитивное эмоциональное общение, своего рода, эмоциональный наркотик, так необходимый каждому человеку. «Праздник является мощным терапевтическим средством, направленным на создание у человека ощущения чувства общности со своим коллективом»[3].
В современные корпоративные праздники вкладываются большие средства, силы, к их подготовке привлекаются специалисты различных отраслей и сфер деятельности. В современном Российском бизнесе все более явной становится тенденция делегирования ответственности за организацию корпоративных праздников специалистам по связям с общественностью. В литературе по управлению персоналом можно найти массу рекомендаций по управлению корпоративной культурой, однако тема корпоративных праздников в таких изданиях, равно как и в специализированной литературе по PR практически не рассматривается. Тем не менее, корпоративные праздники занимают все более прочные позиции во внутрикорпоративной политике современных компаний, особенно крупных. Поэтому, выбор темы диплома неслучаен. Он основывается на объективной необходимости определения места и роли корпоративных праздников в деятельности по связям с общественностью и разработки технологии работы профессионалов в этом направлении.
Все это обуславливает актуальность дипломной работы и ее социальную значимость.
Работа состоит из 3-х основных разделов: в первых двух рассматриваются теоретические аспекты исследуемой темы, третий – посвящен анализу практических шагов по подготовке и организации внутрикорпоративного праздника в компании.
Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура. В качестве предмета исследования выступает корпоративный праздник.
Целями данного исследования являются:
определение роли и места корпоративного праздника в системе организационной культуры компании
описание этапов создания корпоративного праздника.
Для достижения целей проводится анализ, как формы, так и содержания корпоративного праздника. Цели исследования реализуются в решении ряда задач:
Определение понятия и содержания деятельности внутреннего PR
Определение понятия и содержания организационной культуры
Выявление основных этапов создания внутрикорпоративного праздника
Анализ типичных ошибок на каждом из выделенных этапов
В работе будут использованы понятия «внутренний PR» и «внутренние связи с общественностью». В данном случае их значения абсолютно эквиваленты.
Новизной исследования является объединение проблематики анализа корпоративной культуры организации и построение корпоративных праздников как инструмента внутреннего PR.
Разработанный и проанализированный в работе сценарий праздника Холдинговой Компании «Корпорация Дженерал Сателайт», его методические аспекты, технология и организация подготовки, изучение ошибок допущенных в подготовке праздника, обусловили практическую значимость работы.
Теоретико-концептуальная база состояла из конструктов разных социально-экономических дисциплин; интегрировались исследования в области социологии, психологии, педагогики, маркетинга и менеджмента в области PR и корпоративной культуры.
Эмпирическая база исследования формировалась из опубликованных и собственных источников информации. Из первой группы источников следует выделить материалы по организации системы Паблик Рилейшнз в организации, например курс лекций И. В. Алешиной «Паблик Рилейшнз для менеджеров», работу Е. Н. Богданова и В. Г. Зазыкина «Психологические основы «Паблик рилейшнз», С. А. Варакуты и Ю. Н. Егорова «Связи с общественностью», монографию Г.Г. Почепцова «Коммуникативные технологии двадцатого века», а также исследования в области корпоративной культуры, такие, например, как монография В. А. Спивака «Организационное поведение и управление персоналом» использовались статьи в периодических изданиях, такие как статья О. Родина «Концепция организационной культуры: происхождение и сущность» в журнале «Менеджмент», «Система внутрикорпоративных мероприятий как инструмент укрепления сущности бренда в сознании персонала компании-брендовладельца» в газете «Деловой Петербург» и др. Ко второй группе источников относятся: материалы неформализованных бесед, проведенных автором в исследуемой организации, собственные наблюдения.
Сильная и слабая культура
В своей монографии Устюжанин[27] говорит о необходимости различать сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура . Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.
Каким образом культура влияет на эффективность организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.
Таким образом, различные организации тяготеют к определенным приоритетам в корпоративной культуре. Корпоративная культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская корпоративная культура, государственная корпоративная культура, корпоративная культура лидера, корпоративная культура при работе с персоналом и др.
Например, фирма IBM в рамках корпоративной культуры использует следующие принципы при работе с персоналом[28]:
передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению; привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности; разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком; проведение постоянных институциональных (структурных) изменений. Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, является то, что в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменением рынка и соответственно вынужденной отказаться от устаревших структурных форм организации. Каждые несколько лет меняются структура организации, процедуры утверждения решений и т.д. При этом возможные негативные последствия реорганизаций ослабляются, как правило, в результате изменений отдельных функций не одновременно, а в разное время. Практика постоянной реорганизации, например, в компании IBM[29], показывает, что выгоды, связанные с этой системой, огромны. Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее или удаляя из нее лишнее, а также предоставляя возможность множеству людей расширить свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться от «слипаний», которые неизбежно накапливаются в любой организации, в том числе решить проблему выявления сотрудников, достигших уровня собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив;
проведение опросов общественного мнения (обычно два раза в год);
формирование вознаграждений двумя составляющими - в форме фиксированного оклада и переменной части. Переменная часть представляет собой комиссионное вознаграждение в процентах от объема проданной фирмой IBM продукции и оказанных услуг, а также премию за достижение установленных ранее целей;
проведение политики гарантированной занятости. Умелое маневрирование кадровыми ресурсами (посредством ранних проводов работников на пенсию, постоянной переподготовки кадров и перераспределения рабочей силы между разными подразделениями, чтобы избежать необходимости увольнения);
стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в фирме;
доверие к отдельному работнику компании со стороны менеджеров;
развитие коллективных методов разрешения проблем, разделение успеха между работниками, интересными с точки зрения создания организационной среды, привлекающей в корпорацию лучших в своей профессии людей,
обеспечение свободы специалистам в определении путей достижения целей фирмы с учетом ее потенциала и в принятии соответствующих решений;
подбор новых менеджеров из числа работников компании, а не поиск их на стороне. формирование предпринимательского климата через использование проектных групп в качестве основной структурной единицы компании. Эти группы, составленные из ученых, врачей и бизнесменов, возглавляются лидерами, ответственными за постановку целей и их достижение;
субсидирование фоновых обслуживающих подразделений - собственных и внешних (спортивные залы, дискотеки и др.).
Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.
Сильная культура[30] определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.
Культуру организации можно рассматривать как производную двух составляющих[31]:
1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал;
2) опыта, привнесенного их последователями.
Ее поддержание на необходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.
Цель подбора работников - выявить и принять в организацию людей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствующей работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации. Эта субъективная оценка часто предопределяется культурой, существующей в организации. Действия высших руководителей оказывают значительное влияние на организационную культуру. Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией.
Признаками, характеризующими корпоративной культуры руководителя, являются: пружинистая спортивная походка, приятный внешний вид, современный стиль в одежде и внешности, дружелюбное отношение к каждому работнику, постоянно хорошее настроение, искренняя посильная помощь работнику в семейных делах, положительный имидж руководителя во внешней среде[32].
Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко корпоративная культура может служить более важным фактором предвидения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Организация заинтересована в восприятии культуры каждым ее сотрудником. Социализация наиболее очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции.
В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работники организации изучали ее культуру.
Способы передачи культуры
В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и другими способами. Самые эффективные - это информация, традиции, символы и язык[47].
Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признанной культуры или субкультуры.
Содержание деятельности внутреннего PR
Понятие внутреннего PR
Наряду с такими популярными направлениями, как продвижение товаров и брендов, в последнее время все большее значение приобретают РR-проекты, связанные с созданием и управлением репутацией, формированием корпоративной культуры, философии и миссии компании. Направления деятельности внутреннего PR сегодня заметно актуализировались. Однако, на сегодняшний день отслеживается следующая статистика: «не более 15% российских компаний последовательно и успешно занимаются внутренним PR - выстраиванием коммуникаций между сотрудниками, пропагандой ценностей компании, убежден менеджер PR-агентства «Обратная связь» Сергей Гуров. По его словам, в большинстве средних и крупных компаний внутренний PR сводится к проведению праздничных вечеринок. С ним согласна Сьюзен Уокер, возглавляющая отдел исследований в области коммуникаций британской маркетинговой компании MORI. Ошибки, связанные с внутренним PR, совершают и такие корпорации, как Honda, Boots Group, Cable & Wireless. «Главный просчет топ-менеджеров - нежелание поддерживать обратную связь с сотрудниками, неумение использовать выгоды налаженного контакта с ними», - сказала Сьюзен Уокер «Ведомостям».[48]При этом, считает директор «Capital PR Agency» Виктория Чупровская: «руководители фирм неохотно обращаются к внешнему РR-агентству с предложением разработки РR-стратегии внутренних коммуникаций. Это происходит лишь в случае возникновения серьезных проблем (отсутствие мотивации персонала, чувства команды и, как следствие, - снижение эффективности работы компании). Не желая «выносить сор из избы», топ-менеджмент компании, как правило, пытается решить проблему самостоятельно или поручает решение проблемы РR-менеджеру (работнику компании)»[49].
Управление связями с общественностью на предприятии или в организации всегда должно быть нацелено на конкретные категории общественности, поведение которых имеет важное значение для успешной работы фирмы.
Всю общественность в тои или иной компании можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю. К внутренней общественности относятся[50], прежде всего:
персонал компании (основные и вспомогательные рабочие, специалисты, обслуживающий персонал и т. д.);
руководители структурных подразделений компании (управлений, отделов, служб, лабораторий, бюро и т. п.);
акционеры непосредственно и постоянно участвующие в управлении компанией и решении наиболее важных вопросов ее функционирования.
Внешняя общественность фирмы может быть, в свою очередь, условно разделена на близкую и отдаленную. Основные группы близкой внешней общественности, оказывающие существенное и постоянное влияние на работу фирмы:
поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, деталей, запчастей и других исходных компонентов выпускаемой продукции (работ, услуг);
предприятия и организации инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование фирмы (энергетические, транспортные, снабженческие, торговые, посреднические, консалтинговые, юридические, финансово-кредитные, страховые, коммунальные и т. п.);
акционеры, не участвующие непосредственно в управлении фирмой, но обладающие значительным количеством акций;
потребители продукции (работ, услуг), выпускаемой фирмой;
органы государственного контроля и регулирования, полномочные осуществлять различные проверки, выдавать предписания, налагать штрафы и т. п.
Основные группы отдаленной внешней общественности, оказывающие опосредованное косвенное воздействие на работу фирмы:
конкуренты фирмы;
органы местной власти;
население, проживающее в местах расположения основных производственных и сбытовых подразделений фирмы[51].
Особенности отдельных категорий общественности должны быть учтены при построении соответствующей системы управления коммуникациями на предприятии или в организации.
В данной работе, как и отмечено в теме, мы будем рассматривать лишь внутреннюю общественность и один из способов работы с нею – этапы организации и проведения праздничных мероприятий.
Итак, внутри фирмы PR выполняет целый ряд жизненно важных для современного бизнеса функций:
помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы;
разъяснение общей политики руководства и принципов его работы с персоналом;
удовлетворение потребности персонала в информации о событиях в фирме и вокруг ее;
обеспечение и стимулирование двусторонней коммуникации между руководством фирмы и ее работниками;
способствование развитию положительной мотивации у каждого работника по отношению к фирме и к высокому качеству работы;
формирование организационной культуры и фирменного стиля;
воспитание работников как представителей фирмы, носителей ее имиджа и культуры.[52]
Правильная реализация перечисленных функций возможна лишь в том случае, если руководством фирмы предусмотрены различные виды обеспечения процесса управления связями с общественностью: идеологический, кадровый, материально-технический, финансовый, нормативно-правовой, технологический, информационный и др.[53]
Главнейшей задачей внутрифирменной PR-работы является обеспечение двух потоков информации: «сверху» и «снизу». В первом случае речь идет об информации, исходящей от первых лиц компании, которая должна систематически доводиться до персонала. У каждого сотрудника есть потребность в «чувстве руководителя», в знании о намерениях руководства, итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянии дел, обоснованности слухов. Не менее важен и встречный поток – от персонала к руководителю. Настроения, мнения, решения, оценки, отношения, возможные предложения к улучшению дел - обо всем этом руководитель может узнать только непосредственно от работников. Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного». Если первые лица фирмы не выстраивают этот поток информации, он начинает складываться стихийно и также отнюдь не в пользу делу. Оба этих потока информации, как создающий «чувство руководителя» у подчиненных, так и создающий «чувство подчиненного» у руководства, в конечном счете, направлены на достижение единой цели – формировании «чувства Мы», сопричастности к общему делу. И здесь важную роль в формировании позитивной мотивации играет правильно выстроенные подбор и расстановка кадров, тщательно отлаженной технологии с ориентацией на информацию.
Следует также помнить, что к внутреннему PR имеет косвенное отношение буквально все в компании - и то, как сотрудники здороваются друг с другом, и то, как оформлены их рабочие места, и даже то, в какой цвет покрашены стены офиса.
На практике существует целый ряд методов для работы с внутренней общественностью – таких как коллегиальные встречи между сотрудниками фирмы, (желательно) с участием руководства компании, собрания, совещания, семинары, конференции, сбор и анализ предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегодные доклады, оформления стендов, стенгазет, досок объявлений, постоянных и временных выставок, статьи и письма в СМИ, использование фото-, кино- и видеоматериалов, печатных материалов (справочников, памяток для новичков и начинающих), проведение совместных уик-эндов, празднование профессиональных, национальных праздников, а также «святое» – дня рождения фирмы.
К основным принципам управления связями с общественностью на предприятии или в организации относятся: научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, гибкость, конструктивность, эффективность.[54]
«Для любой бизнес-структуры, действующей в современных условиях рынка необходимо создание системы внутрифирменных коммуникаций между сотрудниками компании»[55], поскольку эти взаимодействия формируют ее организационную культуру. И если подобный механизм внутреннего общения отлажен, то между участниками коммуникаций возникает симпатия, гармонизируется психологический климат, в работе повышается уровень взаимовыручки и взаимопомощи, повышается ответственность, снижаются уровень и острота конфликтов. Развитие корпоративных отношений способствует улучшению экономических показателей деятельности организации. Контроль за ними помогают осуществлять так называемые «инструменты внутреннего PR», которые мы рассмотрим в следующем разделе.
Инструменты внутреннего PR
«Для реализации задач внутреннего PR у специалистов по связям с общественностью имеется в распоряжении ряд инструментов. Эти инструменты можно условно подразделить на информационные, аналитические, коммуникационные, организационные и инструменты кризисного (посткризисного) реагирования»[56].
Итак, рассмотрим вкратце инструменты каждой группы:
Информационные инструменты – это средства односторонней коммуникации. Они предназначены для информирования работников предприятия о текущих событиях в рамках связей с общественностью.
К основным информационным инструментам внутреннего PR относятся:
Внутренние издания – информационный (корпоративный) бюллетень;
Иная печатная продукция, предназначенная для внутреннего распространения: поздравления, соболезнования, индивидуальная переписка, копии и выписки из официальных документов (репринты), отчеты и др.;
Корпоративный web-ресурс (страница, сайт, портал);
Кабельное вещание (радио, ТВ, внутренняя компьютерная сеть)
Аналитические инструменты внутренних связей с общественностью представляют собой средство односторонней (обратной) коммуникации, предназначенное для изучения мнений, настроений и ответной реакции работников предприятия.
Основными инструментами внутрикорпоративного PR данного типа являются:
Мониторинг откликов и отзывов работников предприятия на распространенную среди них ранее информацию;
Комплексный анализ проводимых среди работников предприятия итогов опросов, результатов анкетирования и т. п.
Коммуникационные инструменты внутренних связей с общественностью имеют главное достоинство – непосредственный контакт, личная коммуникация между работниками и руководством.
Основными мероприятиями здесь являются:
Выступления руководства;
Открытые интервью;
Открытые письма;
Вечера вопросов и ответов;
Устные сообщения руководства;
Оглашение приказов руководства.
Инструменты кризисного и посткризисного реагирования – это средства повышения эффективности применения PR-средств и приемов. Этому способствует:
1) Подчеркнуто обдуманное и взвешенное отношение к каждому слову, обращенному к работникам предприятия: «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь!».[57]
2) Работа «на опережение», интенсификация информационного обмена в обоих направлениях;
Особое внимание к ответной реакции, проявлениям мнений и настроений работников, максимальная гибкость в вопросах связей с общественностью.
Организационные инструменты внутреннего PR представлены набором специальных мероприятий, проводимых для работников предприятия при непосредственном участии руководства. Среди этих мероприятий отметим:
собрания и заседания (как правило, приуроченных к дням общегосударственных памятных и торжественных дат);
вечера отдыха;
соревнования (Причем «здесь не так важно будет ли это турнир по шахматам или по футболу, главное - желание самих участников и возможность проявить свои способности и качества и в нерабочее время».[58])
внутрикорпоративные праздники (День рождения предприятия, День открытых дверей, День молодых специалистов, День ветеранов)
Основное предназначение перечисленных мероприятий – укрепление корпоративного духа среди работников предприятия в условиях неформальной, праздничной обстановки.
Этапы внутреннего PR
Постановка задач корпоративного мифа. Например, лояльность сотрудников, повышение мотивации, улучшение отношений, популяризация руководства и т.д.
Изучение текущей внутренней мифологии компании.
Выбор носителей корпоративного мифа: идея, этика, харизматическй лидер, общее благое дело, образ жизни, борьба с общим злом, великие перспективы и т.д.
Определение содержания корпоративного мифа.
Разработка системной концепции корпоративного мифа (культуры).
Установление основных и поддерживающих подсистем корпоративного мифа.
Выделение главных (необходимых) и дополнительных (желательных) элементов.
Определение того, как явные и неявные выгоды сотрудников организации будут увязаны со следованием Корпоративному Мифу.
Разработка стандартов, ритуалов и внутриорганизационных PR-мероприятий.
На основе системных взаимосвязей определение последовательности внедрения.
Этапы Внутреннего PR: мероприятия
Выстраивание организационной подсистемы внутреннего PR на основе кадрового и маркетингового подразделений при непосредственном участии высшего руководства.
Систематическое выполнение шагов по внедрению из пункта девять. Внутренние пресс-релизы, написание книги-обращения руководителя, общие праздники, оперативные награды «нашим людям» и прочие поощрения, громогласное сдерживание обещаний и т.д.
Запуск формализованных курсов по привитию корпоративной мифологии вновь прибывшим сотрудникам и регулярные PR-акции для сотрудников существующих, тренинги по внедрению и поддержанию корпоративного стандарта. Разработка долгосрочных мероприятий.
Мониторинг текущего состояния мифа компании, ведение досье сотрудников, оперативное реагирование, предложение дополнительных действий, подготовка текстов, сценариев, документов и использование обстоятельств.
В зависимости от размеров организации, работа над проектом может занять от нескольких месяцев до одного-двух лет.
Обучение сотрудников внутреннего PR-подразделения
Создание и внедрение Корпоративного мифа может быть осуществлено привлеченными специалистами. Поддержание же эффективного и сильного мифа компании лучше (и дешевле) поручить специально обученным собственным сотрудникам компании.
Обучение таких сотрудников может происходить как на специальных семинарах, так и в процессе непосредственной работы над разработкой корпоративной культуры вместе с командой профессиональных оргтехнологов.
Банкет
Наиболее распространенный тип корпоративного праздника. При правильной организации, а именно при акценте на укрепление командного духа, а не на алкогольную составляющую такого мероприятии, есть все шансы достичь максимального эффекта при минимуме затрат.
Шоу + банкет.
Данный тип праздника наиболее популярен и проводится преимущественно в ресторанах и банкетных залах. Основное его преимущество – полная независимость от погоды и пригодность для праздников любого повода и уровня.
Презентации
Данный вид праздника, как правило, посвящается открытию ресторана, филиала, продвижению нового бренда и пр. Если презентация не направлена на случайную публику (прохожих, покупателей, если это магазин), то подобный тип торжеств обычно не имеет развлекательной программы, а имеет четкую линию выступлений и речей, и по мимо членов коллектива на мероприятии присутствуют пресса, потенциальные и реальные партнеры или потенциальные клиенты.
Изысканный бал
В течение одного вечера все мужчины фирмы могут почувствовать себя галантными кавалерами, а дамы станут придворной свитой ее величества королевы. На долю мужчин выпадут необычайные приключения, тосты за прекрасных дам. Дамам предстоит выбрать королеву и быть ее фрейлинами. Ну, а в конце вечера - танцы на королевском балу.
Корпоративная спартакиада
Праздник начинается с зажигания «Олимпийского огня». Затем формируются команды и проводится веселая жеребьевка. Соревнования проходят с соблюдением всех олимпийских ритуалов. Спортивные состязания проходят по различным спортивно-развлекательным конкурсам. После завершения соревнований - церемония награждения.
Победившее подразделение получит «Олимпийский кубок» с памятной надписью и логотипом фирмы. Все остальные участники соревнований будут награждены специальными медалями и кубками с шутливыми титулами и ироничными званиями.
В этом случае возможна организация турнира по одному или нескольким видам спорта. Причем соревнования могут проводиться, как по «олимпийским» (футбол, волейбол, бег), так и по «не-олимпийским» (пейнтбол, гонки на водных мотоциклах, футбол в воде) видам спорта. Возможна организация судейства, проведения «чемпионата фирмы» и т. п.
В качестве примеров корпоративных спартакиад можно назвать, например, ставшую уже традиционной Спартакиаду морских портов России, которую проводит ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». В этом году она пройдет в 11-й раз. В Петербурге встретятся сборные команды портов Выборга, Калининграда, Туапсе, Новороссийска, Петролеспорта и ОАО «Морской порт СПб». В каждой команде 18-20 человек, средний возраст участников - 30 лет, среди них немало мастеров спорта, кандидатов в мастера, победителей первенства России, что указывает на высокий спортивный уровень состязаний. Зимняя серия соревнований включает в себя волейбол, настольный теннис, лыжные гонки, биатлон, шахматы, арм-рестлинг, дартс. Победителям будут вручены кубки, медали, дипломы.
История спортивных традиций в Петербургском порту начинается с 1962 года. В то время компания называлась Ленинградский морской торговый порт, а соревнования - Спартакиадой морских портов Балтики. Схема проведения состязаний претерпела некоторые изменения, но и сегодня Санкт-Петербург в силу своего географического положения самое удобное место для проведения подобных встреч. Так, в 2003 году команда Санкт-Петербургского порта - команда спортсменов старше 40 лет заняла третье место на Чемпионате мира среди ветеранов. Ежегодно команда участвует в первенстве Санкт-Петербурга, а в Спартакиадах морских портов России долгие годы удерживает первое место по теннису. Руководство ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» придает большое значение проведению Спартакиады, которая является важным элементом социальной политики компании. Соревнования будут проходить на спортивной базе Общества «Маяк», одном из живописных мест Карельского перешейка. Ежегодно Спартакиада морских портов России собирает большое количество зрителей и дарит яркие, захватывающие зрелища состязаний.
Так же можно отметить Бассейновую спартакиаду, в которой в прошлом году приняли участие 14 коллективов. Эта спартакиада способствует проведению собственных спортивных мероприятий в трудовых коллективах: Ермолаевская РЭБ и Подтёсовская база флота, Красноярское командное речное училище, техническое училище речников, Лесосибирский речной порт провели свои спартакиады, в ходе которых были выявлены новые способные спортсмены. Спортивные мероприятия регулярно освещаются в газете «Речник Енисея», что является весомым вкладом в пропаганду физкультуры и спорта. Положительный момент спартакиады - участие в ней ветеранов спорта. Среди наиболее активных - Иван Буллер, Александр Соболев, Семён Богемский, Виктор Росинский, Николай Жигалин. Немаловажное значение имеет также участие в спартакиаде женщин, которые включены в состав команд по лыжным гонкам, армрестлингу, настольному теннису и шахматам. Нельзя не отметить, что к проведению соревнований бассейновой спартакиады стали лучше подготавливать спортзал командного речного училища, лыжную базу, стадион «Водник».
В ОАО «Северсталь» так же уделяется особое внимание массовым занятиям физкультурой и спортом. Сотрудники компании от простого рабочего до менеджера участвуют в спартакиадах, эстафетах, всевозможных первенствах, турнирах. Целью спортклуба является оздоровление трудящихся и членов их семей средствами физической культуры и спорта, организация досуга молодежи, воспитание здорового подрастающего поколения в спортивных корпоративно-юношеских школах, развитие спорта высших достижений. По инициативе спортивного клуба в цехах комбината созданы тренажерные комнаты, реадаптационно-восстановительные центры. Их сегодня насчитывается более шестидесяти. «Цеха здоровья» способствуют реабилитации жизненного тонуса металлургов, психологической адаптации к тяжелым условиям труда, восстановлению сотрудников предприятия.
На спортивных сооружениях ОАО «Северсталь» действуют 130 групп здоровья и команд по игровым видам спорта. Футбол, волейбол, теннис, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, хоккей являются наиболее популярными видами спорта. Спортивный клуб «Северсталь» ежегодно организует и проводит 10-15 праздников, посвященных юбилейным дата цехов ОАО «Северсталь», 4 раза в месяц проводятся Дни отдыха на льду СКЗ «Алмаз», в которых участвуют до 700-900 человек.
Известны в России так называемые «Сбербанкиады» - спартакиады Сбербанка РФ. В региональных ОСБ каждый год проводятся местные спартакиады, победители отправляются на общероссийскую. Проходят дружеские спортивные соревнования между командами ОСБ и акционерных обществ. Волейбол, мини-футбол, стрельба, спортивная рыбалка - свежий воздух, задор и незабываемые впечатления!
Зимой команды территориальных отделений Сбербанка мерились силами, играя в футбол, хоккей с мячом, состязаясь в конькобежном спорте, горных лыжах, лыжных гонках и перетягивании каната. Летом спортсмены соревновались в семи номинациях: мини-футбол, стритбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, бег, плавание. Сбербанк - спонсор спортивных соревнований. Можно сказать, что командный способ игры стал неотъемлемой частью корпоративной культуры банка
Заключение
В ходе выполнения работы был проведен ряд исследований и сделаны следующие выводам:
Деятельность внутреннего PR направлена на организационную культуру компании. Вся работа по PR непосредственно связана с формированием этой культуры.
К основным принципам управления связями с общественностью на предприятии или в организации относятся: научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, гибкость, конструктивность, эффективность.
Для реализации задач внутреннего PR у специалистов по связям с общественностью имеется в распоряжении ряд инструментов. Эти инструменты можно условно подразделить на информационные, аналитические, коммуникационные, организационные и инструменты кризисного реагирования. Корпоративный праздник относится к коммуникационным инструментам внутреннего PR и имеет большое значение для формирования организационной культуры.
Корпоративные праздники являются одними из самых заметных проявлений корпоративных традиций. Корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения коммерческих целей организации. Это сильнодействующий инструмент PR, грамотное использование корпоративного праздника приводит к ощутимым изменениям и реально измеримым результатам.
Культуру, существующую в Холдинговой Компании «Корпорация Дженерал Сателайт» можно определить как «культура власти» Анализ ее характеристик показал, что в корпорации требуется срочное изменение оргкультуры, пока существующие ее проявление не вызвали наступление кризисной ситуации. Праздник, посвященный 11-летию компании позиционировался как один из инструментов трансформации организационной культуры. Несмотря на серьезный подход к организации праздника, значительный бюджет и привлечение специалистов, такую цель корпоративного праздника, как изменение корпоративной культуры организации в сторону большей демократизации, поставленную на подготовительном этапе, нельзя считать успешно достигнутой. Несомненно можно считать выполненной цель привлечение внимания внешней общественности к благотворительной деятельности компании.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что основные ошибки при организации праздника были сделаны на этапе разработке концепции и выработки программы праздника.
В период быстрого развития экономики и стремительного роста большинства российских компаний внутренний PR может стать локомотивом работы с персоналом.
«Пряник и кнут (в оригинале морковка и хлыст) – распространенные и убедительные мотиваторы. Но если вы обходитесь с людьми как с ослами, они и будут действовать как ослы, говорит Джон Уитмор автор книги «Коучинг – новый стиль менеджмента и управления персоналом».
Дж. Харингтон в своей книге «Управление качеством в американских корпорациях» пишет: «принцип развития личности способствует успеху дела, тогда как принцип использования личности обрекает дело на провал».
По данным маркетинговых исследований 15% фирм в России обращаются к внутрикорпоративному PR. Сейчас этот процент неуклонно растет, поскольку бизнес в России достаточно стабилизировался и увеличился рост успешных предприятий. В крупных компаниях бюджет на внешний и внутренний PR сопоставим, ибо сотрудник выходя «за ворота проходной» своей компании может нанести гораздо больший ущерб или напротив принести больше пользы, чем массированная атака всех СМИ вместе взятых.
Проделанная работа по анализу деятельности по организации корпоративных праздников, изучению материалов по их подготовке, проведению и попыткам измерения результативности, позволяет сформулировать единый метод организации эффективного корпоративного праздника. Причем под методом создания праздника в контексте данного исследования понимается некий алгоритм действий, последовательное тщательное и грамотное выполнение которых приведет к поставленной цели организации корпоративного праздника.
Итак, процесс создания корпоративного праздника состоит из шести этапов, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Так, допустив ошибку или халатность на одном из первых этапов, это обязательно проявится на одном из последующих большим количеством сложностей и проблем. Поэтому основным правилом создания эффективного корпоративного праздника можно назвать честный полноценный профессиональный труд заинтересованных в мероприятии людей. Конечно, это правило не претендует на открытие и его можно применить к любому делу, но в создании праздничных мероприятий, оно имеет особенное значение потому, что без подобного подхода планируемое мероприятие рискует превратиться в простую процедуру расслабления и получения мнимого удовольствия без преследования каких-либо целей, что не вправе называться корпоративным праздником.
После подробного рассмотрения каждого из этапов работы, можно сформулировать определенные факторы, способствующие успеху на каждом из них. Так, на первом этапе принятия решения о проведении корпоративного праздника, этим фактором будет верная постановка целей и формулирование адекватных ожиданий инициатора от праздника. То есть самое главное на данном этапе – понять для чего нужен корпоративный праздник и, соответственно, на кого он будет направлен.
На этапе проведения корпоративного праздника самым главным является слаженная работа команды организаторов праздника, ее профессионализм и умение действовать в непредвиденных обстоятельствах. Поскольку такие обстоятельства в нашей действительности встречаются даже чаще, чем нормальные ситуации, подобный навык у профессиональных организаторов праздника развит очень хорошо. Самое главное, что нужно помнить на этом этапе – праздник проводится лишь однажды, его нельзя повторить, нельзя переделать и исправить, так что с первого раза все должно получиться «на отлично».
О последнем, самом неизученном этапе организации корпоративного праздника - анализе его эффективности, нужно подумать еще на первом этапе, когда принимается решение о проведении мероприятия, и ставятся определенные цели. Если ставя перед корпоративным праздником определенные цели и задачи инициаторы праздника продумают возможные способы оценки эффективности проведенного мероприятия, то, вероятно, эффект будет замечен и оценен. Но если об анализе эффективности задуматься только после проведения праздника, то вероятность адекватной оценки результативности мероприятия очень мала.
Таким образом, обобщив все сказанное, можно кратко сформулировать некий метод создания корпоративного праздника.
Последовательное выполнение следующих шагов приведет к созданию корпоративного праздника:
Принятие решение о празднике. Постановка целей, задач. Выбор целевой аудитории. Продумывание системы анализа эффективности праздничного мероприятия.
Выбор организатора праздника. В зависимости от масштаба мероприятия, пожеланий сотрудников и выделенного бюджета, можно провести мероприятие своими силами или обратиться в компанию, специализирующуюся на организации праздников.
Полноценное взаимодействие режиссера праздника и его инициатора строится на взаимном доверии и обоюдном желании создать эффективный корпоративный праздник.
Проведение праздника очень часто становится «импровизацией на тему написанного сценария» по причине возникновения непредвиденных ситуаций. Помня также о том, что праздник нельзя отрепетировать или исправить, что он проводится только один раз, нужно при любых складывающихся обстоятельствах провести его ярко, незабываемо и эффектно.
Основы метода анализа эффективности закладываются на самом первом этапе работы. Так что на данном этапе остается только реализовать заложенную методику и отследить полученные результаты. Причем в каждом конкретном случае и метод, и результат будут индивидуальны.
Список литературы
1. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М., 2002.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987.
3. Бибарцева Т. С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культурной сферы. СПб., 1999.
4. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2-е издание. СПб., 2003.
5. Варакута С. А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. М., 2003.
6. Вершковский Э. В. Режиссура массовых клубных представлений. Л., 1977.
7. Викентьев И. Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений. СПб., 2001.
8. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: человек. стратегия, организация, процесс. Учебник. М., 1995.
9. Внутренний PR способен решить коммуникативные проблемы в компании // www.prlink.ru/vedomosti/news/
10. Внутренний сбой. Шесть ошибок внутреннего PR // www.prlink.ru/vedomosti/news
11. Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967.
12. Демин Ю. М. Бизнес PR. М., 2003.
13. Джей Э. Эффективная презентация. Минск, 1997.
14. Камерон К., Курнн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
15. Корниенко В. И. Команда: формирование, управление, эффективность. Учебное пособие. Пермь, 1999.
16. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель. М., 1998.
17. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес - коммуникации. СПб., 2001.
18. Мазаев А. И. Праздник, как социально-культурное явление. М., 1978.
19. Маккензи Р. А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. М., 1993.
20. Менегетти А. Психология лидера. М., 1999.
21. Мерсер Д. IBM – управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991.
22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
23. Новиков В. Прибавка к премии. Праздники для сотрудников стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры. Эксперт Северо-Запад». 12.11.2001.
24. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
25. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1995.
26. Силин А., Резник С. Организационное поведение. Учебник для вузов. Тюмень, 1998.
27. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 1999.
28. Пасс Ю. Внутренний PR: элементы успеха // www.hrm.ru/pr/news/
29. Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999.
30. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2000.
31. Радугин А., Радугин К. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
32. Райс Эл, Траут Д. Позиционирование. Битва за узнаваемость. СПб., 2002.
33. Роджер Х. Все о Паблик рилейшнз. Пер. с англ. М., 1999.
34. Роджерс Ф. Дж. Взгляд изнутри: Человек – фирма – маркетинг. М., 1990.
35. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность. М., 1998.
36. Свистунов И. В. Как сделать праздник красивым. // Сельская жизнь. 21 мая, 1985.
37. Система внутрикорпоративных мероприятий как инструмент укрепления сущности бренда в сознании персонала компании-брендовладельца // Деловой Петербург. № 133. 06.12.1999.
38. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000.
39. Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.
40. Томилов В. В. Культура организации международных компаний. // http://www.marketing.cfin.ru/read/m8/5.htm
41. Траут Дж. Большие бренды - большие проблемы. Учитесь на чужих ошибках. СПб., 2002.
42. Траут Дж. Сила простоты. СПб., 2001.
43. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001.
44. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Л., 1974.
45. Ульяновский А. Искусство проведения корпоративных праздников // www.allreklama.ru/md/
46. Утюжанин А. П. Социально-психологические аспекты, управления коллективом. М., 1993.
47. Фосис П. 30 минут до презентации. М., 2000.
48. Харрис Г., Харрис Дж. Как заставить говорить о вашем деле: 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес. М., 2000.
49. Ходак Е. Праздник как инструмент внутреннего PR // PR news. №2. 2000.
50. Хэйвуд Р. Все о Public relations. Как добиться успеха в бизнесе. М., 1999.
51. Черный Г. П. Педагогическая технология массового праздника. М., 1990.
52. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно. М., 1989.
53. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб., 2000.
[1] Ходак Е. Праздник как инструмент внутреннего PR // PR news. 2002. №2.
[2] Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб., 2000. С. 34.
[3] Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. С. 71
[4] Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность. М., 1998. С. 70-71.
[5] Там же. С. 72.
[6] Там же. С. 72.
[7] Там же. С. 72.
[8] Родин О. Указ. соч., С. 73.
[9] Организационное поведение / Под ред. проф. Короткова Э. Тюмень., 1998. С. 38-39.
[10] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 277.
[11] Организационное поведение / Под ред. проф. Короткова Э. Тюмень., 1998. С. 38-39.
[12] Радугин А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж., 1995. С. 51.
[13] Радугин А. Указ. соч., С. 52.
[14] Родин О. Указ. соч., С.72.
[15] Виханский О. Менеджмент: человек. стратегия, организация, процесс. Учебник. М., 1995. С. 327.
[16] Камерон К., Курнн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001. С. 43.
[17] Хэйвуд Р. Все о Public relations. Как добиться успеха в бизнесе. М., 1999. С. 19.
[18] Богданов Е.Н. Психологические основы Паблик рилейшнз. 2-е издание. СПб., 2003. С. 56.
[19] Ньюстром Дж. В. Организационное поведение. СПб., 2000. С. 45.
[20] Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999. С. 98.
[21] Роджерс Ф. Взгляд изнутри: Человек – фирма – маркетинг. М., 1990. С. 67.
[22] Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000. С. 32.
[23] Корниенко В. И. Команда: формирование, управление, эффективность. Учеб. пособие. Пермь., 1999. С. 112.
[24] Мерсер Д. IBM – управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991. С. 32.
[25] Мерсер Д. Указ. соч., С. 97.
[26] Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000. С. 65.
[27] Утюжанин А. П. Социально-психологические аспекты, управления коллективом. М., 1993. С. 45.
[28] Мерсер Д. Указ. соч., С. 65.
[29] Мерсер Д. Указ. соч., С. 65.
[30] Утюжанин А. П. Указ. соч., С.45.
[31] Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989. С. 71.
[32] Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000. С. 76.
[33] Менегетти А. Психология лидера. Пер. с итальянского. М., 1999. С. 54.
[34] Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999. С. 56.
[35] Джон Ф. Берджес. Основы управления малым бизнесом. М., 1997. С. 43.
[36] Спивак В. А. Указ. соч., С. 98.
[37] Маккензи Р. А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. М., 1993. С. 45.
[38] Джонсон Р. 40 упражнений тренинга НЛП. М., 2000. С. 32.
[39] Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб., 2000. С. 61.
[40] Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2000. С. 80.
[41]Там же. С. 45.
[42] Корниенко В. И. Команда: формирование, управление, эффективность. Учеб. пособие. Пермь., 1999. С.119.
[43] Мескон М.Х Основы менеджмента. М., 1992. С. 71.
[44] Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб., 2000. С. 38.
[45] Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. М., 1998. С. 82.
[46] Спивак В. А. Указ. соч., С. 56.
[47] Спивак В. А. Указ. соч., С. 89.
[48] Внутренний сбой. Шесть ошибок внутреннего PR // www.prlink.ru/vedomosti/news
[49] Внутренний PR способен решить коммуникативные проблемы в компании // www.prlink.ru/vedomosti/news/
[50] Варакута C.А. , Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. М., 2003. С. 13.
[51] Варакута C.А. , Егоров Ю.Н. Указ соч., С. 13.
[52] Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001. С. 181.
[53] Варакута C.А. , Егоров Ю.Н. Указ соч., С. 13.
[54] Варакута C.А. , Егоров Ю.Н. Указ соч., С. 13.
[55] Система внутрикорпоративных мероприятий как инструмент укрепления сущности бренда в сознании персонала компании-брендовладельца // Деловой Петербург 1999. № 133.
[56] Демин Ю. М. Бизнес PR. М., 2003. С. 82.
[57] Русская поговорка.
[58] Система внутрикорпоративных мероприятий как инструмент укрепления сущности бренда в сознании персонала компании-брендовладельца // Деловой Петербург 1999. № 133
[59] Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987. С. 78.
[60] Черный Г. П. Педагогическая технология массового праздника. М., 1990. С. 61.
[61] Система внутрикорпоративных мероприятий как инструмент укрепления сущности бренда в сознании персонала компании-брендовладельца // Деловой Петербург 1999. № 133
[62] Ульяновский А. Искусство проведения корпоративных праздников // www.allreklama.ru/md/
[63] Пасс Ю. Внутренний PR: элементы успеха // www.hrm.ru/pr/news/
[64] Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1995. С. 567.
[65]Шангина И.И. Русский праздник, иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. С. 9.
[66] Пасс Ю. Внутренний PR: элементы успеха // www.hrm.ru/pr/news/
[67] Новиков В. Прибавка к премии. Праздники для сотрудников стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры // Эксперт Северо-Запад. 12.11.2001.
[68] .Иванова В. В. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт. Сборник. М., 2001. С. 224.
[69] Бибарцева Т. С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культурной сферы. СПб., 1999. С. 63.
[70] Вершковский Э. В. Режиссура массовых клубных представлений. Л., 1977. С. 28.
[71] Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М., 2002. С. 32.
[72] Ходак Е. Праздник как инструмент внутреннего PR // PR News. 2000, № 2.
[73] Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М., 2002. С. 32.
[74] Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М., 2002. С. 32.
[75] http://www.marketing.cfin.ru/read/m8/5.htm
Факультет журналистики
Кафедра общественных связей и рекламы
КОРПОРАТИВНЫЙ ПРАЗДНИК
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.