1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
· субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
· эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
5. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Более развернутую классификацию психодиагностических методик
можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)
Таблица 2
Классификация психодиагностических методик
III. Психодиагностика образовательной системы.
III. Конструирование типичных диагностических процедур.
1. Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 3.
Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.
Классификация тестов
|
|
|
|
|
3.3.Особые требования, предъявляемые к
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются
1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.
Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей
исследуемого качества, получаемых с помощью данной
методики, показателям, получаемым с помощью других методик.
Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию
эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее
важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Критерии валидности:
· Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
· Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
· Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
· Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в
ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно
оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 240.