Механизм оценки нововведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Каждое НВ имеет своей целью достижение некого результата. Он не всегда может совпадать с поставленной залачей, т.к. свои коррективы вносит времы, сама экономическая обстановка (ее стабильность/нестабильность), помимо этого на результат влияет и общество. Оно как бы определяет спрос на НВ.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

Внедрение НВ - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке.

Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей..

Инновационный процесс имеет циклический характер.

Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.

Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

В общем виде ИП можно записать так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ — прикладные исследования;

Р — разработка;

Пр — проектирование;

С — строительство;

ОС — освоение;

ПП — промышленное производство;

М — маркетинг;

Сб сбыт.

Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоя тельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Конечно, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

В связи с этим необходимо выяснить сущность научной работы в данном направлении. Научная работа — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по определенной схеме.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Классификация инноваций. Важную роль в классификации играет такой показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме можно выделить:

- инновации на входе предприятия;

- инновации системной структуры предприятия;

- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, тезнологии).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления. Достаточно полную классификацию инноваций предположил российский ученый А.И.Пригожин.

1. По распространенности: единичные; диффузные.

2. По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

3. По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Д.И.Кондратьевым в 20-е годы была создана теория больших циклов хозяйственной конъюнктуры. По оценки Д.И.Кондратьева, периоды больших циклов с конца 18 века представлены следующим образом.

Повышательная волна: с конца начала 90-х гг. до 1810 - 1817 гг.

Понижательная волна: с 1810 — 1817 до 1844 - 1851 гг.

Повышательная волна: с 1844 — 1851 t. до 1870 - 1875 гг.

Понижательная волна: с 1870 — 1875 гг. до 1890 — 1896 гг.

Повышательная волна: с 1890 — 1896 гг. до 1914 — 1920 гг.

Вероятная понижательная волна: с 1914 — 1920 гг.

 Кондратьев считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно.

Любая инновация ведет к определенным результатам. Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицснзионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка. Итак, «ноу-хау» - это особенный вид товара, неразрывно связанный с НВ. Особенность заключается в том, что технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя.

Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. На использование новой технологии влияет множество факторов, среди них такие как:

• темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;

• скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.