Резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшая первых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений и потерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые, однако, оказались нисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новые западные ополчения. Когда первоначальная цель крестоносного движения перестала быть руководящим мотивом, выдвинулись на первое место политические соображения. Не об Иерусалиме и не об освобождении Гроба Господня из рук неверных стали помышлять вожди крестоносцев, а об основании независимых княжеств на Востоке, о завоевании Византии, наконец, о торговых преимуществах в областях византийских и мусульманских.
Причины начала крестовых походов:
- сильное развитие папской власти, мечтавшей в конце XI века обратить греков к послушанию римской церкви;
- глубокое влияние духовенства, подвинувшего западные народы к исполнению воли римского первосвященника;
- тяжкое экономическое и социальное положение народных масс;
привычка к войне;
- элементарная жажда приключений.
Итак, разберемся поподробнее, что же привело к началу столь масштабных, мировых по меркам того времени, экспедиций европейцев на Ближний Восток? Что заставляло на протяжении почти двухсот лет десятки тысяч людей отправляться, зачастую оставив хозяйство, родину и т.д., в мало известные многим из них, но сильно манящие земли знойной Палестины?
Жизнь европейцев в конце X – начале XI столетия была связана с большими испытаниями. Рубеж тысячелетий как всякая крупная дата прочно утвердил в настроениях большей части общества мысль о близящемся конце света, пророчества о наступлении которого то и дело будоражили сознание людей. И действительно, казалось, что природа являет все признаки этого. На протяжении всего XI века территории Франции, Германии, Англии неоднократно подвергались различным стихийным бедствиям, их население терзали бесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственно перед началом походов Европу потрясали так называемые «семь тощих лет», когда на ее территорию обрушились наводнения, заморозки и – как следствие этого – голод. Повсеместным явлением стал побег крестьян из пораженных голодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся таким напастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезали и усиливались с каждым годом, а стремление вырваться из этого ада, усугублявшееся к томе же не уменьшавшимся гнетом и произволом со стороны своих сеньоров, пусть даже в неизведанные земли Востока, неизбежно должно было найти себе выход.
Слухи и рассказы людей, посетивших Святую Землю либо наслышанных о ней, часто – помимо повествований об иерусалимских чудесах – сводились к описанию того блистательного богатства, которое они наблюдали в Византии и на Арабском Востоке. Действительно, для среднего европейца того времени уровень тамошней жизни казался сказочной мечтой. Европа кануна крестовых походов может быть (конечно, в первую очередь в «бытовом» смысле) названа варварской по сравнению с этими регионами.
Иные цели преследовало шедшее в крестовые походы западноевропейское рыцарство. Практически с самого начала в их устремлениях доминировало желание приобрести новые земли, новых поданных, новые богатство, а желание отвоевать христианские святыни, как правило, отходило на второй план. Тяга феодалов к новым землям вполне понятна. В Европе того времени существовал такой порядок наследования, при котором вся земля передавалась старшему сыну. Остальные же пополняли ряды безземельного рыцарства, которое не всегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то, что в самой Европе уже не было возможности для внутренней колонизации, так как бесхозных земель попросту не было.[1]
Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.