Терроризм давно сопровождает развитие человеческой цивилизации. Однако именно в прошедшем XX веке в мире было совершено наибольшее количество преступлений террористического характера, что заставило многие государства мира всерьез задуматься над выработкой адекватных мер реагирования на это зло.
Как социально-политическое явление современный терроризм представляет собой систему применения противоправного насилия для достижения политических целей. При этом нередко попытки воздействия на власть имеют опосредованный характер - через жертвы из числа случайных граждан.
Рассматривая терроризм как правовую категорию, следует выделить два составляющих ее элемента. Во-первых, с точки зрения внутреннего (национального) законодательства террористические акты относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, направленных на подрыв государственной власти, причиняющих значительный материальный ущерб, влекущих иные общественно опасные последствия.
Не менее важна другая составляющая терроризма - это преступные деяния на международной арене, сдерживающие объективный процесс углубления международных отношений.
Научно-технический прогресс, интенсивная хозяйственная кооперация, формирование качественно новых межгосударственных объединений, как ни странно, увеличивают потенциал угроз терроризма. И сегодня этот потенциал таков, что позволяет решать задачи не только локального, тактического, но и геополитического, стратегического характера.
1.3 "Бойцы за идею" или что известно о международных террористах сегодня.
Что это за люди, террористы? Что ими движет? Чтобы подготовить человека, способного спокойно воспринимать результаты совершенного теракта, у него должна быть совершенно иная система оценки этих действий. Идеология террористов такая: "Мы совершаем не теракты, а диверсию, потому что воюем любыми способами. Мы не террористы, мы бойцы". Им безразлично, кто погибнет на вражеской территории: военные или мирное население. Прежде чем допустить боевиков к оружию, в лагерях подготовки им устраивают серьезное промывание мозгов. Причем за идеологической основой продолжают внимательно следить и потом. Наиболее почитаемым у боевиков считается именно идеологический, духовный наставник. В первую очередь в террористе ценится преданность определенным религиозным постулатам и готовность во имя веры совершить любое преступление. У будущих участников и исполнителей терактов наставники стараются выработать ненависть к представителям иных конфессий. Потому у них также ценятся навыки диверсионные, конспиративные, физическая выносливость. И только потом уже навыки бойца. Недавно началась подготовка террористов-смертников. Среди кандидатов те, кто: 1) уже обладает психологическими качествами террориста и проверен в боевых действиях; 2) имеет физические недостатки или некоторые отклонения в психике, но способен выполнить приказ; 3) из-за войны потерял семью, больше не видит смысла своего существования и готов пойти на все; 4) связан невыполнимыми долговыми обязательствами; 5) приговорен шариатским судом к смерти (террористическая деятельность дает ему право искупить вину перед Аллахом). Отдельных членов террористических групп обучают еще и по специальной программе. В том числе и как действовать в случае задержания: как вести себя со следователем на допросе, какую рассказывать легенду прикрытия и т. д.
2. ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: "МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ РАДИ АЛЛАХА"
Догматика ислама
Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.