Программа аудиторской проверки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита (см. приложение). Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

 

Заключение

 

В настоящей курсовой работе рассмотрены основные этапы планирования и составления программы аудиторской проверки.

С чего начинается аудиторская проверка? Уж наверняка не с заключения договора. Сначала аудиторская организация собирает подробную информацию о компании - возможном клиенте, ее руководстве, бизнесе, отрасли в целом и ее положении в отрасли. Источниками информации могут быть как юридические и физические лица, сотрудничающие с экономическим субъектом, так и руководство и персонал самой организации. При этом информация должна быть реальной, уместной, беспристрастной и доказательной.

На стадии планирования аудиторская группа с помощью различных аналитических процедур должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, определить уровень существенности и эффективность внутрихозяйственного контроля, произвести оценку аудиторского риска. Если на основе анализа перечисленных показателей аудиторская фирма считает проведение аудита возможным, она готовит письмо-обязательство и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и заключается договор с экономическим субъектом.

Если аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

Далее на основании предварительных данных и результатах проведенных аналитических процедур разрабатывается общий план и программа аудита.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

 В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

В общем плане предусматриваются сроки проведения аудиторской проверки, график ее проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В общем плане определяется способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.

В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Программа аудиторской проверки должна включать перечень всех аудиторских процедур, необходимых для сбора достаточного количества достоверных свидетельств; подробные описание каждой процедуры.

На основании выводов аудитора по каждому разделу аудиторской программы составляется аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также формируется объективное мнение аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.



Список литературы

 

1. Аудит: Учебник для вузов/Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; Под ред. проф. Подольского В.И. – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 665 с.

 

2. Данилевский Ю.А.

Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 1998 г. – 318 с.

 

Полисюк Г.Б. и др.

Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия: Учебное пособие/Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Суханова Г.И.; М. – «Экзамен», 2001 г. – 352 с.

 

 


Приложение

Программа аудиторской проверки [2]

№ п/п Разделы, темы и подтемы программы аудиторской проверки Отметка об исполнении Рабочие документы Примечание
1 2 3 4 5
О Код экономического субъекта О- I -327-98    
1. Цель аудиторской проверки      
  1. Клиент нуждается в: · постановке учета, · восстановлении учета, · ведении учета, · составлении отчетности, · аудиторской проверке, · анализе хозяйственной деятельности, · консультировании.      
  2. Экономический субъект подлежит обязательной ежегодной проверке как открытое АО, как предприятие с иностранными инвестициями, как кредитное учреждение, как фонд, как страховая организация, как биржа, при объеме выручки за год более 500 тыс. ММОТ, при сумме активов на конец года более 200 тыс. ММОТ      
  3. Инициативная проверка вызвана: · недоверием собственников, · предстоящей налоговой проверкой, · получением кредита, · заключением контракта.      
  4. Необходимость проверки связана: · с регистрацией проспекта эмиссии, · с получением лицензии, · по поручению государственных органов.      
  5. Потенциальными пользователями отчета являются: · собственники, · администрация, · поставщики, · покупатели, клиенты, · займодавцы, · государственные органы.      
  6. Пользовался ли экономический субъект прежде аудиторскими услугами, указать, кто эти услуги оказывал, причину смены аудита.      
  7. Взаимоотношения клиента с налоговыми органами (результаты последней проверки, когда она прошла, за какой период, основные вопросы).        
  8. Взаимоотношения клиента с внебюджетными фондами страхования (результаты проверок, период, основные вопросы).      
  9. Взаимоотношения клиента с акционерами (как часто проводились собрания за проверяемый период, повестки, объявлялись ли дивиденды, их суммы).      
II . Знание бизнеса клиента      
II.1. Учредительные документы экономического субъекта      
  1. Полное наименование экономического субъекта      
  2. Организационно-правовая форма      
  3. Дата регистрации      
  4. Уставный капитал, зарегистрированный и оплаченный, учредители (физические и юридические лица), число акций, их тип      
II.2. Хозяйственно-финансовая деятельность экономического субъекта      
  1. Руководитель предприятия-клиента (Ф.И.О., с какого периода работает).      
  2. Главный бухгалтер (Ф.И.О., с какого периода работает).      
  3. Юридический адрес предприятия, телефон      
  4. Структура предприятия (наличие подразделений, филиалов, отделений, их месторасположение).      
  5. Внешнеэкономическая деятельность (указать контракты с партнерами, наличие лицензии на валютные операции).      
  6. Виды деятельности предприятия.      
  7. Счета предприятия (где, когда, условия обслуживания, лимит кассы).      
  8. Полученные кредиты, ссуды (кредитор, договор, цель, условия, срок, гарант, залог).      
  9. Ссуды выданные (ссудополучатель, условия, срок).      
  10. Долгосрочно арендуемые основные средства (основание, срок, условия).      
  11. Основные средства, сданные в аренду (основание, срок, условия).      
  12. Лизинговые операции (основание, условия).      
  13. Основные поставщики (основание, название, объем поставок, срок договора, сумма оплаты, условия по договору).      
  14. Основные покупатели (основание, название, срок договора, сумма).      
  15. Финансовые вложения (наименование эмитента, вид ценной бумаги, получаемые проценты).      
  16. Совместная деятельность (договор, отчеты о деятельности, доход).      
  17. Долевое участие (договор, партнеры, условия).      
II.3. Учетная политика предприятия      
  1. Когда принята, на основании чего.      
  2. Критерий отнесения стоимости к основным средствам.      
  3. Способ погашения стоимости МБП.      
  4. Порядок начисления амортизации по основным средствам.      
  5. Метод оценки производственных запасов.      
  6. Учет операций по заготовке товарно-материальных ценностей.      
  7. Группировка, учет и списание затрат на производство.      
  8. Способ распределения косвенных затрат.      
  9. Схема учета выпуска продукции.      
  10. Метод определения выручки от реализации.      
  11. Создание резервов.      
  12. Создание фондов.      
  13. Отражение задолженности по кредитам.      
  14. Форма ведения бухгалтерского учета.      
  15. Наличие документооборота.      
  16. Структура бухгалтерской службы.      
  17. Рабочий план счетов.      
III . Оценка возможности проведения аудиторской проверки      
III.1 Независимость      
  1. Является ли аудитор в отношении данного клиента учредителем, собственником.      
  2. Является ли клиент учредителем (собственником, акционером) аудиторской фирмы.      
  3. Является ли клиент кредитором аудиторской фирмы.      
  4. Являются ли аудиторы должностными лицами клиента      
  5. Состоят ли аудиторы в близком родстве с должностными лицами клиента (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).      
  6. Оказывали ли этому клиенту услуги по восстановлению, ведению учета и составлению отчетности.      
III.2 Подбор специалистов      
  1. Состав аудиторской группы (численность, руководитель, наличие квалификационных аттестатов, стаж работы и т.д.).      

 

  2. Необходимость в привлечении дополнительных специалистов.      
  3. Период проведения аудиторской проверки.      
  4. Расчет трудозатрат аудиторской проверки.      
III.3 Письмо-обязательство      
  1. Направлялось ли письмо-обязательство аудитора перед клиентом.      
  2. Получен ли ответ от клиента на письмо-обязательство (если не достигнуто согласие, то указать причину).      
  3. Заключен ли с клиентом договор (указать дату, предмет договора и срок выполнения услуг).      
  4. Сумма договора.      
  5. Утвержден ли аудитор на собрании акционеров.      
IV Существенность и риск      
IV.1 Существенность      
  1. Прибыль до налогообложения.      
  Минимальная граница 5%.      
  Максимальная граница 10%.      
  2. Текущие активы.      
  Минимальная граница 5%.      
  Максимальная граница 10%.      
  3. Всего активов.      
  Минимальная граница 1%.      
  Максимальная граница 1,5%.      
  4. Текущие обязательства.      
  Минимальная граница 3%      
  Максимальная граница 6%.      
IV.2 Аудиторский риск      
  1. Риск клиента – до проверки в учете существуют ошибки, которые превышают допустимую границу (низкий, средний, высокий).      
  2. Контрольный риск – системой внутреннего контроля возможна ошибка (низкий, средний, высокий).      
  3. Риск необнаружения – аудитор готов признать, что есть вероятность обнаружения ошибок (низкий, средний, высокий).      
  4. Аудиторский риск – признание аудитором, что отчетность после проверки может содержать существенные ошибки (низкий, средний, высокий).      
  5. Количество необходимых свидетельств (низкое, среднее, высокое).      
V Система внутреннего контроля      
V.1 Внутренний контроль      
  1. Отношение руководства предприятия к внутреннему контролю.      

 

  2. Кадровая политика предприятия (каким образом происходит подбор кадров, утверждение на должность).      
  3. Организационная структура управления.      
  4. Наличие разработанных должностных и функциональных обязанностей.      
  5. Система документооборота на предприятии.      
  6. Материалы инвентаризации в аудируемом периоде (когда проводилась, каких активов, результаты инвентаризации).      
  7. Наличие внутренних проверок.      
  8. Материалы ревизии (когда, кем проводилась, результаты проверок).      
V.2 Критерий системы внутреннего контроля      
  1. Реальность – учетные хозяйственные операции действительно имели место, система внутреннего контроля препятствует отражению в учете несуществующих операций.      
  2. Полнота – в учете отражаются все совершенные хозяйственные операции, система внутреннего контроля не допускает пропуска хозяйственных операций.      
  3. Разрешение – на предприятии имеют место только операции, одобренные руководством, система внутреннего контроля предупреждает злоупотребления, растраты, хищения.      
  4. Своевременность – все хозяйственные операции отражаются своевременно, система внутреннего контроля не допускает отнесение сумм доходов и расходов к несоответствующему периоду.      
  5. Оценка – все хозяйственные операции оцениваются адекватно, система внутреннего контроля избегает ошибок при подсчетах на разных этапах.      
  6. Классификация – все хозяйственные операции должным образом разнесены в учете, правильно скомпонованы и сгруппированы, система внутреннего контроля не допускает отражения в учете операций, не соответствующих плану счетов.      
  7. Обобщение – все записи о хозяйственных операциях должным образом включены в регистры, подведены по ним итоги и обобщены в синтетическом учете, система внутреннего контроля не допускает несоответствия данных аналитического и синтетического учета, искажения между учетными и отчетными данными.      

 

 

VI Разделы аудиторской проверки (с указанием срока проверки ответственных лиц аудиторской группы)      
  1. Аудиторская проверка основных средств предприятия.      
  2. Аудиторская проверка нематериальных активов.      
  3. Аудиторская проверка финансовых вложений.      
  4. Аудиторская проверка денежных средств предприятия.      
  5. Аудиторская проверка производственных запасов.      
  6. Аудиторская проверка затрат на производство продукции.      
  7. Аудиторская проверка операций по реализации.      
  8. Аудиторская проверка финансовых результатов и использования прибыли.      
  9. Аудиторская проверка расчетов с покупателями.      
  10. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками.      
  11. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом.      
  12. Аудиторская проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.      
  13. Аудиторская проверка фондов предприятия.      
  14. Аудиторская проверка отчетности.      
VII Результаты выполнения      
  1. Согласование аналитической части аудиторского заключения с клиентом.      
  2. Вид заключения аудитора по результатам аудиторской проверки.      
  3. Дополнительные услуги, требуемые данному клиенту.      
  4. Предложения и пожелания сторон после проведения аудита.      

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.