3 основных функциональных блока, или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления речевой деятельности.
I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)
Системы I блока мозга находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние в соответствии с поставленными перед организмами задачами.
Эти системы построены по типу неспецифической нервной сети, которая осуществляет свою функцию путем постепенного, градуального изменения состояний и не имеет непосредственного отношения ни к приему и переработке поступающей извне информации, ни к выработке намерений, планов и программ поведения.
Значительная часть активности человека обусловлена намерениями и планами, перспективами и программами, которые формируются в процессе его сознательной жизни, являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней и потом его внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел преследует некоторую цель и вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели. Осуществление замысла или достижение цели требует определенной энергии и может быть обеспечено лишь при наличии некоторого уровня активности.
II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)
Этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью.
Системы этого блока имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные (проекционные) зоны, которые принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно-ассоциативные) зоны, которые обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.
III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)
Блок регуляции тонуса и бодроствования.
Блок приема, переработки и хранения информации.
Закон иерархичного строения корковых зон.
Закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры.
Закон прогрессивной латерализации функций.
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности.
Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.
Первичные зоны затылочной коры и элементарные функции зрения.
Вторичные отделы затылочной коры и оптико-гностические функции.
Зрительная агнозия. Перечислите известные вам формы зрительных агнозий и охарактеризуйте их.
Первичные зоны височной коры и элементарные функции слуха.
Вторичные отделы височной коры и акустико-гностические функции.
Понятие речевой слух.
Третичные зоны коры и процессы речевой памяти.
Субдоминантное полушарие и его роль в организации психических процессов.
Психологическое строение движения и действия.
Мозговая организация движения и действия.
Принципы нейропсихологического исследования движений и действий.
Психологическое строение внимания.
Мозговая организация и физиологические индикаторы внимания.
Психологическое строение процесса памяти.
Модально-неспецифические формы памяти.
Модально-специфические формы памяти.
Нарушения памяти как мнестической деятельности.
Нейропсихологическое исследование процессов памяти.
Психологическое строение речевой деятельности.
Импрессивная речь и ее нейропсихологическое исследование.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 274.