Максимальное количество баллов: 20
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Цикловая комиссия физико – математических дисциплин

Уколова Ю.В

 

 

АСТРОНОМИЯ

ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

для студентов (курсантов) специальностей:

 

26.02.02 Судостроение

26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

22.02.06 Сварочное производство

26.02.03 Судовождение

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

профиля технического и социально-экономического

очной формы обучения

 

 

Керчь,2019

Составитель:

Уколова Ю.В., преподаватель первой категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

Рецензент: Уколов А. И. канд. физ. – мат. наук, доцент кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

Практикум по самостоятельной работе рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол №_____ от _____________ 2019 г.

Председатель ЦК _________________ Ю.В. Уколова

 

 

Практикум по самостоятельной работе утвержден на заседании учебно-методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол №_____ от _____________ 2019 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ». 7

2 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.. 8

3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 21

3.1 Самостоятельная работа №1. 21

3.2 Самостоятельная работа №2. 21

3.3 Самостоятельная работа №3. 22

3.4 Самостоятельная работа №4. 23

3.5 Самостоятельная работа №5. 24

3.6 Самостоятельная работа №6. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26





ВВЕДЕНИЕ

Трудно себе представить образованного человека, не имеющего представлений о Солнечной системе, звездах, космосе... Астрономические знания – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Именно поэтому очень важно, чтобы современные дети изучали астрономию. Основная цель данного курса сообщение обучающимся «четких представлений об окружающем мире, объяснения причин и физической природы повседневно наблюдаемых астрономических явлений и развития любознательности учащихся».

Курс астрономии направлен на формирование у обучающихся представлений о движении, строении, происхождении развитии небесных тел и их систем; знакомство с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в данной области знаний .

Содержание курса выстроено с учётом последовательного, логически выстроенного материала, формирующего единую картину Вселенной.

Основу изучения курса астрономии составляют принципы научности и доступности, деятельностный подход в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы: практические основы астрономии, движение небесных тел, методы астрофизических исследований, природа Солнечной системы, звезды и Солнце, строение и эволюция Вселенной.

Изучение астрономии  должно способствовать расширению кругозора, формировать любознательность и интересы обучающихся.

Обучающийся должен использовать знания астрономии в своей жизни и практической деятельности (служба Солнца, служба погоды, времени и геомагнитного прогнозирования).

Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Ø осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

Ø приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

Ø овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

Ø развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

Ø использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

Ø формирование научного мировоззрения;

Ø формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В результате изучения астрономии на базовом уровне студент (курсант) должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях".

Самостоятельная работа студентов (курсантов) по дисциплине «Астрономия» подразумевает изучение теоретического материала, не выносимого на лекции; написание рефератов, подготовка докладов, и индивидуальных проектов и др. Практикум по самостоятельной работе должен помочь студентам(курсантам) организовать свою самостоятельную работу в соответствии с требованиями программы. Для рационального использования времени и лучшего усвоения материала пособие сопровождаются тематическим планом дисциплины с распределением учебного времени по темам, предусмотренным учебным планомДля написания рефератов, докладов и индивидуального проекта предложены несколько тем, по выбору студентов(курсантов), указаны правила оформления и требования по содержанию.

На самостоятельное обучение астрономии отводится 20 ч. изучаемого материала.

Цель самостоятельной работы студентов (курсантов):

- развитие творческих способностей и активизация умственной деятельности;

- формирование потребности самообразования;

- беспрерывное, постоянное пополнение знаний;

- углубление изучаемой дисциплины

Задачи самостоятельной работы студентов(курсантов):

- научить студентов (курсантов) самостоятельно работать с литературой;

- творчески воспринимать и осмысливать изучаемый материал;

 





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

 

Наименование разделов и тем Объем аудиторных часов Объем часов для самостоятельного изучения
Тема 1 Предмет астрономии 3 1
Тема 2 Основы практической астрономии 8  
Тема 3 Законы движения небесных тел 6  
Тема 4 Солнечная система 6 3
Тема 5 Методы астрономических исследований 2 1
Тема 6 Звезды 6 3
Тема 7 Наша Галактика - Млечный Путь 2 1
Тема 8 Галактики. Строение и эволюция Вселенной 6 8
Всего 39 17

 



ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом(курсантом) по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы на занятиях по «Астрономии» являются:

-для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио– и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, написание индивидуального проекта, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (практических работ).

Самостоятельная работа  осуществляться индивидуально или группами студентов(курсантов) в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов(курсантов).

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов(курсантов) осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов(курсантов) по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания проведенной работы, литературы по теме.

Это самостоятельная работа студента, где выбор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов, обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявлять и сам студент.

Требования к выполнению рефератов

К выполнению рефератов предъявляются следующие требования:

Ø индивидуальное задание должно быть выполнено самостоятельно, как собственное рассуждение автора на основе информации, полученной из различных источников;

Ø содержание индивидуального задания должно быть изложено от имени автора;

Ø цель и задачи реферата должны быть четкими и отображать суть исследуемой проблемы;

Ø содержимое индивидуального задания должно соответствовать теме задания и отображать состояния проблемы, степень раскрытия сути проблемы в работе должна быть приемлемой;

Ø при разработке индивидуального задания должны быть использованы не менее 7 различных источников;

Ø работа должна содержать обобщенные выводы и рекомендации.

Требования к структуре рефератов

Структура рефератов должна содержать:

Ø Титульный лист (титульный лист является первой страницей реферата);

Ø Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; выводы (заключение); список использованной литературы;

Ø Введение (во введении кратко формулируется проблема, указывается цель и задачи реферата);

Ø Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть реферата );

Ø Выводы или Заключение (в выводах приводят оценку полученных результатов работы, предлагаются рекомендации);

Ø Список литературы (содержит перечень источников, на которые ссылаются в основной части реферата или контрольной работы).

Требования к оформлению рефератов.

К оформлению рефератов предъявляются следующие требования:

Ø рефераты оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;

Ø параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта – 12-14 пунктов, цвет текста – авто (черный);

Ø параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки -12,5 мм, межстрочный интервал – 1-1,5;

Ø поля всех страниц: верхнее и нижнее поля – 15-20 мм, размер левого поля 20 мм, правого – 10-15 мм;

Ø каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы (Вставка/Разрыв/Новый раздел, со следующей страницы);

Ø страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, посередине;

Ø нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе не указывается;

Ø разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;

Ø разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);

Ø подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;

Ø пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2»;

Ø подпункты нумеруют в пределах каждого пункта и в конце номера точку не ставят (например, 1.1.2.1);

Ø заголовки (заголовки 1 уровня) каждой структурной части индивидуального задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

Ø заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится;

Ø иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

Ø иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;

Ø таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;

Ø таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела; примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Первая цифра номера таблицы, иллюстрации указывает на порядковый номер раздела, следующая на порядковый номер таблицы и в конце номера точку не ставят, например: Таблица 1.1– Данные расхода топлива;

Ø пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками;

Ø формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;

Ø ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 – 3], где 1 - 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников информации;

Ø список литературы следует размещать в алфавитном порядке фамилий авторов или заголовков Пример оформления источника в списке: 1.Кузнецов И.Н. Основы исследовательской деятельности.- М.: Академия, 2010. – С.260;

Ø каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова « Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова « Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность, например «Приложение А» и т.д. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения, например, рисунок Г.3 – третий рисунок приложения Г.

 


Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «Допущено к защите ________»                                                                      «Защищено с оценкой ________» преподаватель астрономии                                                                                   преподаватель астрономии Уколова Ю.В                                                                                                              Уколова Ю.В « »____________20____г.                                                                                   « »____________20_г. РЕФЕРАТ По дисциплине: Астрономия Тема работы: «Солнечная система» Специальность – 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» Студента/курсанта группы_______________ ______________________________________  ФИО                                       « _________ »____________________20___г.   Керчь, 20____ г.  

 


 


Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.




Требования к выполнению доклад а

Ø доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;

Ø при написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;

Ø изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;

Ø доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;

Ø при подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.

Требования к структуре доклада

Содержание. Последовательно приводят все заголовки разделов доклада

Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется его значимость и актуальность, указывается цель и задачи доклада, дается характеристика исследуемой литературы.

Основная часть. Основной материал по теме; может быть поделена на разделы, каждый из которых, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего раздела.

Заключение.

Требования к оформлению доклада

Доклад оформляется либо отдельно на листах формата А4, либо в рабочей тетради

Доклад по длительности занимает 7-10 минут

Индивидуальный проект по астрономии – это самостоятельная, творческая работа по выбранной теме.

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и др.

Конструкторский проект - материальный объект, макет, костюм, модель, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

Требования к выполнению индивидуального проекта по астрономии:

Ø индивидуальный проект выполняется студентом (курсантом) под руководством преподавателя;

Ø тематику и тип индивидуального проекта студент (курсант) выбирает самостоятельно;

Ø содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с преподавателем, с учетом замысла и индивидуального подхода;

Ø для более глубокого изучения выбранной темы проект следует начинать выполнять за два – три месяца до защиты;

Ø  одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта;

Ø проект должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;

Ø при подготовке проекта использовать не менее десяти первоисточников;

Ø для защиты проекта необходимо подготовить презентацию и по желанию подобрать видеофильм  по выбранной теме и предоставить, и то, и другое на электронном носителе;

Ø защита проектов будет осуществляться на учебном занятии или на консультации, предварительно назначенной преподавателем;

Ø на защиту каждого проекта отводиться не более 10 минут;

Ø в случае несвоевременного выполнения, итоговая оценка за проект будет снижена;

Ø проект сдается в бумажной папке с вложенной в нее информацией на бумажном и электронном носителе.

Требования к структуре индивидуального проекта:

1.Исследовательский проект состоит из следующих частей:

Содержание

Введение.

Основная часть (теоретическая и практическая часть).

Заключение.

Список источников (не менее 10).

Приложения.

Мультимедийная презентация

Видео-материалы

Во введении к исследовательскому проекту должно быть:

- обоснование актуальности темы проекта,

- цели и задачи проектной деятельности,

- объект и предмет,

- гипотеза проекта,

- методы исследования (если это исследовательский проект),

- теоретическая и практическая значимость работы, структура проекта.

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

2.Информационный проект состоят из следующих структурных элементов:

Содержание

Введение.

Основная часть (теоретическая).

Заключение.

Список источников (не менее 10).

Приложения.

Мультимедийная презентация

Видео-материалы

Информационные бюллетени,

Рекламная продукция,

Публикация в СМИ и т.д.

Во введении необходимо указать название проекта, его вид, сведения об авторе и руководителе, актуальность проекта, цели и задачи,

Основная часть проекта может состоять из одного или нескольких разделов, как правило, содержащих только теоретический материал

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

3.Творческий проект состоит из следующих элементов:

Проведение мероприятия по разработанному сценарию,

Видеофильм,

Литературное произведение,

Коллаж и др.

Проектная папка содержит:

- паспорт проекта,

-  информационные материалы проекта.

В паспорте необходимо указать название проекта, его вид, сведения об авторе и руководителе, актуальность проекта, цели и задачи, краткое содержание проекта.

Информационные материалы проекта: план работы над проектом (в виде таблицы: этап деятельности, содержание, планируемый результат), рабочие материалы по теме проекта.

4.Конструкторский проект представляет собой или:

Конструкторское изделие.

Макет.

Модель и т.д..

Проектная папка содержит:

- паспорт проекта,

-  информационные материалы проекта.

В паспорте необходимо указать название проекта, его вид, сведения об авторе и руководителе, актуальность проекта, цели и задачи, краткое содержание проекта.

Информационные материалы проекта: план работы над проектом (в виде таблицы: этап деятельности, содержание, планируемый результат), рабочие материалы по теме проекта.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность темы проекта обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Часто в проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Цель и задачи проекта

При формулировке  цели необходимо использовать глагол (разработать, составить, проанализировать и др.).

Задачи - это этапы достижения цели (обычно соответствуют главам исследовательского проекта или плану проектной деятельности).

Объект исследования - это то, что будет взято обучающимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Гипотеза проекта  формулируется таким образом: "если ..., то ...». Гипотеза составляется обязательно, если это исследовательский проект. При выполнении других видов проектов (творческого, социально-ориентированного, информационного) формулировка гипотезы необязательна.

Методы исследования – это способы достижения цели исследования. В проектной деятельности обучающиеся могут применить следующие методы исследования: сравнение, анализ, наблюдение, сравнение, моделирование, эксперимент, анкетирование, опрос, статистические методы и др.

Теоретическая значимость- это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.

Практическая значимость – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших исследований; в использования полученных данных в практической деятельности.

 

Требования к оформлению индивидуального проекта

1. Все работы предоставляются в печатном и электронном виде.

2. Текст набирать только в редакторе WORD, размер шрифта основного текста- 14, библиографического списка -12, междустрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1, 25 см, гарнитура Times New Roman, автоматическая расстановка переносов, поля по 2 см со всех сторон.

3. поля всех страниц: верхнее и нижнее поля – 15-20 мм, размер левого поля 20 мм, правого – 10-15 мм;

4. каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы (Вставка/Разрыв/Новый раздел, со следующей страницы);

5. страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, посередине;

6. нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе не указывается;

7. разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;

8. разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);

9. подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;

10. пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2»;

11. подпункты нумеруют в пределах каждого пункта и в конце номера точку не ставят (например, 1.1.2.1);

12. заголовки (заголовки 1 уровня) каждой структурной части индивидуального задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

13. заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится;

14. иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

15. иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;

16. таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;

17. таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела; примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Первая цифра номера таблицы, иллюстрации указывает на порядковый номер раздела, следующая на порядковый номер таблицы и в конце номера точку не ставят, например: Таблица 1.1– Данные расхода топлива;

18. В библиографический список включаются все источники, которыми пользовался студент (курсант) в процессе написания работы, по порядку упоминания их в тексте. Пример оформления источника в списке: 1.Кузнецов И.Н. Основы исследовательской деятельности.- М.: Академия, 2010. – С.260.7

19. Для подкрепления отдельных положений в работе могут быть приведены копии некоторых документов, различные иллюстративные материалы и др. В таком случае они выносятся в приложение к работе. Все приложения начинаются с нового листа с надписи сверху по центру «Приложение» и имеют тематические заглавия, ясно и правильно характеризующие их содержание. Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова « Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность, например «Приложение А» и т.д. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения, например, рисунок Г.3 – третий рисунок приложения Г.

Образец оформления титульного листа бумажной папки индивидуального проекта по астрономии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «Допущено к защите ________»                                                                      «Защищено с оценкой ________» преподаватель астрономии                                                                                   преподаватель астрономии Уколова Ю.В                                                                                                              Уколова Ю.В « »____________20____г.                                                                                   « »____________20___г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО АСТРОНОМИИ Тип проекта исследовательский; информационный, творческий, конструкторский Тема работы: «_________________________________» Специальность   –                    _________ « ___________________»                                                           шифр               специальность Студента/курсанта группы_______________ ______________________________________  ФИО                                 « _________ »____________________20___г. Керчь, 20____ г.

 


 


Критерии оценки самостоятельных работ

 



Критерии оценки реферата

Ø актуальность темы, 1 балл;

Ø соответствие содержания теме, 3 балла;

Ø глубина проработки материала, 3 балла;

Ø грамотность и полнота использования источников, 1 балл;

Ø соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;

Ø доклад, 5 баллов;

Ø умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа №1

Тема 1 Предмет астрономии

 

Задание. Подготовка доклада по теме: «Астрономия – древнейшая из наук»

 

Рекомендуемая литература

 

1.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник). 

2.История Древнего Востока.Авдиев В.И. 3-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1970. - 608 с.

3.Володарский А. И. Астрономия древней Индии. Историко-астрономические исследования. Вып. XII. – М.: Наука, 1975.

4. История Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1988.

5. Селешников С. И. История календаря и хронология. – М.: Наука, 1970.

6.Старцев П. А. О китайском календаре. Историко-астрономические исследования. Вып. XII. – М.: Наука, 1975.

Самостоятельная работа №2

Тема 4 Солнечная система

Задание. Подготовка рефератов и презентаций по темам:

1.Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

2. Планета Меркурий.                                                                                     

3. Планета Венера.

4.Планета Земля.

5. Планета Марс.

6. Планета Юпитер.

7.Планета Сатурн.

8. Планета Уран.

9.Планета Нептун.

10. Плутон –Харон

11.Спутники Юпитера

12.Спутники Сатурна

13. Спутники Урана

14. Спутники Нептуна

15. Пояс астероидов

16.Пояс Койпера и облако Оорта.

17. Кометы Солнечной системы.

18. История открытия планет и спутников Солнечной системы

19. Луна – естественный спутник Земли.

20.Метеоры, болиды и метеориты.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник). 

2.Гусейханов, М.К. Основы астрономии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93767. — Загл. с экрана.

3.Шупляк В.И., Шундалов М.Б., Клищенко А.П., Малыщиц В.В. Астрономия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Шупляк [и др.]. — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2016. — 310 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92438. — Загл. с экрана.

4.Допаев М. М. Наблюдения звездного неба. - М.: Наука, 1978 г.

5. Маров М. Я. Планеты Солнечной системы. - М.: Наука, 1986 г.

6. Силкин Б. И. В мире множества лун. - М.: Наука, 1982 г.

Самостоятельная работа №3

Задание. Подготовка доклада по теме: «Современные телескопы, принцип их работы, назначение»

 

Рекомендуемая литература

 

1.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник). 

2.Гусейханов, М.К. Основы астрономии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93767. — Загл. с экрана.

3.Шупляк В.И., Шундалов М.Б., Клищенко А.П., Малыщиц В.В. Астрономия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Шупляк [и др.]. — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2016. — 310 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92438. — Загл. с экрана.

4.Сикорук Л. Л.. Телескопы для любителей астрономии. М., «Наука», 1990.

5. Комаров В.Н., Увлекательная астрономия, 2002 г.

 

Самостоятельная работа №4

Тема 6 Звезды

Задание: подготовка рефератов по темам:

1.Солнце – ближайшая звезда.

2. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

3. Двойные звезды. Определение массы звезд.

4. Размеры звезд. Плотность их вещества.

5. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

6. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд

7.Ближайшие звезды к Солнечной системе.

8. Вселенная и темная материя

9.Управляемый термоядерный синтез

10. Черные дыры.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник). 

2.Гусейханов, М.К. Основы астрономии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93767. — Загл. с экрана.

3.Шупляк В.И., Шундалов М.Б., Клищенко А.П., Малыщиц В.В. Астрономия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Шупляк [и др.]. — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2016. — 310 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92438. — Загл. с экрана.

4. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+, 2005 год.

5.Русин Н.П., Флит Л.Л. Солнце на земле. – М.: Тригон, 2003 год.

6. Астрофизика, под ред. Дагаева М.М и Чаругина В.М. Учеб. пособие для учащихся 8-10 классов. — М.: «Просвещение», 1988. — 207 с.

 

 3.5 Самостоятельная работа №5

Задание. Подготовка доклада по теме: «Наша галактика»

 

Рекомендуемая литература

 

1.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник). 

2.Гусейханов, М.К. Основы астрономии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93767. — Загл. с экрана.

3.Шупляк В.И., Шундалов М.Б., Клищенко А.П., Малыщиц В.В. Астрономия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Шупляк [и др.]. — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2016. — 310 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92438. — Загл. с экрана.

4. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. –М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001.

 

Самостоятельная работа №6

Задание. Подготовка индивидуального проекта по темам:

1. : История возникновения астрономии. Древние обсерватории

2. Вселенная: тайна зарождения

3. Вычислительная астрономия. Программы обработки астрономических данных;

4. Гипотеза апокалипсиса.

5. Глобальные проблемы развития человеческой цивилизации в космическом пространстве.

6. Есть ли вода на других планетах?

7. Жизнь — это развитие Вселенной

8. Загадки звездного неба

9.  Исчисление времени

10. Как устроена Вселенная

11. Как выжить в космосе?

12. Календари времени

13. Космические катастрофы

14. Космические технологии в повседневной жизни человека

15. Космический мусор как источник засорения околоземного пространства

16. Космодромы и полигоны

17. Космос в живописи

18.  Космос в настоящем и будущем

19. Будущее человечества

20. Геометрия космических кораблей

21. Глобальные проблемы развития человеческой цивилизации в космическом пространстве

22. Исследование доказательств расширения Вселенной на основе существующих научных теорий

23. Космические аппараты (спутники, долговременные орбитальные станции, межпланетные аппараты, планетоходы, планетные базы станции, средства передвижение космонавтов)

24. Космический телескоп Хаббла

25.  Крупнейшие обсерватории мира

26. Миры и антимиры

27. Наблюдения редких астрономических явлений

28. Наука космонавтика и её творцы

29. Орбитальная станция «Мир»

30. Об обеспечении жизнедеятельности человека в космическом полёте

31. Первый космонавт — Юрий Алексеевич

32. Перспективы освоения околоземного пространства

33. Поиск и открытие внесолнечных планет

34. Путешествие по созвездиям.

35. Созвездия и мифы. Секреты звездного неба

36. Тайна девятой планеты

37. Тайна красного Сириуса

38. Темная материя

39. Туманности

40. Черные дыры Вселенной

 

Рекомендуемая литература

 

1.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник). 

2.Гусейханов, М.К. Основы астрономии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93767. — Загл. с экрана.

3.Шупляк В.И., Шундалов М.Б., Клищенко А.П., Малыщиц В.В. Астрономия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Шупляк [и др.]. — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2016. — 310 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92438. — Загл. с экрана.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Основная литература:

1. Гусейханов, М.К. Основы астрономии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93767. — Загл. с экрана.

2. Шупляк В.И., Шундалов М.Б., Клищенко А.П., Малыщиц В.В. Астрономия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Шупляк [и др.]. — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2016. — 310 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92438. — Загл. с экрана.

3. Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта Составитель:Ковальчук Н.В. Д. – Джанкой, Изд. «ДПТ» - 2016. – 31.

4. Методические рекомендации по разработке индивидуальных проектов. Составитель: Ахметова М.Ф..- Тольятти, Изд. «ТИПК», 2016. – 14.

 

Дополнительная литература:

5. Астрофизика, под ред. Дагаева М.М и Чаругина В.М. Учеб. пособие для учащихся 8-10 классов. — М.: «Просвещение», 1988. — 207 с.

6.Воронцов-Вельяминов, Б.А..Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:учебник/Б.А.Воронцов – Вельяминов,Е.К. Страут.- 5-е изд.,пересмотр. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник).

7.Володарский А. И. Астрономия древней Индии. Историко-астрономические исследования. Вып. XII. – М.: Наука, 1975.

8.Допаев М. М. Наблюдения звездного неба. - М.: Наука, 1978 г.

9. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. –М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001.

10.История Древнего Востока.Авдиев В.И. 3-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1970. - 608 с.

11. История Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1988.

12. Комаров В.Н., Увлекательная астрономия, 2002 г.

13. Маров М. Я. Планеты Солнечной системы. - М.: Наука, 1986 г.

14.Русин Н.П., Флит Л.Л. Солнце на земле. – М.: Тригон, 2003 год.

15. Селешников С. И. История календаря и хронология. – М.: Наука, 1970.

16. Силкин Б. И. В мире множества лун. - М.: Наука, 1982 г.

17.Сикорук Л. Л.. Телескопы для любителей астрономии. М., «Наука», 1990.

18.Старцев П. А. О китайском календаре. Историко-астрономические исследования. Вып. XII. – М.: Наука, 1975.

19. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+, 2005 год.

 

Электронные ресурсы:

1. https://multiurok.ru/goto.php?url=http://www.astronet.ru/ -Российская астрономическая сеть

2. http://college.ru/astronomy/ - Астрономия в Открытом колледже

3. http://astro.physfac.bspu.secna.ru - Астрономия для школьников

4. https://multiurok.ru/goto.php?url=http://school.astro.spbu.ru/ - Школьная астрономия Петербурга

5. https://multiurok.ru/goto.php?url=http://www.allplanets.ru/ - Сайт «Планетные системы»

 


 

Уколова Юлия Валериевна

 

АСТРОНОМИЯ

Практикум по самостоятельной работе

для студентов (курсантов) всех специальностей

 

 

Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 123


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Цикловая комиссия физико – математических дисциплин

Уколова Ю.В

 

 

АСТРОНОМИЯ

ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

для студентов (курсантов) специальностей:

 

26.02.02 Судостроение

26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

22.02.06 Сварочное производство

26.02.03 Судовождение

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

профиля технического и социально-экономического

очной формы обучения

 

 

Керчь,2019

Составитель:

Уколова Ю.В., преподаватель первой категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

Рецензент: Уколов А. И. канд. физ. – мат. наук, доцент кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

Практикум по самостоятельной работе рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол №_____ от _____________ 2019 г.

Председатель ЦК _________________ Ю.В. Уколова

 

 

Практикум по самостоятельной работе утвержден на заседании учебно-методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол №_____ от _____________ 2019 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ». 7

2 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.. 8

3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 21

3.1 Самостоятельная работа №1. 21

3.2 Самостоятельная работа №2. 21

3.3 Самостоятельная работа №3. 22

3.4 Самостоятельная работа №4. 23

3.5 Самостоятельная работа №5. 24

3.6 Самостоятельная работа №6. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26





ВВЕДЕНИЕ

Трудно себе представить образованного человека, не имеющего представлений о Солнечной системе, звездах, космосе... Астрономические знания – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Именно поэтому очень важно, чтобы современные дети изучали астрономию. Основная цель данного курса сообщение обучающимся «четких представлений об окружающем мире, объяснения причин и физической природы повседневно наблюдаемых астрономических явлений и развития любознательности учащихся».

Курс астрономии направлен на формирование у обучающихся представлений о движении, строении, происхождении развитии небесных тел и их систем; знакомство с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в данной области знаний .

Содержание курса выстроено с учётом последовательного, логически выстроенного материала, формирующего единую картину Вселенной.

Основу изучения курса астрономии составляют принципы научности и доступности, деятельностный подход в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы: практические основы астрономии, движение небесных тел, методы астрофизических исследований, природа Солнечной системы, звезды и Солнце, строение и эволюция Вселенной.

Изучение астрономии  должно способствовать расширению кругозора, формировать любознательность и интересы обучающихся.

Обучающийся должен использовать знания астрономии в своей жизни и практической деятельности (служба Солнца, служба погоды, времени и геомагнитного прогнозирования).

Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Ø осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

Ø приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

Ø овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

Ø развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

Ø использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

Ø формирование научного мировоззрения;

Ø формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В результате изучения астрономии на базовом уровне студент (курсант) должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях".

Самостоятельная работа студентов (курсантов) по дисциплине «Астрономия» подразумевает изучение теоретического материала, не выносимого на лекции; написание рефератов, подготовка докладов, и индивидуальных проектов и др. Практикум по самостоятельной работе должен помочь студентам(курсантам) организовать свою самостоятельную работу в соответствии с требованиями программы. Для рационального использования времени и лучшего усвоения материала пособие сопровождаются тематическим планом дисциплины с распределением учебного времени по темам, предусмотренным учебным планомДля написания рефератов, докладов и индивидуального проекта предложены несколько тем, по выбору студентов(курсантов), указаны правила оформления и требования по содержанию.

На самостоятельное обучение астрономии отводится 20 ч. изучаемого материала.

Цель самостоятельной работы студентов (курсантов):

- развитие творческих способностей и активизация умственной деятельности;

- формирование потребности самообразования;

- беспрерывное, постоянное пополнение знаний;

- углубление изучаемой дисциплины

Задачи самостоятельной работы студентов(курсантов):

- научить студентов (курсантов) самостоятельно работать с литературой;

- творчески воспринимать и осмысливать изучаемый материал;

 





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

 

Наименование разделов и тем Объем аудиторных часов Объем часов для самостоятельного изучения
Тема 1 Предмет астрономии 3 1
Тема 2 Основы практической астрономии 8  
Тема 3 Законы движения небесных тел 6  
Тема 4 Солнечная система 6 3
Тема 5 Методы астрономических исследований 2 1
Тема 6 Звезды 6 3
Тема 7 Наша Галактика - Млечный Путь 2 1
Тема 8 Галактики. Строение и эволюция Вселенной 6 8
Всего 39 17

 



ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом(курсантом) по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы на занятиях по «Астрономии» являются:

-для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио– и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, написание индивидуального проекта, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (практических работ).

Самостоятельная работа  осуществляться индивидуально или группами студентов(курсантов) в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов(курсантов).

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов(курсантов) осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов(курсантов) по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания проведенной работы, литературы по теме.

Это самостоятельная работа студента, где выбор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов, обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявлять и сам студент.

Требования к выполнению рефератов

К выполнению рефератов предъявляются следующие требования:

Ø индивидуальное задание должно быть выполнено самостоятельно, как собственное рассуждение автора на основе информации, полученной из различных источников;

Ø содержание индивидуального задания должно быть изложено от имени автора;

Ø цель и задачи реферата должны быть четкими и отображать суть исследуемой проблемы;

Ø содержимое индивидуального задания должно соответствовать теме задания и отображать состояния проблемы, степень раскрытия сути проблемы в работе должна быть приемлемой;

Ø при разработке индивидуального задания должны быть использованы не менее 7 различных источников;

Ø работа должна содержать обобщенные выводы и рекомендации.

Требования к структуре рефератов

Структура рефератов должна содержать:

Ø Титульный лист (титульный лист является первой страницей реферата);

Ø Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; выводы (заключение); список использованной литературы;

Ø Введение (во введении кратко формулируется проблема, указывается цель и задачи реферата);

Ø Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть реферата );

Ø Выводы или Заключение (в выводах приводят оценку полученных результатов работы, предлагаются рекомендации);

Ø Список литературы (содержит перечень источников, на которые ссылаются в основной части реферата или контрольной работы).

Требования к оформлению рефератов.

К оформлению рефератов предъявляются следующие требования:

Ø рефераты оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;

Ø параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта – 12-14 пунктов, цвет текста – авто (черный);

Ø параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки -12,5 мм, межстрочный интервал – 1-1,5;

Ø поля всех страниц: верхнее и нижнее поля – 15-20 мм, размер левого поля 20 мм, правого – 10-15 мм;

Ø каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы (Вставка/Разрыв/Новый раздел, со следующей страницы);

Ø страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, посередине;

Ø нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе не указывается;

Ø разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;

Ø разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);

Ø подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;

Ø пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2»;

Ø подпункты нумеруют в пределах каждого пункта и в конце номера точку не ставят (например, 1.1.2.1);

Ø заголовки (заголовки 1 уровня) каждой структурной части индивидуального задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

Ø заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится;

Ø иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

Ø иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;

Ø таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;

Ø таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела; примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Первая цифра номера таблицы, иллюстрации указывает на порядковый номер раздела, следующая на порядковый номер таблицы и в конце номера точку не ставят, например: Таблица 1.1– Данные расхода топлива;

Ø пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками;

Ø формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;

Ø ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 – 3], где 1 - 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников информации;

Ø список литературы следует размещать в алфавитном порядке фамилий авторов или заголовков Пример оформления источника в списке: 1.Кузнецов И.Н. Основы исследовательской деятельности.- М.: Академия, 2010. – С.260;

Ø каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова « Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова « Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность, например «Приложение А» и т.д. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения, например, рисунок Г.3 – третий рисунок приложения Г.

 


Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «Допущено к защите ________»                                                                      «Защищено с оценкой ________» преподаватель астрономии                                                                                   преподаватель астрономии Уколова Ю.В                                                                                                              Уколова Ю.В « »____________20____г.                                                                                   « »____________20_г. РЕФЕРАТ По дисциплине: Астрономия Тема работы: «Солнечная система» Специальность – 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» Студента/курсанта группы_______________ ______________________________________  ФИО                                       « _________ »____________________20___г.   Керчь, 20____ г.  

 


 


Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.




Требования к выполнению доклад а

Ø доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;

Ø при написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;

Ø изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;

Ø доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;

Ø при подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.

Требования к структуре доклада

Содержание. Последовательно приводят все заголовки разделов доклада

Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется его значимость и актуальность, указывается цель и задачи доклада, дается характеристика исследуемой литературы.

Основная часть. Основной материал по теме; может быть поделена на разделы, каждый из которых, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего раздела.

Заключение.

Требования к оформлению доклада

Доклад оформляется либо отдельно на листах формата А4, либо в рабочей тетради

Доклад по длительности занимает 7-10 минут

Индивидуальный проект по астрономии – это самостоятельная, творческая работа по выбранной теме.

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и др.

Конструкторский проект - материальный объект, макет, костюм, модель, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

Требования к выполнению индивидуального проекта по астрономии:

Ø индивидуальный проект выполняется студентом (курсантом) под руководством преподавателя;

Ø тематику и тип индивидуального проекта студент (курсант) выбирает самостоятельно;

Ø содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с преподавателем, с учетом замысла и индивидуального подхода;

Ø для более глубокого изучения выбранной темы проект следует начинать выполнять за два – три месяца до защиты;

Ø  одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта;

Ø проект должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;

Ø при подготовке проекта использовать не менее десяти первоисточников;

Ø для защиты проекта необходимо подготовить презентацию и по желанию подобрать видеофильм  по выбранной теме и предоставить, и то, и другое на электронном носителе;

Ø защита проектов будет осуществляться на учебном занятии или на консультации, предварительно назначенной преподавателем;

Ø на защиту каждого проекта отводиться не более 10 минут;

Ø в случае несвоевременного выполнения, итоговая оценка за проект будет снижена;

Ø проект сдается в бумажной папке с вложенной в нее информацией на бумажном и электронном носителе.

Требования к структуре индивидуального проекта:

1.Исследовательский проект состоит из следующих частей:

Содержание

Введение.

Основная часть (теоретическая и практическая часть).

Заключение.

Список источников (не менее 10).

Приложения.

Мультимедийная презентация

Видео-материалы

Во введении к исследовательскому проекту должно быть:

- обоснование актуальности темы проекта,

- цели и задачи проектной деятельности,

- объект и предмет,

- гипотеза проекта,

- методы исследования (если это исследовательский проект),

- теоретическая и практическая значимость работы, структура проекта.

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

2.Информационный проект состоят из следующих структурных элементов:

Содержание

Введение.

Основная часть (теоретическая).

Заключение.

Список источников (не менее 10).

Приложения.

Мультимедийная презентация

Видео-материалы

Информационные бюллетени,

Рекламная продукция,

Публикация в СМИ и т.д.

Во введении необходимо указать название проекта, его вид, сведения об авторе и руководителе, актуальность проекта, цели и задачи,

Основная часть проекта может состоять из одного или нескольких разделов, как правило, содержащих только теоретический материал

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

3.Творческий проект состоит из следующих элементов:

Проведение мероприятия по разработанному сценарию,

Видеофильм,

Литературное произведение,

Коллаж и др.

Проектная папка содержит:

- паспорт проекта,

-  информационные материалы проекта.

В паспорте необходимо указать название проекта, его вид, сведения об авторе и руководителе, актуальность проекта, цели и задачи, краткое содержание проекта.

Информационные материалы проекта: план работы над проектом (в виде таблицы: этап деятельности, содержание, планируемый результат), рабочие материалы по теме проекта.

4.Конструкторский проект представляет собой или:

Конструкторское изделие.

Макет.

Модель и т.д..

Проектная папка содержит:

- паспорт проекта,

-  информационные материалы проекта.

В паспорте необходимо указать название проекта, его вид, сведения об авторе и руководителе, актуальность проекта, цели и задачи, краткое содержание проекта.

Информационные материалы проекта: план работы над проектом (в виде таблицы: этап деятельности, содержание, планируемый результат), рабочие материалы по теме проекта.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность темы проекта обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Часто в проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Цель и задачи проекта

При формулировке  цели необходимо использовать глагол (разработать, составить, проанализировать и др.).

Задачи - это этапы достижения цели (обычно соответствуют главам исследовательского проекта или плану проектной деятельности).

Объект исследования - это то, что будет взято обучающимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Гипотеза проекта  формулируется таким образом: "если ..., то ...». Гипотеза составляется обязательно, если это исследовательский проект. При выполнении других видов проектов (творческого, социально-ориентированного, информационного) формулировка гипотезы необязательна.

Методы исследования – это способы достижения цели исследования. В проектной деятельности обучающиеся могут применить следующие методы исследования: сравнение, анализ, наблюдение, сравнение, моделирование, эксперимент, анкетирование, опрос, статистические методы и др.

Теоретическая значимость- это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.

Практическая значимость – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших исследований; в использования полученных данных в практической деятельности.

 

Требования к оформлению индивидуального проекта

1. Все работы предоставляются в печатном и электронном виде.

2. Текст набирать только в редакторе WORD, размер шрифта основного текста- 14, библиографического списка -12, междустрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1, 25 см, гарнитура Times New Roman, автоматическая расстановка переносов, поля по 2 см со всех сторон.

3. поля всех страниц: верхнее и нижнее поля – 15-20 мм, размер левого поля 20 мм, правого – 10-15 мм;

4. каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы (Вставка/Разрыв/Новый раздел, со следующей страницы);

5. страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, посередине;

6. нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе не указывается;

7. разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;

8. разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);

9. подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;

10. пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2»;

11. подпункты нумеруют в пределах каждого пункта и в конце номера точку не ставят (например, 1.1.2.1);

12. заголовки (заголовки 1 уровня) каждой структурной части индивидуального задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

13. заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится;

14. иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

15. иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;

16. таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;

17. таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела; примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Первая цифра номера таблицы, иллюстрации указывает на порядковый номер раздела, следующая на порядковый номер таблицы и в конце номера точку не ставят, например: Таблица 1.1– Данные расхода топлива;

18. В библиографический список включаются все источники, которыми пользовался студент (курсант) в процессе написания работы, по порядку упоминания их в тексте. Пример оформления источника в списке: 1.Кузнецов И.Н. Основы исследовательской деятельности.- М.: Академия, 2010. – С.260.7

19. Для подкрепления отдельных положений в работе могут быть приведены копии некоторых документов, различные иллюстративные материалы и др. В таком случае они выносятся в приложение к работе. Все приложения начинаются с нового листа с надписи сверху по центру «Приложение» и имеют тематические заглавия, ясно и правильно характеризующие их содержание. Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова « Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность, например «Приложение А» и т.д. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения, например, рисунок Г.3 – третий рисунок приложения Г.

Образец оформления титульного листа бумажной папки индивидуального проекта по астрономии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «Допущено к защите ________»                                                                      «Защищено с оценкой ________» преподаватель астрономии                                                                                   преподаватель астрономии Уколова Ю.В                                                                                                              Уколова Ю.В « »____________20____г.                                                                                   « »____________20___г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО АСТРОНОМИИ Тип проекта исследовательский; информационный, творческий, конструкторский Тема работы: «_________________________________» Специальность   –                    _________ « ___________________»                                                           шифр               специальность Студента/курсанта группы_______________ ______________________________________  ФИО                                 « _________ »____________________20___г. Керчь, 20____ г.

 


 


Критерии оценки самостоятельных работ

 



Критерии оценки реферата

Ø актуальность темы, 1 балл;

Ø соответствие содержания теме, 3 балла;

Ø глубина проработки материала, 3 балла;

Ø грамотность и полнота использования источников, 1 балл;

Ø соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;

Ø доклад, 5 баллов;

Ø умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.

Максимальное количество баллов: 20.

19-20 баллов соответствует оценке «5»

15-18 баллов – «4»

10-14 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2».

Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.