С учетом сказанного точнее было бы рассматривать юридический процесс именно как правоприменительный или юрисдикционный. Изучая проблемы административного судопроизводства, мы будем опираться именно на такое классическое понимание природы юридического процесса. Рассмотрим какими общими свойствами обладает юридический процесс.
Во-первых, процесс - это выражение государственно-властной деятельности Иначе говоря , процесс - это специфический способ осуществления государственной власти. Вы помните, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную В соответствии С ч.2 ст. 118 "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Именно поэтому судопроизводство по уголовным или гражданским делам традиционно считались синонимами соответствующего процесса Полагаю, что для отождествления административной юстиции {административного судопроизводства) с административным процессом существуют конституционные и логические основания. Далее мы подробно остановимся на этом
Во-вторых, процесс - это динамическое понятие, означающее совокупность развивающихся в определенной последовательности процессуальных действий Указанные
действия совершают государственные органы, а также иные участники процесса Такая точка зрения нашла сторонников среди процессуалистов как в области уголовного, так и в области гражданского и административного процессов Между тем в юридической литературе высказывались и иные более узкие подходы к определению содержания процесса Так, проф М А Чельцов ( уг процесс) полагал, что уголовный процесс - это лишь деятельность органов государства, г е следователя, прокурора и суда, направленная на достижение постановленной перед ними цели Валентин Дмитриевич Сорокин в работе "Административно-процессуальное право" так же отмечал, что юридический процесс вообще и каждый вид процесса -гражданский, уголовный и административный - представляют собой деятельность государственно - властных органов Ценность такого представления в том, что она подчеркивает публичные начала процесса Однако следование ей приведет к выводу , что действия обвиняемого, лица, привлекаемого к административной ответственности, защитника, эксперта стороны по гражданскому делу как будто не входят в содержание процесса Но можно ли представить процесс, в котором эти лица не выполняют активных действий, а являются лишь объектами действий других ? Такая картина не соответствует фактическому положению дел и умаляет права участников процесса Не вызывает сомнений, что в процессе реализуется правовой статус его участников Именно поэтому в содержание процесса следует включать действия не только государственных органов, но и иных участников процесса Многие ученые сводят содержание процесса к складывающимся в результате деятельности его участников процессуальным отношениям С этим трудно согласиться, т к в процессе исчезает его движущая пружина, процесс развивается как бы сам из себя Подобная теория (процесс как юридическое отношение) была известна дореволюционной русской процессуальной науке, но подверглась заслуженной критике Таким образом правоотношение - это не содержание, а форма процесса, а его содержание - деятельность органов государства, действия участников
В-третьих, процесс это всегда деятельность по совершению операций с нормами права, те при помощи специальных юридических правил процессуальных норм можно установить юридический состав, установить, например, факт наличия либо отсутствия преступления или административного правонарушения Можно сказать, что юридический процесс - это всегда разбирательство, рассмотрение определенного юридического дела Обычно в качестве юридического дела рассматривают либо правонарушение, либо спор о праве Юридическая природа таких дел состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут определенные юридические последствия Например, в соответствии со ст 2 КоАП РФ под административным правонарушением следует понимать противоправное, виновное действие или бездействие, которое посягает на охраняемые законом объекты и влечет наступление административной ответственности
В-четвертых, результатом процессуальной деятельности является юридически властное решение, которое обязательно оформляется в соответствующих процессуальных документах К их числу относятся приговоры, решения суда, различного рода постановления и определения судьи, следователя , дознавателя и тд Эти процессуальные документы без которых не бывает юридического процесса, они выполняют роль своеобразных юридических фактов, определяющих динамику юридического процесса, движение развитие рассмотрения дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до окончательного установления юридических последствий
В-пятых, юридическому процессу присуще наличие последовательно сменяющихся стадий Стадии не просто следуют одна за другой - в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности действий совершенных в предыдущей стадии Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства Следует помнить, что в каждой стадии юридического процесса обязательны следующие компоненты
а) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадии ,
б) специфический состав действий,
в) юридические документы , в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных в данной стадии юридических действий
Таковы особенности юридического процесса
Рассмотрим виды правоприменительного юридического процесса по отраслевому признаку Традиционно в системе российского права выделяли две процессуальные отрасли гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское и уголовное судопроизводство Эти отрасли были вами уже изучены Еще в 1949 году проф С С Студеникин обосновал существование административно-процессуального права Многие ученые соглашались с тем, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях, дел, вытекающих из административно-правовых отношений, является административным судопроизводством Однако утверждалось, что сфера применения административно-процессуальны норм еще недостаточна, кроме того законодательные акты 80-х предусматривали осуществление правосудия только путем рассмотрения судами гражданских и уголовных дел Таким образом не оставалось места ни для административно-процессуального права ни для административного судопроизводства Об этом писали авторы монографии "Проблемы судебного права" Причем, ученые обосновано утверждали, что рассмотрение судом в публичных заседаниях дел по жалобам граждан или организаций на нарушение их прав государственным органом или должностным лицом является осуществлением правосудия и ничем иным Сегодня изменилась законодательная база, Конституцией закреплено, что административное судопроизводство -одно из средств осуществления судебной власти в России К сожалению до настоящего времени административно-процессуальное право продолжает оставаться "формирующейся отраслью"
Еще одним видом юридического процесса является конституционное судопроизводство Проф Витрук Николай Васильевич рассматривал судебный конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции конституционного суда Ученый придерживается не бесспорной точки зрения о том, что конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли судебное конституционное право и судебный конституционный процесс Первая представляет собой систему норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей ( способ формирования, компетенция и т д) , вторая представляет собой систему норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде Представляется однако, что такое деление несколько искусственно и вполне может быть охвачено одним понятием конституционного процесса Таковы виды юридического процесса Остановимся подробнее на административном процессе
Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.