Экономическая сущность налогов и сборов. Их функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая сущность налогов и сборов. Их функции

 

Налоги – обязательные платежи, взимаемые гос-вом (центр-ными и местными органами власти) с физических и юридических лиц на безвозмездной основе в гос. и местные бюджеты.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-й и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с орг-й и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Необходимость налогов вытекает из функций государства,: полит., экономич., внешнеэконом., оборонную, соц. и др., требующую ср-в. Налоги являются главным источником ср-в для финансирования гос. нужд.

Сущность налогов вытекает из их функций:

1) фискальная – налоги – осн. инструмент мобилизац. фин. ресурсов в бюджет гос-ва;

2) Экономическая:

а) стимулирующая – применение поощрений и санкций для побуждения к действиям.

б) распредилительная (перераспредилительная) – распределение чист дохода на воспро-во израсх факторов про-ва (капитала, труда, природных рес-ов)

в) регулирующая – оказывае на воспро-во серьёзное влияние: стимулирут или сдерживает его темпы, усилив или ослабляет накопление капитала, расшир или умень платеже способный спрос населения.

г) контрольная – способствует кол и кач отражению хода распред процесса, позволяет контрол полноту и своевременность нал поступлений в бюджет.

 

Налоговые льготы, их формы

 

Налог. льготы-предост-е отд. категориям плател-в предусм-е налог. законод-вом преим-ва по сравн-ю с др. плат-ми, включая возм-ть не уплач. их, или уплач-я в меньш. Размере.

Формы нал. Льгот:

1) дополнит. Налог. вычеты и (или) скидки, уменьш-е налог. базу либо сумму налог. сбора

2) освоб-е от уплаты налога, сбора

3) понижение налог. ставок

4) возмещ-е суммы уплач-го налога, сбора

5) устран-е двойного налогообл-я

Виды гос. Поддержки:

*изм-е кстан-го закон-вом срока уплаты налогов, сборов, пеней (не оказ-ся в отн-нии НДС, акцизов, взим-х при ввозе тов-в на тер-ю РБ из РФ)

Принципы налогообложения

 

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

1. этические принципы обложения:

• всеобщность налогов;

• соразмерность обложения с платежеспособностью;

2. принципы управления налогами:

• определенность обложения;

• удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;

• дешевизна взимания;

3. народнохозяйственные принципы:

• надлежащий выбор источников налогов;

• правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией РБ, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБлибо создающих в нарушение Конституции РБи принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

Классификация налогов

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

1) В зависимости от субъектов уплаты: физические и юридические лица.

2) По объекту обложения: имущество, земля, капитал, средства на потребление.

3) В зависимости от источника уплаты: з/п, выручка, доход, прибыль, себест-ть

3) По принадлежности к уровню власти:

а) Республиканские устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории РБ. К ним относятся: НДС; акцизы; налоги на имущество; налог на прибыль; налоги на доходы; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; подоходный налог с физических лиц; оффшорный сбор; консульский сбор; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; гос пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

б) Местные устанавливаются нормативными правовыми актами местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

4) По способу изъятия:

Прямые – взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Ими признаются НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом РБ или нормами международных договоров, действующими для РБ.

5) По назначению:

а) Общие – поступают в единую кассу гос-ва. Предназначены для общегос мероприятий.

б) Специальные целевые – имеют определенное назначение и формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и др.)

 



Ставки НДС

 

1.1. ноль (0) процентов – при реализации:

1.1.1. экспортируемых товаров;

1.1.2. работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

1.1.3. экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

Порядок применения нулевой ставки при реализации работ (услуг), указанных в подпунктах 1.1.2 и 1.1.3 настоящей статьи, определяется Президентом Республики Беларусь;

1.1.4. исключен;

1.11. ноль (0) процентов – при поступлении сумм, указанных в статье 8 настоящего Закона, при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1.1.1–1.1.3 подпункта 1.1 настоящего пункта;

1.2. десять (10) процентов:

1.2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

1.2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

1.3. восемнадцать (18) процентов:

1.3.1. по товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным в подпунктах 1.1, 1.2, 1.5 и 1.6 настоящей статьи;

1.3.2. при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, не указанных в подпункте 1.2.2 настоящей статьи, либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии со статьей 4 настоящего Закона;

1.3.3. при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;

1.4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10: 110 х 100) или 15,25 процента (18: 118 x 100) при:

1.4.1. реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога;

1.5. ноль целых пять десятых (0,5) процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 7102, 7103);

1.6. двадцать четыре (24) процента – при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 1701 99 100).

2. Перечень документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь, а также оказание услуг за пределами Республики Беларусь, и порядок их представления плательщиком определяются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Документальное подтверждение вывоза товаров, за исключением вывозимых в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, производится не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров (включая произведенные из давальческого сырья (материалов)), подтверждаемой свидетельством о помещении товаров под соответствующий таможенный режим. При наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу в течение этого срока обороты по реализации этих товаров не отражаются.

3. По оборотам по реализации товаров (работ, услуг) резидентами свободных экономических зон, созданных на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, налог исчисляется по ставкам, установленным настоящей статьей, и уплачивается согласно законодательству Республики Беларусь о свободных экономических зонах.

4. Плательщики, имеющие право на применение ставок налога, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящей статьи, могут применять ставку налога, указанную в подпункте 1.3 пункта 1 настоящей статьи.

Плательщики имеют право применить ставку налога, указанную в подпункте 1.3 пункта 1 настоящей статьи, по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь.

 

Льготы по акцизам

Плательщиками акцизов не являются:

– организации и ИП, осуществляющие реализацию л/а и микроавтобусов, принадлежащих физ. лицам и состоящих на учете в органах Госавтоинспекции МВД РБ, на основе договора комиссии или иного аналогичного договора, а также организации и ИП-покупатели этих товаров, приобретенных у указанных орг-й и ИП.

– организации и ИП в случае реализации приобретенных л/а и микроавтобусов у плательщиков, стоящих на учете в налоговых органах РБ и реализовавших их на территории РБ.

Акцизами не облагаются

– подакцизные товары, вывозимые за пределы РБ.

– реализуемые конфискованные или бесхозяйные подакцизные товары

– подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в собственность государства, переработке либо уничтожению.

– отгруженный (отпущенный) спирт для производства лекарственных препаратов белорусским организациям, которым разрешено их производство. При реализации или использовании спирта не по целевому назначению эти организации уплачивают акцизы в общеустановленном порядке

При ввозе на таможенную территорию РБ не облагаются акцизами:

– транспортные средства, осуществляющие междунар. перевозки грузов, багажа или пассажиров, а также топливо, продовольствие и др. имущество, необходимое для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути.

– товары, подлежащие обращению в собственность государства.

Исчисление акцизов

1. Сумма акцизов по товарам, на которые установлены адволорные ставки:

С = Н* А/(100%-А),

 

Н-объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов)

А – ставка акцизов в%.

2. В случае применения сложившихся цен: С=Р*А,

Р - сложившаяся цена

3. Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на тамож. территорию РБ, взимание которой осуществляется таможенными органами, на которые установлены адволорные ставки С=Н*А,

Н – таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины.

4. При исчислении акцизов по твердым (специфическим) ставкам от объема продукции в натуральном выражении сумма акцизов определяется путем умножения налоговой базы на ставку акцизов.

Сроки уплаты акцизов

Плательщики акцизов представляют налоговым органам налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата плательщиками в бюджет акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров.

 

Экономическая сущность налогов и сборов. Их функции

 

Налоги – обязательные платежи, взимаемые гос-вом (центр-ными и местными органами власти) с физических и юридических лиц на безвозмездной основе в гос. и местные бюджеты.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-й и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с орг-й и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Необходимость налогов вытекает из функций государства,: полит., экономич., внешнеэконом., оборонную, соц. и др., требующую ср-в. Налоги являются главным источником ср-в для финансирования гос. нужд.

Сущность налогов вытекает из их функций:

1) фискальная – налоги – осн. инструмент мобилизац. фин. ресурсов в бюджет гос-ва;

2) Экономическая:

а) стимулирующая – применение поощрений и санкций для побуждения к действиям.

б) распредилительная (перераспредилительная) – распределение чист дохода на воспро-во израсх факторов про-ва (капитала, труда, природных рес-ов)

в) регулирующая – оказывае на воспро-во серьёзное влияние: стимулирут или сдерживает его темпы, усилив или ослабляет накопление капитала, расшир или умень платеже способный спрос населения.

г) контрольная – способствует кол и кач отражению хода распред процесса, позволяет контрол полноту и своевременность нал поступлений в бюджет.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.