Индикаторы расчета целевых показателей муниципальных программ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 2

Тема 2.1. Энергетическая эффективность и актуальность нормирования потребления энергоресурсов

2.1.1. Цель и задачи нормирования потребления энергоресурсов

2.1.2.Целевые индикаторы энергоэффективности бюджетных учреждений

2.1.3 Установление и определение нормативов потребления коммунальных услуг. Нормирование и расчет потребления электрической энергии.

 

 

2.1.1. Цель и задачи нормирования потребления энергоресурсов

 

Общеизвестно, что инвестирование в энергосбережение (т.е. производство продукции и оказание услуг за счет меньшего количества потребляемых ТЭР) гораздо более эффективно и реализуемо в значительно более короткие сроки, чем строительство новых ГРЭС, ТЭЦ и т.п. [1]

Поэтому совершенно не укладывается ни в какие логические и экономические схемы упорное нежелание законодательной и исполнительной властей РФ законодательно оформить для потребителей ТЭР экономически обоснованные стимулы (преференции), позволяющие в России производить, строить, перевозить, эксплуатировать и оказывать услуги современного качества при значительно меньших затратах энергоресурсов

Основная проблема страны

- в производстве энергии – это критический моральный и физический износ основных фондов,

- в ее потреблении – энергорасточительная техника и технологии.

Решать эти проблемы страны необходимо только на основе сбалансированного подхода. Потребителям ТЭР в подобной ситуации следует повернуться лицом к нормированию потребления всех видов ТЭР на своем предприятии.

 

Последние десятилетия вопросами нормирования потребления ТЭР на предприятиях либо не занимались совсем, либо делали это непрофессионально. После перестройки и перехода к рыночным принципам экономики в России считалось, что нормирование расхода топлива и энергии изжило себя и предприятия сами отрегулируют объемы потребления энергоресурсов. Практически все организации и институты, занимавшиеся проблемами нормирования в СССР, давно ликвидированы.

Однако, во всех развитых рыночных странах мира основой конкурентоспособности считается снижение издержек при производстве продукции и оказании услуг, в т.ч. снижение энергетической составляющей себестоимости. При этом в основе определения необходимого для производства продукции расхода ТЭР лежит рассчитываемая и планируемая его мера на конкретный вид изделия, технологическую операцию и пр. По своей сути это и есть процесс нормирования потребления энергоресурсов

 

 

С этих позиций существует некий минимум функции Р, определяющий оптимальное значение нормы Р0 (см. рис.1), а задачей нормообразования является максимально возможный учет всех факторов влияния.

Одним из главных критериев эффективности производства являются удельные расходы ресурсов (в т.ч. энергетических). Следует понимать, что только технически обоснованная норма потребления энергоресурса (учитывающая специфику объекта и внешней среды) может способствовать повышению эффективности производства.

Сравнение фактических удельных расходов ТЭР с такой нормой дает возможность судить о том, есть ли экономия или перерасход энергии на предприятии, а анализ компонентов нормы по технологическим звеньям позволяет определить источник перерасхода и разработать действенные мероприятия по его устранению.

 

 

Таким образом, нормирование расхода энергоресурсов можно отнести к одному из эффективных и поэтому приоритетных ресурсосберегающих мероприятий, не требующих больших капитальных вложений. Как правило, для приведения удельных расходов ТЭР в соответствие с нормами в первую очередь используются малозатратные мероприятия, и поэтому нормирование является одним из главных рычагов получения реального экономического эффекта.

При использовании системы нормирования потребления ТЭР следует четко представлять, что нарушение принципа экономической и технической обоснованности при разработке норм может приводить к обратному результату. В этом смысле технически и экономически обоснованная норма расхода ТЭР есть мера потребления этих ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) установленного качества и обеспечивающая минимум затрат на ее выпуск с учетом специфики и возможностей предприятия.

Прогрессивная норма должна быть определена в расчете на

- нормальное техническое состояние оборудования,

- его эксплуатацию на расчетных режимах,

- учитывать реализацию программ по энергосбережению, реконструкцию и освоение энергоэффективной техники.

Следовательно, на такую норму в той или иной степени влияет большое число разнообразных факторов. Чтобы решить проблемы зависимости нормы расхода ТЭР от комплексного воздействия этих факторов нужен системный подход

 

 

2.1.2. Целевые индикаторы энергоэффективности бюджетных учреждений

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗНАЧЕНИЙ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОПОСТАВИМЫХ УСЛОВИЯХ

(Приказ Минрегионразвития от 07.06.2010 г. № 273)

Расчет целевых показателей осуществляется для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения.

Для расчета целевых показателей применяются индикаторы, приведенные в Приложениях № 1 и № 2 к настоящей Методике.

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для муниципальных программ производится на основании индикаторов, приведенных в Приложении № 4 к настоящей Методике, по следующим группам*:

Группа А – Общие целевые показатели

Группа B – Целевые показатели, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов;

Группа C – Целевые показатели в бюджетном секторе;

Группа D – Целевые показатели в жилищном фонде;

Группа E – Целевые показатели в системах коммунальной инфраструктуры;

Группа F – Целевые показатели в транспортном комплексе.

Порядок расчета целевых показателей групп A - F

 

Лекция 3.

Тема 2.2. Нормирование и расчет потребления тепловой энергии.

2.2.1. Определение нормативов потребления тепловой энергии с применением метода аналогов и экспертного метода

2.2.2. Определение нормативов потребления тепловой энергии с применением расчетного метода

2.2.3. Определение нормативов потребления горячей воды. Примеры нормативов потребления ТЭР.

 

 

Практическое занятие № 2

Тема 2.3. Нормирование и расчет потребления воды и природного газа

2.3.1. Определение нормативов потребления воды в жилых домах и коммунальных предприятиях

2.3.2. Определение нормативов потребления природного

 газа для отопления и бытовых нужд

 


 


Лекция 2

Тема 2.1. Энергетическая эффективность и актуальность нормирования потребления энергоресурсов

2.1.1. Цель и задачи нормирования потребления энергоресурсов

2.1.2.Целевые индикаторы энергоэффективности бюджетных учреждений

2.1.3 Установление и определение нормативов потребления коммунальных услуг. Нормирование и расчет потребления электрической энергии.

 

 

2.1.1. Цель и задачи нормирования потребления энергоресурсов

 

Общеизвестно, что инвестирование в энергосбережение (т.е. производство продукции и оказание услуг за счет меньшего количества потребляемых ТЭР) гораздо более эффективно и реализуемо в значительно более короткие сроки, чем строительство новых ГРЭС, ТЭЦ и т.п. [1]

Поэтому совершенно не укладывается ни в какие логические и экономические схемы упорное нежелание законодательной и исполнительной властей РФ законодательно оформить для потребителей ТЭР экономически обоснованные стимулы (преференции), позволяющие в России производить, строить, перевозить, эксплуатировать и оказывать услуги современного качества при значительно меньших затратах энергоресурсов

Основная проблема страны

- в производстве энергии – это критический моральный и физический износ основных фондов,

- в ее потреблении – энергорасточительная техника и технологии.

Решать эти проблемы страны необходимо только на основе сбалансированного подхода. Потребителям ТЭР в подобной ситуации следует повернуться лицом к нормированию потребления всех видов ТЭР на своем предприятии.

 

Последние десятилетия вопросами нормирования потребления ТЭР на предприятиях либо не занимались совсем, либо делали это непрофессионально. После перестройки и перехода к рыночным принципам экономики в России считалось, что нормирование расхода топлива и энергии изжило себя и предприятия сами отрегулируют объемы потребления энергоресурсов. Практически все организации и институты, занимавшиеся проблемами нормирования в СССР, давно ликвидированы.

Однако, во всех развитых рыночных странах мира основой конкурентоспособности считается снижение издержек при производстве продукции и оказании услуг, в т.ч. снижение энергетической составляющей себестоимости. При этом в основе определения необходимого для производства продукции расхода ТЭР лежит рассчитываемая и планируемая его мера на конкретный вид изделия, технологическую операцию и пр. По своей сути это и есть процесс нормирования потребления энергоресурсов

 

 

С этих позиций существует некий минимум функции Р, определяющий оптимальное значение нормы Р0 (см. рис.1), а задачей нормообразования является максимально возможный учет всех факторов влияния.

Одним из главных критериев эффективности производства являются удельные расходы ресурсов (в т.ч. энергетических). Следует понимать, что только технически обоснованная норма потребления энергоресурса (учитывающая специфику объекта и внешней среды) может способствовать повышению эффективности производства.

Сравнение фактических удельных расходов ТЭР с такой нормой дает возможность судить о том, есть ли экономия или перерасход энергии на предприятии, а анализ компонентов нормы по технологическим звеньям позволяет определить источник перерасхода и разработать действенные мероприятия по его устранению.

 

 

Таким образом, нормирование расхода энергоресурсов можно отнести к одному из эффективных и поэтому приоритетных ресурсосберегающих мероприятий, не требующих больших капитальных вложений. Как правило, для приведения удельных расходов ТЭР в соответствие с нормами в первую очередь используются малозатратные мероприятия, и поэтому нормирование является одним из главных рычагов получения реального экономического эффекта.

При использовании системы нормирования потребления ТЭР следует четко представлять, что нарушение принципа экономической и технической обоснованности при разработке норм может приводить к обратному результату. В этом смысле технически и экономически обоснованная норма расхода ТЭР есть мера потребления этих ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) установленного качества и обеспечивающая минимум затрат на ее выпуск с учетом специфики и возможностей предприятия.

Прогрессивная норма должна быть определена в расчете на

- нормальное техническое состояние оборудования,

- его эксплуатацию на расчетных режимах,

- учитывать реализацию программ по энергосбережению, реконструкцию и освоение энергоэффективной техники.

Следовательно, на такую норму в той или иной степени влияет большое число разнообразных факторов. Чтобы решить проблемы зависимости нормы расхода ТЭР от комплексного воздействия этих факторов нужен системный подход

 

 

2.1.2. Целевые индикаторы энергоэффективности бюджетных учреждений

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗНАЧЕНИЙ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОПОСТАВИМЫХ УСЛОВИЯХ

(Приказ Минрегионразвития от 07.06.2010 г. № 273)

Расчет целевых показателей осуществляется для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения.

Для расчета целевых показателей применяются индикаторы, приведенные в Приложениях № 1 и № 2 к настоящей Методике.

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для муниципальных программ производится на основании индикаторов, приведенных в Приложении № 4 к настоящей Методике, по следующим группам*:

Группа А – Общие целевые показатели

Группа B – Целевые показатели, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов;

Группа C – Целевые показатели в бюджетном секторе;

Группа D – Целевые показатели в жилищном фонде;

Группа E – Целевые показатели в системах коммунальной инфраструктуры;

Группа F – Целевые показатели в транспортном комплексе.

Порядок расчета целевых показателей групп A - F

 

Индикаторы расчета целевых показателей муниципальных программ

№ пп

Общие сведения

Единица измерения

Годы (n)

2007

2020

1 2 3

4

5-16

17

п1 Муниципальный продукт млрд.руб.
п2 Потребление топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) муниципальным образованием (далее -  МО) тыс.т.у.т.
п3 Объем потребления электрической энергии (далее – ЭЭ) МО тыс. кВтч
п4 Объем потребления тепловой энергии (далее – ТЭ) МО тыс. Гкал
п5 Объем потребления воды МО тыс.куб.м
п6 Объем потребления природного газа МО тыс. куб.м
п7 Объем потребления ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета тыс.кВтч
п8 Объем потребления ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета тыс.Гкал
п9 Объем потребления воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета тыс.куб.м
п10 Объем потребления природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета тыс.куб.м
п11 Тариф на ЭЭ по МО руб./кВтч
п12 Тариф на ТЭ по МО руб./Гкал
п13 Тариф на воду по МО руб./куб.м.
п14 Тариф на природный газ по МО руб./ тыс.куб.м.
п15 Объем производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и/или вторичных энергетических ресурсов т.у.т.
п16 Общий объем энергетических ресурсов, производимых на территории МО т.у.т.
п17 Общий объем финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности млрд.руб.
п18 Объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности млрд.руб.
п19 Расход ТЭ бюджетным учреждением (далее – БУ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета Гкал

 

 

 

п20 Площадь бюджетных учреждений, в которых расчеты за ТЭ осуществляются с использованием приборов учета кв.м.

 

 

 

п21 Расход ТЭ бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов Гкал

 

 

 

п22 Площадь бюджетных учреждений, в которых расчеты за ТЭ осуществляются с применением расчетных способов кв.м.

 

 

 

п23 Расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета куб.м

 

 

 

п24 Численность сотрудников бюджетных учреждений, в котором расходы воды осуществляются с использованием приборов учета чел.

 

 

 

п25 Расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов куб.м

 

 

 

п26 Численность сотрудников бюджетных учреждений, в которых расходы воды осуществляются с применением расчетных способов чел.

 

 

 

п27 Расход ЭЭ на обеспечение бюджетных учреждений , расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета кВтч

 

 

 

п28 Площадь бюджетных учреждений, в которых расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета кв.м.

 

 

 

п29 Расход ЭЭ на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов кВтч

 

 

 

п30 Площадь бюджетных учреждений, в котором расчеты за ЭЭ осуществляются с применением расчетного способа кв.м.

 

 

 

п31 Объем природного газа, потребляемого (используемого) бюджетными учреждениями МО тыс. куб.м.

 

 

 

п32 Объем природного газа, потребляемого (используемого) бюджетных учреждений , расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета тыс. куб.м.

 

 

 

п33 Бюджет МО тыс.руб.

 

 

 

п34 Расходы бюджета МО на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений тыс.руб.

 

 

 

п35 Расходы МО на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива тыс.руб.

 

 

 

п36 Общее количество бюджетных учреждений ед.

 

 

 

п37 Количество бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование ед.

 

 

 

п38 Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками ед.

 

 

 

п39 Общее количество муниципальных заказчиков ед.

 

 

 

п40 Количество муниципальных заказчиков, заключившх энергосервисные договоры (контракты) ед.

 

 

 

п41 Объем товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд тыс.руб.

 

 

 

п42 Объем товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности тыс.руб.

 

 

 

п43 Расходы бюджета МО на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг тыс.руб.

 

 

 

п44 Количество граждан, которым предоставляются социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг чел.

 

 

 

п45 Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории МО кВтч

 

 

 

п46 Объем ЭЭ, потребляемой (ис-пользуемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета кВтч

 

 

 

п47 Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО кВтч

 

 

 

п48 Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета кВтч

 

 

 

п49 Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО, расчеты за которую осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета кВтч

 

 

 

п50 Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории МО Гкал

 

 

 

п51 Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета Гкал

 

 

 

п52 Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО Гкал

 

 

 

п53 Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО, расчеты за которую осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета Гкал

 

 

 

п54 Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории МО куб.м.

 

 

 

п55 Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета куб.м.

 

 

 

п56 Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО куб.м.

 

 

 

п57 Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета куб.м.

 

 

 

п58 Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории МО, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета куб.м.

 

 

 

п59 Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) МО тыс.куб.м.

 

 

 

п60 Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории МО, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета тыс.куб.м.

 

 

 

п61 Объем природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории МО тыс.куб.м.

 

 

 

п62 Объем природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории МО, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета тыс.куб.м

 

 

 

п63 Число жилых домов на территории МО ед.

 

 

 

п64 Число жилых домов на территории МО, в отношении которых проведено энергетическое обследование ед.

 

 

 

п65 Площадь жилых домов на территории МО, где расчеты за ТЭ осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) кв.м.

 

 

 

п66 Площадь жилых домов на территории МО, где расчеты за ТЭ осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) кв.м.

 

 

 

п67 Площадь жилых домов на территории МО, где расчеты за воду осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) кв.м.

 

 

 

п68 Площадь жилых домах, где расчеты за воду осуществляют с применением расчетных способов (нормативов потребления) кв.м.

 

 

 

п69 Площадь жилых домов на территории МО, где расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) кв.м.

 

 

 

п70 Площадь жилых домов на территории МО, где расчеты за ЭЭ осуществляют с применением расчетных способов (нормативов потребления) кв.м.

 

 

 

п71 Площадь жилых домов на территории МО, где расчеты за природный газ осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета кв.м.

 

 

 

п72 Площадь жилых домов на территории МО, где за природный газ осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) кв.м.

 

 

 

п73 Удельный расход топлива на выработку ЭЭ тепловыми электростанциями т.у.т/кВтч

 

 

 

п74 Удельный расход топлива на выработку ТЭ т.у.т./Гкал

 

 

 

п75 Объем потерь ЭЭ при ее передаче по распределительным сетям кВтч

 

 

 

п76 Объем потерь ТЭ при ее передаче Гкал

 

 

 

п77 Объем потерь воды при ее передаче куб.м.

 

 

 

п78 Объем ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды кВтч

 

 

 

п79 Количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств на территории МО ед.

 

 

 

п80 Количество общественного транспорта на территории МО, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом. ед.

 

 

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.