Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория литературы и поэтика

I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий

 

 

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.

-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.

-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.

Литература.

· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.

 

 Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)

 

Тема 2. Семиотическая природа литературы.

Значение и многозначность.

-Слово как объект теории литературы.

-Знаковая природа художественного текста.

-Знак и символ

-Многозначность знака в культуре

-Смысл и смыслы.

 

Литература.

· Пирс Ч.С. Что такое знак.

· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.

· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.

· Фуксон М. Чтение.

 

Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин

 

Тема 3. Понятие художественного мира автора.

Мир и герой. Хронотоп.

- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время в эпосе?

- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?

- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?

- Как вписан герой в хронотоп?

 

Литература

· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.

 

Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html

 

Тема 4. Автор и авторство.

Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

 

Литература.

· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)

 

Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова

Тема 5. Автор и формы выражения его присутствия в романе:

точки зрения. Композиция

         - Основные положения теории Б. Успенского

         - Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».

Литература.

· Барт. Р. Смерть автора.

· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.

· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200. 

· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt

 

Анализируем: «Ужас» В.В. Набокова

 

Тема 6. Теория литературных родов. Род и жанр. Стиль

- родовая природа литературного текста.

- род как способ подражания жизни(Аристотель)

- род как раздел изображения (Гегель)

- другие концепции родовой природы

- что такое жанр?

- Что такое стиль?

 

Литература.

· Аристотель. Поэтика.

· Кожевникова Н.А. Стиль Чехова. М., 2011.

· Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.

· Теория литературных жанров / Учеб.пособие под ред. Дарвина, Магомедовой, Тамарченко. М.: 2011.

· Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010.

 

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

 1. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. – М., 2004. (ИНИОН РАН).

 2. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.

 3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1962 – 1978.

 4. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – М., 1974.

 5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2003.

 6. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987.

 7. Постмодернизм: Энциклопедия. – М., 2001.

 8. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1999.

 9. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М., 1989.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков В. В. Эстетика: Учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России. – М., 2005.*

2. В помощь первокурснику филологического факультета: Метод. рекомендации для студентов филологического факультета всех форм обучения / Сост. А. М. Буланов, Г. Г. Жукова. Волгоград, 2004.*

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.*

4. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.*

5. Кременцов Л. П. Теория литературы: Чтение как творчество: Учеб. пособие. – М., 2003.*

6. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – Реко-мендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образова-нию.

7. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Справочное пособие. – М., 2000.

8. Потебня А. А. Теоретическая поэтика: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов вузов. – М., 2003.*

9. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 кн. – М., 1963 – 1965.

 

Электронные источники и сайты:

http://philologos.narod.ru/liter.htm

http://nashol.com/2014050477183/teoriya-literaturi-tom-1-tamarchenko-n-d-tupa-v-i-2004.html

 

 

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ:

1. Развитие литературоведения и его закономерности. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.

2. Поэтика и ее разновидности.

3. Историческая поэтика.

4. Теоретическая поэтика.

5. Академические школы литературоведения и логика их смены.

6. Культурно-исторический метод литературоведения. Бахтин как противоположность И.Тэну?

7. Сравнительно-исторический метод литературоведения. Теория интертекста.

8. Мифологический метод литературоведения. Фрейдизм. Автомифологизм. Гендерные исследования.

9. Биографическая школа.

10. Социологическая школа.

11. Психологическая школа и принципы ее анализа. Герменевтика.

12. Формальная школа и методика ее анализа.

13. Структурализм.

14. Постструктурализм и идея о «смерти автора»

15. Понятие текста. Текст и произведение.

16. Теоретические концепции поэтического слова (Бахтин, Потебня).

17. Теория метафоры. Образ-аллегория-символ.

18.  Теория диалога Бахтина и концепция«чужого слова».

19. Слово персонажа и слово автора.

20. Способы выражения точки зрения автора в художественном тексте.

21. Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.

22.  Понятие «литературный процесс» и его трактовки. Историческая поэтика.

23. Жанр и его трактовки (типологическая общность, авторская «концепция мира», тип коммуникации и т.д.).

24. Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.

25. Лирика и формы выражения авторского присутствия.

26. Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.

27. Драма и формы выражения авторской точки зрения.

28. Понятие «хронотоп». Типы хронотопа

29. Понятие художественного мира автора.

30. Понятие текста. Текст и произведение.

Теория литературы и поэтика

I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий

 

 

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.

-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.

-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.

Литература.

· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.

 

 Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)

 

Тема 2. Семиотическая природа литературы.

Значение и многозначность.

-Слово как объект теории литературы.

-Знаковая природа художественного текста.

-Знак и символ

-Многозначность знака в культуре

-Смысл и смыслы.

 

Литература.

· Пирс Ч.С. Что такое знак.

· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.

· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.

· Фуксон М. Чтение.

 

Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин

 

Тема 3. Понятие художественного мира автора.

Мир и герой. Хронотоп.

- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время в эпосе?

- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?

- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?

- Как вписан герой в хронотоп?

 

Литература

· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.

 

Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html

 

Тема 4. Автор и авторство.

Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

 

Литература.

· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)

 

Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова

Тема 5. Автор и формы выражения его присутствия в романе:

точки зрения. Композиция

         - Основные положения теории Б. Успенского

         - Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».

Литература.

· Барт. Р. Смерть автора.

· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.

· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200. 

· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 265.