Теория литературы и поэтика
I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий
Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.
-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.
-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.
Литература.
· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.
Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)
Тема 2. Семиотическая природа литературы.
Значение и многозначность.
-Слово как объект теории литературы.
-Знаковая природа художественного текста.
-Знак и символ
-Многозначность знака в культуре
-Смысл и смыслы.
Литература.
· Пирс Ч.С. Что такое знак.
· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.
· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.
· Фуксон М. Чтение.
Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин
Тема 3. Понятие художественного мира автора.
Мир и герой. Хронотоп.
- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?
- Что такое хронотоп?
- Каково пространство и время в эпосе?
- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?
- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?
- Как вписан герой в хронотоп?
Литература
· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.
· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.
· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.
Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html
Тема 4. Автор и авторство.
Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.
- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?
- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?
- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?
Литература.
· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)
Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова
Тема 5. Автор и формы выражения его присутствия в романе:
точки зрения. Композиция
- Основные положения теории Б. Успенского
- Какие точки зрения характерны для романного повествования?
- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.
- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».
Литература.
· Барт. Р. Смерть автора.
· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.
· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt
Анализируем: «Ужас» В.В. Набокова
Тема 6. Теория литературных родов. Род и жанр. Стиль
- родовая природа литературного текста.
- род как способ подражания жизни(Аристотель)
- род как раздел изображения (Гегель)
- другие концепции родовой природы
- что такое жанр?
- Что такое стиль?
Литература.
· Аристотель. Поэтика.
· Кожевникова Н.А. Стиль Чехова. М., 2011.
· Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
· Теория литературных жанров / Учеб.пособие под ред. Дарвина, Магомедовой, Тамарченко. М.: 2011.
· Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. – М., 2004. (ИНИОН РАН).
2. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.
3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1962 – 1978.
4. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – М., 1974.
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2003.
6. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987.
7. Постмодернизм: Энциклопедия. – М., 2001.
8. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1999.
9. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М., 1989.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков В. В. Эстетика: Учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России. – М., 2005.*
2. В помощь первокурснику филологического факультета: Метод. рекомендации для студентов филологического факультета всех форм обучения / Сост. А. М. Буланов, Г. Г. Жукова. Волгоград, 2004.*
3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.*
4. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.*
5. Кременцов Л. П. Теория литературы: Чтение как творчество: Учеб. пособие. – М., 2003.*
6. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – Реко-мендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образова-нию.
7. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Справочное пособие. – М., 2000.
8. Потебня А. А. Теоретическая поэтика: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов вузов. – М., 2003.*
9. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 кн. – М., 1963 – 1965.
Электронные источники и сайты:
http://philologos.narod.ru/liter.htm
http://nashol.com/2014050477183/teoriya-literaturi-tom-1-tamarchenko-n-d-tupa-v-i-2004.html
СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ:
1. Развитие литературоведения и его закономерности. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.
2. Поэтика и ее разновидности.
3. Историческая поэтика.
4. Теоретическая поэтика.
5. Академические школы литературоведения и логика их смены.
6. Культурно-исторический метод литературоведения. Бахтин как противоположность И.Тэну?
7. Сравнительно-исторический метод литературоведения. Теория интертекста.
8. Мифологический метод литературоведения. Фрейдизм. Автомифологизм. Гендерные исследования.
9. Биографическая школа.
10. Социологическая школа.
11. Психологическая школа и принципы ее анализа. Герменевтика.
12. Формальная школа и методика ее анализа.
13. Структурализм.
14. Постструктурализм и идея о «смерти автора»
15. Понятие текста. Текст и произведение.
16. Теоретические концепции поэтического слова (Бахтин, Потебня).
17. Теория метафоры. Образ-аллегория-символ.
18. Теория диалога Бахтина и концепция«чужого слова».
19. Слово персонажа и слово автора.
20. Способы выражения точки зрения автора в художественном тексте.
21. Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.
22. Понятие «литературный процесс» и его трактовки. Историческая поэтика.
23. Жанр и его трактовки (типологическая общность, авторская «концепция мира», тип коммуникации и т.д.).
24. Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.
25. Лирика и формы выражения авторского присутствия.
26. Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.
27. Драма и формы выражения авторской точки зрения.
28. Понятие «хронотоп». Типы хронотопа
29. Понятие художественного мира автора.
30. Понятие текста. Текст и произведение.
Теория литературы и поэтика
I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий
Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.
-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.
-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.
Литература.
· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.
Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)
Тема 2. Семиотическая природа литературы.
Значение и многозначность.
-Слово как объект теории литературы.
-Знаковая природа художественного текста.
-Знак и символ
-Многозначность знака в культуре
-Смысл и смыслы.
Литература.
· Пирс Ч.С. Что такое знак.
· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.
· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.
· Фуксон М. Чтение.
Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин
Тема 3. Понятие художественного мира автора.
Мир и герой. Хронотоп.
- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?
- Что такое хронотоп?
- Каково пространство и время в эпосе?
- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?
- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?
- Как вписан герой в хронотоп?
Литература
· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.
· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.
· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.
Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html
Тема 4. Автор и авторство.
Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.
- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?
- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?
- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?
Литература.
· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)
Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова
Тема 5. Автор и формы выражения его присутствия в романе:
точки зрения. Композиция
- Основные положения теории Б. Успенского
- Какие точки зрения характерны для романного повествования?
- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.
- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».
Литература.
· Барт. Р. Смерть автора.
· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.
· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt
Дата: 2019-04-23, просмотров: 322.