Современные конституционные принципы экономической системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идеи преувеличенной "свободы рынка", на что уповали некоторые российские младореформаторы, уже десятилетия отвергнуты практикой, а затем подвергнуты теоретической критике. Нет нужды приводить многочисленные факты (они достаточно известны) и прибегать к обильному цитированию. Сошлемся лишь на авторов, представляющих, с одной стороны, экономически более либеральную Америку (США), а с другой - относительно экономически централизованные европейские страны. "Нигде в мире, - констатирует американский автор Г. Шварц, - не встретишь сейчас абсолютно нерегулируемой, бесконтрольной рыночной экономики" [5]. "Силы рынка, - пишут Дж. Корсери, Э. Лэнд и Ж. Бессюи, - не могут быть единственным регулятором экономического развития... Возникла центральная, хотя измененная, роль государства" [б].

В тексте цитаты важно обратить внимание на слово "центральная", и эта роль, как утверждают Корсери, Лэнд и Бессюи, привела к изменению институтов государства. В современных условиях господствуют концепции не рыночного общества и даже не рыночной экономики, а социально ориентированной экономики, связанной с государственным вмешательством в дела реального (а не абстрактного "гражданского") общества. В развитых странах сложилась экономика "трех третей", в основе которой лежит собственность государства, коллективов (акционерные общества и даже так называемые народные предприятия, которые широко распространены в Скандинавии, есть они и в США, и даже в России), наконец, типичная частная собственность. Однако социально ориентированная экономика вовсе не означает иждивенчества гражданина. Как удачно говорится в объяснительной записке к Конституции Перу 1993 года, государство берет на себя только заботу об основных нуждах, но человек должен также сам заботиться о себе и своей семье [7]. Прежнее "государство благоденствия", "обеспечивающее государство" (welfare state) подвергнуто критике в западной литературе. Стремление обеспечить полную государственную опеку гражданам накладывало чрезмерное бремя на экономику и к тому же порождало иждивенческие настроения. Вместо welfare state теперь предложен термин work-fare state, что можно было бы перевести на русский язык приблизительно как благоприятствующее трудовой деятельности, работе, "поддерживающее государство" [8].

Эти несколько отправных положений, думается, важно учесть в будущей российской Конституции. Они будут ориентиром и для общества, и для государства, и для коллектива, и для человека, освобождая последнего от иждивенческих настроений, унаследованных от тоталитарного социализма.

Нет в российской Конституции нового подхода к частной собственности, который присутствует уже с 1919 года (Веймарская Конституция в Германии) во всех новейших конституциях (Италия 1947 г., Испания 1978 г. и др.). Положения французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года о "священной и неприкосновенной" частной собственности, которые на Конституционном совещании 1993 года пытались включить в проект некоторые российские цивилисты, не прошли (в том числе благодаря письменным заключениям покойного академика Д. Лихачева), но не были включены также и нормы о социальной роли частной собственности, о том, что всякая собственность должна сообразовываться с общественными интересами, а частная деятельность должна координироваться в общественных целях (Испания). Кстати, исходя из новых градаций, в цивилистике нужно решить еще один важный вопрос: какие объекты коллективной по существу собственности (например, муниципальной) могут находиться на праве публичной, а какие - на праве частной собственности, которыми в отличие от первых можно не только владеть, пользоваться и извлекать доходы, но и распоряжаться. Новыми являются в некоторых конституциях положения об обязанности государства предотвращать сосредоточение общественных богатств в руках немногих лиц (Конституция Индии 1949 г.). Существуют также положения о государственном планировании. Идея и практика тоталитарного планирования взяты на вооружение в демократических странах (во Франции есть и закон о планировании, а пятилетние планы принимаются в Великобритании, Индии, Японии, других странах), но сами планы подверглись коренному изменению: это не директивное (сопровождаемое наказаниями), а индикативное, ориентирующее планирование. В российской Конституции таких положений нет, хотя идея перспективного планирования развития экономики - заслуга нашей страны. Некоторые из названных выше положений о новом характере планирования внесены в 90-х годах в качестве поправок в китайскую Конституцию 1982 года. В России из-за существующих запретительных норм до Конституционного собрания этого сделать нельзя.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 138.