КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Рабочая тетрадь и

учебно-методические материалы

для студентов заочной формы обучения

 

                                                               Студент...........................................................................

                                                                        (фамилия, имя, отчество)

                                                                   Группа................................................................................

 

 

 

 

Культурология – научная дисциплина, призванная помочь в подготовке высокообразованных специалистов. Культурология – достаточно молодая наука, возникшая как синтез многих отраслей знания – философии, истории, психологии, этнографии, антропологии, социологии, филологии, искусствознания и других дисциплин, объединенных интересом к великому феномену Человека – творца культуры. Исследуя свой предмет – мир культуры, культурология интегрирует возможности и достижения всех этих научных отраслей.

 

Пояснительная записка

 

Особенности культурологической науки определяют специфику соответствующей учебной дисциплины. Учебный курс культурологии делится на два основных раздела: теория культуры и история мировой культуры.

Первый раздел призван дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, месте и роли в жизни человека и общества.

Второй раздел должен познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры, показать основные черты и особенности различных эпох и этапов развития этнонациональных и региональных культур, наконец, дать краткий анализ состояния современной культуры. Именно такой подход положен в основу программы по культурологии, лежащей в основе ее курса.

Освоение данной дисциплины студентами заочной формы обучения предполагает проведение как лекционных, так и семинарских занятий, но главный акцент делается на самостоятельной работе студентов.

Чтение лекций обеспечивает переда­чу основных теоретических положений, их систематизацию, указание главных теоре­тических и практических проблем, концентрирует внимание обучаемых на наиболее сложных и значимых вопросах учебного курса. Особое значе­ние имеют конспекты лекций, поскольку культурологическая наука динамично развивается, учебная литера­тура не всегда успевает отразить ее развитие, а на лекциях дается самый важный и новый материал.

Практические занятия имеют целью проверить сте­пень усвоения пройденной тематики, углу­бить и закрепить знания, полу­ченные на лекциях и в процессе само­стоятельной работы над источниками, научной и учебной литературой, способствовать развитию творческого мышления, привитию навыков поиска, обобщения, самостоятельного анализа и устного изложения учебного материала.

Самостоятельная работа студентов является важной частью учебного процес­са и имеет целью детальное самостоятельное изучение основных тем курса в соответствии с программой и реко­мендованной литературой.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ Программы дисциплины

 «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

1. Культурология как научная дисциплина.

2. Историческое развитие представлений о культуре.

3. Структура и функции культуры.

4. Типологии культуры.

5. Культура и мир.

6. Основные культурологические концепции.

7. Первобытная культура.

8. VIII.Культура ранних цивилизаций.

9. Античная культура.

10. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры.

11. Византийская культура.

12. Культура средневековой Руси IX–XVII вв.

13. XIII.Культура императорской России XVIII–XIX вв.

14. XIV.Культура России ХХ–начала ХХI века.

15. Культура и глобальные проблемы современности.

Номер каждого элемента контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера вашей зачетной книжки

Методика написания реферата

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Культурология как наука.

2. Методы культурологических исследований.

3. Историческое развитие представлений о культуре.

4. Подходы к пониманию сущности культуры в современной науке.

5. Структура и функции культуры.

6. Типологии культуры.

7. Этническая, национальная, локальная и мировая культуры.

8. Массовая и элитарная культуры.

9. Восточная и западная культуры.

10. Специфические и срединные культуры.

11. Традиционные и инновационные культуры.

12. Виды и формы культуры

13. Культура и природа. Культура и личность.

14. Культура и общество. Культура и цивилизация.

15. Культурная картина мира.

16. Межкультурные коммуникации и диалог культур.

17. Теории эволюционизма и диффузионизма в культурологии.

18. Формационный и цивилизационный подходы в культурологии.

19. Общая характеристика Первобытной культуры.

20. Мировоззрение первобытной эпохи.

21. Искусство первобытной эпохи.

22. Факторы формирования культуры Древнего Востока.

23. Мировоззрение древних египтян.

24. Искусство Древнего Египта.

25. Общая характеристика культуры Древней Греции полисного периода.

26. Особенности культуры эллинизма.

27. Искусство Древней Греции.

28. Мировоззрение древних греков.

29. Общая характеристика культуры Древнего Рима.

30. Искусство Древнего Рима.

31. Мировоззрение древних римлян.

32. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры.

33. Особенности Византийской культуры.

34. Культура средневековой Руси 9–13 веков.

35. Культура средневековой Руси 14–17 веков.

36. Культура императорской России 18 века.

37. Культура императорской России 19 века.

38. Культура России 20 века.

39. Современная социокультурная ситуация в России.

40. Культура и глобальные проблемы современности.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

РАЗДЕЛ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

1. Выделите хронологические рамки зарождения, становления и институализации культурологического знания:


а) античность – 18 в.; 18 – 19 вв.; 20 в.

б) 17 в.; 18 в.; 19 в.

в) античность; средние века; Новое время

г) 8 – 13 вв.;     14 – 17 вв.; 18 – 20 вв.




Э. Дюркгейма называется


а) механической

б) органической

в) анемической

г) атрофической




Как называется направление культурологической мысли, согласно которому различные социокультурные феномены или культуры в целом могут распространяться путем диффузии, мигрировать, накладываться друг на друга, иметь общий источник?


а) культурный материализм;

б) функционализм;

в) диффузионизм;

г) структурализм.




ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Название произведения Фамилия (Имя) автора
«Повесть временных лет».  
«Слово о законе и благодати».  
«Хождение за три моря».  
Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик».  
Дом Пашкова и Москве.  
Здание Адмиралтейства в Петербурге.  
Здание Сената в Кремле.  
Здания Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге.  
Здания Манежа и Большого театра в Москве.  
Зимний дворец в Петербурге.  
Икона «Троица».  
Исаакиевский собор в Петербурге.  
Казанский собор в Петербурге.  
Картина «Грачи прилетели».  
Картина «Московский дворик».  
Картина «Последний день Помпеи», «Всадница».  
Картина «Явление Христа народу».  
Картины «Апофеоз войны», «Смертельно раненный»  
Картины «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове.  
Картина «Девочка с персиками».  
Картины «Девятый вал», «Черное море».  
Картины «Демон», «Сирень».  
Картина «Крестный ход в Курской губернии».  
Картины «На пашне. Весна», «Гумно».  
Картины «Ночь на Днепре», «Украинская ночь»  
Картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер».  
 Картины «Тройка», «Чаепитие в Мытищах».  
Картины «Утро в сосновом бору», «Рожь».  
Картины «Над вечным покоем», «Золотая осень».  
Комедия «Горе от ума».  
Опера «Князь Игорь».  
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина».  
Оперы «Псковитянка», «Снегурочка».  
Оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя».  
Памятник «Тысячелетие России», памятник Екатерине II .  
Памятник А.С. Пушкину в Москве.  
Памятник Минину и Пожарскому.  
Скульптура «Рабочий и колхозница»  
Скульптуры «Укротители коней».  
Собор Василия Блаженного.  
Успенский собор в Кремле.  
Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.  


Словарь по теории культуры

 

Адаптация социокультурная – процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в резуль­тате чего культура одного народа полностью или частично воспри­нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консоли­дации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.

Аксиология – теория ценностей, философское учение о приро­де ценностей, их месте в социальной действительности и о струк­туре ценностного мира.

Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпа­тию и антипатию и т.п.

Анимизм – 1) Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в оду­шевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений; 2) Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей пере­стает соответствовать нормам общественной жизни.

Антиномия – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

Античная культура – древний период в развитии культуры, охва­тывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур.

Антропологическая культурология – раздел культурологии, изуча­ющий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физи­ческого строения человека.

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами и при­знаками предметов и явлений неживой природы, животных и мифи­ческих существ.

Артефакт – 1) Процесс или образование, не свойственные объек­ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования; 2) Произведение искусства.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий обо­рот термин ввел К.Т. Юнг, для которого архетип – врожденные психические структуры, которые являются результатом историче­ского развития человечества. Архетип соотносится с коллектив­ным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой твор­чески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художе­ственного воображения.

Архитектура, (зодчество) – здания и другие сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни и дея­тельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрения­ми общества.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото­рой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Бифуркация – стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Бихевиоризм – теорети­ческое направление в психологии, сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как сово­купность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.

Боди-арт – художе­ственное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Бронзовый век – условный период в истории развития человече­ства, характеризующийся изобретением и широким распространени­ем бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и

Вандализм – бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство – средняя из трех эпох исторического развития чело­вечества (наряду с дикостью и цивилизацией).

Вестернизация – процесс заимствования ценностей западной куль­туры народами, исторически не принадлежащими к западной цивили­зации.

Видео-арт – одна из форм современ­ной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами явля­ются визуальные или аудиовизуаль­ные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компью­терными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вкус – исторически сложившаяся способность человека к разли­чению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д.

Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближ­нем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных ком­понентов.

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы.

Гедонизм – этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение.

Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Герменевтика – традиция и способы толкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде­ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1) Теория и методология истолкования текстов; 2) Течение в философии.

Гиперреализм – художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении дей­ствительности, стремящееся восстановить утраченную в модерниз­ме жизненную конкретность художественного языка за счет ими­тации образов фотографии.

Глобализация – процесс перераста­ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс­формации во всемирную целостную среду.

Глобализация культуры – процесс интеграции этнических куль­тур в единую мировую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, экономических связей и средств массовой комму­никации.

Графика – вид изобразительною искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие соб­ственными изобразительными средствами.

Группы социальные – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, скла­дывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Гуманизм – система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманность – человеч­ность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.

Деградация – постепенное ухудшение, снижение или утрата поло­жительных свойств, качеств.

Детерминизм культурный – концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

Деятельность – труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.

Дикость – исторически первый этап человеческой культуры, сме­нившийся варварством.

Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

Дионисийское в культуре – хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блажен­ным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил.

Дискурс – какая-либо фи­лософская или научная концепция, обращенная к читателю или слу­шателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и зна­ка, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Дискурсивный – рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному.

Диффузионизм – теоретическая модель историко-культурно­го процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Дуализм – 1) двойственность; 2) фило­софское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – идеального и материального.

Духовная культура – совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.

Духовность – специфически человеческое качество, характеризу­ющее мотивацию и смысл поведения личности.

Евразийство – направление русской социальной и культуроло­гической мысли 20–30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобыт­ности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит За­паду и Востоку.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя­занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства Понятие «Ж » обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Железный век – период в развитии человеческого общества, на­ступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия.

Жест – лаконичное, значимое телодвижение, в котором переда­ется определенное состояние человека, отношение его к окружающе­му миру, а также информация, сообщаемая собеседнику.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи плафоны, панно), станковая живопись (картина) декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, ми­ниатюра диорама и панорама. Основные технические разновидности – масляная живопись, фреска, эмаль, мозаика, витраж акварель и др.

Западничество – направление в русской общественной мысли се­редины XIX в., представители которого считали, что развитие культу­ры России должно идти по западноевропейскому пути.

Западные типы культуры – типы культуры, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся пре­имущественным развитием философии и науки.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в ком­муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­ных текстах.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая пред­полагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Идеал – совершенный образец какого-либо объекта, явления, со­бытия, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

Идентификация культурная – отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой.

Идентичность – психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Иконические знаки – «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Инверсия – изменение обычного порядка

Индивидуальность – понятие, характеризующее человека как яв­ление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными черта­ми и отличное от других людей.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или груп­пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­нов поведения, свойственных данной культуре.

Инновация –  новообразование, нововведение, новое явление

Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимовлияния между государствами, этническими груп­пами и историко-культурными областями.

Интолерантность – нетерпимость к «чужой» культуре.

Искусство – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности как художественно-образные формы отражения действительности.

Историческая периодизация культуры – разделение истории куль­туры на определенные временные отрезки.

Каменный век – древнейший и самый ранний период в развитии человечества, когда орудия труда и оружие изготавливались из камня.

Канон – система правил, норм, господствующая в искусстве в какой либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Кинетическое искусство – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Классика – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произве­дения культуры, имеющие непреходящую ценность для националь­ной и мировой культуры.

Код культуры – система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной дея­тельности человека.

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем.

Конвенциональные знаки – искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Конвергенция – в этнологии термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных народов.

Консерватизм культурный – приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

Контекст – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение различ­ных культурных явлений.

Контркультура – направление развития современной культу­ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­щества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Концепция – определенный способ понимания и трактовки ка­ких-либо культурных явлений.

Ксенофобия – чувство неприятия всего иностранного, в том чис­ле и культурных ценностей, традиций и обычаев.

Культ – 1) один из основных элементов религии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего либо или кого либо.

Культурная антропология – одно из направлений философской антропологии, ориентирующееся на построение теории человека как субъек­та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурная картина мира – совокупность представлений о мире с точки зрения отдельной этнической или мировой культуры, вклю­чающих представления об устройстве и функционировании мира, о месте в нем человека, о соотношении естественного и сверхъесте­ственного и т.д.

Культурные ареалы – зоны территориального распростра­нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль­турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­странения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурные заимствования – перенесение культурных инноваций из одной культуры в другую.

Культурные нормы – совокупность правил, образцов поведения, пред­писаний, требований, принятых в культуре того или иного народа.

Культурные пережитки – различные социальные и культурные яв­ления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совер­шенными культурными изобретениями.

Культурные универсалии – совокупность черт, норм, ценностей, правил, традиций, присущих всем культурам независимо от геогра­фического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурный плюрализм – терпимость к представителям другой куль­туры, мирное сосуществование в рамках одного государства самых разных культур, не вызывающее межнациональной напряженности и этнических конфликтов.

Культурный шок – неосознанная и глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культурой.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества.

Культурология – научное направление, изучающее сущность, за­кономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Легитимация – согласный с законом, закон­ный, должный, надлежащий) – процесс социального или культур­ного «узаконивания»

Локальная культура – какая-либо отдельная культура, существу­ющая в определенном месте, обладающая набором индивидуальных неповторимых черт и не связанная с другими культурами.

Маргинальная культура – тип культуры, не принадлежащий ни к одной этнической культуре.

Массовая культура – тип культуры, свойственный социальным группам с «усредненным» уровнем духовных потребностей.

Материальная культура – совокупность материальных продуктов человеческой деятельности.

Медный век – исторический период в общественном развитии между каменным и бронзовым веками, когда человек начал пользо­ваться медными орудиями труда.

медным.

Ментальность, менталитет – глубинный психологический уро­вень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой сово­купность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной транс­формации используемых в процессе творчества материалов, про­стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог­раничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определенный заранее результат процесса его произ­водства.

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех сфер и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и при­оритеты.

Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место в нем человека, па отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизнен­ные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мифологическая картина мира – целостная система верований и представлений первобытного человека об устройстве потустороннего и посюстороннего миров, основанная на традициях и мифах.

Мифология – совокупность мифов какого-либо народа, передаю­щих его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.

Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искус­ствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной бра­ни с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому.» и т.д.

Мозаичная культура – тип культуры нетрадиционного типа.

Молодежная субкультура – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения, присущих молодым людям в возрасте от 15 до 30 лет.

Морфология культуры – научное направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, име­ющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного прогресса.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека.

Народная культура – тип культуры, создаваемый непрофессио­налами.

Народное творчество – художественная коллективная творче­ская деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, придания, песни, сказки, эпос, музыка, театр, танец, архитектура, изо­бразительное и декоративно-прикладное искусство.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – вы­работка и теоретическая систематизация объективных знаний о действи­тельности.

Национальная культура – совокупность исторически сложивших­ся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.

Национальный характер – совокупность психологических ха­рактеристик, присущих большинству членов данного общества или культуры.

Неолитическая революция – исторический период перехода чело­вечества от присваивающего к добывающему типу хозяйства, от куль­туры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бро­дячего к оседлому образу жизни.

Нигилизм – 1) Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм; 2) Идейное течение европейской культуры конца XIX–нач. XX в.

Ноосфера – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятель­ность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера.

Нормы культурные — совокупность общепринятых требований к поведению, общению и образу жизни людей, принятых в данной культуре.

Образ – 1) результат и идеальная форма отражения предметов и млений материального мира в сознании человека. На чувственной ступе­ни познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышле­ния – понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный – спо­соб и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве – изображение святого, икона.

Образ жизни – совокупность типичных видов и способов жизне­деятельности индивидов, социальных групп и общества в целом.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные пе­риоды жизни индивида, социальной группы и общества в целом.

Обыденная культура – тип культуры, основывающийся на следо­вании обычаям повседневной жизни социальной и этнической сре­ды, в которой человек проживает.

Обычай – исторически установившийся порядок поведения, зак­репленный коллективными привычками и воспроизводимый в неиз­менном виде в течение длительного времени.

Парадигма – совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Патриархат – сменившая матриархат форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся преобладающей ро­лью мужчин в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Персонализм – направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­ческая личность.

Перформанс  – публичное создание артефакта по принципу синтеза искус­ства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отли­чается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей.

Плюрализм – особая ми­ровоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценно­стей и ценностных ориентации.

Поп-арт – одно из направлений англо-американского искусст­ва «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура – 1) Совокупность неоавангардистских взгля­дов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни; 2) Синоним популярности, народности, массовости.

Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970–1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Аван­гардистской установке художественного модерна на новизну в пост­модерне противостоит стремление включить в современное искусст­во весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова­ния.

Прикладная культурология – научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культур­ными процессами.

Прогресс культуры – поступательное развитие культуры, при ко­тором она становится более сложной, многогранной и разнообраз­ной.

Психология культуры – научное направление, изучающее психо­логические аспекты культуры личности и общества.

Рационализм – система взглядов, ко­торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­ческий разум

Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.

Релятивизм культурный – методологический подход в изучении и исследовании культур, предполагающий признание относительнос­ти, то есть ограниченной ценности каждой этнической культуры и их равноправного положения независимо от уровня развития.

Реституция – возвращение одним государством другому имуще­ства и культурных ценностей, незаконно захваченных во время войны

Рефлексия культурная – процесс осмысления и переживания, возникающий вследствие воздействия на индивида различных фе­номенов и ценностей культуры.

Ритуал – тип символического упорядоченного поведения и си­стемы действий, выражающий определенные социальные и куль­турные ценности.

Рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкально­го стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром являет­ся контркультура.

Сакральное – святое, священное Важнейшая мировоззренческая ка­тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­альности и исключительно ценные.

Самоидентичность культурная – осознанное отождествление ин­дивидов и общественных учреждений их принадлежности к культуре, в пределах которой они существуют.

Семантика культурная – направление культурологии, изучающее культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка.

Семь чудес света: Египетские пирамиды (Гиза, ок.2700–1780 до н.э.), Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 605–562 до н.э.), Храм Артемиды (Эфес, VI в до н.э.), Гигантская статуя Зевса (Олимпия, ок. 430 г. до н.э.), Галикарнасский мавзолей (Малая Азия, середина IV в до н.э.), Колосс Родосский (бронзовая фигура Гелиоса – 37 м, Родос , 285 г. до н.э.), Фаросский маяк (вероятная  высота 143 м, Александрия, ок. 279 г. до н.э.).              

Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл, выражает общие понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе Предметом являются механизмы спонтанного образова­ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­нии устойчивого неравновесия со средой В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, пред­полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм – отличительное свойство первобытной культуры, вы­ражающееся в слитности, нерасчлененности и сочетании разнород­ных культурных элементов.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизвод­ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­диций, коллективных представлений и верований.

Социальные институты культуры – совокупность социальных струк­тур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура.

Социология культуры – научное направление в социологии, изу­чающее социальные аспекты создания, распространения, хранения и потребления культурных ценностей.

Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся соб­ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­ведения.

Сублимация – процесс пре­образования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художествен­ного творчества.

Субъективизм – особое отношение к миру, человеку, к любо­му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта

Сциентизм – мировоззрен­ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры.

Теоретическая культурология – направление в культурологии, ис­следующее фундаментальные проблемы культуры и закономерности ее развития.

Теория культуры – составная часть культурологии, основу кото­рой составляет понятийный и категориальный аппарат, используе­мый при изучении культуры.

Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общи­ми признаками, свойствами.

Толерантность – терпимое и уважительное отношение к ценнос­тям и нормам чужих культур.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поко­ления в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вку­сы и т.п.

Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.

Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Утилитаризм – направле­ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­ности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобрита­нии в конце XVIII – нач. XIX в.

Философия культуры – общая теория культуры, исследующая сущ­ность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обще­ством, классификации видов, форм и направлений.

Фольклор – народное творчество и произведения искусства, соз­данные народом, имеющие распространение в различных слоях народ­ных часе.

Функции культуры – совокупность назначений и ролей, которые выполняет культурах в жизнедеятельности какого-либо общества или народа.

Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комп­лекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, не обитающих в сходных естественно-географических условиях и на­ходящихся на одинаковом уровне исторического развития.

Художественная культура – совокупность различных видов худо­жественной деятельности.

Хэппенинг – театра­лизованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.

Ценности культурные – совокупность исторически и националь­но обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества.

Цивилизация – локальная социокультурная общность людей, до­стигшая в своем развитии значительного прогресса в материальной и духовной культуре.

Цикл культуры – время существования данной культуры от ее зарождения до гибели.

Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в архитекторе и изобразительном искусств.

Элитарная культура – часть культуры, ориентированная на осо­бую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой вос­приимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, проти­востоящая массовой культуре.

Эпос – 1) в устном народном творчестве – героические сказания, былины; 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью, возникает в фольклоре.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­ющей расплате за это.

Этническая культура – совокупность культурных достижений ка­кого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.

Этногенез – исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­низмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнология – наука о сравнительном изучении культур, в аме­риканской традиции – часть или синоним культурной антрополо­гии, в европейской – аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­носа – общность территории и языка. Культурная общность чле­нов этноса обусловливает единство их психического склада.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология [Текст]: учебник и практикум для бакалавров - М.: Юрайт, 2015. - 556 с.

2. Багновская, Н.М. Культурология [Текст]: учебник для студентов бакалавриата негуманитарного профиля - Москва: Дашков и К, 2017. - 419 с.

3. Грушевицкая, Т.Г. Культурология [Электронный ресурс]: электронный учебник / Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD.

4. Костина, А.В. Культурология [Электронный ресурс]: электронный учебник - М.: КноРус, 2009. - CD.

5. Культурология [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 316 с.

6. Культурология [Текст]: учебник для бакалавров по дисциплине «Культурология» / Дианова, В.М., Иконникова, С.Н., Каган, М.С., [и др.]; под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана - М.: Юрайт, 2012. - 566 с.

7. Культурология [Текст]: учебник для вузов / Драч, Г.В., Штомпель, О.М., Штомпель, Л.А., Королев, В.К. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 384 с.

8. Культурология [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD.

9. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учебник для вузов / Айсина, Ф.О., Андреева, И.А., Бородина, С.Д., [и др.]; под ред. А.Н.Марковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 576 с.

10. Столяренко, Л.Д. Культурология [Текст]: краткий курс лекций / Столяренко, Л.Д., Столяренко, В.Е. - М.: Юрайт, 2015. - 167 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………………………….. 2
Основные разделы программы дисциплины «Культурология»…........................ 2
Контрольная работа ……………………………………………………………….. 3
Методика написания реферата……………………………………………………. 3
Список тем рефератов……………………………………………………………… 4
Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 6
Контрольные задания………………………………………………………………. 7
Вопросы для итогового контроля ………………………………………………… 16
Тестовые задания         
Раздел «Теория культуры» ………………………………………………………... 17
Раздел «Мировая художественная культура»…………………………………….. 23
Раздел «Отечественная культура»…………………………………….................... 27
Словарь  по теории культуры………………………………………….................... 30
Учебная литература………………………………………………………………… 40

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Рабочая тетрадь и

учебно-методические материалы

для студентов заочной формы обучения

 

                                                               Студент...........................................................................

                                                                        (фамилия, имя, отчество)

                                                                   Группа................................................................................

 

 

 

 

Культурология – научная дисциплина, призванная помочь в подготовке высокообразованных специалистов. Культурология – достаточно молодая наука, возникшая как синтез многих отраслей знания – философии, истории, психологии, этнографии, антропологии, социологии, филологии, искусствознания и других дисциплин, объединенных интересом к великому феномену Человека – творца культуры. Исследуя свой предмет – мир культуры, культурология интегрирует возможности и достижения всех этих научных отраслей.

 

Пояснительная записка

 

Особенности культурологической науки определяют специфику соответствующей учебной дисциплины. Учебный курс культурологии делится на два основных раздела: теория культуры и история мировой культуры.

Первый раздел призван дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, месте и роли в жизни человека и общества.

Второй раздел должен познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры, показать основные черты и особенности различных эпох и этапов развития этнонациональных и региональных культур, наконец, дать краткий анализ состояния современной культуры. Именно такой подход положен в основу программы по культурологии, лежащей в основе ее курса.

Освоение данной дисциплины студентами заочной формы обучения предполагает проведение как лекционных, так и семинарских занятий, но главный акцент делается на самостоятельной работе студентов.

Чтение лекций обеспечивает переда­чу основных теоретических положений, их систематизацию, указание главных теоре­тических и практических проблем, концентрирует внимание обучаемых на наиболее сложных и значимых вопросах учебного курса. Особое значе­ние имеют конспекты лекций, поскольку культурологическая наука динамично развивается, учебная литера­тура не всегда успевает отразить ее развитие, а на лекциях дается самый важный и новый материал.

Практические занятия имеют целью проверить сте­пень усвоения пройденной тематики, углу­бить и закрепить знания, полу­ченные на лекциях и в процессе само­стоятельной работы над источниками, научной и учебной литературой, способствовать развитию творческого мышления, привитию навыков поиска, обобщения, самостоятельного анализа и устного изложения учебного материала.

Самостоятельная работа студентов является важной частью учебного процес­са и имеет целью детальное самостоятельное изучение основных тем курса в соответствии с программой и реко­мендованной литературой.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ Программы дисциплины

 «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

1. Культурология как научная дисциплина.

2. Историческое развитие представлений о культуре.

3. Структура и функции культуры.

4. Типологии культуры.

5. Культура и мир.

6. Основные культурологические концепции.

7. Первобытная культура.

8. VIII.Культура ранних цивилизаций.

9. Античная культура.

10. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры.

11. Византийская культура.

12. Культура средневековой Руси IX–XVII вв.

13. XIII.Культура императорской России XVIII–XIX вв.

14. XIV.Культура России ХХ–начала ХХI века.

15. Культура и глобальные проблемы современности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

В соответствии с действующим учебным планом студенты всех специальностей заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу по дисциплине «Культурология».

Студенты дневного отделения выполняют самостоятельные творческие работы по теории или истории культуры.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных  работ студентами заочной формы обучения

Контрольная работа включает две, обязательные для выполнения, части:

1. Реферат по одной из тем;

2. Контрольные задания (по одному из каждой темы).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 354.