КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь и
учебно-методические материалы
для студентов заочной формы обучения
Студент...........................................................................
(фамилия, имя, отчество)
Группа................................................................................
Культурология – научная дисциплина, призванная помочь в подготовке высокообразованных специалистов. Культурология – достаточно молодая наука, возникшая как синтез многих отраслей знания – философии, истории, психологии, этнографии, антропологии, социологии, филологии, искусствознания и других дисциплин, объединенных интересом к великому феномену Человека – творца культуры. Исследуя свой предмет – мир культуры, культурология интегрирует возможности и достижения всех этих научных отраслей.
Пояснительная записка
Особенности культурологической науки определяют специфику соответствующей учебной дисциплины. Учебный курс культурологии делится на два основных раздела: теория культуры и история мировой культуры.
Первый раздел призван дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, месте и роли в жизни человека и общества.
Второй раздел должен познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры, показать основные черты и особенности различных эпох и этапов развития этнонациональных и региональных культур, наконец, дать краткий анализ состояния современной культуры. Именно такой подход положен в основу программы по культурологии, лежащей в основе ее курса.
Освоение данной дисциплины студентами заочной формы обучения предполагает проведение как лекционных, так и семинарских занятий, но главный акцент делается на самостоятельной работе студентов.
Чтение лекций обеспечивает передачу основных теоретических положений, их систематизацию, указание главных теоретических и практических проблем, концентрирует внимание обучаемых на наиболее сложных и значимых вопросах учебного курса. Особое значение имеют конспекты лекций, поскольку культурологическая наука динамично развивается, учебная литература не всегда успевает отразить ее развитие, а на лекциях дается самый важный и новый материал.
Практические занятия имеют целью проверить степень усвоения пройденной тематики, углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над источниками, научной и учебной литературой, способствовать развитию творческого мышления, привитию навыков поиска, обобщения, самостоятельного анализа и устного изложения учебного материала.
Самостоятельная работа студентов является важной частью учебного процесса и имеет целью детальное самостоятельное изучение основных тем курса в соответствии с программой и рекомендованной литературой.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ Программы дисциплины
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Культурология как научная дисциплина.
2. Историческое развитие представлений о культуре.
3. Структура и функции культуры.
4. Типологии культуры.
5. Культура и мир.
6. Основные культурологические концепции.
7. Первобытная культура.
8. VIII.Культура ранних цивилизаций.
9. Античная культура.
10. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры.
11. Византийская культура.
12. Культура средневековой Руси IX–XVII вв.
13. XIII.Культура императорской России XVIII–XIX вв.
14. XIV.Культура России ХХ–начала ХХI века.
15. Культура и глобальные проблемы современности.
Номер каждого элемента контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера вашей зачетной книжки
Методика написания реферата
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Культурология как наука.
2. Методы культурологических исследований.
3. Историческое развитие представлений о культуре.
4. Подходы к пониманию сущности культуры в современной науке.
5. Структура и функции культуры.
6. Типологии культуры.
7. Этническая, национальная, локальная и мировая культуры.
8. Массовая и элитарная культуры.
9. Восточная и западная культуры.
10. Специфические и срединные культуры.
11. Традиционные и инновационные культуры.
12. Виды и формы культуры
13. Культура и природа. Культура и личность.
14. Культура и общество. Культура и цивилизация.
15. Культурная картина мира.
16. Межкультурные коммуникации и диалог культур.
17. Теории эволюционизма и диффузионизма в культурологии.
18. Формационный и цивилизационный подходы в культурологии.
19. Общая характеристика Первобытной культуры.
20. Мировоззрение первобытной эпохи.
21. Искусство первобытной эпохи.
22. Факторы формирования культуры Древнего Востока.
23. Мировоззрение древних египтян.
24. Искусство Древнего Египта.
25. Общая характеристика культуры Древней Греции полисного периода.
26. Особенности культуры эллинизма.
27. Искусство Древней Греции.
28. Мировоззрение древних греков.
29. Общая характеристика культуры Древнего Рима.
30. Искусство Древнего Рима.
31. Мировоззрение древних римлян.
32. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры.
33. Особенности Византийской культуры.
34. Культура средневековой Руси 9–13 веков.
35. Культура средневековой Руси 14–17 веков.
36. Культура императорской России 18 века.
37. Культура императорской России 19 века.
38. Культура России 20 века.
39. Современная социокультурная ситуация в России.
40. Культура и глобальные проблемы современности.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
РАЗДЕЛ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
1. Выделите хронологические рамки зарождения, становления и институализации культурологического знания:
а) античность – 18 в.; 18 – 19 вв.; 20 в.
б) 17 в.; 18 в.; 19 в.
в) античность; средние века; Новое время
г) 8 – 13 вв.; 14 – 17 вв.; 18 – 20 вв.
Э. Дюркгейма называется
а) механической
б) органической
в) анемической
г) атрофической
Как называется направление культурологической мысли, согласно которому различные социокультурные феномены или культуры в целом могут распространяться путем диффузии, мигрировать, накладываться друг на друга, иметь общий источник?
а) культурный материализм;
б) функционализм;
в) диффузионизм;
г) структурализм.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Название произведения | Фамилия (Имя) автора |
«Повесть временных лет». | |
«Слово о законе и благодати». | |
«Хождение за три моря». | |
Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик». | |
Дом Пашкова и Москве. | |
Здание Адмиралтейства в Петербурге. | |
Здание Сената в Кремле. | |
Здания Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге. | |
Здания Манежа и Большого театра в Москве. | |
Зимний дворец в Петербурге. | |
Икона «Троица». | |
Исаакиевский собор в Петербурге. | |
Казанский собор в Петербурге. | |
Картина «Грачи прилетели». | |
Картина «Московский дворик». | |
Картина «Последний день Помпеи», «Всадница». | |
Картина «Явление Христа народу». | |
Картины «Апофеоз войны», «Смертельно раненный» | |
Картины «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове. | |
Картина «Девочка с персиками». | |
Картины «Девятый вал», «Черное море». | |
Картины «Демон», «Сирень». | |
Картина «Крестный ход в Курской губернии». | |
Картины «На пашне. Весна», «Гумно». | |
Картины «Ночь на Днепре», «Украинская ночь» | |
Картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер». | |
Картины «Тройка», «Чаепитие в Мытищах». | |
Картины «Утро в сосновом бору», «Рожь». | |
Картины «Над вечным покоем», «Золотая осень». | |
Комедия «Горе от ума». | |
Опера «Князь Игорь». | |
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина». | |
Оперы «Псковитянка», «Снегурочка». | |
Оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя». | |
Памятник «Тысячелетие России», памятник Екатерине II . | |
Памятник А.С. Пушкину в Москве. | |
Памятник Минину и Пожарскому. | |
Скульптура «Рабочий и колхозница» | |
Скульптуры «Укротители коней». | |
Собор Василия Блаженного. | |
Успенский собор в Кремле. | |
Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец. |
Словарь по теории культуры
Адаптация социокультурная – процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры.
Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.
Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию и т.п.
Анимизм – 1) Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений; 2) Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.
Антиномия – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.
Античная культура – древний период в развитии культуры, охватывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур.
Антропологическая культурология – раздел культурологии, изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физического строения человека.
Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами и признаками предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ.
Артефакт – 1) Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования; 2) Произведение искусства.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.Т. Юнг, для которого архетип – врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.
Архитектура, (зодчество) – здания и другие сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Атараксия – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.
Бифуркация – стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.
Бихевиоризм – теоретическое направление в психологии, сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.
Боди-арт – художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.
Бронзовый век – условный период в истории развития человечества, характеризующийся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и
Вандализм – бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей.
Варварство – средняя из трех эпох исторического развития человечества (наряду с дикостью и цивилизацией).
Вестернизация – процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежащими к западной цивилизации.
Видео-арт – одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.
Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.
Вкус – исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д.
Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных компонентов.
Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы.
Гедонизм – этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение.
Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1) Теория и методология истолкования текстов; 2) Течение в философии.
Гиперреализм – художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.
Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.
Глобализация культуры – процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей и средств массовой коммуникации.
Графика – вид изобразительною искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами.
Группы социальные – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Гуманизм – система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.
Деградация – постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных свойств, качеств.
Детерминизм культурный – концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.
Деятельность – труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
Дикость – исторически первый этап человеческой культуры, сменившийся варварством.
Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.
Дионисийское в культуре – хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блаженным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил.
Дискурс – какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.
Дискурсивный – рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному.
Диффузионизм – теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.
Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Дуализм – 1) двойственность; 2) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – идеального и материального.
Духовная культура – совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.
Духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.
Евразийство – направление русской социальной и культурологической мысли 20–30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку.
Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.
Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства Понятие «Ж » обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.
Железный век – период в развитии человеческого общества, наступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия.
Жест – лаконичное, значимое телодвижение, в котором передается определенное состояние человека, отношение его к окружающему миру, а также информация, сообщаемая собеседнику.
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи плафоны, панно), станковая живопись (картина) декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра диорама и панорама. Основные технические разновидности – масляная живопись, фреска, эмаль, мозаика, витраж акварель и др.
Западничество – направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.
Западные типы культуры – типы культуры, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки.
Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.
Идеал – совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.
Идентификация культурная – отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой.
Идентичность – психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.
Иконические знаки – «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.
Инверсия – изменение обычного порядка
Индивидуальность – понятие, характеризующее человека как явление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными чертами и отличное от других людей.
Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.
Инновация – новообразование, нововведение, новое явление
Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимовлияния между государствами, этническими группами и историко-культурными областями.
Интолерантность – нетерпимость к «чужой» культуре.
Искусство – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности как художественно-образные формы отражения действительности.
Историческая периодизация культуры – разделение истории культуры на определенные временные отрезки.
Каменный век – древнейший и самый ранний период в развитии человечества, когда орудия труда и оружие изготавливались из камня.
Канон – система правил, норм, господствующая в искусстве в какой либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
Кинетическое искусство – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.
Классика – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения культуры, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Код культуры – система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.
Конвенциональные знаки – искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.
Конвергенция – в этнологии термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных народов.
Консерватизм культурный – приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.
Контекст – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение различных культурных явлений.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.
Концепция – определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений.
Ксенофобия – чувство неприятия всего иностранного, в том числе и культурных ценностей, традиций и обычаев.
Культ – 1) один из основных элементов религии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего либо или кого либо.
Культурная антропология – одно из направлений философской антропологии, ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
Культурная картина мира – совокупность представлений о мире с точки зрения отдельной этнической или мировой культуры, включающих представления об устройстве и функционировании мира, о месте в нем человека, о соотношении естественного и сверхъестественного и т.д.
Культурные ареалы – зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.
Культурные заимствования – перенесение культурных инноваций из одной культуры в другую.
Культурные нормы – совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа.
Культурные пережитки – различные социальные и культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными культурными изобретениями.
Культурные универсалии – совокупность черт, норм, ценностей, правил, традиций, присущих всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Культурный плюрализм – терпимость к представителям другой культуры, мирное сосуществование в рамках одного государства самых разных культур, не вызывающее межнациональной напряженности и этнических конфликтов.
Культурный шок – неосознанная и глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культурой.
Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества.
Культурология – научное направление, изучающее сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.
Легитимация – согласный с законом, законный, должный, надлежащий) – процесс социального или культурного «узаконивания»
Локальная культура – какая-либо отдельная культура, существующая в определенном месте, обладающая набором индивидуальных неповторимых черт и не связанная с другими культурами.
Маргинальная культура – тип культуры, не принадлежащий ни к одной этнической культуре.
Массовая культура – тип культуры, свойственный социальным группам с «усредненным» уровнем духовных потребностей.
Материальная культура – совокупность материальных продуктов человеческой деятельности.
Медный век – исторический период в общественном развитии между каменным и бронзовым веками, когда человек начал пользоваться медными орудиями труда.
медным.
Ментальность, менталитет – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.
Минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определенный заранее результат процесса его производства.
Мировая культура – совокупность лучших достижений всех сфер и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.
Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место в нем человека, па отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Мифологическая картина мира – целостная система верований и представлений первобытного человека об устройстве потустороннего и посюстороннего миров, основанная на традициях и мифах.
Мифология – совокупность мифов какого-либо народа, передающих его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.
Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому.» и т.д.
Мозаичная культура – тип культуры нетрадиционного типа.
Молодежная субкультура – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения, присущих молодым людям в возрасте от 15 до 30 лет.
Морфология культуры – научное направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного прогресса.
Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека.
Народная культура – тип культуры, создаваемый непрофессионалами.
Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, придания, песни, сказки, эпос, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Национальная культура – совокупность исторически сложившихся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.
Национальный характер – совокупность психологических характеристик, присущих большинству членов данного общества или культуры.
Неолитическая революция – исторический период перехода человечества от присваивающего к добывающему типу хозяйства, от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни.
Нигилизм – 1) Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм; 2) Идейное течение европейской культуры конца XIX–нач. XX в.
Ноосфера – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера.
Нормы культурные — совокупность общепринятых требований к поведению, общению и образу жизни людей, принятых в данной культуре.
Образ – 1) результат и идеальная форма отражения предметов и млений материального мира в сознании человека. На чувственной ступени познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления – понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный – способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве – изображение святого, икона.
Образ жизни – совокупность типичных видов и способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом.
Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные периоды жизни индивида, социальной группы и общества в целом.
Обыденная культура – тип культуры, основывающийся на следовании обычаям повседневной жизни социальной и этнической среды, в которой человек проживает.
Обычай – исторически установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного времени.
Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Патриархат – сменившая матриархат форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в семейной, хозяйственной и общественной жизни.
Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.
Персонализм – направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность.
Перформанс – публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей.
Плюрализм – особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации.
Поп-арт – одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.
Поп-культура – 1) Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни; 2) Синоним популярности, народности, массовости.
Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970–1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования.
Прикладная культурология – научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культурными процессами.
Прогресс культуры – поступательное развитие культуры, при котором она становится более сложной, многогранной и разнообразной.
Психология культуры – научное направление, изучающее психологические аспекты культуры личности и общества.
Рационализм – система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум
Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.
Релятивизм культурный – методологический подход в изучении и исследовании культур, предполагающий признание относительности, то есть ограниченной ценности каждой этнической культуры и их равноправного положения независимо от уровня развития.
Реституция – возвращение одним государством другому имущества и культурных ценностей, незаконно захваченных во время войны
Рефлексия культурная – процесс осмысления и переживания, возникающий вследствие воздействия на индивида различных феноменов и ценностей культуры.
Ритуал – тип символического упорядоченного поведения и системы действий, выражающий определенные социальные и культурные ценности.
Рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура.
Сакральное – святое, священное Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.
Самоидентичность культурная – осознанное отождествление индивидов и общественных учреждений их принадлежности к культуре, в пределах которой они существуют.
Семантика культурная – направление культурологии, изучающее культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.
Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка.
Семь чудес света: Египетские пирамиды (Гиза, ок.2700–1780 до н.э.), Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 605–562 до н.э.), Храм Артемиды (Эфес, VI в до н.э.), Гигантская статуя Зевса (Олимпия, ок. 430 г. до н.э.), Галикарнасский мавзолей (Малая Азия, середина IV в до н.э.), Колосс Родосский (бронзовая фигура Гелиоса – 37 м, Родос , 285 г. до н.э.), Фаросский маяк (вероятная высота 143 м, Александрия, ок. 279 г. до н.э.).
Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл, выражает общие понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Синкретизм – отличительное свойство первобытной культуры, выражающееся в слитности, нерасчлененности и сочетании разнородных культурных элементов.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований.
Социальные институты культуры – совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура.
Социология культуры – научное направление в социологии, изучающее социальные аспекты создания, распространения, хранения и потребления культурных ценностей.
Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.
Сублимация – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.
Субъективизм – особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта
Сциентизм – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры.
Теоретическая культурология – направление в культурологии, исследующее фундаментальные проблемы культуры и закономерности ее развития.
Теория культуры – составная часть культурологии, основу которой составляет понятийный и категориальный аппарат, используемый при изучении культуры.
Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками, свойствами.
Толерантность – терпимое и уважительное отношение к ценностям и нормам чужих культур.
Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.
Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.
Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Утилитаризм – направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобритании в конце XVIII – нач. XIX в.
Философия культуры – общая теория культуры, исследующая сущность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений.
Фольклор – народное творчество и произведения искусства, созданные народом, имеющие распространение в различных слоях народных часе.
Функции культуры – совокупность назначений и ролей, которые выполняет культурах в жизнедеятельности какого-либо общества или народа.
Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, не обитающих в сходных естественно-географических условиях и находящихся на одинаковом уровне исторического развития.
Художественная культура – совокупность различных видов художественной деятельности.
Хэппенинг – театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.
Ценности культурные – совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества.
Цивилизация – локальная социокультурная общность людей, достигшая в своем развитии значительного прогресса в материальной и духовной культуре.
Цикл культуры – время существования данной культуры от ее зарождения до гибели.
Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в архитекторе и изобразительном искусств.
Элитарная культура – часть культуры, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре.
Эпос – 1) в устном народном творчестве – героические сказания, былины; 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью, возникает в фольклоре.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.
Этническая культура – совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.
Этногенез – исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.
Этнология – наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции – часть или синоним культурной антропологии, в европейской – аналог социальной антропологии.
Этнос, этническая общность – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса – общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология [Текст]: учебник и практикум для бакалавров - М.: Юрайт, 2015. - 556 с.
2. Багновская, Н.М. Культурология [Текст]: учебник для студентов бакалавриата негуманитарного профиля - Москва: Дашков и К, 2017. - 419 с.
3. Грушевицкая, Т.Г. Культурология [Электронный ресурс]: электронный учебник / Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD.
4. Костина, А.В. Культурология [Электронный ресурс]: электронный учебник - М.: КноРус, 2009. - CD.
5. Культурология [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 316 с.
6. Культурология [Текст]: учебник для бакалавров по дисциплине «Культурология» / Дианова, В.М., Иконникова, С.Н., Каган, М.С., [и др.]; под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана - М.: Юрайт, 2012. - 566 с.
7. Культурология [Текст]: учебник для вузов / Драч, Г.В., Штомпель, О.М., Штомпель, Л.А., Королев, В.К. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 384 с.
8. Культурология [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD.
9. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учебник для вузов / Айсина, Ф.О., Андреева, И.А., Бородина, С.Д., [и др.]; под ред. А.Н.Марковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 576 с.
10. Столяренко, Л.Д. Культурология [Текст]: краткий курс лекций / Столяренко, Л.Д., Столяренко, В.Е. - М.: Юрайт, 2015. - 167 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….. | 2 |
Основные разделы программы дисциплины «Культурология»…........................ | 2 |
Контрольная работа ……………………………………………………………….. | 3 |
Методика написания реферата……………………………………………………. | 3 |
Список тем рефератов……………………………………………………………… | 4 |
Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий | 6 |
Контрольные задания………………………………………………………………. | 7 |
Вопросы для итогового контроля ………………………………………………… | 16 |
Тестовые задания | |
Раздел «Теория культуры» ………………………………………………………... | 17 |
Раздел «Мировая художественная культура»…………………………………….. | 23 |
Раздел «Отечественная культура»…………………………………….................... | 27 |
Словарь по теории культуры………………………………………….................... | 30 |
Учебная литература………………………………………………………………… | 40 |
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь и
учебно-методические материалы
для студентов заочной формы обучения
Студент...........................................................................
(фамилия, имя, отчество)
Группа................................................................................
Культурология – научная дисциплина, призванная помочь в подготовке высокообразованных специалистов. Культурология – достаточно молодая наука, возникшая как синтез многих отраслей знания – философии, истории, психологии, этнографии, антропологии, социологии, филологии, искусствознания и других дисциплин, объединенных интересом к великому феномену Человека – творца культуры. Исследуя свой предмет – мир культуры, культурология интегрирует возможности и достижения всех этих научных отраслей.
Пояснительная записка
Особенности культурологической науки определяют специфику соответствующей учебной дисциплины. Учебный курс культурологии делится на два основных раздела: теория культуры и история мировой культуры.
Первый раздел призван дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, месте и роли в жизни человека и общества.
Второй раздел должен познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры, показать основные черты и особенности различных эпох и этапов развития этнонациональных и региональных культур, наконец, дать краткий анализ состояния современной культуры. Именно такой подход положен в основу программы по культурологии, лежащей в основе ее курса.
Освоение данной дисциплины студентами заочной формы обучения предполагает проведение как лекционных, так и семинарских занятий, но главный акцент делается на самостоятельной работе студентов.
Чтение лекций обеспечивает передачу основных теоретических положений, их систематизацию, указание главных теоретических и практических проблем, концентрирует внимание обучаемых на наиболее сложных и значимых вопросах учебного курса. Особое значение имеют конспекты лекций, поскольку культурологическая наука динамично развивается, учебная литература не всегда успевает отразить ее развитие, а на лекциях дается самый важный и новый материал.
Практические занятия имеют целью проверить степень усвоения пройденной тематики, углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над источниками, научной и учебной литературой, способствовать развитию творческого мышления, привитию навыков поиска, обобщения, самостоятельного анализа и устного изложения учебного материала.
Самостоятельная работа студентов является важной частью учебного процесса и имеет целью детальное самостоятельное изучение основных тем курса в соответствии с программой и рекомендованной литературой.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ Программы дисциплины
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Культурология как научная дисциплина.
2. Историческое развитие представлений о культуре.
3. Структура и функции культуры.
4. Типологии культуры.
5. Культура и мир.
6. Основные культурологические концепции.
7. Первобытная культура.
8. VIII.Культура ранних цивилизаций.
9. Античная культура.
10. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры.
11. Византийская культура.
12. Культура средневековой Руси IX–XVII вв.
13. XIII.Культура императорской России XVIII–XIX вв.
14. XIV.Культура России ХХ–начала ХХI века.
15. Культура и глобальные проблемы современности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
В соответствии с действующим учебным планом студенты всех специальностей заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу по дисциплине «Культурология».
Студенты дневного отделения выполняют самостоятельные творческие работы по теории или истории культуры.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения
Контрольная работа включает две, обязательные для выполнения, части:
1. Реферат по одной из тем;
2. Контрольные задания (по одному из каждой темы).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 479.