Основание и порядок изменения и расторжения предпринимательского договора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изменение или расторжение договора возможно только по взаимному соглашению сторон. Решения суда в этом случае не требуется. Исключения из этого правила могут быть установлены законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК, соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Так, если договор аренды заключен в письменной форме, то и его изменение или расторжение должны быть совершены в письменной форме. Если стороны нотариально удостоверили договор аренды, то его изменение или расторжение должны быть нотариально удостоверены.

Действия сторон по изменению или расторжению договора, осуществляемые по их взаимному соглашению, являются не только сделкой, но и договором, в силу этого они подчиняются общим правилам о порядке заключения договоров.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В тех случаях, когда возможность изменения или расторжения договора не предусмотрена законом или договором и сторонами не достигнуто об этом соглашение, договор может быть изменен или расторгнут одной из сторон только по решению суда и только в следующих случаях:

  • - при существенном нарушении договора другой стороной;
  • - в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;
  • - в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. ст. 450, 451 ГК).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на совершенно других условиях.

В этом случае заинтересованная сторона вправе потребовать по суду расторжения договора при наличии одновременно следующих условий:

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и повлекло для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • из обычаев делового оборота или существа обязательства не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (п. 2 ст. 451 ГК РФ).

При расторжении договора из-за существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон должен определить последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с его исполнением.

Что касается изменения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, то оно допускается по решению суда лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В перечисленных случаях одностороннего отказа от исполнения договора заинтересованная сторона обязана направить другой стороне предложение об изменении или расторжении договора. Другая сторона обязана в срок, указанный в предложении или установленный в законе или в договоре, а при его отсутствии - в 30-дневный срок, направить стороне, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора, либо извещение о согласии с предложением, либо об отказе от предложения, либо о согласии изменить договор на иных условиях.

В п. 2 ст. 452 ГК РФ особо подчеркивается, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.

ГК РФ устанавливает следующие последствия изменения и расторжения договора:

  • - обязательство по договору изменяется лишь в той части, в какой, был изменен лежащий в его основе договор; остальные обязательства сохраняются в неизменном виде;
  • - при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, т.е. с этого момента стороны лишаются принадлежащих им в силу обязательства прав и освобождаются от лежащих на них обязанностей;
  • - если изменение или расторжение договора произошло по взаимному соглашению сторон, то основанное на нем обязательство соответствующим образом изменяется или прекращается с момента заключения сторонами соглашения или с момента, указанного в нем;
  • - при изменении или расторжении договора в судебном порядке основанное на нем обязательство изменяется или прекращается с момента вступления в законную силу решения суда;
  • - по общему правилу стороны не могут требовать возвращения того, что уже было исполнено до изменения или расторжения договора. Иное правило может быть предусмотрено законом или соглашением сторон;
  • - если договор был изменен или расторгнут вследствие существенного нарушения его условий одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК).

28. Понятие, принципы и сфера действия закона о приватизации. Компетенция органов управления приватизируемым имуществом. Прогнозный план (программа) приватизации.

Под приватизацией гос-го и мунииц.имущ-ва понимается возмездное отчуждение имущ-ва, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муницип.образований, собственности физ.и/ или юр.лиц.

Регулируется ФЗ №178.

! Закон о приватизации жилого фонда не относится, поскольку предаётся в собственность бесплатно и эта приватизация действует до 1 марта 15 г.!

Принципы :

· -принцип равенства покупателей. При приобретении гос.или муницип.имущ-ва неважно, физ.или юр.лицо, никаких имущ-в (привилегий) не имеют.

· -принцип открытости деят-ти органов гос.власти и органов местного самоуправления по приватизации имущ-ва. Информация о том, какие предприятия будут приватизироваться явл.открытой информ. И закон обязует эту информацию раскрывать перед покупателями.

· -принцип законности.

Приватизация др.видов имущ-ва.

Закон не регулирует приватизацию земель гос.резерва, природные ресурсы, имущ-во, историческое наследие.

Закон не определяет определённый статус физ.лица предпринимателя.

Мб покупателями любые физ.и юр.лица, за искл.гос-ых и муницип.унитарных предприятий., муницип.учреждений. Доля участия в РФ составляет не менее 25%.

Гос-во может пережавать в собственность, исущ-во, котор.находится в собственности рФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Приватизация гос.имущ-ва:

-происходит с ведома и по согласию или инициативе Правит-ва РФ:

-имущ-во субъектов РФ, муницип.образований- правит-во субъектов РФ, руководство муницип.образований.

Фед.гос.унитарные предприятия:

-их приватизация осущ.с согласия Президента, котор.подписывает план приватизации, а представляет Президенту этот план Председатель Правит-ва (это касается стратегических предприятий (то предприятие, ктор.находится в собственности гос-ва, субъектов), стратегических АО (это негосударственные предприятия, но доля участия гос-ва, как- правило, 51и более % акций, либо 100% акций гос-ва.

Правит-во принимает решение, каким образом приватизировать имущ-во, осущ.контроль за приватизацией, утверждается перечень юр.лиц, котор.от имени ос-ва РФ будут организовывать и осущ.процесс приватизации (продажи мущ-ва).

В прогнозном плане указываются основные направления и задачи:

-характеристики имущ-ва( перечень), предполагаемые сроки приватизации

-прогнозный план фед.имущ-ва (проект) осущ.в соотв.с основными направлениями внутренней политики РФ (внутреннюю политику определяет Президент).

Перечень имущ-ва, подлежащего приватизации определяется в передаточном акте.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 164.