СОДЕРЖАНИЕ
1. | Вид практики, способы и форма ее проведения | 3 |
2. | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 3 |
3. | Место учебной практики в структуре образовательной программы | 5 |
4. | Объём практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях и академических часах | 6 |
5. | Содержание практики | 6 |
6. | Формы отчетности по практике | 9 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике | 10 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | 10 |
7.2 | Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал оценивания | 14 |
7.3 | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | 23 |
7.4 | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | 17 |
8. | Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики | 29 |
9. | Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 30 |
10. | Материально-техническая база, необходимая для проведения практики | 30 |
11. | Особенности организации практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | 31 |
Приложение А. Образец оформления титульного листа | ||
Приложение Б. Образец задания на практику | ||
Приложение В. Образец характеристики-отзыва с места практики |
Общекультурные компетенции
Внутривузовские компетенции
3. Место практики в структуре образовательной программы
Теоретической базой производственной преддипломной практики являются все изученные дисциплины направления согласно учебного плана.
Результаты производственной практики должны способствовать закреплению полученных в ходе теоретического обучения знаний, а также дать представление о будущей производственной деятельности.
В будущем практические навыки, полученные в ходе производственной практики, помогут при изучении дисциплин профессионального цикла и написания выпускной квалификационной работы.
4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах
Учебным планом по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» предусмотрено проведение производственной практики общей продолжительностью 2 недели с общим объемом 3 зачетных единицы.
Общая трудоемкость производственной практики составляет 108 часов.
Содержание практики
График работы студентов в ходе практики имеет следующий общий вид:
1 этап - организационный. На данном этапе проводится организационное собрание в университете (установочная конференция), на котором до студентов доводится содержание практики, сообщается календарный график ее прохождения, студенты проходят инструктаж по правилам техники безопасности; в этот же день каждому из студентов выдается дневник практики, индивидуальное задание на практику.
2 этап – основной. На данном этапе студент изучает нормативно-правовую базу организации (базы практики), выполняет индивидуальное задание консультируясь руководителем практики как от организации, так и от кафедры.
3 этап- заключительный. Оформление отчета и подготовка к защите отчета производственной практики; отчет проверяется руководителем практики от кафедры, который может предложить студенту его исправить или дополнить.
После устранения всех замечаний проводится публичная защита студентом отчета по практике.
По итогам прохождения практики руководителем практики от кафедры организуется итоговая конференция, целью которой является обсуждение результатов практики, обмен опытом, изучение проблем, возникших при прохождении практики. Студенты и руководитель практики выборочно представляют свои отчеты, обсуждают порядок организации и условия прохождения практики, делятся мнениями, вырабатывают совместные предложения по совершенствованию данной работы.
Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы контроля |
1. Организационный этап | Проверка усвоения студентами правил техники безопасности и охраны труда. | |
- установочная конференция | 2 | |
-инструктаж по технике безопасности, | 1 | |
-получение соответствующих документов на практику | 1 | |
2. Основной этап | Методическая помощь при выполнении студентами индивидуального задания. | |
- изучение нормативно-правовых документов, соответствующей литературы | 14 | |
- сбор, обработка и анализ полученной информации, | 36 | |
- ведение документов по практике | 36 | |
3. Заключительный этап | ||
-подготовка отчета по практике | 16 | |
- итоговая конференция | 2 | Защита отчета |
ИТОГО: | 108 |
Особенности содержания практики для отдельных видов базовых предприятий Производственную практику по направлению «Государственное и муниципальное управление» студенты проходят в органах государственного и муниципального управления, бюджетных и других некоммерческих организациях, участвуя в непосредственной деятельности и реализации полномочий данных учреждений и организаций.
А) База практики – производственное предприятие
Основные задачи:
– изучить инструктивные материалы по формированию затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции;
– изучить динамику выручки, прибыли, издержек, рентабельности;
– изучить динамику финансовых показателей (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, структуры капитала и др.);
– изучить финансовое состояние по дебиторской и кредиторской задолженности;
– изучить документы финансовой службы предприятия, финансовую отчетность.
На основе баланса студенты изучают видовой состав оборотных и внеоборотных активов, их структуру и динамику.
Особое внимание следует уделить организации оборотных средств предприятия и их структуре, источникам финансирования, объему и срокам дебиторской и кредиторской задолженности.
На основе данных отчёта о движении денежных средств студенты определяют источник поступления и структуру денежных средств предприятия, изучают особенности формирования выручки от реализации и определяют ее роль в формировании денежных доходов предприятия, выявляют факторы, влияющие на величину выручки.
На основе данных отчёта о финансовых результатах студенты знакомятся с системой показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, методами расчета прибыли, рентабельности, изучают методологию их планирования и анализа. Студенты должны изучить систему затратных показателей, используемых на предприятии для управленческого, бухгалтерского и налогового учетов. Студенты изучают состав затрат на производство и определяют факторы, влияющие на их величину. Кроме того, необходимо изучить методику анализа и планирования затрат на производство. Изучить методику калькуляции себестоимости. Необходимо изучить структуру затрат организации, методы распределения затрат на постоянные и переменные, оборачиваемость оборотных средств и динамику их изменения.
Студенты должны рассмотреть и изучить основные налоги, уплачиваемые предприятием. При этом следует руководствоваться соответствующими законами, инструкциями, нормативными актами, рассмотреть пути оптимизации налогообложения.
Студенты должны изучить источники финансирования предприятия. При этом особое внимание уделяется рассмотрению и изучению соотношения собственных и заемных источников, изменению их тенденций, также необходимо рассчитать оптимальные варианты привлечения заемных средств.
При исследовании вопросов планирования необходимо обратить внимание на используемые организацией методы при формировании смет (бюджетов) производства затрат, прибылей и убытков, составить плановый баланс, план движения денежных средств и плановый отчет о прибылях и убытках на следующий год, обязательно составить проверочную шахматную таблицу.
Б) База практики – налоговые инспекции
При прохождении практики в налоговых инспекциях студенты должны ознакомиться со структурой налоговой инспекции, функциями и задачами ее подразделений, изучить формы и методы работы налоговой инспекции, способы осуществления контроля за соблюдением плательщиками установленного порядка налогообложения, рассмотреть порядок составления налоговых деклараций. Главное внимание необходимо уделить организации взимания основных видов налогов: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на доходы с физических лиц, налога на имущество, которые составляют основную долю в бюджетных доходах.
За период практики студент должен изучить порядок постановки на налоговый учет и снятие с учета различных налогоплательщиков; методы и способы выявления занижения налогооблагаемой базы и сокрытия налогов налогоплательщиками; методы по выявлению уклоняющихся от постановки на учет налогоплательщиков; процедуру проведения камеральной и других видов налоговых проверок.
В) База практики – муниципальные учреждения
Основные задачи:
– изучить устав муниципального образования;
– изучить общую характеристику администрации муниципального управления с его подразделениями: задачи, организационную структуру, выполняемые функции, основные входящие и исходящие документы, инструктивные материалы;
– изучить финансовую отчетность муниципального образования;
– изучить организацию экономико-аналитической работы администрации;
– изучить оценку финансовых ресурсов, имеющихся на территории муниципального образования;
– изучить организацию обслуживания населения;
– изучить перспективы финансового развития администрации.
Обязательно провести анализ финансового состояния бюджета муниципального образования, который включает:
1. Доходы местных бюджетов:
– классификация местного бюджета;
– собственные, регулирующие доходы местного бюджета;
– состав местных налогов и сборов;
– формирование и распределение налоговых и неналоговых доходов.
2. Расходы местных бюджетов:
классификация расходов местного бюджета.
3. Сбалансированность местных бюджетов (дефицит и профицит).
4. Муниципальные внебюджетные фонды.
5. Муниципальный заказ.
Должен быть также выполнен следующий анализ:
– структуры управления администрации,
– эффективности использования финансовых ресурсов,
– уровня обслуживания населения,
– сформулированы выводы и предложения по управлению финансовыми ресурсами муниципального образования.
По бюджетным учреждениям необходимо:
– изучить общую характеристику учреждения, его устав, нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми оно функционирует;
– изучить организационную структуру бюджетного учреждения, его специализацию;
– изучить состав и содержание финансовой отчетности бюджетного учреждения;
– изучить порядок составления сметы учреждения по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования;
– изучить финансирование бюджетного учреждения и взаимодействие получателей бюджетных средств с вышестоящими органами;
– изучить наличие, использование и движение основных и оборотных средств учреждения;
– изучить налогообложение бюджетного учреждения;
– рассмотреть обеспеченность финансовыми ресурсами, их состав, источники формирования, распределение;
– изучить планирование доходов и расходов бюджетного учреждения.
В зависимости от сферы деятельности провести анализ основных финансовых показателей работы учреждения за 3 года.
Карта оценки компетенций
Индекс компетенции | Планируемые результаты освоения программы практики (содержание компетенции) | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (в результате прохождения практики обучающийся должен знать, уметь, владеть) | Оценочные средства |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Знать: основные термины и определения в области экономических знаний; Уметь: использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности при принятии управленческих решений; Владеть: основными методами экономического анализа и оценки показателей, характеризующих деятельность субъекта. | Наблюдение за студентами при выполнении ими индивидуального задания по практике. Проверка отчета о прохождении практики |
ПК-1 | умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения | Знать: способы и методы разработки управленческого решения, в том числе в условиях риска; Уметь: применять способы и методы разработки управленческих решений и применять адекватные инструменты и технологии; Владеть: способы и методы разработки управленческого решения, в том числе в условиях риска. | Анализ и проверка отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
ПК-3 | умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов | Знать: основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом; Уметь: использовать экономические методы по бюджетированию; Владеть: экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом; | Анализ и проверка отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
ПК-6 | владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций | Знать: приемы и методы количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды; Уметь: применять в соответствии с заданными параметрами различные приемы и методы количественного и качественного анализа Владеть: навыками проведения количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды | Анализ и проверка отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
ПК-8 | способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования | Знать: основные виды информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; Уметь: применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Владеть: информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования | Анализ и проверка отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
ВК-10 | способность применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы права в профессиональной деятельности, ориентироваться в правовой системе | Знать: основные нормативно-правовые акты; Уметь: ориентироваться в нормативно-правовых актах; Владеть: навыками применять нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности | Анализ и проверка отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
ВК-11 | способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, политические условия и последствия реализации | Знать: основные принципы и этапы проектирования организационных действий; Уметь: применять методы оценки эффективности исполнения служебных обязанностей; Владеть: методами реализации проектов в области государственного и муниципального управления. | Анализ и проверка отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
ВК-12 | способность принимать участие в проектировании организационных действий, умение эффективно исполнять служебные обязанности а так же участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды | Знать: основные принципы и этапы проектирования организационных действий; Уметь: применять методы оценки эффективности исполнения служебных обязанностей; Владеть: методами реализации проектов в области государственного и муниципального управления. | Анализ и проверка, отчета о прохождении практики, защита отчетов (презентация, доклад, ответы на дополнительные вопросы) |
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
Этап
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономико-математический факультет
Кафедра государственного управления и финансов
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ
(БАЗА ПРАКТИКИ «__________»)
Выполнил:
студент __ курса
очной (заочной) формы обучения
группы Э-
Иванов(а) И.П. _________
Проверил:
Нефтекамск 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
План-график
ПРИЛОЖЕНИЕ В
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Вид практики, способы и форма ее проведения | 3 |
2. | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 3 |
3. | Место учебной практики в структуре образовательной программы | 5 |
4. | Объём практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях и академических часах | 6 |
5. | Содержание практики | 6 |
6. | Формы отчетности по практике | 9 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике | 10 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | 10 |
7.2 | Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал оценивания | 14 |
7.3 | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | 23 |
7.4 | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | 17 |
8. | Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики | 29 |
9. | Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 30 |
10. | Материально-техническая база, необходимая для проведения практики | 30 |
11. | Особенности организации практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | 31 |
Приложение А. Образец оформления титульного листа | ||
Приложение Б. Образец задания на практику | ||
Приложение В. Образец характеристики-отзыва с места практики |
Вид практики, способы и формы ее проведения
Вид практики – производственная (преддипломная)
Способы проведения производственной практики – выездная.
Виды деятельности, осуществляемые в ходе прохождения производственной практики: организационно-управленческая (ПК 1,3); информационно-методическая (ПК 6,8).
Формы проведения практики - изучение финансово-хозяйственной деятельности в экономическом и производственном отделах организаций.
Целями производственной (преддипломной) практики является углубление и закрепление знаний и умений, полученных в период теоретического обучения; приобретение ими профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Задачи производственной (преддипломной) практики:
– закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
– овладение профессиональными, практическими умениями, практическими навыками;
– ознакомление с особенностями деятельности государственных и муниципальных организаций;
– изучение различных сторон профессиональной деятельности: социальной, правовой, экологической, психологической, экономической.
– формирование устойчивого интереса и уважения к избранной профессии.
Базами проведения производственной практики могут быть коммерческие и некоммерческие организации любой формы собственности и отраслевой принадлежности, научно-исследовательские организации.
Перед прохождением практики студент должен сообщить руководителю практики Ф.И.О. директора (руководителя) и полное наименование организации, затем взять с университета письмо-направление на практику. Календарный график работы студента во время производственной практики составляется руководителем практики индивидуально для каждого студента, определяющий сроки, содержание и место прохождения практики, применительно к конкретным условиям работы предприятия, фирмы, организации.
2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Индекс компетенции | Планируемые результаты освоения программы практики (содержание компетенции) | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (в результате прохождения практики обучающийся должен знать, уметь, владеть) |
Общекультурные компетенции
Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.