Для выполнения контрольных работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

Для выполнения контрольных работ

По курсу «Психология личности и группы»

(для студентов заочной формы обучения)

 

Ростов-на-Дону

2017

 

 

Составители: д. ф. н., проф. Бондаренко Т.А.,

 к.психол.н., ст.препод. Мансурова И.С., к.пед.н., доц. Ежак Е.В.

 

Методические указания содержат перечень тем контрольных работ, вопросы к зачету по дисциплине и информационно-методическое обеспечение курса.

 

 

Психология личности и группы – достаточно сложная и многопрофильная отрасль знаний. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей, многочисленные вопросы общения и взаимодействия. Психологические знания сегодня нужны всем людям, и особенно студентам вузов, в будущем стремящимся стать менеджерами, руководителями, специалистами, работающими с людьми.

Изучение курса «Психология личности и группы» предусматривает выполнение контрольной работы, тема которой самостоятельно выбирается студентом из предложенных, но в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки студента. Объём работы 10-12 листов. Контрольная работа должна быть аккуратно написана от руки в стандартной школьной тетради, либо распечатана на компьютере на одной стороне листа (формата А4). Шрифт – Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервал, допускается выделение жирным шрифтом и курсивом. Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям. При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.

Структура контрольной работы: план, введение, основная часть (согласно вопросам к выбранной теме), заключение, которое должно содержать выводы и краткое резюме написанного выше; список литературы, ссылки на каждый источник должны содержаться в тексте (в квадратных скобках указывать порядковый номер источника в списке; при цитировании необходимо указывать страницы). Например: «Согласно А.А.Бодалеву, под общением мы будем понимать «сложный многоплановый процесс….» [2, С.14]

Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям. При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.

Защита контрольной работы проходит в 2 этапа:

1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).

2. Защита контрольной работы, предполагает собеседование по теме работы.

Ниже приводится список учебной литературы соответствующий программе дисциплины «Психология личности и группы» и включающей базовый материал по предлагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к зачету.

Тема 1.Предмет и задачи психологии как науки

1. Предмет психологии. Место психологии в системе наук.

2. Отрасли современной психологии

Литература: 5, 8, 10, 12, 13,14,15,16 (здесь и далее будет указан номер источника в списке информационно-методического обеспечения).

 

Тема 2. Классификация психических явлений

1. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Психические состояния и их основные характеристики.

3. Психические свойства личности.

Литература: 5, 8, 10, 12, 13,14,15,16

Тема 3. Методы исследования в психологии

1. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные.

2. Основные субъективные методы психологии.

3. Про­ективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный).

Литература: 5, 8, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. - СПб., Питер, 2001.

Тема 4. Нейрофизиологические основы психики

1. Организм и психика.

2. Мозг и психика.

3. Структура и функции психики.

Литература: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

 

Тема 7. Память как познавательный психический процесс

1. Понятие памяти.

2. Общая характеристика процессов памяти.

3. Виды памяти.

Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16.

Тема 10. Внимание

1. Понятие внимания, его виды.

2. Физиологические основы внимания. Функции внимания.

3. Свойства внимания.

Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Веккер Л. М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

ЛурияА. Р. Внимание и память. — М., 1975.

Найсер У. Познание и реальность. — М., 1981.

 

Тема 11. Мышление.

1. Общая характеристика мышления.

2. Виды мышления.

3. Основные мыслительные операции и приемы мышления.

Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-метод. посо­бие. - М., 1987.

Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.

 

Тема 12. Речь.

1. Основные виды речи.

2. Стиль речи и речевые особенности личности.

3. Развитие речи у ребенка.

Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-метод. посо­бие. - М., 1987. 

Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.

 

Тема 13. Сознание человека

1. Категория сознания в психологии

2. Уровни сознания.

3. Развитие индивидуального сознания

Литература: 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, 18, 19, а также

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

 

Тема 15. Чувства человека

1. Определение чувств и их физиологические основы.

2. Формы переживания чувств.

3. Чувства и эмоции.

Литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб,1997.

Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.

Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.

Тема 16. Эмоции

1. Определение эмоций.

2. Классификация эмоций.

3. Функции эмоций.

Литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб,1997.

Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.

Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.

 

Тема 19. Барьеры в общении.

1. Виды барьеров общении.

2. Причины барьеров в общении.

3. Способы повышения эффективности общения.

Литература: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, 19, 21, а также

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1983.

Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.

Шмидт Р. Искусство общения. – М.,1992.

Тема 24. Характер человека.

1. Понятие характера.

2. Свойства характера.

3. Сходства и различия темперамента и характера человека.

4. Понятие акцентуации. Типология акцентуаций (по Леонгарду).

Литература: 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Тема 29. Конфликт.

1. Конфликт: понятие, виды, функции.

2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Литература:

Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.

Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб, 1999.

Шмидт Р. Искусство общения. – М.,1992.

Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

Тема 30. Деятельность

1.Категория деятельности в психологии.

2. Макроструктура деятельности.

3.Внутренняя структура деятельности.

Литература: 2, 3, 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

 

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Типология общения.

Введение

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т. е. сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

«Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в

единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно.

Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение.

 

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради сни­жения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже со­всем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряже­ния происходит аффективно, может сформироваться навяз­чивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы погово­рить.

Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высо­кой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не мо­гут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривает­ся как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становит­ся потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его досто­инств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредст­вом интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлече­ния внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаменталь­ные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» бы­стро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необыч­ности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склон­ными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании — это стремление оказыва­ет активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потреб­ность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия ре­шения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и пове­дение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом прояв­ляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в те­чение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеко­любие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необхо­димо стремиться быть альтруистом. В его общении эта моти­вация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на кон­такт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

 

Типология общения

Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное это общение прямое, без посредни­ков. Опосредованное общение если оно обусловлено внеш­ними факторами — преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет мно­жество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необхо­димости. Вместо знаний о личности собеседника в этом слу­чае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предпола­гает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему про­ездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных усло­виях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые об­ществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в та­ком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социа­льной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не сво­бодно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже су­ровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, — обще­ние неформальное. Оно более наполнено личностным смыс­лом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформаль­ного общения — дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие чер­ты личности, например, как направленность на общение, до­верие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению лич­ностных, то есть неформальных отношений между партнера­ми. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контак­та, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями — эффективное средство к достижению неформального общения.

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение. Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

В зависимости от того, насколько ярко в общении прояв­ляются отношения, различают следующие его виды.

Социально-ориентированное общение. Общественные от­ношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, до­клад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и ре­шает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непо­средственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.

То есть такое общение реализует общественные отноше­ния и имеет целью организовать социальное взаимодейст­вие.

Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь бо­лее четко обозначены отношения, обусловленные совмест­ной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения — решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда — производст­венных задач, в сфере обучения — познавательных. Но непо­средственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная — организация коллективного взаимодей­ствия.

Личностно-ориентированное общение. Это общение од­ного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1) деловое, то есть направленное на совместную деятель­ность, по сути совпадающее с предметно-ориентирован­ным; 2) второй вариант — общение типа «выяснения отно­шений».

Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят лич­ностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становит­ся ясно, что общественные отношения присутствуют в са­мых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами обще­ния условны, так как в реальности коммуникативные ситу­ации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.

 

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания

для выполнения контрольных работ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.