Методические указания
Для выполнения контрольных работ
По курсу «Психология личности и группы»
(для студентов заочной формы обучения)
Ростов-на-Дону
2017
Составители: д. ф. н., проф. Бондаренко Т.А.,
к.психол.н., ст.препод. Мансурова И.С., к.пед.н., доц. Ежак Е.В.
Методические указания содержат перечень тем контрольных работ, вопросы к зачету по дисциплине и информационно-методическое обеспечение курса.
Психология личности и группы – достаточно сложная и многопрофильная отрасль знаний. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей, многочисленные вопросы общения и взаимодействия. Психологические знания сегодня нужны всем людям, и особенно студентам вузов, в будущем стремящимся стать менеджерами, руководителями, специалистами, работающими с людьми.
Изучение курса «Психология личности и группы» предусматривает выполнение контрольной работы, тема которой самостоятельно выбирается студентом из предложенных, но в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки студента. Объём работы 10-12 листов. Контрольная работа должна быть аккуратно написана от руки в стандартной школьной тетради, либо распечатана на компьютере на одной стороне листа (формата А4). Шрифт – Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервал, допускается выделение жирным шрифтом и курсивом. Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям. При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.
Структура контрольной работы: план, введение, основная часть (согласно вопросам к выбранной теме), заключение, которое должно содержать выводы и краткое резюме написанного выше; список литературы, ссылки на каждый источник должны содержаться в тексте (в квадратных скобках указывать порядковый номер источника в списке; при цитировании необходимо указывать страницы). Например: «Согласно А.А.Бодалеву, под общением мы будем понимать «сложный многоплановый процесс….» [2, С.14]
Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям. При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.
Защита контрольной работы проходит в 2 этапа:
1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).
2. Защита контрольной работы, предполагает собеседование по теме работы.
Ниже приводится список учебной литературы соответствующий программе дисциплины «Психология личности и группы» и включающей базовый материал по предлагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к зачету.
Тема 1.Предмет и задачи психологии как науки
1. Предмет психологии. Место психологии в системе наук.
2. Отрасли современной психологии
Литература: 5, 8, 10, 12, 13,14,15,16 (здесь и далее будет указан номер источника в списке информационно-методического обеспечения).
Тема 2. Классификация психических явлений
1. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые.
2. Психические состояния и их основные характеристики.
3. Психические свойства личности.
Литература: 5, 8, 10, 12, 13,14,15,16
Тема 3. Методы исследования в психологии
1. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные.
2. Основные субъективные методы психологии.
3. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный).
Литература: 5, 8, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. - СПб., Питер, 2001.
Тема 4. Нейрофизиологические основы психики
1. Организм и психика.
2. Мозг и психика.
3. Структура и функции психики.
Литература: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
Тема 7. Память как познавательный психический процесс
1. Понятие памяти.
2. Общая характеристика процессов памяти.
3. Виды памяти.
Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16.
Тема 10. Внимание
1. Понятие внимания, его виды.
2. Физиологические основы внимания. Функции внимания.
3. Свойства внимания.
Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Веккер Л. М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
ЛурияА. Р. Внимание и память. — М., 1975.
Найсер У. Познание и реальность. — М., 1981.
Тема 11. Мышление.
1. Общая характеристика мышления.
2. Виды мышления.
3. Основные мыслительные операции и приемы мышления.
Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-метод. пособие. - М., 1987.
Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.
Тема 12. Речь.
1. Основные виды речи.
2. Стиль речи и речевые особенности личности.
3. Развитие речи у ребенка.
Литература: 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-метод. пособие. - М., 1987.
Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.
Тема 13. Сознание человека
1. Категория сознания в психологии
2. Уровни сознания.
3. Развитие индивидуального сознания
Литература: 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, 18, 19, а также
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
Тема 15. Чувства человека
1. Определение чувств и их физиологические основы.
2. Формы переживания чувств.
3. Чувства и эмоции.
Литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.
Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб,1997.
Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
Тема 16. Эмоции
1. Определение эмоций.
2. Классификация эмоций.
3. Функции эмоций.
Литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.
Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб,1997.
Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
Тема 19. Барьеры в общении.
1. Виды барьеров общении.
2. Причины барьеров в общении.
3. Способы повышения эффективности общения.
Литература: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, 19, 21, а также
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1983.
Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
Шмидт Р. Искусство общения. – М.,1992.
Тема 24. Характер человека.
1. Понятие характера.
2. Свойства характера.
3. Сходства и различия темперамента и характера человека.
4. Понятие акцентуации. Типология акцентуаций (по Леонгарду).
Литература: 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Тема 29. Конфликт.
1. Конфликт: понятие, виды, функции.
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Литература:
Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб, 1999.
Шмидт Р. Искусство общения. – М.,1992.
Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.
Тема 30. Деятельность
1.Категория деятельности в психологии.
2. Макроструктура деятельности.
3.Внутренняя структура деятельности.
Литература: 2, 3, 5, 8, 9, 10, 12, 13,14,15,16, а также
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Типология общения.
Введение
Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т. е. сферу, формы, способы общения.
Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
«Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в
единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».
В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно.
Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение.
Виды потребностей в общении
Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.
Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит аффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.
Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.
Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств.
Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаментальные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» быстро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.
Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
Потребность в доминировании — это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.
Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необходимо стремиться быть альтруистом. В его общении эта мотивация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.
Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на контакт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.
Типология общения
Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.
Непосредственное — это общение прямое, без посредников. Опосредованное общение — если оно обусловлено внешними факторами — преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.
Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необходимости. Вместо знаний о личности собеседника в этом случае оперируют знанием его социальной роли.
Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему проездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.
Таким образом, совершенно разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые обществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в таком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социальной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не свободно от личностных отношений.
Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже суровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.
Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.
Вид общения, противоположный формальному, — общение неформальное. Оно более наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения — дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие черты личности, например, как направленность на общение, доверие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению личностных, то есть неформальных отношений между партнерами. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контакта, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями — эффективное средство к достижению неформального общения.
В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).
В зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают следующие его виды.
Социально-ориентированное общение. Общественные отношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.
Лектор, докладчик выступает как представитель общества и решает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.
То есть такое общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие.
Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь более четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью.
Это общение, например, в процессе труда, обучения.
Цель такого общения — решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда — производственных задач, в сфере обучения — познавательных. Но непосредственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная — организация коллективного взаимодействия.
Личностно-ориентированное общение. Это общение одного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:
1) деловое, то есть направленное на совместную деятельность, по сути совпадающее с предметно-ориентированным; 2) второй вариант — общение типа «выяснения отношений».
Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят личностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становится ясно, что общественные отношения присутствуют в самых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.
Разумеется, границы между отдельными видами общения условны, так как в реальности коммуникативные ситуации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.
Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.
Заключение.
Список литературы.
Методические указания
для выполнения контрольных работ
Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.