http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/ (Интернет-портал Росстата. - Официальная статистика \ Предпринимательство \ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство).
Периодические издания
АПК: экономика, управление (http://vniiesh.ru/publications/zhurnal_laquoapk)
Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (http://rosinformagrotech.ru/index.php?topic=institut&page=bazy)
Государство и право
Международный сельскохозяйственный журнал
Международная экономика и международные отношения
Сельская новь
Экономика сельского хозяйства России (http://esxr.ru/)
Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий (http://eshpp.ru/)
Человек и труд
Видеоматериалы и диски на кафедре «Философия, социология и политология»
1. Семейные фермы Белогорья. Областная целевая программа развития
малых форм сельского хозяйства на территории Белгородской области.
2. Сельский туризм.
3. Тарасов В.И. Рифы на пути ВТО – Москва, 2012. – 360 с.
Методические рекомендации к подготовке доклада
Главная задача высшего образования – научить человека творчески мыслить и самостоятельно получать знания. За несколько лет учебы студенты обязаны научиться правильно пользоваться научной литературой, извлекать нужную информацию, точно излагать свои мысли. Этот творческий процесс надо рассматривать как исследование, опирающееся на многочисленные источники, в котором нужно показать яркость и остроту мышления, а не привычное конспектирование.
Доклад – изложение сущности какого-либо вопроса.
Цель доклада - корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В докладе надо показать умение рассматривать важную проблему, классифицировать различные подходы к ней, оперировать научными категориями, излагать собственное понимание проблемы.
Содержание доклада должно отражать не только актуальность проблемы, но и анализ её истории. Понятийный аппарат – это инструментарий для корректного раскрытия темы. Поскольку целый ряд категорий трактуется по-разному в зависимости от точки зрения учёного, стоит привести разные суждения, указав какую интерпретацию выбирает докладчик и почему.
Доклад состоит из «Введения» (обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи выступления, определяется уровень исследования проблемы), 2-3 разделов (раскрывается содержание темы), и «Заключения», (подводятся итог анализа и формулируются некоторые выводы). Структура доклада должна быть обоснована, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.
Список использованных источников приводится в конце доклада и оформляется в соответствии с требованиями Госстандарта. План доклада приводится в начале перед «Введением».
Типы докладов:
«Обзор» – корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме.
«Анализ» – предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора.
«Эссе» – размышление-анализ по выбранной теме, после ознакомления с соответствующими источниками.
При оценке доклада преподаватель исходит из следующих критериев:
·- соответствие темы доклада содержанию,
·- достаточность и современность привлеченных к рассмотрению источников,
·- аналитичность работы,
·- методологическая корректность,
·- нетривиальность суждений,
·- новизна взгляда,
·- обоснованность выводов,
·- логичность построения,
·- научный стиль работы и оформление доклада.
Подбор литературы
Предварительно основательно проработайте библиотечный каталог. Выпишите все необходимые сведения о книге – библиотекарю будет легче найти книгу, если данные будут полными. Хорошо, если книг окажется очень много: из десяти выбранных в каталоге книг подходящими оказываются две – три. По скудным сведениям, которые представлены в карточке каталога, трудно решить, подходит ли действительно эта книга.
Для доклада нужны: первоисточники, критическая литература, чтение которой позволит лучше понять проблему, учебная литература, в которой материал максимально разъяснен и облегчен для понимания. Нужны разные справочники, словари и энциклопедии не только по данной дисциплине, но и по другим дисциплинам. Умение пользоваться словарями и энциклопедиями свидетельствует о широте познаний и качестве использования терминов.
Содержательные требования
После того, как тема выбрана, литература подобрана и частично прочитана, начинается подготовка текста. В зависимости от стиля работы с собранным материалом и последующим его анализом условно можно назвать две категории исследователей: «эмпириков» и «рационалистов». «Эмпирики» демонстрируют материал, упоминая всё интересное из найденного ими. Когда они пишут текст, они группируют собранные факты и делают на этой основе некоторые осторожные обобщения. Теоретическим концепциям они предпочитают цитаты и ссылки. «Рационалисты» делают упор на свою теоретическую концепцию, логически выстраивая видение проблемы и затем подбирая факты для ее иллюстрации. В их работах очень много внимания уделяется тщательному определению понятий и анализу их взаимосвязи.
Надо стараться уравновешивать подобную односторонность Достичь уравновешивания можно, если постоянно корректировать себя, свое видение проблемы, над которой приходится работать.
Употребление терминов
При использовании в тексте работы специальных терминов, принято соблюдать следующие правила:
1. Всегда употреблять самые ясные и недвусмысленные термины.
2. Никогда не употреблять слова, имеющие несколько смыслов, не определив, в каком из них оно будет использовано вами.
3. Никогда не использовать одно слово в двух значениях.
4. Никогда не употреблять разных слов в одном значении.
Слова – «паразиты». Очень часто в текстах встречается группа слов, вставляемых повсеместно. Надо стремиться к очищению речи, языка от часто повторяющихся слов, заменяя их синонимами, перестраивая предложение таким образом, чтобы употреблялись другие слова. Текст должен легко восприниматься, быть последовательным, логически строгим, доказательным, научным.
Формальные требования к оформлению текста доклада
Соблюдение формальных требований при написании научной работы – свидетельствует о серьезности исследования.
Эстетические требования
От того, как именно выглядит работа, зависит оценка ее преподавателем. Набор разрозненных листочков, скрепленных скрепкой и исчерканных неряшливым почерком демонстрирует не только качества характера автора, но и неуважение к читателю, что влечет снижение оценки.
Требования по объему
Оптимальный объем, необходимый для выступления (но не чтения!) на 10 минут, составляет около 4 - 5 страниц формата А4.
Требования по структурированию
1. Обязательно наличие абзацев – обычно 3-4 на странице. Лучше всего писать по принципу: каждая законченная мысль – абзац. Но не следует и мельчить: слишком большое количество абзацев указывает на недостаточность доказательности выдвинутых положений.
2. Все положения и выводы, приводимые в работе, должны быть доказательны и обоснованны. Спорные положения нужно специально оговаривать.
Использование терминов
Если в работе встречается сложный научный термин, нужно объяснить его содержание. Не следует перегружать работу искусственно усложненной терминологией: полезно помнить два правила:
- в первый раз, используя в работе какой-то важный для вас термин, непременно дайте его определение, даже если он достаточно известен. Используйте принцип “бритвы Оккама”, который гласит: “излишние сущности должны быть отсечены”. То, что можно передать с помощью одного понятия, не следует передавать с помощью двух.
Библиографическое описание должно быть оформлено согласно ГОСТ Р.7.0.5.-2008 Библиографическая ссылка. Сноски оформляются в квадратных скобках по тексту статьи, с указанием номера источника по библиографическому списку (например, [8], [5, с.56]). Библиографический список формируется в конце статьи по мере упоминания источников в тексте (не по алфавиту и не по иерархии источников).
Требования к оформлению:
На титульном листе должны быть: название министерства, ВУЗа; наименование кафедры, ведущей учебную дисциплину; полное название работы; ФИО соискателя, ФИО преподавателя.
После титульного листа - содержание работы с указанием страниц.
Приложения к докладу помещают после заключения и списка использованной литературы.
Доклад представляется в электронном или печатном виде
Примерные вопросы к зачету
1. Образ жизни - крестьянский. Общее и особенное в странах Европы, Азии, Америки.
2. Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире:
3. Американское фермерство: ХХ - ХХI вв.
4. Сельское хозяйство и продовольствие развитых стран.
5. Развитие фермерства в России: 1990 – 2015 гг.
6. Пути преобразования аграрного производства в условиях санкций.
7. Неформальная кооперация в сельских общинах.
8. Сельское хозяйство России и США. Сравнительный анализ.
9 Финансово-кредитное обеспечение сельского хозяйства в развитых странах Запада (любая страна на выбор).
10. Сельская интеллигенция: проблемы и решения.
11. Трудовые ресурсы села и формирование единой системы занятости.
12. Отходничество: экономические и социальные последствия для сельских поселений.
13. Соотношение городского и сельского населения в России: 1900 – 2015 гг.
14. Проблемы современных земельных отношений в России.
15. Проблемы земельного права в современных условиях.
16. Кто, почему и каким образом претендует на землю России.
17. Земельный вопрос России в начале ХХ века.
18. Крестьянство России в период трех революций (1905, 1917, 1991гг.).
19. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики.
20. Земельное законодательство как отражение соотношения политических сил в России.
21. Тенденции изменения социальной структуры села в России и за рубежом (на примере любой страны).
22. Земельное законодательство как фактор отношений собственности.
23. Преобразование земельных отношений в России.
24. Развитие АПК России: итоги и перспективы.
25. Аграрные программы русского зарубежья как теоретический источник современной аграрной политики.
26. Социально-правовые аспекты аграрных преобразований в новой России.
27. Социальные последствия монетизации на селе.
28. Сельская безработица как социальная проблема.
29. Социальный климат в нижегородской деревне.
30. Сельская бедность: субъективные оценки нижегородцев.
31. Имущественное положение сельских домохозяйств.
32. Противостояние законодательной и исполнительной власти в вопросе о будущем российской деревни: исторические параллели (начало и конец XX в.).
33. Сельская безработица по-нижегородски.
34. Земельный кодекс как фактор социальной политики России.
34. Земельный кодекс и будущее России.
35. Итоги аграрной “реформы” в Нижегородской области.
36. Проблемы нижегородского села.
37. Столыпинская аграрная реформа и ее современные последователи: оценки и прогнозы.
38. Геополитические цели Запада и аграрная революция в России.
39. Собственность на природные ресурсы и международное право.
40. К вопросу о способах обоснования современной аграрной реформы.
41. Ограничение права собственности на природные ресурсы как условие обеспечения прав народа и человека.
42. Аграрная реформа в Нижегородской области: причины, цели, механизмы.
43. Аграрный вопрос в политической борьбе в современной России.
44. Реформирование АПК в постсоциалистических странах (на примере любой страны).
45. О лозунгах аграрной революции 1990-х гг. в России.
46. Аграрная программа «Земельная реформа Нижегородской области» (''ЗеРНо''): результаты реализации.
47. ''ЗеРНо'' как модель приватизации земли и реорганизации сельхозпредприятий России.
48. Нижегородская модель реформирования сельскохозяйственных предприятий: причины и итоги.
49. Нижегородская модель реорганизации сельского хозяйства (на примере конкретного хозяйства).
50. Межнациональные отношения и земельный вопрос (на примере любой страны).
51. Частная собственность на землю как национальная проблема.
52. Селяне России: образ жизни или образ существования?
53. Рынок земли и продовольственная безопасность России.
54. Современный аграрный кризис в России: исторические параллели.
55. Предпосылки и этапы либерализации российской агросферы.
56. Системность кризиса российской агросферы: причины, сущность, основные проявления.
57. Социальные аспекты земельных отношений в России.
58. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в.
59. Мир русской деревни в начале ХХ и конце ХХ века: есть ли преемственность.
60. Мир русской деревни в начале ХХI века: есть ли преемственность с веком двадцатым?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.