Василий Никитович Татищев – 1-й российский историка)подг-л 1ю русск. публ-ю историч.источников:Русск.правда,Судебник И.Грозного,летописи
а)написал и.России с сам.древн.времён в 5ти книгах
б)связал историч.процесс с разв-ем умопросвящения
в)дал общую периодизацию и.РФ:
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин считал,что решающ.роль в и.играли ист.личности,поэтому в осн.рассматривал их идейно-моральн.мотивы действий.Психоанализ – осн.приём объяснения ист.процессов.
Сергей Михайлович Соловьёв
Занимал умерен.политич.згляды. Противник крепостн.права,сторонниксамодерж-я. По Соловьёву человеч.о-во развивалось едино и объективно.Ставил в центре внутр.процессыразв-я. Указывал на общ.черты разв-я Европы и России.
Василий Осипович Ключевский
Противник самод-я,отвергалреволюцию.Один из составителей 1х законов России.Концентрировал внимание на анализе соц.и экон.факторов о-ва.Пытался док-то,что разв-е о-ва зависит от внешн.ивнутр.факторов.
3. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, общественный строй, верования, взаимоотношения с соседями.
Киевская Русь — гос-во восточн славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. Вост. славяне заселили тер-ю Восточно-европ-ой равнины от Черн. до Балтийск. морей, от течения Днепра, до верховий Волги и Оки. Основу хоз-ной жизни вост. славян составляло земледелие. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хоз-е продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки». Сложн. и разнообразн. была духовн. жизнь вост. славян, проявившая себя в вере. Языческая религия отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. На смену пришла территориальная община, объединивш. людей по хоз-ным интересам. В конфликты с соседями вост.славяне не вступали.
Образование Древнерусского государства в 9-10 веке, его первые правители. Крещение Руси. Политические и культурные последствия принятия Христианства.
Киевская Русь объединила под своей властью обширн. Тер-ии, населенные восточнославянск., финно-угорск. и балтскими племенам. Глава гос-ва носил титул великого князя, князя киевского. В Киевск.Русисформ-лись предпосылки д/перехода на прогрессивн.путь развития.
Князь Олегбыл очень предприимчивым и воинственным. Как только власть оказалась у него в руках, Олег задумал захватить водный путь в Грецию, а для этого приходилось завоевывать всех славян, живших по Днепру.Внутр.политика князя Олега была сведена к сбору подати с покоренных племен. В 907 г. князь Олег совершил удачн. поход на Византию.
Князь ИгорьПосле смерти князя Олега древляне попытались обособиться от Киева. Князь Игорь Рюрикович усмирил их и обложил еще большей данью, чем при Олеге. Внутр. политика князя Игоря в осн. была направлена на усмирение возмущений разных славянских племен. Во внешн. политике князь Игорь преследовал торговые выгоды и разные льготы для русских купцов в Византии.
Княгиня Ольга Мудрая – жена Игоря.Во время боевых походов князя Игоря она занималась политиками, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками.Пока Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, Ольга занималась внутр. жизнью страны. Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядочен. системы сбора дани.
Крещение Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. Владимир Красно Солнышко начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время.
Политические последствия Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны. Была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.
Культурные последствия. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Разрушались культовые сооружения - идолы, капища.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.