Планирование расследования в оперативно-следственной группе.
Некоторые категории преступлений из-за своей сложности и большого объема работы не могут своевременно, качественно и эффективно расследоваться одним следователем. Особую сложность представляет расследование многоэпизодных преступлений, совершенных организованными группами. Исходя из этого, законодатель разрешает проводить расследование названных преступлений следственными группами. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК). Оперативные работники обязаны выполнять отдельные поручения и указания следователей, а также самостоятельно, параллельно с расследованием, проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях более полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств преступления. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопросов о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору (ч.3 ст. 163 УПК).
Планирование при расследовании следственной группой имеет некоторую специфику.
Руководителем группы, при участии других следователей, составляется 1) общий план расследования. Кроме того, составляются 2) индивидуальные планы работы каждого следователя. При необходимости составляются 3) планы проведения отдельных следственных действий или их комплексов с учетом сложности дела, содержания имеющихся доказательств и характера обязанностей, выполняемых каждым следователем.
Общий план расследования составляется после изучения фактических данных всеми следователями, коллективной оценки этих данных, построения версий, определения задач расследования и распределения обязанностей между следователями, составления каждым следователем индивидуального плана расследования.
В общем плане целесообразно отразить:
1) версии по делу и пути их проверки;
2) обязанности руководителя группы;
3) линии работы и функции каждого следователя, их задачи;
4) методы координации работы, взаимодействия и обмена информацией между отдельными следователями;
5) методы координации работы, взаимодействия и обмена информацией следователей с оперативными работниками;
6) методы использования помощи общественности и средств массовой информации;
7) формы и методы обобщения результатов расследования по отдельным его направлениям и на отдельных его этапах;
8) вопросы, связанные с определением сроков следствия, привлечением отдельных лиц в качестве обвиняемых, назначением экспертиз, выделением в отдельное производство уголовных дел в порядке, установленном ст. 153-155 УПК, изменением обвинения, прекращением производства в отношении отдельных обвиняемых;
9) информацию о ходе и результатах расследования для руководителя следственного органа;
10) составление обвинительного заключения и выполнение требований уголовно-процессуального законодательства об ознакомлении обвиняемых со всеми материалами дела.
Каждый следователь обязан знать весь объем работы, направления расследования в целом и свои конкретные функциональные обязанности.
Индивидуальные планы следователей составляются в зависимости от распределения обязанностей. Целесообразно строить работу так, чтобы каждый следователь мог отрабатывать либо определенную версию, либо эпизод или систему взаимосвязанных эпизодов, либо преступную деятельность конкретного обвиняемого. Возможно распределение обязанностей и по характеру следственных действий, месту совершения преступления.
Следует специально указать на неэффективность планирования работы следователей, входящих в группу, по системе отдельных частных поручений, так как это лишает их инициативы и снижает чувство ответственности за выполняемую работу, мешает формированию у каждого следователя целостного представления о проводимой по делу работе.
Каждый индивидуальный план должен быть согласован с общим планом расследования. В них нужно предусматривать организацию всей работы следователя, координацию работы с другими следователями и оперативными работниками, проведение единой стратегической линии и согласованное использование доказательств.
Все следователи при составлении своих планов работы обязаны учитывать общие версии по делу, частные версии, которые они строят, а также версии, проверка которых поручается другим следователям.
Индивидуальное планирование должно способствовать своевременной проверке и оценке доказательств и внесению основанных на этом изменений и дополнений в каждый план.
Оценка доказательств производится самостоятельно каждым следователем на всем протяжении расследования в пределах тех полномочий, которыми они наделяются, круга изучаемых ими версий или отрабатываемых вопросов. Систематическая взаимная информация и координация работы следователей должна обеспечивать знание каждым из них хода и результатов расследования, коллективной оценки доказательств.
Метод расследования преступлений следственной группой имеет свои положительные и отрицательные стороны. Он способствует быстрому и оперативному расследованию за счет одновременного решения нескольких следственных задач, параллельной проверки версий, оптимального сочетания способностей и опыта следователей.
Недостаток этого метода - трудность непосредственного восприятия каждым следователем всех доказательств по делу. Однако если работа организована правильно, то обязанности следователей распределяются так, что каждый из них имеет конкретное направление, а индивидуальная оценка доказательств сочетается с коллективной. Принцип непосредственности дополняется взаимной информацией о вновь поступающих доказательствах, полученных разными следователями.
Таким образом, преимущества группового метода расследования при правильной организации и планировании полностью поглощают его некоторые недостатки.
Общие положения, правовые основания криминалистической регистрации
Криминалистические учеты, картотеки и коллекции ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Они предназначены для решения диагностических и идентификационных задач по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные о последних неизвестны или скрываются. Такие объекты обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, ими могут быть разнообразные следы преступлений, лиц, их совершающих, орудий преступлений. Криминалистические учеты отличаются от других видов учетов тем, что регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных познаний.
Данный вид учетов называется криминалистическим, т.к. при подготовке входящей в них информации, а также при ведении этих учетов используются специальные криминалистические знания (в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и др.). Криминалистические учеты используются для оперативного информационного обслуживания предварительного расследования, а также для предупреждения тяжких серийных преступлений межрегионального и регионального уровня.
Информационной основой криминалистических учетов является работа с криминалистически значимыми сведениями о субъектах, объектах преступлений и связанных с ними событиях. Эта работа заключается в собирании, накоплении и анализе таких сведений. Эффективность информации о криминалистически значимых сведениях о преступлении во многом предопределяется результативностью осмотров мест происшествий, количеством и качеством изымаемых при этом следов и вещественных доказательств.
Криминалистические учеты ведутся в:
- Главном управлении экспертно-криминалистического центра (ГУ ЭКЦ МВД РФ) – централизованные учеты;
- экспертно-криминалистических подразделениях (ЭКП МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации) – региональные учеты.
Существуют следующие виды криминалистических учетов:
- дактилоскопические следотеки;
- следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств;
- картотеки микрообъектов;
- коллекции поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой;
- картотеки субъективных портретов неустановленных преступников.
Данный перечень не ограничен, он может быть дополнен другими криминалистическими учетами на основании решения руководства МВД, ГУВД, УВД.
Основанием регистрации конкретного объекта являются постановление прокурора, следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов служат протоколы следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учетов производятся при наличии достаточных оснований, предусмотренных нормативными актами.
Коллекции микрообъектов
Создаются в физико-химических лабораториях экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Цель данных коллекций состоит в установлении фактов однородности происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий и изъятых в качестве образцов у подозреваемых в совершении преступлений лиц.
Данный вид картотек представляет собой систематизированное собрание сведений о микрообъектах, изъятых с мест происшествий, связанных с совершением тяжких преступлений и содержащих информацию о внешнем облике преступников, использованных орудиях и предметах, обстоятельствах совершения преступления.
В случае изъятия микрообъектов при осмотре места происшествия, следователь не позднее 10 суток с момента осмотра направляет их с постановлением о назначении экспертизы в экспертно-криминалистическое подразделение.
В коллекцию после производства экспертизы помещаются:
· данные о результатах исследования (фотоснимки, спектрограммы, графики, сведения о строении, составе и механизме образования, схемы их локализации на предметах-носителях);
· общие сведения о преступлении;
· сами микрообъекты (по согласованию с лицом, назначившим экспертизу).
Микрообъекты находятся в картотеке до тех пор, пока преступление не будет раскрыто или уголовное дело прекращено, о чем следователь уведомляет экспертно-криминалистическое подразделение.
Планирование расследования в оперативно-следственной группе.
Некоторые категории преступлений из-за своей сложности и большого объема работы не могут своевременно, качественно и эффективно расследоваться одним следователем. Особую сложность представляет расследование многоэпизодных преступлений, совершенных организованными группами. Исходя из этого, законодатель разрешает проводить расследование названных преступлений следственными группами. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК). Оперативные работники обязаны выполнять отдельные поручения и указания следователей, а также самостоятельно, параллельно с расследованием, проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях более полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств преступления. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопросов о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору (ч.3 ст. 163 УПК).
Планирование при расследовании следственной группой имеет некоторую специфику.
Руководителем группы, при участии других следователей, составляется 1) общий план расследования. Кроме того, составляются 2) индивидуальные планы работы каждого следователя. При необходимости составляются 3) планы проведения отдельных следственных действий или их комплексов с учетом сложности дела, содержания имеющихся доказательств и характера обязанностей, выполняемых каждым следователем.
Общий план расследования составляется после изучения фактических данных всеми следователями, коллективной оценки этих данных, построения версий, определения задач расследования и распределения обязанностей между следователями, составления каждым следователем индивидуального плана расследования.
В общем плане целесообразно отразить:
1) версии по делу и пути их проверки;
2) обязанности руководителя группы;
3) линии работы и функции каждого следователя, их задачи;
4) методы координации работы, взаимодействия и обмена информацией между отдельными следователями;
5) методы координации работы, взаимодействия и обмена информацией следователей с оперативными работниками;
6) методы использования помощи общественности и средств массовой информации;
7) формы и методы обобщения результатов расследования по отдельным его направлениям и на отдельных его этапах;
8) вопросы, связанные с определением сроков следствия, привлечением отдельных лиц в качестве обвиняемых, назначением экспертиз, выделением в отдельное производство уголовных дел в порядке, установленном ст. 153-155 УПК, изменением обвинения, прекращением производства в отношении отдельных обвиняемых;
9) информацию о ходе и результатах расследования для руководителя следственного органа;
10) составление обвинительного заключения и выполнение требований уголовно-процессуального законодательства об ознакомлении обвиняемых со всеми материалами дела.
Каждый следователь обязан знать весь объем работы, направления расследования в целом и свои конкретные функциональные обязанности.
Индивидуальные планы следователей составляются в зависимости от распределения обязанностей. Целесообразно строить работу так, чтобы каждый следователь мог отрабатывать либо определенную версию, либо эпизод или систему взаимосвязанных эпизодов, либо преступную деятельность конкретного обвиняемого. Возможно распределение обязанностей и по характеру следственных действий, месту совершения преступления.
Следует специально указать на неэффективность планирования работы следователей, входящих в группу, по системе отдельных частных поручений, так как это лишает их инициативы и снижает чувство ответственности за выполняемую работу, мешает формированию у каждого следователя целостного представления о проводимой по делу работе.
Каждый индивидуальный план должен быть согласован с общим планом расследования. В них нужно предусматривать организацию всей работы следователя, координацию работы с другими следователями и оперативными работниками, проведение единой стратегической линии и согласованное использование доказательств.
Все следователи при составлении своих планов работы обязаны учитывать общие версии по делу, частные версии, которые они строят, а также версии, проверка которых поручается другим следователям.
Индивидуальное планирование должно способствовать своевременной проверке и оценке доказательств и внесению основанных на этом изменений и дополнений в каждый план.
Оценка доказательств производится самостоятельно каждым следователем на всем протяжении расследования в пределах тех полномочий, которыми они наделяются, круга изучаемых ими версий или отрабатываемых вопросов. Систематическая взаимная информация и координация работы следователей должна обеспечивать знание каждым из них хода и результатов расследования, коллективной оценки доказательств.
Метод расследования преступлений следственной группой имеет свои положительные и отрицательные стороны. Он способствует быстрому и оперативному расследованию за счет одновременного решения нескольких следственных задач, параллельной проверки версий, оптимального сочетания способностей и опыта следователей.
Недостаток этого метода - трудность непосредственного восприятия каждым следователем всех доказательств по делу. Однако если работа организована правильно, то обязанности следователей распределяются так, что каждый из них имеет конкретное направление, а индивидуальная оценка доказательств сочетается с коллективной. Принцип непосредственности дополняется взаимной информацией о вновь поступающих доказательствах, полученных разными следователями.
Таким образом, преимущества группового метода расследования при правильной организации и планировании полностью поглощают его некоторые недостатки.
Использование возможностей криминалистических учетов при выявлении и расследовании преступлений.
Криминалистические учеты, картотеки и коллекции ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Они предназначены для решения диагностических и идентификационных задач по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные о последних неизвестны или скрываются. Такие объекты обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, ими могут быть разнообразные следы преступлений, лиц, их совершающих, орудий преступлений.
Криминалистические учеты отличаются от других видов учетов тем, что регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных познаний.
Данный вид учетов называется криминалистическим, т.к. при подготовке входящей в них информации, а также при ведении этих учетов используются специальные криминалистические знания (в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и др.). Криминалистические учеты используются для оперативного информационного обслуживания предварительного расследования, а также для предупреждения тяжких серийных преступлений межрегионального и регионального уровня.
Информационной основой криминалистических учетов является работа с криминалистически значимыми сведениями о субъектах, объектах преступлений и связанных с ними событиях. Эта работа заключается в собирании, накоплении и анализе таких сведений. Эффективность информации о криминалистически значимых сведениях о преступлении во многом предопределяется результативностью осмотров мест происшествий, количеством и качеством изымаемых при этом следов и вещественных доказательств.
В зависимости от уровня централизации учеты подразделяются:
- местные – ведутся в горрайорганах внутренних дел;
- региональные – ведутся в информационных центрах (ИЦ) МВД республик и управлений (в том числе на транспорте) внутренних дел;
- централизованные – ведутся в Главном информационном центре (ГИЦ) и Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД РФ.
Существуют следующие виды криминалистических учетов:
- дактилоскопические следотеки;
- следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств;
- картотеки микрообъектов;
- коллекции поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой;
- картотеки субъективных портретов неустановленных преступников.
Данный перечень не ограничен, он может быть дополнен другими криминалистическими учетами на основании решения руководства МВД, ГУВД, УВД.
Общие положения, правовые основания криминалистической регистрации
Криминалистические учеты, картотеки и коллекции ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Они предназначены для решения диагностических и идентификационных задач по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные о последних неизвестны или скрываются. Такие объекты обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, ими могут быть разнообразные следы преступлений, лиц, их совершающих, орудий преступлений. Криминалистические учеты отличаются от других видов учетов тем, что регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных познаний.
Данный вид учетов называется криминалистическим, т.к. при подготовке входящей в них информации, а также при ведении этих учетов используются специальные криминалистические знания (в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и др.). Криминалистические учеты используются для оперативного информационного обслуживания предварительного расследования, а также для предупреждения тяжких серийных преступлений межрегионального и регионального уровня.
Информационной основой криминалистических учетов является работа с криминалистически значимыми сведениями о субъектах, объектах преступлений и связанных с ними событиях. Эта работа заключается в собирании, накоплении и анализе таких сведений. Эффективность информации о криминалистически значимых сведениях о преступлении во многом предопределяется результативностью осмотров мест происшествий, количеством и качеством изымаемых при этом следов и вещественных доказательств.
Криминалистические учеты ведутся в:
- Главном управлении экспертно-криминалистического центра (ГУ ЭКЦ МВД РФ) – централизованные учеты;
- экспертно-криминалистических подразделениях (ЭКП МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации) – региональные учеты.
Существуют следующие виды криминалистических учетов:
- дактилоскопические следотеки;
- следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств;
- картотеки микрообъектов;
- коллекции поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой;
- картотеки субъективных портретов неустановленных преступников.
Данный перечень не ограничен, он может быть дополнен другими криминалистическими учетами на основании решения руководства МВД, ГУВД, УВД.
Основанием регистрации конкретного объекта являются постановление прокурора, следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов служат протоколы следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учетов производятся при наличии достаточных оснований, предусмотренных нормативными актами.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 263.