Предмет , методы и периодизация истории отечественного государства и права . Источники и историография
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образование Древнерусского государства .

Точную дату возникновения Др. гос-ва нельзя.

Происходило постепенное преобразование военно-политических союзов в феодальное гос-во восточных славян – Киевскую Русь.

Большинство исследователей полагают. Что возникновение Др.гос-во следует относить к 9 веку. В 9 веке восточнославянские княжества (Киевское, Новгородское) стали интенсивно заниматься международной торговлей, по водному пути «из варяг в греки). Это привело к политическому и экономическому укреплению.

На Русь пришли 3 варяжских князя в 862 и заняли престолы :

 -Рюрик в – Новгороде;

-Трувор – Изборск;

-Синеус – Белозерск.

С этого момента можно говорить о начале ИОГП

Существует 2-е гипотезы образования

1. согласно норманнской теории, опирающейся на русскую летопись («Повесть временных лет», гос-ть на Руси была привнесена варягами (Рюриком, Синеусом, Трувором) в 862 г.

Основатели: Байер, Миллер, Шлецер.

2. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привлечения гос-ти извне, на идее возникновения гос-ва как этапа внутреннего развития общества.

Основоположник – Ломоносов

-Летопись говорит о том, что гос-ть сущ-ла еще до варяг.

-гос-во не может организовать один человек или несколько

-Др.гос-во было подготовлено многовековым развитием восточного славянства

-По экономическому и политическому уровню славяне стали выше варягов, поэтому повзаимствовать их опыт они не могли.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются :

1) географические и климатические условия (большие слабонаселенные территории, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2) проживание на территории .Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3) взаимоотношения с соседними народами и государствами.

 

 

Общественный строй Древней Руси (IX – XII вв .).

Общественный строй включает в себя классовую структуру общества, правовое положение классов и соц.жизни населения, а также экономического развития страны.

Земледелия :

- подсечно-огневое

- пашенное

С 9 века на Руси начинается стремительный рост городов с увеличением торгового и ремесленного населения. К 12 в. насчитывалось 200 городов.

Большое развитие в Древнерусском гос-ве получило княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение.

Со временем свободные общинники попадают в зависимость к собственникам земли и начинают складываться феодальные отношения.

В результате соц.деферециации об-ва появились:

- феодалы ( князья, бояре, священники) - привилегированное население

- свободные общинники ( люди)

- смерды ( крестьяне, общинники)

- закупы ( рабы, долговая и кабальная зависимость)

- изгои ( вышедшие из общины или холопы, которые выкупились)

- холопы и челядь ( рабы)

- городское население

Формой феодального землевладения являлась вотчина, которая передавалась по наследству.

Бояре появились из состава богатых дружинников князя ( старшая дружина) и из рода княжеской знати.

Формой боярского землевладения являлись вотчина и поместье.

Церковь – крупный феодал на Руси.

Основная масса населения – свободные общинники, которые назывались люди. Свободные общинники подвергались гос.эксплуатации и уплачивали дань.

Смерды – это крестьяне-общинники, которые были лично свободными, но землю получали либо от общины, либо от князя.

Худые смерды – те, которые разорились.

Закупы – люди, бравшие в долг. Если закуп сбежал, то становится холопом.

Изгои – это бывшие закупы, выкупившиеся на волю холопы или это лица ушедшие из оющины.

Холопы и челядь – они не являлись субъектами права, и за них отвечал хозяин.

 

Русь и Золотая Орда

Общественный строй

В этот период времени все общество делилось на: дворянство, духовенство, мещане, крестьянство.

Дворянство .

Правовое положение дворянства было закреплено в указе о единонаследии 1714 г., табеле о рангах 1722г.

В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. и указом о единонаследии произошло уравнение между вотчиной и поместьем. Дворяне стали абсолютными монополистами на землю в империи. С 1718 г. дворяне не платили налоги.

При Петре 1 все дворяне должны были служить пожизненно.

Согласно Табелю о рангах, в каждом ведомстве все служащие делились на 14 классов. По достижении 8 класса, лицо получало право на наследственное дворянство.

Духовенство .

В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. – духовенство ограничивалось в приобретении вотчины, иметь белые слободы и заниматься торговлей, деятельностью в посадах.

С XVIIIв военное время каждый пятый крестьянин из духовной вотчины призывался на военную службу.

С 1705 г. с беспоместных священников взимался денежный сбор взамен службы в армии.

Духовенство становится часть государственного аппарата, становится подчинена и подконтрольна его интересам. Пётр I создает Великий Синод.

Мещане .

Разделялись на гильдии. Были созданы ратуши др. органы местного самоуправления.

Крестьянство .

Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра 1 от подушной подати, которая также не разграничивала их.

 

Государственный строй

Весь период XVIII века прописан реформами по созданию разветвленного, централизованного, бюрократического гос. аппарата.

1711 г. – Сенат (прекращается деятельность Боярской Думы), 1720 г. – Синод, 1721 г. – титул Императора.

В отсутствии императора или по его распоряжению Сенат мог выполнять функции верховной гос. власти.

1722 г. – Сенат объявляется высшим исполнительно-распорядительным к судебным органам. В последствии роль Сената уменьшается и к концу века за ним остаются судебные функции.

Петр I создал отраслевую систему управления – коллегии: - военная, - адмиралтейская, - иностранных дел, - берг, - коммерц, - мануфактур, - юстиц, - духовная, - ратуша и др.

1708 г – губернская реформа. Вся страна была разделена на 8 губерний, которые делились на дистрикты и провинции.

Петр I попытался отделить суд от администрации с целью ограничения судебного произвола.

Были проведены военная реформа, которая многое изменила в армии во время войны.

Реформированию также подверглись местное управление, налоговая система.

 

 

Гражданское право

К началу XVII в. письменная форма заключения сделок стала обязательной для большинства из них особенно с недвижимостью. Была установлена «крепостная» форма с дополнительной регистрацией договоров в государственных органах. Круг учреждений регистрации в XVIII в. не был постоянным: Юстиц-коллегия, ратуши, судебные учреждения. Акты о договорах оформлялись на особой гербовой бумаге, подписывались сторонами, свидетелями и государственными чиновниками.

Договоры дарения, мены, купли-продажи ограничивались при Петре I запрещением распоряжаться родовым имуществом. Указ о единонаследии 1714 г. практически запретил распоряжаться недвижимостью, которая переходила к единственному наследнику. Установились строгие правила запрета на распоряжение имуществом, изъятым из оборота (опека, арест, заложенные имения).

Договоры найма имущества и личного найма имели строго сословный характер: частновладельческие крестьяне могли наниматься или сдавать землю в аренду с согласия помещика. При договоре найма имущества оно должно было возвращаться владельцу в соответствии с заключенными условиями и в сохранности. Запреты найма привели к появлению особых категорий крестьян, приписанных к заводам и фабрикам.

Договор займа заключался лицом, способным нести имущественную ответственность, или при наличии соответствующих поручителей. Запрещалось взимание процентов по займам и займы с лиц, подчиненных по службе или положению (чиновникам у соответствующего населения, судьям у подследственных и т.д.).·Вексельный устав 1729 г. облегчил купечеству заемный процесс составлением векселей, что ускоряло торговый оборот. Получил распространение договор доверенности: поручение специалистам вести соответствующие дела в суде или торговле.

Наибольшее значение имеет развитие в первой четверти XVIII в. договоров подряда и поставки и товариществ, связанных с активизацией торгово-промышленной деятельности. Здесь требовались четкое определение прав и обязанностей сторон, а также регламентация ответственности поставщика или членов товарищества при невыполнении условий поставки и подряда или несостоятельности товарищества. Важную роль в развитии этих договоров играло государство, заинтересованное в промышленных подрядах и покровительствующее товариществам. - маны и дарения.

Наследственное право

В период правления Петра был издан указ 1714г., который регламентировал порядок наследования имущества. Согласно этому указу земля переходила одному сыну. Если завещания нет, то старшему. Если не было сыновей, то земля переходила дочери. Землю нельзя было продавать, кроме случаев особой нужды, но при этом старший сын в течении 40 лет имел право выкупить землю.

Семейное

В соответствии с Указом о единонаследии 1714 г. был повышен брачный возраст для мужчин до 20 лет, а для женщин — до 17 лет. Законную силу имел только церковный брак.

Для заключения брака необходимо было соблюдение некоторых требований. В брак могли вступать лица, не лишенные здравого рассудка. Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требовалось разрешение начальства, для дворян — также знание арифметики и геометрии.

Поводами для расторжения брака являлись следующие: политическая смерть (т.е. лишение всех гражданских прав) и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3 лет, произошедшее не по вине отсутствующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Брак не был равноправным — жена находилась в подчинении мужа. Правовое положение жены определялось социальным статусом мужа. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа.

Уголовное право.

В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского.

Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.

Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным.

Артикулы включали следующие виды преступлений:

• религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;

• государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;

• должностные преступления: взяточничество, казнокрадство, неплатежи налогов и др.;

• воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т.д.;

• преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;

• преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей;

• преступления против личности: убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;

• имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенни-чество;

• преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоежен-ство, прелюбодеяние, занятие проституцией.

Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.

Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.

Судебный процесс

Процесс делился на три стадии (части): первая начиналась оповещением о начале судебного процесса и заканчивалась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приговора до его исполнения.

Первая стадия процесса — оповещение о явке в суд заинтересованных лиц — делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика требовали письменной формы и протоколировались.

Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств. Доказательства были четырех видов - собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.

 

Свидетельские показания не были равноценными. Противопоставлялись показания мужчин и женщин, знатного человека и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде.

К письменным доказательствам относились различные документы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т.д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреплении присягой.

Очистительная присяга применялась в крайних случаях, когда другим способом было невозможно доказать обвинение.

Принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным.

После анализа доказательств суд переходил к вынесению приговора. Он выносился большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос председателя. Приговор составлялся в письменной форме, подписывался членами суда, председателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.

Приговоры по делам, где применялась пытка, подлежали утверждению фельдмаршалом или генералом. Последние могли изменить меру наказания.

Устанавливался апелляционный порядок пересмотра приговоров суда.

После вынесения приговора он приводился в исполнение.

Принципы розыскного процесса также вводились и в гражданские споры. Подробная регламентация инквизиционного процесса давалась в специальном «Кратком изображении процессов или судебных тяжб», принятом в 1715 г.

В 1723 г. был принят указ «О форме суда», в соответствии с которым по гражданским делам вновь стала использоваться состязательная форма судебного процесса. Вводилось устное судоговорение. Были сокращены сроки явки сторон в суд до одной недели. Уважительными причинами неявки были: болезнь, пожар, наводнение, смерть близких и др. Разрешалось судебное представительство.

Университетская реформа 1863 г. в России. . ( У нас это 35)

Подготовка университетской реформы началась в 1856 году и до начала 1860-х годов шла без особой спешки. Между тем ситуация требовала принятия срочных мер. Связано это было не только с кризисом самих университетов, но и с волнениями в студенческой среде. В частности, после студенческих беспорядков в Санкт-Петербургском университете в 1861 году последовало высочайшее повеление о временном закрытии этого университета впредь до пересмотра Университетского устава 1835 года.

18 июня 1863 года император Александр II именным указом утвердил новый Общий устав императорских российских университетов. В тот же день были открыты все факультеты Санкт-Петербургского университета и проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная «Учреждением Министерства народного просвещения». Совпадение появления нового Университетского устава и реформы Министерства просвещения вряд ли случайно. Изменения в университетах были невозможны без изменения системы управления ими. Новый Университетский устав был только одним шагом в реформе университетского образования в России, реформе, которая была призвана остановить упадок российских университетов, создать условия для их развития и подъема на качественно новый уровень.

«Интересы университетов и науки вообще»

Наиболее известное положение Университетского устава 1863 года — введение выборности ректоров и профессоров университетов, — часто рассматривается в качестве чуть ли не политической либерализации жизни университетов. Это не имеет никакого отношения к действительности. Правительство крайне болезненно относилось к любым проявлениям политизации университетской среды и ставило своей целью борьбу с такими явлениями. Поэтому все преобразования лучше рассматривать с позиций необходимости преодоления упадка университетов и необходимости более интенсивного развития в них науки.

По Уставу 1863 года главная роль в управлении университетом принадлежала Университетскому Совету, т. е. собранию всех ординарных и экстраординарных профессоров университета. Университетский Совет имел достаточно широкие полномочия, и, в частности, избирал ректора (для «ближайшего управления Университетом») и проректора. Любопытно, но Устав требовал обязательного участия профессоров в заседаниях Университетского Совета, т. е. участие в управлении университетом рассматривалось не как право, а как обязанность. Важную роль играли и факультетские собрания (т. е. собрания профессоров факультета), которые, в частности, избирали деканов.

Что очень важно — избирались и профессора. Каждый член факультета мог выдвинуть своего кандидата, после чего проводились выборы в факультетском собрании, а затем повторно на Университетском Совете. Такая двухступенчатая система выборов была нужна для того, чтобы ознакомить членов Университетского Совета с мнением факультета. Избранную Университетским Советом кандидатуру утверждал Министр.

В Уставе предлагался ряд механизмов по обеспечению факультетов квалифицированными преподавательскими кадрами. Так, Университетский Совет имел право оставлять «при Университете стипендиатов для приготовления к профессорскому званию». Он же мог ходатайствовать перед Министром об «отправлении молодых людей за границу для приготовления к занятию кафедр». В заграничных университетах кандидаты в профессора не только слушали лекции, но и активно включались в научную деятельность. В целом, этот дорогостоящий способ подготовки новых профессоров был крайне удачен. Наконец, вводился институт приват-доцентов, т. е. внештатных преподавателей. Это был одновременно и способ привлечения дополнительных преподавателей, и способ проверки их педагогических способностей. Многие профессора начинали свою деятельность именно в качестве приват-доцентов.

Чтобы привлечь новых профессоров на открывающиеся и пустующие кафедры одних мер по подготовке молодых людей к преподавательской деятельности было, естественно, недостаточно. Важнейшей причиной дефицита кадров были низкие оклады, что заставляло многих преподавателей искать дополнительных заработков на стороне. Понимание этого у царского правительства было, поэтому Александр II в тот же день, когда он утвердил новый Устав, утверждает и «Штаты императорских российских университетов». Согласно этому документу годовое содержание преподавателей было увеличено в два и более раза по сравнению с дореформенным.

Для нормальной преподавательской и научной деятельности необходимо не только наличие высококвалифицированных кадров, которые имеют возможность тратить свое время на свою основную работу, не отвлекаясь на подработки. Важно еще, чтобы были созданы условия для работы. В Уставе оговаривалась необходимость наличия в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий.

Кроме инфраструктуры для нормального развития науки важен вопрос быстрого и бесперебойного снабжения. В этой связи поразителен фрагмент Устава, связанный с таможней. Приведем его полностью: «Университетам предоставляется право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия. Кипы и ящики с сими вещами, адресованные в университеты, в пограничных таможнях не вскрываются, а только пломбируются и потом свидетельствуются в университетах в присутствии таможенного или полицейского чиновника». Не говоря уж о том, что «книги, рукописи и повременные издания, получаемые университетами из чужих краев, не подлежат рассмотрению цензуры». Фактически Устав устанавливал особый режим снабжения университетов, чему могут позавидовать многие современные российские ученые, имеющие обыкновение нелестно отзываться о таможне.

Наконец, Устав предоставил университетам право создавать «ученые общества». Правда, создание таких обществ требовало разрешения Министра, он же утверждал уставы, но это не сильно ограничивало инициативу на местах. Через двадцать лет после реформы, комментируя разрешение создавать ученые общества, Д. И. Менделеев скажет: «Освобождение крестьян, можно сказать, совпало с освобождением русской науки».

Конец реформ

Университетская реформа была частью большой реформы образования, затеянной правительством Александра II. В свою очередь, реформа образования была необходимым звеном в цепи реформ, которые были призваны коренным образом преобразовать страну. Устав 1863 года оживил научную и учебную жизнь университетов, но не решил всех проблем. Сфера образования и науки не допускает быстрых изменений. Необходимо последовательно и методично менять всю систему, что и планировалось делать в дальнейшем.

Как и все остальные реформы Александра II реформа образования подвергалась мощной критике. Проводимые сверху реформы принимались обществом в штыки. В какой-то момент сложилось парадоксальное положение — царское правительство проводило одну реформу за другой, а общество, на словах критиковавшее сложившееся положение и, вроде бы, желавшее изменений, энергично боролось как с реформами, так и с реформаторами. Все это играло на руку консерваторам, желавшим остановки реформ и возврата назад.

4 апреля 1866 года бывший студент Казанского, а затем Московского университета Д. В. Каракозов совершает покушение на жизнь императора Александра II. Покушение раскрыло широкое распространение среди молодежи революционных учений, и 14 апреля 1866 года А. В. Головнин был уволен от должности Министра. Новым Министром народного просвещения стал обер-прокурор Священного Синода Д. А. Толстой, с кандидатурой которого связывались надежды на усиление религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения с целью противодействия нигилизму и другим революционным течениям. Но остановка реформ привела, как раз, к расцвету радикальных революционных группировок, что закончилось разгулом терроризма. На излете правления Александр II отправит Д. А. Толстого в отставку и инициирует новые реформы, но трагедия 1 марта 1881 года перечеркнет все планы и надежды.

В 1884 году вступает в силу новый Университетский устав, который покончит с автономией российских университетов.

 

 

Конституции РСФСР

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI: О гербе и флаге РСФСР.

В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

 Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР(ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.

Конституция закрепляла систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

 

Национально - государственное строительство . Образование СССР ( У нас это 51)

1. Образование СССР определялось следующими причинами:

— необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

— объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

2. 29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд СССР, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик

Исполнительным органом являлся СНК СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав. РСФСР) и двух самостоятельных государств — Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР.

Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. На VI съезд Советов Союза ССР прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.

На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР..

СССР

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР . Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и тд.

РСФСР

Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент - Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет.

Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1945 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1945 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий парламента, назначение выборов в парламент, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования).

Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся.

К советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные Народные Суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Репрессии :

Именно с середины 1930-х гг. в стране начались массовые репрессии. Они были и раньше, но теперь они затронули номенклатуру — Сталин стремился освободиться от «старых» кадров, связанных с революционными традициями. В 1936—1939 гг. прошла волна репрессий, названная впоследствии «большим террором». В 1936—1938 гг. были проведены закончившиеся расстрелами процессы над Каменевым, Зиновьевым, Пятаковым, Бухариным и другими старыми большевиками. Рыков покончил жизнь самоубийством. В 1940 г. НКВД организовал убийство Троцкого в Мексике. «Ленинская гвардия» перестала существовать.

Огромный ущерб стране нанесли репрессии в армии. В 1937—1939 гг. были репрессированы высшие военные руководители страны, в том числе и М. Н. Тухачевский, И. Н. Якир, И. П. Уборевич, И. Э. Блюхер и др. Затем репрессии покатились «вниз» — в итоге опытный командный состав армии, включая командиров полков и батальонов, был в значительной мере либо ликвидирован, либо отправлен в лагеря.

Репрессии затронули все слои советского общества — научную, культурную интеллигенцию, хозяйственные кадры, рядовых служащих, рабочих и крестьян. В обществе насаждалась атмосфера страха, которая позволяла эффективнее проводить управление тоталитарными методами. Система главного управления лагерей (ГУЛАГ) активно использовала труд заключенных на стройках пятилеток. Нередко условия содержания заключенных были крайне тяжелыми, в особенности в лагерях Сибири, Дальнего Востока, Казахстана

 

Предмет , методы и периодизация истории отечественного государства и права . Источники и историография .

ИОГП – является базовой отраслью государствоведения и правоведения, принадлежит к числу фундаментальных учебных дисциплин.

Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.

ИОГП – рассматривает развитие государственно правовых явлений в их целостности, единстве и взаимосвязи.

Задачи ИОГП – формирование научного представления об основных принципах становления и развития государственной и правовой системы в России.

ИОГП изучает развитие типов и форм гос-ва, институтов и механизмов гос-ой власти, функционирование системы в целом, отдельных ее учреждений, отраслей и норм права.

Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции. В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Периодизация ИОГП обусловлена факторами связанными с:

1.уровнем социально-экономическим и технического развития

2.с формами собственности и гос-го устройства

Периодизация ИОГП :

1.гос-во и право Древней Руси (9-12в)

2. период феодальных гос-в в Древней Руси (12-14)

3.московское гос-во (15-17 в)

4.российская империя периода абсолют.(18-середина19в)

5.период перехода к буржуазной монархии (середина 19-20)

6.период буржуазно-демократической республики (фев-окт 1917)

7.социалистическая революция и создание Советского гос-ва (1918-1920)

8.период НЭПА (1921-1930)

9. гос-но партийный социализм (1930-начало 1960 х годов)

10.кризис социализма (1960-1990)

11.Реставрация капитализма (с 1990 до н.дней)

Периодизация:

- эксплуататорские гос-ва ( 9в. – 1917г.)

- советский период

Историография ИОГП возникла только в 18 веке после учрежд. в России в 1725 г. Академии наук и открытие в 1755г. Московского университета.

В первой половин 19 века историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной. Начинают складываться научные школы в области истории государства и права.

Основными направлениями в историко-правовой науке в конце 19 – нач. 20 вв. стали:

- исследование внешней истории права ( курсы В. Н. Латкина и А. Н. Филимонова)

- культурно-исторический метод исследования права ( курсы В. О. Ключевского и П. Н. Милюкова)

- сравнительный метод (М. М. Ковалевский и Н. П. Павлов-Сильванский)

В начале 20 в. стала складываться маркситская историография и связывалась с именами историков М. Н. Покровского и Н. А. Рыжикова.

К числу современных направлений в изучении курса можно отнести:

 - изучение политической истории России (Н. Н. Смирнов, А. М. Сахаров, и др.)

 - исследования преобразований в системе органов власти, гос.управления и суда.

 - анализ основных изменений в сфере права

Источники ИОГП:

-Древнейшие летописи

-берестяные грамоты

-воспоминания современников

-законодательные источники.

Образование Древнерусского государства .

Точную дату возникновения Др. гос-ва нельзя.

Происходило постепенное преобразование военно-политических союзов в феодальное гос-во восточных славян – Киевскую Русь.

Большинство исследователей полагают. Что возникновение Др.гос-во следует относить к 9 веку. В 9 веке восточнославянские княжества (Киевское, Новгородское) стали интенсивно заниматься международной торговлей, по водному пути «из варяг в греки). Это привело к политическому и экономическому укреплению.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.