Тестовые показатели
 (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
 Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность[1]; импульсивность.
 Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.
Особенности линий
 Штриховые линии – тревожность как черта личности.
 Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
 Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
 Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
 Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
 Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.
Размер рисунка и его расположение
Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
 Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
 Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
 Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
 Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
 Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
 Рисунок помещен в углу – депрессия.
Тип животного
По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.
1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.
2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.
6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.
Составные части животного
Глаза
 Глаза отсутствуют – астения.
 Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
 Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
 Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
 Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
 Форма глаз искажена – невротическое состояние.
Уши
 Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
 Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.
Рот
 Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
 Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
 Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.
Голова
 Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
 Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
 Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
 Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.
Дополнительные детали на голове
 Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
 Рога – защита, агрессия.
 Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.
Фигура
 Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
 Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
 Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.
Дополнительные детали и части фигуры
 Чешуя, панцирь – потребность в защите.
 Шипы, иглы – защитная агрессия.
 Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
 Узор на шкуре – демонстративность.
 Раны, шрамы – невротическое состояние.
 Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
 Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
 Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
 Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
 Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.
Хвост
 Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
 Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
 Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
 Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
 Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
 Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
 Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.
Ноги
 Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
 Избыточное количество ног – потребность в опоре.
 Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.
Характер соединения ног с фигурой (корпусом)
 Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
 Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.
Описание образа жизни
Соответствует рисунку – развито логическое мышление.
Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
 С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.
Место жизни животного
За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
 Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
 Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
 Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.
Питание
Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
 Ест все подряд – импульсивность.
 Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
 Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
 Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
 Питается людьми – негативизм, агрессивность.
Занятия, игры
Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
 Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
 Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
 Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
 Не любит сидеть без дела – импульсивность.
 Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.