ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОЖАРНО – СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.М. МАКСИМЧУКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 20.02.04 «Пожарная безопасность»
Москва
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
I. Общие положения………………………………………………………….. | 4 |
II. Основные этапы работы…………………………………………………… | 5 |
III. Роль руководителя дипломной работы …………………………………. | 7 |
IV. Рецензирование дипломной работы …………………….......................... | 9 |
V. Требования к содержанию дипломной работы …………………………. | 10 |
VI. Требования к оформлению дипломной работы ………….…………….. | 16 |
VII. Защита дипломной работы …………....................................................... 7.1 Порядок защиты…………................................................................. | 22 22 |
7.2 Результаты защиты………………………………………………… | 24 |
7.3 Порядок подачи апелляции………………………………………... | 26 |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение 3 | |
Приложение 4 | |
Приложение 5 |
ОДОБРЕНЫ Предметно-цикловой Комиссией общепрофессиональных дисциплин и модулей Председатель предметно-цикловой комиссии: Протокол № _____ от «____» ______________ 20___ года _____________ / М.В. Лычев/ Подпись Ф.И.О. | РАЗРАБОТАНЫ на основе Приказа от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», Методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по профессиям среднего профессионального образования и утверждены заместителем директора по учебно-производственной работе _______________________/Н.А. Куторго/ Подпись Ф.И.О. |
ВВЕДЕНИЕ
Выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности. Закреплению профессиональных знаний и навыков, чему в немалой степени способствует выполнение студентами выпускной квалификационной работы (далее – ВКР), которая является одной из форм Государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), завершающей полный курс обучения студента. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования ВКР выполняется в разных видах. Для выпускников, осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена, ВКР выполняется в виде дипломной работы.
Сама дипломная работа характеризует уровень подготовки специалиста, его готовность к самостоятельной практической деятельности. По качеству дипломной работы, умению защищать ее основные положения судят о качестве подготовки самого выпускника. Поэтому важно правильно выбрать тему, провести исследования и оформить результаты работы.
Задача данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы помочь студентам качественно выполнить и оформить дипломную работу, своевременно ее представить для защиты. В методических рекомендациях излагается порядок подготовки и защиты дипломной работы, ее структура и требования к оформлению. Настоящие методические рекомендации являются обязательными для выполнения студентами, а также являются методическим пособием для руководителей, консультантов и рецензентов дипломных работ.
Данные методические рекомендации служат основанием для составления методических указаний по выполнению дипломной работы по всем специальностям колледжа.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заключительным этапом учебного процесса в колледже, реализующим конечные цели подготовки специалистов среднего звена, является дипломная работа.
Целью выполнения дипломной работы являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальностям и применение их при решении конкретных научных, экономических и производственных задач;
- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
- определение уровня подготовленности студентов для самостоятельной работы.
Тема и содержание дипломной работы должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. При выполнении дипломной работы студент использует знания, полученные в процессе обучения, учебно-методическую литературу, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, статистические данные, учетные, плановые, отчетные документы предприятий (организаций) и другие разрешенные для использования источники. При изучении литературных источников для накопления необходимых сведений рекомендуется не только конспектировать, делать выписки фрагментов текста (цитат), но и излагать собственные суждения по рассматриваемой проблеме.
Дипломная работа должна выполняться с использованием современных информационных технологий, в том числе – с использованием программных продуктов для проведения расчетов и построения моделей.
В процессе подготовки дипломной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультант.
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
Важное значение для выполнения дипломной работы имеет правильный выбор темы.
Также студенты могут выбрать тему дипломной работы самостоятельно, руководствуясь потребностями предприятий и организаций, интересом к проблеме, личными предпочтениями, практическим опытом, возможностью получения фактических данных, наличием специальной литературы.
Выбор темы дипломной работы студент обязан завершить до начала преддипломной практики. Если студент не выполнил это требование, заведующий отделением СПО назначает ему тему дипломной работы по собственному усмотрению.
Закрепление тем дипломных работ и руководителей дипломных работ утверждается приказом директора за две недели до выхода на преддипломную практику и изменению не подлежат.
Следующим этапом в работе является составление и согласование плана работы. Студент знакомится с необходимой литературой, собирает информацию и на основании этих данных самостоятельно составляет план дипломной работы, который утверждает руководитель.
После утверждения тем и плана дипломной работы руководитель выдает календарный план выполнения ВКР с указанием этапов и сроков их выполнения, которое согласовывается с заведующим отделением, данный план является документом необходимым для работы руководителя дипломной работы (в саму работу не вкладывается.)
Календарный план выполнения дипломной работы заполняется руководителем индивидуально для каждого студента и имеет следующую форму (Приложение 3):
Студент должен самостоятельно уметь рационально распределить свои усилия по этапам выполнения дипломной работы совместно с руководителем дипломного работы.
В процессе выполнения дипломной работы студенту рекомендуется регулярно посещать плановые консультации, которые проводит руководитель в соответствии с утвержденным графиком.
Существенное значение в процессе выполнения дипломной работы имеет преддипломная практика, в ходе которой студент собирает, систематизирует и анализирует материал для практической части дипломной работы. Отчет о преддипломной практике оценивается руководителем преддипломной практики в контексте его значения для выполнения дипломной работы.
V. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Общие требования к дипломной работе:
- тема дипломной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
-дипломная работа должна носить практикоориентированный, а не реферативный характер;
- количество использованных источников должно быть 12-17 наименований, в том числе учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати не младше 2014 года;
- источники должны носить не учебный, а преимущественно научный характер, при этом в теоретической главе количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно быть менее 5;
- объем работы 35-50 страниц машинописного текста (без учета приложений);
- материалы дипломной работы печатаются на одной стороне листа;
- теоретическая часть работы ориентируется на выявление и анализ проблем, и не должна быть в виде пересказа материала из учебников;
- наличие плагиата (включая работы прошлых лет) является основанием для непринятия работы к защите.
При выполнении дипломной работы студент должен:
- изучить нормативно-правовую базу, подобрать и критически проанализировать важнейшие информационные источники по теме;
- сформулировать цель и задачи исследования;
- обосновать актуальность выбранной темы, практическую значимость работы;
- решить задачи исследования в соответствии с поставленной целью;
- в максимальной степени использовать современные методы исследования с использованием информационных технологий;
- сформулировать результаты исследования и дать им оценку;
- оформить работу в соответствии с данными методическими рекомендациями.
При выполнении дипломной работы (проекта) студент должен показать:
- умение выявлять и решать проблемы в процессе выполнения дипломной работы (проекта);
- умение излагать в заключении теоретические и практические результаты всей работы и давать им оценку;
- умение четко формулировать собственные теоретические результаты и обосновывать то, как они используются в практической части.
Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСТД, ЕСКД, ГОСТ 7.32-2001.
Структура дипломной работы включает в себя:
1. Титульный лист, задание (Приложения 1, 2)
СОДЕРЖАНИЕ
3. Пояснительную записку, которая содержит:
· ВВЕДЕНИЕ
· ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ (10-12 с.);
1.1. Объемно-планировочные (конструктивные особенности) объекта;
1.2. Требования пожарной безопасности к объекту;
1.3. Оперативно-тактическая характеристика объекта;
· ГЛАВА 2. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ (прикладная направленность) применения полученных результатов (12-17 с.)
2.1. Оперативно-тактические действия по тушению пожаров на объекте включает тактические приемы тушения, примеры пожаров на объектах;
2.2. Расчет сил и средств на тушение пожара включает тактический замысел, расчет сил и средств, расчет работы звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде, донесение о пожаре;
2.3. Охрана труда и техника безопасности при тушении пожаров;
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
· чертежи, генеральный план объекта, план типового этажа;
· схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого пожарно-спасательного подразделения;
· графики;
· диаграммы.
Графическая часть обеспечивает наглядность разработки глав дипломный работы.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ (не более 3 с.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (15-19 источников);
ПРИЛОЖЕНИЯ (таблицы, рисунки которые по объему не входят в основную часть)
Структура дипломной работы определяется решением ПЦК по специальности.
Графическая часть не должна быть менее 2-х листов формата А3, выполнена с учетом ГОСТов, ЕСКД, ЕСТД с рамкой и штампом а также отступлений, установленных для студентов колледжа.
Графическая часть выпускной квалификационной работы может быть представлена с использованием программ: Auto CAD, CorelDRAW и т.п.
При использовании автоматизированных средств проектирования, чертежи могут быть выполнены с использованием оргтехники – плоттера.
В состав дипломной работы могут входить изделия, макеты объектов изготовленные студентом в соответствии с заданием.
Введение состоит из нескольких условно обозначаемых частей:
1. Обосновывается актуальность выбранной темы, исследования.
2. Отражается значение избранной темы.
3. Определяется цель работы и задачи.
4. Определяются объект и предмет исследования.
5. Необходимо указать методологию выполнения исследования, методы и способы решения поставленных задач. В работе могут использоваться любые методы: экономико-математические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, графические методы, методы системного анализа, системного подхода, социологические и другие качественные и количественные методы.
Каждую часть введения целесообразно начинать с абзаца. Общий объем введения составляет не более 3 страниц.
Основная часть включает в себя теоретические, аналитические и прикладные вопросы. В ней может быть не более 3-4 глав, в каждой из которых должен раскрываться самостоятельный вопрос в рамках целостной концепции дипломной работы.
Главы разделяются на параграфы (пункты) (не более четырех) для последовательного рассмотрения содержания работы. Деление на главы и параграфы осуществляется так, чтобы все части были пропорциональными по объему и научному содержанию.
Теоретический материал, выполняющий при исследовании методологическую функцию, обычно излагают в первой главе. Прочитав монографии, статьи в специальных журналах по вопросам избранной темы, необходимо изложить в краткой форме различные точки зрения и подходы к решению того или иного вопроса, предложенные отдельными авторами, а также высказать свое отношение к решению проблемы, отметив правильное и экономически обоснованное решение.
При анализе использованных источников необходимо стремиться к последовательному изложению и обоснованию своей позиции по дискуссионным вопросам, подкрепляя ее ссылками на тех авторов, которые ее разделяют, и дискутируя с теми, у которых она отличается. В дипломной работе каждая заимствованная точка зрения должна иметь ссылки на ее автора во избежание плагиата. Ссылаться можно только на те источники, которые изучены студентом лично. При прямом заимствовании текста из любых источников (цитирование) этот текст необходимо взять в кавычки.
Количество цитат и их размеры должны быть минимальными. Любое изложение заимствованных положений также должно иметь ссылки на использованный источник. В тексте должно быть соблюдено единство терминологии. Следует отдавать предпочтение русским терминам перед равнозначными иностранными.
Во второй главе дипломной работы студент представляет анализ состояния исследуемых вопросов применительно к рассматриваемому объекту. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования. В этой главе должна быть представлена наиболее полная экономическая характеристика конкретного предприятия с ее особенностями и достигнутым уровнем экономического развития. Описание сущности объекта, его анализ проводится в той мере, в какой это нужно для решения поставленной цели.
Конкретное содержание и способ структуризации основной части определяется спецификой темы и решаемой проблемы. В работе можно описать историю вопроса, уточнить формулировки и определения. Содержание проекта любой направленности должно носить доказательный характер. В работе раскрываются методы решения поставленных задач, решаются эти задачи и дается оценка полученным результатам.
В работе могут рассматриваться альтернативные варианты решения проблемы. Отбор лучших из них должен производиться по обоснованным критериям.
Последняя глава традиционно носит прикладной характер. В ней приводятся заключения практической части дипломной работы, конкретные и обоснованные решения по совершенствованию области исследования.
При написании отдельных глав необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между главами и последовательность перехода от одной части к другой. Каждая предыдущая глава должна готовить основания для рассмотрения проблем в следующей главе, поэтому вся работа должна носить целостный, логически упорядоченный и завершенный характер. Каждую главу и каждый параграф целесообразно заканчивать краткими выводами, причем выводы предыдущей главы должны подводить к основному содержанию последующей и обеспечивать, таким образом, связь между собой, единство всей работы. Выводы по главам не обязательно выделять в самостоятельный параграф. Главы по количеству страниц не должны существенно отличаться друг от друга.
Содержательная часть дипломной работы завершается заключением.
В нем должны содержаться конкретные выводы о результатах исследования, их оценка и практические рекомендации. В заключении не допускаются общие рассуждения, не относящиеся к результатам, полученным лично студентом, и к сущности разработанных мер по совершенствованию проблемы.
Заключение подводит итоги решения задач, которые были поставлены и сформулированы во введении. В заключение необходимо указать перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы.
Общий объем заключения может составлять не более 3 страниц. Оно должно носить конкретный характер и показывать, что сделал студент в своей работе, какие теоретические результаты им были получены, как эти результаты применялись в практической части, какие при этом были получены практические результаты и в чем заключается их значение.
Необходимо избегать ссылок на себя, изложение лучше вести от первого лица множественного числа или высказывать в неопределенной форме.
Введение и заключение, вместе взятые, составляют основу выступления студента в процессе защиты.
Материалы, не являющиеся частью дипломной работы, но способные усилить, дополнить или проиллюстрировать какие-либо его положения, можно разместить в приложении.
Приложения должны быть обозначены в содержании. Каждое приложение должно иметь свой номер и название. По тексту дипломной работы следует делать ссылки на соответствующие приложения.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Текст дипломной работы должен быть набран на персональном компьютере и распечатан на принтере, шрифт 14 пт (Times New Roman), с межстрочным интервалом – 1,5. Требования к полям: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ составляет (1,25 мм) 5 знаков. Текст выравнивается по ширине.
Содержание работы структурируется по главам и параграфам (пунктом). Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки глав выравниваются по центру, заголовки параграфов (пунктов) выравнивают по центру, заголовки глав и заголовки параграфов (пунктов) печатаются жирным (14 пт.) шрифтом (Times New Roman). Между главой и текстом одна свободная строка.
Нумерация страниц дипломной работы с рисунками и приложениями должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы.
Между пунктом и текстом одна свободная строка с межстрочным 1,5 интервалом. Между главой и пунктом свободной строки нет. Текст заголовков, состоящих из нескольких строк, набирается с межстрочным интервалом – 1.
В тексте ничего не подчеркивается, курсивом не выделяется, в конце заголовков точки не ставятся.
В содержании и по тексту заголовки глав и параграфов (пунктов) нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа (пунктов) состоит из номера главы и параграфа (пункта), разделенных точкой.
Заголовки разделов ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ не нумеруются. Каждый заголовок должен состоять только из одного предложения. Заголовки разделов и названия глав пишутся заглавными буквами.
Страницы текста дипломной работы нумеруются, номер страницы ставится внизу в центре. Листы ТИТУЛЬНЫЙ, ЗАДАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ считается первым, вторым и третьим листами, но номера на них не проставляются. Нумерация проставляется со страницы ВВЕДЕНИЕ четвертый лист.
Затем далее располагаются: ГЛАВЫ, ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ.
Каждая глава начинается с новой страницы. Параграфы (пункты) начинать с новой страницы нецелесообразно. Глава не может содержать менее двух параграфов (пунктов). Максимальное число параграфов – четыре.
В тексте дипломной работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится прочерк, числовые обозначения позиций при перечислении внутри текста не рекомендуются.
Исключением может быть обозначение позиций посредством числовых обозначений с круглыми скобками. Все перечисления следует записывать с абзацного отступа.
Формулы, содержащиеся в дипломной работе, располагают на отдельных строках, выравнивают по центру и нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены в тексте. В этом случае сразу после формулы (до ее номера) ставится запятая, а первая строка расшифровки (выравнивание по левому краю) начинается словом «где,» без двоеточия после него. Все позиции перечисления при расшифровке делаются с абзацным отступом с межстрочным интервалом − 1. Выше и ниже каждой формулы, а также после расшифровки должно быть оставлено не менее одной свободной строки (с межстрочным интервалом – 1,5).
Ссылки на источники по формулам необходимо делать только по тексту. На строках, где расположены формулы и расшифровки, ссылки размещать не следует.
Иллюстрации по тексту дипломной работы (рисунки, графики, диаграммы и др.) следует нумеровать арабскими цифрами, номер иллюстрации состоит из номера главы (раздела) и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: рис. 1.1., рис. 1.2., рис. 2.1. Иллюстрации должны иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Ссылку в тексте на рисунок дают в конце предложения в скобках: (рис. 1.1.), (рис.1.2.) или (рис. 2.1.). Порядковый номер рисунка и его название проставляется под рисунком по центру.
Надписи на иллюстрациях, наименования и подрисуночный текст шрифт 14 пт (Times New Roman) выравниваются по центру. В подрисуночном тексте применяют полуторный интервал между строк. После наименования рисунка точка не ставится.
Выше и ниже каждой иллюстрации следует оставить не менее одной свободной строки (межстрочный интервал – 1,5). Перенос части иллюстрации на другую страницу не допускается.
На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки и разъяснения.
Массивы цифровых данных, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы имеют сквозную нумерацию. По правому краю выравнивают номер таблицы и размещают название на следующей строке с выравниванием по центру. Номер таблицы, название и все заполнения выполняются шрифтом 12 пт, при этом, в случае необходимости, внутри таблицы можно применять и более мелкий шрифт (до 10 пт), интервал между строк – минимальный.
После таблицы необходимо оставить одну свободную строку (межстрочный интервал – 1,0).
Если таблица имеет размеры, не превышающие размер страницы, перенос части таблицы на другую страницу не допускается. Если таблица имеет размеры более, чем одна страница, перенос таблицы допускается. При этом на каждой новой странице в левом верхнем углу делается надпись: «Продолжение таблицы …» с указанием ее номера (название таблицы при переносе не повторяется).
Далее через один межстрочный интервал повторяются заголовки граф. Ссылки по тексту на таблицы следует давать в полном виде. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа (альбомный вариант).
Ссылки по тексту на источники, которыми пользовался студент при выполнении дипломной работы, обозначаются числом в квадратных скобках. Рекомендуется указывать не только источник, но и страницу этого источника. Образец ссылки: [21, с. 621]. Первое число в скобках должно соответствовать номеру источника в списке использованных источников, который размещается в конце работы. Второе число – номер страницы. В некоторых случаях, когда ссылки отражают не конкретный вывод автора, а его концепцию, изложенную во всей работе, указывать номера страниц источника нецелесообразно.
Подстраничные и внутритекстовые сноски в дипломной работе делать не рекомендуется. Ссылки одновременно на несколько источников допускаются в незначительных количествах: «Ряд авторов [32, с.8], [44, с.50], [12, с.26]…». При этом в квадратные скобки заключается номер каждого отдельно взятого источника.
Смысловое содержание введения и заключения не предполагают наличия ссылок: эти разделы являются личным умозаключением студента. Эпиграфы к дипломной работе не применяются.
При написании основной части дипломной работы ссылки не проставляются. Заимствованные материалы должны быть органично связаны с содержанием работы и собственными рассуждениями дипломника. Следует избегать цитирования общеобразовательных, учебных изданий, заимствования цитат из чужих произведений.
В качестве использованных источников должны преобладать научные издания: монографии, статьи из научных журналов, диссертации, научные отчеты и т. п. Допускаются ссылки на авторизированные источники из интернета, если сайты, на которых они размещены, признаются научной общественностью. При использовании таких источников рекомендуется консультироваться с научным руководителем дипломной работы.
Список использованных источников приводится в алфавитном порядке в конце дипломной работы после заключения. Он составляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5 − 2008: «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Использованные источники разделяется на опубликованные (литература) и неопубликованные. К опубликованным источникам относятся: монографии, учебники, сборники научных трудов, периодические издания (журналы), справочники, нормативные документы, депонированные научные работы и т. п..
Неопубликованные источники включают в себя: отчеты по НИР, диссертации, неопубликованные переводы, архивные документы, учредительные документы, бухгалтерская отчетность, интернет-ресурсы и др. Если в сети интернет есть электронная версия опубликованного литературного источника, то в этом случае необходима ссылка на литературный источник.
Если в списке использованных источников имеются источники на иностранном языке, они размещаются в алфавитном порядке (по алфавиту иностранного языка) в пределах списка опубликованных источников после перечисления отечественных изданий. Здесь также используется промежуточный заголовок: «Литература на английском (немецком и др.) языке». В состав опубликованных источников должны быть включены законодательные и нормативные документы российского государства. Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов – по хронологии.
Нормативно-методические документы – стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т. д. располагаются в пределах каждой группы документов – по хронологии.
Структура выглядит следующим образом: нормативная литература и все остальные источники в алфавитном порядке. Количество их должно быть
15- 19.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 69 от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности»
2. Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности до 2030 года» от 01.01.2017 г. № 2.
3. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»
4. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
8. Пучков В.А. учебник под общей редакцией «Пожарная безопасность» Москва, Академия ГПС МЧС России 2014 г.- 877 с.
9. Теребнев В.В. учебник «Пожаротушение в ограждениях и на открытой местности» «Издательство «КУРС», - 2018 г.- 256 с.
12. Электронный ресурс, форма доступа: http://www.mchs.gov.ru/
http://www.rg.ru/oficial/spravka/other_doc.shtm
Количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно превышать четвертой части общего списка, но и не менее 10 источников.
Библиография по теме дипломной работы является одним из показателей профессиональной зрелости студента. Ее составление – не изолированный этап, а органическая часть всей деятельности по выполнению дипломной работы.
После списка использованных источников размещаются «ПРИЛОЖЕНИЯ».
Каждое приложение следует начинать с новой страницы, по правому краю слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Нумеруются приложения последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».
Работа переплетается в твердый переплет, электронная версия дипломной работы и презентация записываются на СD диск, сдается с дипломной работой.
Отзыв руководителя и рецензия не подшиваются в папку дипломной работы, они вкладываются в отдельный файл.
Порядок защиты
Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии. К защите допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности и успешно прошедшие все другие виды итоговых государственных испытаний.
Защита происходит в соответствии с утвержденным директором колледжа графиком. В назначенное время после принятия председателем ГЭК решения о начале защиты, секретарь объявляет фамилию студента по списку, составленному на данный день защиты в соответствии с утвержденным графиком.
Процедура защиты включает следующие этапы:
- доклад студента об основном содержании работы;
-оглашение отзыва и рецензии на дипломную работу;
- ответы на вопросы членов комиссии;
- ответы на замечания рецензента.
Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.
В процессе защиты студент делает доклад в пределах установленного ГЭК регламента (как правило, не более 10-15 минут), в котором обосновывает актуальность темы, объект исследования, цель и задачи работы, методы исследования, излагает основные теоретические и практические результаты, полученные студентом при выполнении дипломной работы (проекта), и дает им оценку.
К докладу следует заранее подготовиться, не рекомендуется зачитывать текст доклада по бумаге, однако, для подстраховки студент может держать в руках текст доклада, чтобы при необходимости обращаться к нему. Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными.
Во время доклада рекомендуется использовать демонстрационные материалы в виде плакатов, раздаточных материалов, а также применять другие наглядные средства – презентацию (выполненную в программе PowerPoint), позволяющие придать убедительность собственным результатам студента. Примерами демонстрационных материалов могут быть графики, таблицы, схемы, диаграммы и т. п. Не допускается использовать в качестве демонстрационных материалов сведения, не отражающие собственные результаты. Раздаточные демонстрационные материалы должны быть доступны каждому члену комиссии. Каждый лист раздаточного материала должен иметь хорошо читаемый номер и заголовок. Эти материалы должны хорошо читаться и быть оформлены эстетически.
После доклада члены комиссии задают вопросы, относящиеся к содержанию и оформлению дипломной работы, его результатам. Студенту следует знать, что комиссия может уточнить представления студента по любому вопросу, относящемуся к специальности, в связи с содержанием его доклада и ответов на вопросы.
В процессе защиты председатель или члены комиссии зачитывают выдержки из отзыва и рецензии, где отмечаются достоинства и недостатки работы. Студенту предоставляется возможность дать свой комментарий по этому поводу. В процессе защиты студент должен показать умение вести научную дискуссию, культуру публичной полемики, искусство в изложении своей точки зрения, способность мобилизовать в нужный момент свою волю и знания. Общая продолжительность защиты одной работы не должна превышать 45 минут. На защиту допускаются преподаватели, студенты учебного заведения, другие лица с разрешения председателя ГЭК.
Результаты защиты
Результаты защиты дипломных работ определяются оценками:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
Дипломная работа оценивается комиссией по следующим критериям:
- соответствие темы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;
- актуальность темы;
- уровень методологии исследования;
- апробация работы (внедрение результатов в практику);
- системность работы, логика, качество структуризации;
- самостоятельность суждений, оценок и выводов;
- оригинальность авторских концепций по теме и практических рекомендаций по решению конкретных задач.
- качество оформления: стиль и язык изложения; объем и качество списка использованных источников;
- качество защиты (содержание ответов на вопросы комиссии, на замечания рецензента, корректность поведения в процессе защиты и т. п.);
Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя.
При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК является решающим.
По результатам ГИА выпускников экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении им квалификации по специальностям и выдаче диплома государственного образца о среднем профессиональном образовании.
На основании протоколов заседания ГЭК оформляется приказ директора колледжа о присвоении квалификации выпускникам и отчислении их из колледжа.
Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения аттестационных испытаний, входящих в состав ГИА, отчисляется из колледжа и получает справку. При восстановлении студента, отчисленного по результатам защиты дипломной работы, в колледже назначается повторная защита, которая может состояться не ранее, чем через полгода и не более, чем через пять лет после первой защиты. Повторное прохождение ГИА не может назначаться более двух раз.
Студентам, не прошедшим аттестационные испытания по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти повторную защиту дипломной работы без отчисления из колледжа. Дополнительные заседания ГЭК проводятся не позднее четырех месяцев после подачи заявления студентом, не проходившим ГИА по уважительной причине.
Порядок подачи апелляции
По результатам ГИА выпускник, участвовавший в ГИА, имеет право подать в апелляционную комиссию колледжа письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения ГИА и (или) несогласии с ее результатами (далее – апелляция). Апелляция подается лично выпускником непосредственно в день проведения ГИА. Апелляция несогласия с результатами ГИА подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов ГИА. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
Рассмотрение апелляции не является пересдачей ГИА.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА апелляционная комиссия выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения ГИА выпускника не подтвердились и /или не повлияли на результат ГИА;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения ГИА выпускника подтвердились и повлияли на результат ГИА.
В последнем случае результат проведения ГИА подлежит аннулированию, в связи с чем, протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в дополнительные сроки, установленные колледжем.
В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результатов ГИА либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА. Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК и является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА выпускника и выставления новых.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОЖАРНО – СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Подготовка ВКР
___ неделя
с ___.___.20__ по __.__.20__
__ неделя
с ___.___.20__ по __.__.20__
Руководитель____________________(подпись)
План принял к исполнению «___» ___________201__ г.
___________________ (подпись студента)
Приложение 4
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
на дипломную работу
_____________________________________________________________________________
(тема выпускной квалификационной работы)
студента (ки) ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Актуальность работы:_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отличительные положительные стороны работы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Практическое значение ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Недостатки и замечания__________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выводы ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Руководитель ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________________ __________________________________________________________
подпись ученая степень, ученое звание, должность, место работы
«___»___________201__г.
Приложение 5
РЕЦЕНЗИЯ
на дипломную работу
_____________________________________________________________________________
(тема выпускной квалификационной работы)
студента (ки) ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Актуальность работы:_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отличительные положительные стороны работы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Практическое значение ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Недостатки и замечания__________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выводы ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рецензент ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________________ __________________________________________________________
подпись ученая степень, ученое звание, должность, место работы
«___»___________201__г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОЖАРНО – СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.М. МАКСИМЧУКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 20.02.04 «Пожарная безопасность»
Москва
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
I. Общие положения………………………………………………………….. | 4 |
II. Основные этапы работы…………………………………………………… | 5 |
III. Роль руководителя дипломной работы …………………………………. | 7 |
IV. Рецензирование дипломной работы …………………….......................... | 9 |
V. Требования к содержанию дипломной работы …………………………. | 10 |
VI. Требования к оформлению дипломной работы ………….…………….. | 16 |
VII. Защита дипломной работы …………....................................................... 7.1 Порядок защиты…………................................................................. | 22 22 |
7.2 Результаты защиты………………………………………………… | 24 |
7.3 Порядок подачи апелляции………………………………………... | 26 |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение 3 | |
Приложение 4 | |
Приложение 5 |
ОДОБРЕНЫ Предметно-цикловой Комиссией общепрофессиональных дисциплин и модулей Председатель предметно-цикловой комиссии: Протокол № _____ от «____» ______________ 20___ года _____________ / М.В. Лычев/ Подпись Ф.И.О. | РАЗРАБОТАНЫ на основе Приказа от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», Методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по профессиям среднего профессионального образования и утверждены заместителем директора по учебно-производственной работе _______________________/Н.А. Куторго/ Подпись Ф.И.О. |
ВВЕДЕНИЕ
Выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности. Закреплению профессиональных знаний и навыков, чему в немалой степени способствует выполнение студентами выпускной квалификационной работы (далее – ВКР), которая является одной из форм Государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), завершающей полный курс обучения студента. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования ВКР выполняется в разных видах. Для выпускников, осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена, ВКР выполняется в виде дипломной работы.
Сама дипломная работа характеризует уровень подготовки специалиста, его готовность к самостоятельной практической деятельности. По качеству дипломной работы, умению защищать ее основные положения судят о качестве подготовки самого выпускника. Поэтому важно правильно выбрать тему, провести исследования и оформить результаты работы.
Задача данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы помочь студентам качественно выполнить и оформить дипломную работу, своевременно ее представить для защиты. В методических рекомендациях излагается порядок подготовки и защиты дипломной работы, ее структура и требования к оформлению. Настоящие методические рекомендации являются обязательными для выполнения студентами, а также являются методическим пособием для руководителей, консультантов и рецензентов дипломных работ.
Данные методические рекомендации служат основанием для составления методических указаний по выполнению дипломной работы по всем специальностям колледжа.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заключительным этапом учебного процесса в колледже, реализующим конечные цели подготовки специалистов среднего звена, является дипломная работа.
Целью выполнения дипломной работы являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальностям и применение их при решении конкретных научных, экономических и производственных задач;
- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
- определение уровня подготовленности студентов для самостоятельной работы.
Тема и содержание дипломной работы должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. При выполнении дипломной работы студент использует знания, полученные в процессе обучения, учебно-методическую литературу, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, статистические данные, учетные, плановые, отчетные документы предприятий (организаций) и другие разрешенные для использования источники. При изучении литературных источников для накопления необходимых сведений рекомендуется не только конспектировать, делать выписки фрагментов текста (цитат), но и излагать собственные суждения по рассматриваемой проблеме.
Дипломная работа должна выполняться с использованием современных информационных технологий, в том числе – с использованием программных продуктов для проведения расчетов и построения моделей.
В процессе подготовки дипломной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультант.
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
Важное значение для выполнения дипломной работы имеет правильный выбор темы.
Также студенты могут выбрать тему дипломной работы самостоятельно, руководствуясь потребностями предприятий и организаций, интересом к проблеме, личными предпочтениями, практическим опытом, возможностью получения фактических данных, наличием специальной литературы.
Выбор темы дипломной работы студент обязан завершить до начала преддипломной практики. Если студент не выполнил это требование, заведующий отделением СПО назначает ему тему дипломной работы по собственному усмотрению.
Закрепление тем дипломных работ и руководителей дипломных работ утверждается приказом директора за две недели до выхода на преддипломную практику и изменению не подлежат.
Следующим этапом в работе является составление и согласование плана работы. Студент знакомится с необходимой литературой, собирает информацию и на основании этих данных самостоятельно составляет план дипломной работы, который утверждает руководитель.
После утверждения тем и плана дипломной работы руководитель выдает календарный план выполнения ВКР с указанием этапов и сроков их выполнения, которое согласовывается с заведующим отделением, данный план является документом необходимым для работы руководителя дипломной работы (в саму работу не вкладывается.)
Календарный план выполнения дипломной работы заполняется руководителем индивидуально для каждого студента и имеет следующую форму (Приложение 3):
Студент должен самостоятельно уметь рационально распределить свои усилия по этапам выполнения дипломной работы совместно с руководителем дипломного работы.
В процессе выполнения дипломной работы студенту рекомендуется регулярно посещать плановые консультации, которые проводит руководитель в соответствии с утвержденным графиком.
Существенное значение в процессе выполнения дипломной работы имеет преддипломная практика, в ходе которой студент собирает, систематизирует и анализирует материал для практической части дипломной работы. Отчет о преддипломной практике оценивается руководителем преддипломной практики в контексте его значения для выполнения дипломной работы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.