УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СФЕРЕ СЕРВИСА
Конфликт– противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности, связанное с непониманием или противоположностью интересов, отсутствием согласия между двумя или более сторонами.
Конфликты выполняют следующие полезные для турфирмы функции:
· позволяют менеджменту оператора выявлять слабые стороны своей работы, ранее незаметные на фоне всеобщего благополучия фирмы;
· дают некий прогноз того, как нельзя вести бизнес в будущем во избежание повторения конфликтной ситуации;
· разрешение конфликтных ситуаций явно демонстрирует туроператору, на что способны его бывшие партнеры;
· заставляют туроператоров пересматривать собственное отношение к бизнесу, повышать качество работы и оказания туристических услуг, приводят к совершенствованию и повышению профессионализма их работы;
· конфликтная ситуация может оказаться весьма выгодным средством повышения интереса населения к туроператору или продаваемому им направлению.
Условно конфликты в сфере туризма можно разделить следующим образом:
· внутрифирменные;
· с агентствами;
· с туристами;
· с поставщиками туруслуг.
Внутрифирменные конфликты можно разделить на четыре основных типа.
1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования.
2. Межличностный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей (люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами не в состоянии ладить друг с другом).
3. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы.
4. Межгрупповой конфликт. Как известно организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.
Следующим немаловажным типом конфликтов являются конфликты между туроператором и его деловыми партнерами (поставщиками) и агентами. Причинами таких конфликтов чаще всего выступают:
· денежные взаимоотношения;
· недолжное качество работы обеих сторон, приводящее к возникновению конфликтных ситуаций с туристами;
· недопонимание между сторонами, которое чаще всего возникает в силу некачественных систем коммуникаций между фирмами;
· недобросовестность или непрофессионализм партнера.
Для преодоления возможных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях туроператора и партнеров или агентов необходимо:
1. по возможности строить серьезные деловые отношения только с опытными и известными своей положительной репутацией фирмами;
2. текущую работу полностью оформлять в договорной форме;
3. постоянно модернизировать схемы взаимного сотрудничества, к примеру, расширять применение в партнерских отношениях Интернета или программного обеспечения.
Основные причины конфликтов
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты следующие.
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме.
Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей, которые не имеют ни времени, ни сил выполнить указания всех руководителей. Конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, улучшением порядка делегирования полномочий.
Ограниченность ресурсов. Даже в крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет их недовольство и приведет к конфликту.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые вынужден выполнять другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, другие перегружены ею.
Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. В результате этого появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.
Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель придерживается бюрократических процедур.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Такие различия уменьшают степень взаимодействия и сотрудничества между членами трудового коллектива.
Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, трудовой процесс для него становится тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта велика.
Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.д.
Психологический феномен. Конфликтные качества характера (постоянное чувство обиды и зависти, агрессивность и враждебность по отношению к другим и т.п.).
В работе турпредприятия наибольшее значение приобретают конфликты с туристами, т.к. именно от взаимодействия с ними зависит успешное функционирование организации.
По времени возникновения конфликты с путешествующими можно условно разделить следующим образом:
· конфликты до отправления в поездку (при оформлении документов в офисе агентства, во время проводов туристов в аэропорту);
· во время потребления туристских услуг (при авиаперелете, при проживании в отеле);
· во время стыковок отдельных туристских услуг, входящих в состав турпакета.
Среди основных причин возникновения осознанного недовольства туриста выделяются следующие:
1. недолжное качество предлагаемых туристских услуг;
2. осознание туристом явной низкой ценности приобретенного тура (причины: информирование туристов, более качественный и дешевый опыт путешествий в прошлом, получение туристом информации о реальной стоимости услуг поставщиков);
3. неверное или неполное информирование туристов об особенностях предстоящей поездки.
Помимо этих основных причин возникновения недовольства туристов можно выделить еще несколько:
· плохая организация самих туристов во время совершения групповых поездок;
· неорганизованные «стыковки» между оказываемыми во время тура отдельными услугами по независящим от туроператора причинам;
· чрезвычайные происшествия во время тура.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.