Лекция №65-66. Основные инфекционные болезни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОУДБ.07. ОУДБ.06.

Лекция №65-66. Основные инфекционные болезни.

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка (2 часа)

Цели занятия:

Образовательная: формировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний. формирование потребности в здоровом образе жизни

Развивающая: развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности студентов; умение избегать инфекционных заболеваний

Воспитательная: воспитать интерес к изучаемому предмету; способствовать формированию личной ответственности у студентов за собственный образ жизни и культуры безопасности жизнедеятельности; воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

I. Орг. Момент.

1) Приветствие.

2) Проверка присутствующих.

3) Основная литература (для гр. ТК, ОМ, ОБ):

· Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 255 с.

· Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый уровень. [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 239 с.

II. Актуализация

1) Провести фронтальный опрос:

- Что такое «Здоровье»?

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения);

2) Актуализовать и обобщить знания студентов для формирования нового знания

 

III. Изучение нового материала. План учебного занятия.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н)

На базе родильного отделения или женской консультации создаются курсы подготовки к родам, на которых слушатели могут узнать о том, какие изменения происходят в организ­ме женщины во время беременности, как подготовиться к родам, получить советы по уходу за новорожденным. Кроме того, можно познакомиться с другими молодыми родителя­ми и обменяться с ними опытом.

Беременность – это еще огромная нагрузка на женский организм. Во время беременности в организме женщины наблюдает­ся целый ряд изменений. Масса тела у беременной увеличи­вается в среднем на 8- 10 кг, из которых большая часть при­ходится на вес плода, матку и околоплодную жидкость. Мас­са тела увеличивается неравномерно, как правило, в первые три месяца - на 2 - 3 кг, а в оставшиеся шесть месяцев - на 5 - 8 кг. Во время беременности организму требуется го­раздо больше энергии, чем обычно, поэтому норма дневного рациона питания должна составлять 2000 - 3000 ккал. в день. Рациональное и сбалансированное питание беременной весьма существенно для здоровья будущего ребенка, причем об этом нужно помнить с первых недель беременности.

Особое внимание беременная женщина должна уделять ги­гиене своего тела. Лучше всего принимать душ, мыться в про­точной воде. Во время беременности женщине нужно посто­янно наблюдаться у зубного врача. Беременная может вести сексуальную жизнь по разрешению врача, но за шесть недель до срока родов ее нужно прекратить.

Беременная женщина должна избегать контактов с боль­ными гриппом и другими вирусными заболеваниями, чтобы не заразиться. Вирусные инфекции могут привести к различ­ного рода осложнениям, что опасно как для матери, так и для будущего ребенка. Для нормального протекания беременности большое зна­чение имеет психическое состояние матери.

 

Уход за младенцем

Наиболее трудная и от­ветственная задача родителей – обеспечить правильный уход за ребенком, сохранить его здоровье на первом году жизни, особенно в первые дни и недели после рождения. Чтобы обе­спечить правильный уход, вскармливание и воспитание но­ворожденного и грудного ребенка, будущая мать должна знать, как работает организм ребенка, как он развивается.

При рождении ребенок обычно имеет рост 48 - 54 см и вес 2500 - 4500 г. На первом году жизни ребенок растет и раз­вивается особенно быстро. Например, вес новорожденного ребенка к 5 - 6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2,5- 3 раза, а рост - в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 -10 кг и рост его равен 72 - 75 см.

С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом вни­мании и уходе.

До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный околоплодными водами, находился в тепле при температуре 37°С. Все необходимые для развития вещества и кислород ребенок получал из крови матери через детское место и пуповину. Во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенка подвергается сильному давлению, особенно головка. При прохождении через узкие родовые пути головка часто меняет форму - суживается с боков и выпячивается вверх или: на­зад. Иногда на головке появляется так называемая родовая опухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случая нельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегка искривлены. Нельзя вытягивать ножки и туго пеленать их, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку наносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ре­бенком правильно ухаживать. После рождения новорожденный делает первый вдох, лег­кие расправляются, и он издает первый крик. Ребенок начи­нает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень ча­сто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо ре­гулярно проветривать помещение, где находится новорож­денный.

После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе мате­ри. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянно нормальную температуру тела в 36,5 - 37° С. При охлаждении температура новорожденного падает ниже нор­мы, что может вызвать заболевание и даже привести к смер­ти ребенка. В условиях высокой температуры (например, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегре­вается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеваритель­ный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за ново­рожденным так, чтобы он всегда был согрет должным обра­зом, но не перегревался.

Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бы­вают покрыты пушком, который через несколько дней исчеза­ет. В течение первой недели кожа новорожденного может ше­лушиться. Иногда на 2- 3-й день жизни кожа становится жел­той. При этом ребенок остается здоровым, моча и испражнения его нормального цвета. Через неделю эта желтизна проходит сама собой, и кожа вновь приобретает розовый цвет. Если же при появлении желтой окраски кожи ребенок делается бес­покойным и моча темнеет, становится коричневой, значит он болен и необходимо немедленно показать его врачу.

После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Через 6 - 8 дней после рождения он подсыхает и отпадает. До отпадения остатка пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, под­держивающий повязку, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы че­рез пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребен­ка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать специальными детскими салфетками.

Иногда у новорожденных - мальчиков и девочек - на 3 - 4-й день после рождения набухают грудные железы. При надавливании из них выделяется 1 - 2 капли жидкости, по­хожей на молозиво. При этом дети остаются совершенно здоровыми. Это набухание желез проходит само собой через 1 - 2 недели. Ни в коем случае нельзя растирать, мять или стягивать бинтами припухшие грудные железы. Этим мож­но вызвать их воспаление и нагноение.

У девочек иногда в первые дни из половых органов выде­ляется слизь, а на 4 - 5-й день даже появляются кровянистые выделения. Через 2 - 3 дня эти явления прекращаются, ни­какого лечения при этом не требуется. Нужно только обмы­вать половые органы девочек теплым раствором марганцово­кислого калия. Все это происходит потому, что в организме ребенка после родов остается большое количество материнских женских гормонов.

После рождения у ребенка выделяется первородный кал темно-зеленого цвета, а также моча, поэтому в течение первых 3 - 4 дней жизни новорожденный обычно теряет в вес около 200 г. Начиная с 4-го дня вес ребенка увеличивается и к 10 - 14-му дню восстанавливается первоначальный вес, В последующем ребенок прибавляет в весе по 150 - 200 г. в неделю. Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспри­нимать множество различных раздражителей, идущих ид внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживают­ся при ярком свете. Он слышит и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, про­сыпаясь только для еды, или если его что-то беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, неосознанные, однако они необходимы для раз­вития организма: движения руками помогают дыханию; дви­жения ногами облегчают выведение газов из кишечника. По­этому нельзя туго пеленать ножки ребенка, ручки должны оставаться свободными. Если новорожденного взять на руки, головка у него беспомощно свисает, спинка сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя са­жать, нужно держать его так, чтобы, головка и спинка всегда опирались на руку матери.

 Однако у ребенка есть так называемые врожденные уме­ния: умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать. Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он за­хватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появля­ется молоко, он его глотает. Если ребенок голоден, или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает пла­кать. Мать должна уметь разобраться, отчего плачет ребенок. Если настало время кормления, нужно дать ребенку грудь или бутылочку с молочной смесью. Нужно вовремя подмы­вать ребенка, обрабатывать присыпкой или специальным кре­мом, менять подгузники. Если ребенок долго лежит на спи­не, нужно повернуть его на бок, освободить руки. Рассмотрим основные правила ухода за ребенком на пер­вом году жизни. Мероприятия ухода за новорожденным мож­но условно разделить на ежедневные и еженедельные. Очень важно выполнять эти процедуры своевременно, чтобы ново­рожденный ребенок чувствовал себя комфортно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К числу заболеваний, передаваемых половым путем, от­носятся такие болезни, как сифилис, гонорея, генитальный герпес, хламидиоз и многие другие.

Возбудитель сифилиса – бледная трепонема, имеющая вид тонкой спиралеобразной нити. Запущенные виды сифи­лиса приводят к параличу и слепоте, из-за размягчения ко­стей нос у больного проваливается, а начинается все с обра­зования твердого шанкра (язвы округлой или овальной фор­мы) в месте внедрения возбудителя (на половых органах, на губах, языке). Необходимо помнить, что чем раньше начнет­ся лечение, тем выше гарантия полного выздоровления.

Гонорея – это венерическое заболевание, вызываемое го­нококком. Первые признаки заболевания появляются обыч­но через 2 - 5 дней после заражения. У мужчин – в форме уретрита (воспаление мочеиспускательного канала), который характеризуется жгучими болями в мочеиспускательном ка­нале в начале мочеиспускания. У женщин – в виде гнойных выделений из влагалища, зуда и жжения, которые могут бы­стро пройти, но потом возобновятся с новой силой.

Генитальный герпес – это язвенное поражение поло­вых органов, возбудителем которого является вирус простого герпеса (заболевание, характеризующееся пузырьковыми вы­сыпаниями на коже). Такие высыпания могут держаться не­сколько недель и длиться несколько дней, а потом могут на долгое время исчезнуть.

Хламидиоз – это болезнь, возбудителем которой явля­ется микроорганизм, называемый хламидией (как и гоно­кокк, хламидии паразитируют преимущественно в половых и мочевыделительных органах). Симптомы появляются через 1 - 4 недели после заражения. У мужчин они те же, что и при гонорее. У женщин хламидиоз часто протекает незаме­ченным, но, будучи не выявленным, он может привести к бесплодию.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефи­цита – вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма. Источником возбудителей ин­фекции является человек — больной или вирусоноситель. Основными путями заражения СПИДом являются: половой; инструментальный (при использовании загрязненных виру­сом шприцев, игл или медицинских инструментов); гемо- трансфузионный (при переливании инфицированной крови или ее компонентов, например плазмы); трансплантацион­ный (при пересадке органов и тканей); трансплацентарный (от инфицированной матери); молочный (заражение ребенка инфицированным молоком матери). СПИД может проявлять­ся в форме тяжелой инфекции или в форме развития новооб­разований. Чаще всего у больных СПИДом встречается вос­паление легких (пневмония). Кроме того, у больных СПИДом отмечается поражение центральной нервной системы в фор­ме менингита, энцефалита, опухолей головного мозга и бы­стро прогрессирующего слабоумия. Также наблюдается по­ражение кожи и слизистых оболочек. Неслучайно эту болезнь называют чумой XX (а теперь уже и XXI) века – она распро­страняется в геометрической прогрессии. Заболевший СПИДом, соблюдая определен­ный режим, может прожить не более 10 -15 лет. Если появились явные симптомы болезней или возникают опасения заболевания, необходимо немедленно обратиться к врачу. Если после об­следования выявлено венерическое заболевание, важно при­влечь к обследованию и лечению своего полового партнера. Провериться на СПИД можно в анонимных центрах, которые существуют во всех крупных городах.

Беременность длится 280 дней. Исходя из этого, опреде­ляется срок родов: считаем с первого дня последней нормаль­ной менструации, отнимаем три месяца и прибавляем 7–10 дней следующего года. Если, например, последняя менструация была 5 – 9 мая 2019 г., то роды приходятся при­мерно на 15 февраля 2020 г. (365 - 92 + 7 = 280 дней). В практике колебания в две недели от предполагаемых на основе расчетов сроков считаются нормальными, но если жен­щина переходит 14 дней, то беременность считается переношенной.

Существует и другая мето­дика определения срока ро­дов – по шевелению плода. Первородящие чувствуют пер­вые движения плода пример­но на 20 неделе беременности (140 дней). Для определения срока родов к этому числу прибавляют 20 недель. Ро­жавшие чувствуют шевеление плода на 2 недели раньше (на 18 неделе беременности).

Предполагая беременность, необходимо сразу обратиться к своему врачу, который про­ведет еще один тест, подтверж­дающий наличие беременно­сти, измерит кровяное давление, назначит медицинское обсле­дование и поможет решить вопрос о выборе места и вида патронажа и родов (от франц. patronage - покровительство, попечение) – проведение медицинскими работниками на дому профилактических, оздоровительных и санитарно- просветительных мероприятий.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н)

Порядок оказания медицинской помощи женщинам
в период беременности


ОУДБ.07. ОУДБ.06.

Лекция №65-66. Основные инфекционные болезни.

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка (2 часа)

Цели занятия:

Образовательная: формировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний. формирование потребности в здоровом образе жизни

Развивающая: развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности студентов; умение избегать инфекционных заболеваний

Воспитательная: воспитать интерес к изучаемому предмету; способствовать формированию личной ответственности у студентов за собственный образ жизни и культуры безопасности жизнедеятельности; воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

I. Орг. Момент.

1) Приветствие.

2) Проверка присутствующих.

3) Основная литература (для гр. ТК, ОМ, ОБ):

· Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 255 с.

· Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый уровень. [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 239 с.

II. Актуализация

1) Провести фронтальный опрос:

- Что такое «Здоровье»?

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения);

2) Актуализовать и обобщить знания студентов для формирования нового знания

 

III. Изучение нового материала. План учебного занятия.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.