ОУДБ.07. ОУДБ.06.
Лекция №65-66. Основные инфекционные болезни.
Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка (2 часа)
Цели занятия:
Образовательная: формировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний. формирование потребности в здоровом образе жизни
Развивающая: развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности студентов; умение избегать инфекционных заболеваний
Воспитательная: воспитать интерес к изучаемому предмету; способствовать формированию личной ответственности у студентов за собственный образ жизни и культуры безопасности жизнедеятельности; воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
I. Орг. Момент.
1) Приветствие.
2) Проверка присутствующих.
3) Основная литература (для гр. ТК, ОМ, ОБ):
· Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 255 с.
· Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый уровень. [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 239 с.
II. Актуализация
1) Провести фронтальный опрос:
- Что такое «Здоровье»?
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения);
2) Актуализовать и обобщить знания студентов для формирования нового знания
III. Изучение нового материала. План учебного занятия.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н)
На базе родильного отделения или женской консультации создаются курсы подготовки к родам, на которых слушатели могут узнать о том, какие изменения происходят в организме женщины во время беременности, как подготовиться к родам, получить советы по уходу за новорожденным. Кроме того, можно познакомиться с другими молодыми родителями и обменяться с ними опытом.
Беременность – это еще огромная нагрузка на женский организм. Во время беременности в организме женщины наблюдается целый ряд изменений. Масса тела у беременной увеличивается в среднем на 8- 10 кг, из которых большая часть приходится на вес плода, матку и околоплодную жидкость. Масса тела увеличивается неравномерно, как правило, в первые три месяца - на 2 - 3 кг, а в оставшиеся шесть месяцев - на 5 - 8 кг. Во время беременности организму требуется гораздо больше энергии, чем обычно, поэтому норма дневного рациона питания должна составлять 2000 - 3000 ккал. в день. Рациональное и сбалансированное питание беременной весьма существенно для здоровья будущего ребенка, причем об этом нужно помнить с первых недель беременности.
Особое внимание беременная женщина должна уделять гигиене своего тела. Лучше всего принимать душ, мыться в проточной воде. Во время беременности женщине нужно постоянно наблюдаться у зубного врача. Беременная может вести сексуальную жизнь по разрешению врача, но за шесть недель до срока родов ее нужно прекратить.
Беременная женщина должна избегать контактов с больными гриппом и другими вирусными заболеваниями, чтобы не заразиться. Вирусные инфекции могут привести к различного рода осложнениям, что опасно как для матери, так и для будущего ребенка. Для нормального протекания беременности большое значение имеет психическое состояние матери.
Уход за младенцем
Наиболее трудная и ответственная задача родителей – обеспечить правильный уход за ребенком, сохранить его здоровье на первом году жизни, особенно в первые дни и недели после рождения. Чтобы обеспечить правильный уход, вскармливание и воспитание новорожденного и грудного ребенка, будущая мать должна знать, как работает организм ребенка, как он развивается.
При рождении ребенок обычно имеет рост 48 - 54 см и вес 2500 - 4500 г. На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро. Например, вес новорожденного ребенка к 5 - 6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2,5- 3 раза, а рост - в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 -10 кг и рост его равен 72 - 75 см.
С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе.
До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный околоплодными водами, находился в тепле при температуре 37°С. Все необходимые для развития вещества и кислород ребенок получал из крови матери через детское место и пуповину. Во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенка подвергается сильному давлению, особенно головка. При прохождении через узкие родовые пути головка часто меняет форму - суживается с боков и выпячивается вверх или: назад. Иногда на головке появляется так называемая родовая опухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случая нельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегка искривлены. Нельзя вытягивать ножки и туго пеленать их, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку наносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ребенком правильно ухаживать. После рождения новорожденный делает первый вдох, легкие расправляются, и он издает первый крик. Ребенок начинает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень часто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо регулярно проветривать помещение, где находится новорожденный.
После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе матери. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянно нормальную температуру тела в 36,5 - 37° С. При охлаждении температура новорожденного падает ниже нормы, что может вызвать заболевание и даже привести к смерти ребенка. В условиях высокой температуры (например, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегревается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеварительный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за новорожденным так, чтобы он всегда был согрет должным образом, но не перегревался.
Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бывают покрыты пушком, который через несколько дней исчезает. В течение первой недели кожа новорожденного может шелушиться. Иногда на 2- 3-й день жизни кожа становится желтой. При этом ребенок остается здоровым, моча и испражнения его нормального цвета. Через неделю эта желтизна проходит сама собой, и кожа вновь приобретает розовый цвет. Если же при появлении желтой окраски кожи ребенок делается беспокойным и моча темнеет, становится коричневой, значит он болен и необходимо немедленно показать его врачу.
После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Через 6 - 8 дней после рождения он подсыхает и отпадает. До отпадения остатка пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, поддерживающий повязку, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы через пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребенка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать специальными детскими салфетками.
Иногда у новорожденных - мальчиков и девочек - на 3 - 4-й день после рождения набухают грудные железы. При надавливании из них выделяется 1 - 2 капли жидкости, похожей на молозиво. При этом дети остаются совершенно здоровыми. Это набухание желез проходит само собой через 1 - 2 недели. Ни в коем случае нельзя растирать, мять или стягивать бинтами припухшие грудные железы. Этим можно вызвать их воспаление и нагноение.
У девочек иногда в первые дни из половых органов выделяется слизь, а на 4 - 5-й день даже появляются кровянистые выделения. Через 2 - 3 дня эти явления прекращаются, никакого лечения при этом не требуется. Нужно только обмывать половые органы девочек теплым раствором марганцовокислого калия. Все это происходит потому, что в организме ребенка после родов остается большое количество материнских женских гормонов.
После рождения у ребенка выделяется первородный кал темно-зеленого цвета, а также моча, поэтому в течение первых 3 - 4 дней жизни новорожденный обычно теряет в вес около 200 г. Начиная с 4-го дня вес ребенка увеличивается и к 10 - 14-му дню восстанавливается первоначальный вес, В последующем ребенок прибавляет в весе по 150 - 200 г. в неделю. Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспринимать множество различных раздражителей, идущих ид внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживаются при ярком свете. Он слышит и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь только для еды, или если его что-то беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, неосознанные, однако они необходимы для развития организма: движения руками помогают дыханию; движения ногами облегчают выведение газов из кишечника. Поэтому нельзя туго пеленать ножки ребенка, ручки должны оставаться свободными. Если новорожденного взять на руки, головка у него беспомощно свисает, спинка сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя сажать, нужно держать его так, чтобы, головка и спинка всегда опирались на руку матери.
Однако у ребенка есть так называемые врожденные умения: умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать. Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он захватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появляется молоко, он его глотает. Если ребенок голоден, или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает плакать. Мать должна уметь разобраться, отчего плачет ребенок. Если настало время кормления, нужно дать ребенку грудь или бутылочку с молочной смесью. Нужно вовремя подмывать ребенка, обрабатывать присыпкой или специальным кремом, менять подгузники. Если ребенок долго лежит на спине, нужно повернуть его на бок, освободить руки. Рассмотрим основные правила ухода за ребенком на первом году жизни. Мероприятия ухода за новорожденным можно условно разделить на ежедневные и еженедельные. Очень важно выполнять эти процедуры своевременно, чтобы новорожденный ребенок чувствовал себя комфортно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К числу заболеваний, передаваемых половым путем, относятся такие болезни, как сифилис, гонорея, генитальный герпес, хламидиоз и многие другие.
Возбудитель сифилиса – бледная трепонема, имеющая вид тонкой спиралеобразной нити. Запущенные виды сифилиса приводят к параличу и слепоте, из-за размягчения костей нос у больного проваливается, а начинается все с образования твердого шанкра (язвы округлой или овальной формы) в месте внедрения возбудителя (на половых органах, на губах, языке). Необходимо помнить, что чем раньше начнется лечение, тем выше гарантия полного выздоровления.
Гонорея – это венерическое заболевание, вызываемое гонококком. Первые признаки заболевания появляются обычно через 2 - 5 дней после заражения. У мужчин – в форме уретрита (воспаление мочеиспускательного канала), который характеризуется жгучими болями в мочеиспускательном канале в начале мочеиспускания. У женщин – в виде гнойных выделений из влагалища, зуда и жжения, которые могут быстро пройти, но потом возобновятся с новой силой.
Генитальный герпес – это язвенное поражение половых органов, возбудителем которого является вирус простого герпеса (заболевание, характеризующееся пузырьковыми высыпаниями на коже). Такие высыпания могут держаться несколько недель и длиться несколько дней, а потом могут на долгое время исчезнуть.
Хламидиоз – это болезнь, возбудителем которой является микроорганизм, называемый хламидией (как и гонококк, хламидии паразитируют преимущественно в половых и мочевыделительных органах). Симптомы появляются через 1 - 4 недели после заражения. У мужчин они те же, что и при гонорее. У женщин хламидиоз часто протекает незамеченным, но, будучи не выявленным, он может привести к бесплодию.
СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита – вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма. Источником возбудителей инфекции является человек — больной или вирусоноситель. Основными путями заражения СПИДом являются: половой; инструментальный (при использовании загрязненных вирусом шприцев, игл или медицинских инструментов); гемо- трансфузионный (при переливании инфицированной крови или ее компонентов, например плазмы); трансплантационный (при пересадке органов и тканей); трансплацентарный (от инфицированной матери); молочный (заражение ребенка инфицированным молоком матери). СПИД может проявляться в форме тяжелой инфекции или в форме развития новообразований. Чаще всего у больных СПИДом встречается воспаление легких (пневмония). Кроме того, у больных СПИДом отмечается поражение центральной нервной системы в форме менингита, энцефалита, опухолей головного мозга и быстро прогрессирующего слабоумия. Также наблюдается поражение кожи и слизистых оболочек. Неслучайно эту болезнь называют чумой XX (а теперь уже и XXI) века – она распространяется в геометрической прогрессии. Заболевший СПИДом, соблюдая определенный режим, может прожить не более 10 -15 лет. Если появились явные симптомы болезней или возникают опасения заболевания, необходимо немедленно обратиться к врачу. Если после обследования выявлено венерическое заболевание, важно привлечь к обследованию и лечению своего полового партнера. Провериться на СПИД можно в анонимных центрах, которые существуют во всех крупных городах.
Беременность длится 280 дней. Исходя из этого, определяется срок родов: считаем с первого дня последней нормальной менструации, отнимаем три месяца и прибавляем 7–10 дней следующего года. Если, например, последняя менструация была 5 – 9 мая 2019 г., то роды приходятся примерно на 15 февраля 2020 г. (365 - 92 + 7 = 280 дней). В практике колебания в две недели от предполагаемых на основе расчетов сроков считаются нормальными, но если женщина переходит 14 дней, то беременность считается переношенной.
Существует и другая методика определения срока родов – по шевелению плода. Первородящие чувствуют первые движения плода примерно на 20 неделе беременности (140 дней). Для определения срока родов к этому числу прибавляют 20 недель. Рожавшие чувствуют шевеление плода на 2 недели раньше (на 18 неделе беременности).
Предполагая беременность, необходимо сразу обратиться к своему врачу, который проведет еще один тест, подтверждающий наличие беременности, измерит кровяное давление, назначит медицинское обследование и поможет решить вопрос о выборе места и вида патронажа и родов (от франц. patronage - покровительство, попечение) – проведение медицинскими работниками на дому профилактических, оздоровительных и санитарно- просветительных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н)
Порядок оказания медицинской помощи женщинам
в период беременности
ОУДБ.07. ОУДБ.06.
Лекция №65-66. Основные инфекционные болезни.
Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка (2 часа)
Цели занятия:
Образовательная: формировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний. формирование потребности в здоровом образе жизни
Развивающая: развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности студентов; умение избегать инфекционных заболеваний
Воспитательная: воспитать интерес к изучаемому предмету; способствовать формированию личной ответственности у студентов за собственный образ жизни и культуры безопасности жизнедеятельности; воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
I. Орг. Момент.
1) Приветствие.
2) Проверка присутствующих.
3) Основная литература (для гр. ТК, ОМ, ОБ):
· Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 255 с.
· Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый уровень. [Текст]: Учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 239 с.
II. Актуализация
1) Провести фронтальный опрос:
- Что такое «Здоровье»?
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения);
2) Актуализовать и обобщить знания студентов для формирования нового знания
III. Изучение нового материала. План учебного занятия.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.