СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Кинематика и энергетика приводной станции
2 Расчет цепной передачи
3 Расчет цилиндрических передач
3.1 Расчет тихоходной ступени
3.2 Расчет быстроходной ступени
4 Расчет валов редуктора и выбор подшипников
4.1 Расчет входного вала
4.2 Расчет промежуточного вала
4.3 Расчет выходного вала
4.4 Выбор подшипников
5 Расчет шпонок
6 Подбор муфты
7 Определение размеров корпусных деталей, кожухов и рамы
8 Выбор системы смазки, смазочных материалов и уплотнений
9 Описание сборки основных узлов привода
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование любой машины—сложная конструкторская задача, решение которой может быть найдено не только с достижением требуемого технического уровня, но и придания конструкции определенных свойств, характеризующих возможность снижения затрат материалов, энергии и труда на разработку и изготовление, ремонт и техническое обслуживание.
Задача конструктора состоит в том, что руководствуясь соображениями технической целесообразности проектируемой машины, уметь использовать инженерные методы расчета, позволяющие обеспечить достижение поставленной задачи при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на ее создание и применение.
Курсовой проект завершает общетехнический цикл инженерной подготовки специалиста. Он является важной самостоятельной работой студента, охватывающей вопросы расчета деталей машин по критериям работоспособности, рациональном выборе материалов контактирующих пар и системы смазки с целью обеспечения максимально возможного КПД и базирующейся на знании ряда предметов : механики, теории механизмов и машин, сопротивления материалов, взаимозаменяемости и стандартизации, основ конструирования машин, технологических процессов машиностроительного производства и др.
При выполнении курсового проекта студент последовательно проходит от рационального выбора кинематической схемы механизма через многовариантность решения до претворения механического привода в графическом материале, при этом знакомясь с существующими конструкциями, приобщаясь к инженерному творчеству осмысливает взаимосвязь отдельных деталей в механизме и их функциональное предназначение.
Курсовой проект по основам конструирования машин – это технический документ, состоящий из расчетно-пояснительной записки и графического материала, в которых с необходимой полнотой приведены, в соответствии с заданием на проектирование, расчеты, схемы и чертежи.
КИНЕМАТИКА И ЭНЕРГЕТИКА ПРИВОДНОЙ СТАНЦИИ
Определяем потребную мощность двигателя и диапазон частоты его вращения:
Pэ= Рт/зобщ
зобщ= зцил зцил зм зц=0,99х0,97х0,97х0,92=0,86
Pэ=6.8/0,86=7.93 кВт
Uобщmin/max=(14,8…75)
Общее передаточное число привода
Uобщ.=Uцил.* Uцил* Uцеп.=3.55*3.15*1.7=19.01
Принимаем электродвигатель серии М160S6У3
Nэ=970мин-1, dэ=42 мм
Принимаем Uред>8, тогда
Uобщ.= Nэ/ Nт=970/50=19,4
Uт=2,8
Uб=3,55
Частоты вращения на валах:
N1= Nэ =970мин-1
N2= N1 / Uб=273,2 мин-1
N3= N2/ Uт=98 мин-1
Nt=49 мин-1
Мощности на валах:
P1=Pт/зцеп=7,39 кВт
P2= P1/зцеп зцил =7,62 кВт
P3=P2/зцеп зцил зцил =7,62 кВт
Рэл= P3/ зцеп зцил зцил змуф = 8,01кВт
РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ
[Pц]=29 МПа; n1=98 мин-1
Определяем коэффициент эксплуатации передачи
Kэ=Kрр Kрег K0 Kс=1,2х1.25х1х1,5=2.25
РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ
KУH=0,5; KУF=0,3
Твердость колеса принимаем равной НВ=250, шестерни НВ=300. Материал—сталь 45, термообработка—улучшение.
Для колеса:
KуH=2; KуF=0,9;
NHlim=30HB2,4=1,7x107
NFlim= 4x106
Для шестерни:
KуH=1,2; KуF=1,15;
NHlim=30HB2,4=0,224x108
NFlim= 4x106
Расчет тихоходной ступени
Расчет допускаемых напряжений:
600 ≤ [у] H1= KуH HB1(NHlim/(60 N1Lh KУH))1/6= 483,3 МПа ≤ 780
576 ≤ [у] H2= KуH HB2(NHlim/(60 N2Lh KУH))1/6= 535,2 Мпа ≤ 780
[у] H1=600 МПа
[у] H2=576 МПа
[у] H=588 Мпа
300 ≤ [у] F1= KуF HB1(NFlim/(60 N1Lh KУF))1/6= 194 МПа ≤ 520
228 ≤ [у] F2= KуF HB2(NFlim/(60 N1Lh KУF))1/6= 234 МПа ≤ 432
[у] F1=194 МПа
[у] F 2=234 МПа
шba=2,5/(u+1)=0,16
Из ряда стандартных значений принимаем шba=0,4.
Рассчитываем межосевое расстояние передачи, удовлетворяющее контактной выносливости в пределах вариации коэффициента ширины:
aw=(u+1)cos2(в+Дв)(KHP2109/ шbaN2u2[у] H2)=225 мм
Принимаем в учебных целях aw=225 мм
Определяем ширину поля зацепления:
bw=( шbaaw+0,5)=37 мм -- ширина колеса
Назначаем модуль зацепления, согласуя его со стандартным:
m=(2aw cos(в+Дв))/20(u+1)=5,9 мм
Принимаем m=6 мм
Назначаем числа зубьев колес, округляя их до целого числа:
z1=2aw cos(в+Дв)/m(u+1)=19,7 принимаем=20
z2= z1u=56
Определяем геометрические размеры колес:
Межосевое расстояние делительное:
a=m(z1+ z2)/ 2cosв=228 мм
Делительные диаметры:
d1=mz1=120 мм;
d2=mz2=336 мм
Внешние диаметры:
da1=mz1+ 2m(1+x)=136 мм;
da2=mz2+ 2m(1+x)=348 мм
Внутренние диаметры:
df1= da1-4,5m=109 мм;
df2= da2-4,5m=321 мм
Толщина зубьев на делительном цилиндре:
s1=m(0,5р+0,728x1)=9,4 мм;
s2= m(0,5р+0,728x2)=8,5 мм
Окружная скорость и силовые компоненты в зацеплении:
v=р d1N2/60000=1,72 м/с;
Ft=P2/v=4296,5 H;
Fr=0,364Ft=1564 H
Выполняем проверочные расчеты контактной и изгибной выносливости:
уH=1/awu(P2109KH(u+1)2 /bwd2)1/2=252 МПа;
уH=450(Ft KH(u+1)/ bwd2)1/2=246 МПа;
уF1=YFS1 Ft KH/bwm=83 МПа;
уF2=YFS2 Ft KH/bwm=102 МПа;
Перегрузка либо недогрузка находятся в пределах нормы, поэтому параметры колес оставляем без изменения.
Расчет быстроходной ступени
Расчет допускаемых напряжений:
600 ≤ [у] H1= KуH HB1(NHlim/(60 N1Lh KУH))1/6= 483,3 МПа ≤ 780
576 ≤ [у] H2= KуH HB2(NHlim/(60 N2Lh KУH))1/6= 535,2 Мпа ≤ 780
[у] H1=600 МПа
[у] H2=576 МПа
[у] H=588 Мпа
300 ≤ [у] F1= KуF HB1(NFlim/(60 N1Lh KУF))1/6= 194 МПа ≤ 520
228 ≤ [у] F2= KуF HB2(NFlim/(60 N1Lh KУF))1/6= 234 МПа ≤ 432
[у] F1=194 МПа
[у] F 2=234 МПа
Из ряда стандартных значений принимаем шba=0,2. в=5◦,Дв=1є
Рассчитываем межосевое расстояние передачи, удовлетворяющее контактной выносливости в пределах вариации коэффициента ширины:
aw=(u+1)cos2(в+Дв)(KHP2109/ шbaN2u2[у] H2)=228 мм
Принимаем в учебных целях aw=120 мм
Определяем ширину поля зацепления:
bw=( шbaaw+0,5)=46 мм -- ширина колеса
Назначаем модуль зацепления, согласуя его со стандартным:
m=(2aw cos(в+Дв))/20(u+1)=5 мм
Принимаем m=1,25 мм
Назначаем числа зубьев колес, округляя их до целого числа:
z1=2aw cos(в+Дв)/m(u+1)=20
z2= z1u=71
Уточняем угол наклона зубьев
вarccos(m(z1+z2)/2 aw ) =3.8°
Определяем геометрические размеры колес:
Межосевое расстояние делительное:
a=m(z1+ z2)/ 2cosв=228 мм
Делительные диаметры:
d1=mz1=100,2 мм;
d2=mz2=355,8мм
Внешние диаметры:
da1=mz1+ 2m(1+x)=110,2мм;
da2=mz2+ 2m(1+x)=365,8 мм
Внутренние диаметры:
df1= da1-4,5m=87,7 мм;
df2= da2-4,5m=343,3 мм
Толщина зубьев на делительном цилиндре:
s1=m(0,5р+0,728x1)=8,5 мм;
s2= m(0,5р+0,728x2)=7,2 мм
Окружная скорость и силовые компоненты в зацеплении:
v=р d1N2/60000=5,1 м/с;
Ft=P2/v=1494 H;
Fr=0,364Ft=8188,1 H
Fa= Ft tgв=99,2 H
Выполняем проверочные расчеты контактной и изгибной выносливости:
уH=cos2в/awu(P2109KH(u+1)2 /bwd2)1/2=208 МПа;
уH=450(Ft KH(u+1)/ bwd2)1/2=252 МПа;
уF1=YFS1 Ft KH/bwm=263 МПа;
уF2=YFS2 Ft KH/bwm=261,4 МПа;
Перегрузка либо недогрузка находятся в пределах нормы, поэтому параметры колес оставляем без изменения.
Расчет входного вала
Определяем компоненты реакций в опорах вала:
Вертикальная плоскость
Cx=-Fa=-99.2 H
УMc=0:
УMB=0:
By=(l3 *-Ft)/ (74)=-747.05 H
cY=(-Ft*l3)/(l3+l2)=-747.05 H
Проверка:
CY- Ft+ By=-747.05+1494.1-747.05=0
Горизонтальная плоскость
УMc=0:
УMB=0
Bz=(-Mfa-Fr*L2)/74=-4094.12 H
CZ=(Mfa-Fr*l2)/(l2+l3)=-4093.98H
Проверка
CZ +Bz+Fr=-4094.12-4093.98+8188.1=0
Строим эпюры изгибающих и крутящих моментов и определяем диаметры валов:
Диаметр вала под подшипником принимаем равным 30 мм.
Расчет промежуточного вала
BX=-Fa=-99.2 H
Определяем компоненты реакций в опорах вала:
Вертикальная плоскость
УMc=0:
УMB=0:
By=(-Ft1 (l2+l3)-Ft2 *l3)/(l1+l2+l3)=-2200.4 H
CY=(-FT1*l1-Ft2*(l1+l2))/(l1+l2+l3)=-3590.2 H
Проверка
CY +By+ Ft1 +Ft2=-3590.2-2200.4+1494.1+4296.5=0
Горизонтальная плоскость
УMc=0:
УMB=0:
Bz=(-Mfa1-Fr1*(l2+l3) –Fr2*l3)/(l1+l2+l3)=-6746.6 H
Cz=(Mfa1-Fr1*l1–Fr2*(l1+l2))/(l1+l2+l3)=-3005.5 H
Проверка
Cz+ Bz +Fr1 +Fr2=-3005.5-6746.6+8188.1+1564=0
Строим эпюры изгибающих и крутящих моментов и определяем диаметры валов:
Диаметр вала под подшипником принимаем равным 45 мм
Диаметр вала под колесом принимаем равным 50 мм.
Расчет выходного вала
Определяем компоненты реакций в опорах вала:
Вертикальная плоскость
УMB=0:
УMc=0:
BY=Fy*l3-Ft*l2/84=-917.75 H
CY= Ft*l1-Fy*(l1+l2+l3)/84=-6338.75 H
Проверка
BY +CY +Ft=-917.75-6338.75+4296.5=0 H
Строим эпюры изгибающих и крутящих моментов и определяем диаметры валов:
Диаметр вала под подшипником принимаем равным 60 мм
Выбор подшипников
Назначаем для опор валов подшипники средней серии и номер по диаметру вала и соотношению осевой и радиальной нагрузок.
Входной вал:
BX/(BY2+Bz2)1/2=0,41>0,35
Выбираем роликовый конический однорядный подшипник 206
Lh=(106/60n)(0,6C/(XFR+YFA))= 1,6x105час
FR=( BY2+Bz2)1/2=599,57 H
FA=BX+0,83e FR=415,81 H
Промежуточный вал:
BX/(BY2+Bz2)1/2=0,05 <0,35
Выбираем шариковый однорядный подшипник 209
Lh=(106/60n)(0,6C/(XFR+YFA))= 10435 час
FR=( BY2+Bz2)1/2=709,99 H
FA=BX =99.2 H
Выходной вал:
BX/(BY2+Bz2)1/2=0<0,35
РАСЧЕТ ШПОНОК
Под полумуфту:
b=8 мм, h=7 мм, t1=4 мм, t2= 3,3 мм, l=45 мм
Проверка на смятие:
усм=2T/dlp(h-t1)=2x17,9/26x37x3=12,4 МПа<[ усм]
Проверка на срез:
ф ср=2T/blpd=2x17900/37x8x26=4,7 МПа<[ ф ср ]
Под ступицы колес:
b=14 мм, h= 9 мм, t1=5,5мм, t2= 3,8 мм, l=63 мм
Проверка на смятие:
усм=2T/dlp(h-t1)=2x75900/50x49x3,5=17,7МПа<[ усм]
Проверка на срез:
ф ср=2T/blpd=2x75900/14x49x50=4,4МПа<[ ф ср ]
Под звездочку:
b=12 мм, h=8 мм, t1=5 мм, t2= 3,3 мм, l=56 мм
Проверка на смятие:
усм=2T/dlp(h-t1)=2x250000/40x44x3=94МПа<[ усм]
Проверка на срез:
ф ср=2T/blpd=2x250000/12x44x40=23,6 МПа<[ ф ср ]
ПОДБОР МУФТЫ
Для соединения входного вала с валом двигателя выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту (МУВП). По расчётному диаметру вала и крутящему моменту принимаем по ГОСТ 21424-75 муфту с условным обозначением: МУФТА 125-28-1 (диаметр вала d=42 мм, исполнение 1).
Выписываем данные муфты: диаметр пальца под втулкой d0=14; длина резиновой втулки lо=100 мм; длина распорной втулки s=4 мм. Число пальцев z=6.
Упругие элементы муфты проверяют на смятие:
sсм= £[sсм]
Передаваемый крутящий момент ТН=17,9 Н×м. Принимаем допускаемое напряжение [sсм]=2 МПа . Коэффициент режима работы принимаем k=2.
sсм=2×2×17900/14×22×6×86=0,45 МПа<[sсм]
ЛИТЕРАТУРА
1.Курсовое проектирование деталей машин: Справ. пособие. В 2-х частях. А.В.Кузьмин и др.-Мн.: Выш. Школа, 1982.-208 с.
2. Детали машин. Проектирование: Учеб пособие /Л.В.Курмаз, А.Т. Скойбеда.-Мн.: УП “Технопринт”, 2001.-290 с.
3.Иванов М.Н. Детали машин.—М.: Высш. Школа, 1976
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Кинематика и энергетика приводной станции
2 Расчет цепной передачи
3 Расчет цилиндрических передач
3.1 Расчет тихоходной ступени
3.2 Расчет быстроходной ступени
4 Расчет валов редуктора и выбор подшипников
4.1 Расчет входного вала
4.2 Расчет промежуточного вала
4.3 Расчет выходного вала
4.4 Выбор подшипников
5 Расчет шпонок
6 Подбор муфты
7 Определение размеров корпусных деталей, кожухов и рамы
8 Выбор системы смазки, смазочных материалов и уплотнений
9 Описание сборки основных узлов привода
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование любой машины—сложная конструкторская задача, решение которой может быть найдено не только с достижением требуемого технического уровня, но и придания конструкции определенных свойств, характеризующих возможность снижения затрат материалов, энергии и труда на разработку и изготовление, ремонт и техническое обслуживание.
Задача конструктора состоит в том, что руководствуясь соображениями технической целесообразности проектируемой машины, уметь использовать инженерные методы расчета, позволяющие обеспечить достижение поставленной задачи при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на ее создание и применение.
Курсовой проект завершает общетехнический цикл инженерной подготовки специалиста. Он является важной самостоятельной работой студента, охватывающей вопросы расчета деталей машин по критериям работоспособности, рациональном выборе материалов контактирующих пар и системы смазки с целью обеспечения максимально возможного КПД и базирующейся на знании ряда предметов : механики, теории механизмов и машин, сопротивления материалов, взаимозаменяемости и стандартизации, основ конструирования машин, технологических процессов машиностроительного производства и др.
При выполнении курсового проекта студент последовательно проходит от рационального выбора кинематической схемы механизма через многовариантность решения до претворения механического привода в графическом материале, при этом знакомясь с существующими конструкциями, приобщаясь к инженерному творчеству осмысливает взаимосвязь отдельных деталей в механизме и их функциональное предназначение.
Курсовой проект по основам конструирования машин – это технический документ, состоящий из расчетно-пояснительной записки и графического материала, в которых с необходимой полнотой приведены, в соответствии с заданием на проектирование, расчеты, схемы и чертежи.
КИНЕМАТИКА И ЭНЕРГЕТИКА ПРИВОДНОЙ СТАНЦИИ
Определяем потребную мощность двигателя и диапазон частоты его вращения:
Pэ= Рт/зобщ
зобщ= зцил зцил зм зц=0,99х0,97х0,97х0,92=0,86
Pэ=6.8/0,86=7.93 кВт
Uобщmin/max=(14,8…75)
Общее передаточное число привода
Uобщ.=Uцил.* Uцил* Uцеп.=3.55*3.15*1.7=19.01
Дата: 2019-05-28, просмотров: 160.