Организационно-правовые и национальные особенности Центральных банков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, денежно-кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

В современной кредитной системе выделяются три основных звена: Центральный банк, Коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты.

Центральные эмиссионные банки создавались двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развити­ем кредитной системы происходила концентрация банкнотной эмиссии, и путем образования центрального эмиссионного банка государством.

Рассмотрим более подробно происхождение и особенности центральных банков ведущих промышленно развитых стран.

Великобритания

Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что по­лучил, право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивав­шихся на металлические деньги. Кроме того. Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в ре­зультате чего была сформирована система управления государст­венным долгом через этот Банк.

В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном по­рядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся ста­рые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.

После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля за банками. [1]

США

Первая попытка основать центральный банк — Банк Север­ной Америки — была предпринята в 1781 г., но этот банк про­существовал всего несколько лет. В 1791 г. был создан Первый банк, организованный по образцу Банка Англии, который полу­чил полномочия на 20 лет, по истечении их он прекратил свое существование. В 1816 г. был создан Второй банк, также с кон­цессией на 20 лет. Затем наступил период так называемого бан­ковского анархизма, который продолжался до конца Граждан­ской войны 1861 — 1865 гг.

Конец банковской анархии положил Национальный бан­ковский акт 1863 г., который предоставил право банкнотной эмиссии национальным банкам, т.е. банкам, подчиненным фе­деральному законодательству. Эмиссия штатных банков, т.е. подчиненных законодательству отдельных штатов, законом 1865 г. была обложена налогом в 10%, что фактически означало ее запрещение.

Особенностью системы банкнотной эмиссии с 1863 до 1913 гг. являлось обязательное обеспечение банкнот облигациями госу­дарственных займов.

Федеральным резервным актом от 23 декабря 1913 г. была создана новая система эмиссионных банков — Федеральная ре­зервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден Федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты — федеральные резервные билеты — обеспечивались на 40% золо­том и на 60% векселями на срок до трех месяцев. [1]

ФРГ

В Германии к началу 70-х гг. XIX в. в результате политиче­ского объединения сложилась единая денежно-кредитная систе­ма. В марте 1875 г. был создан центральный эмиссионный банк — Рейхсбанк, который получил монопольное право на эмиссию банкнот, хотя до 1935 г. еще существовали частные эмиссионные банки.

До 1924 г. руководство Рейхсбанком осуществлялось рейхс­канцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В 1924 г. был принят новый банковский закон, объявивший Рейхсбанк не зависимым от правительства. Кроме того, был установлен кон­троль стран-победительниц над Рейхсбанком через созданный при нем Генеральный Совет. Совет наполовину состоял из ино­странных представителей, была введена также специальная должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот Рейхсбанка.

С приходом к власти фашистов в 1933, г. Генеральный Совет был упразднен, а в 1934 г. принят Закон о кредитной системе, который предоставил Рейхсбанку исключительные права по от­ношению ко всей кредитной системе.

В 1939 г. был издан Закон о Рейхсбанке, который полностью подчинил его фюреру и рейхсканцлеру. Перед Рейхсбанком была поставлена задача — мобилизация всех финансовых ресурсов для подготовки к войне. Во время Второй мировой войны Рейхсбанк представлял собой также центр финансового ограбления оккупи­рованных и зависимых стран.

После окончания войны в советской зоне оккупации все от­деления Рейхсбанка были закрыты, а в западной части Германии на базе отделений Рейхсбанка в каждой земле был создан цен­тральный банк по типу федеральных резервных банков США.

В феврале 1948 г. был создан Банк немецких земель, слияни­ем которого с центральными банками земель в соответствии с Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. образовался центральный банк ФРГ — Немецкий федеральный банк (Бундесбанк). [1]

Франция

Первым центральным банком, учрежденным в 1716 г. во Фран­ции шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализиро­ван. Акции были реализованы на 1/4 наличными и на 3/4 госу­дарственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк "пошел с мо­лотка".

В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого кон­сула Наполеона Бонапарта в 1800 г. - был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчи­нив себе провинциальные банки, стал единственным эмисси­онным банком Франции.

После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его замес­тителя, которые назначаются президентом республики на неог­раниченный срок. Принципиальные финансовые решения и ру­ководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, со­стоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром фи­нансов.

Банк контролируется казначейством и министерством фи­нансов.

Япония

Центральный банк Японии был создан в 1882 г. на срок 30 лет, после чего срок был продлен еще на 30 лет, а с 1979 г. цен­тральный банк получил бессрочный статус. Банк Японии полу­чил монопольное право на эмиссию банкнот, так как функцио­нирующие ранее "национальные банки" прекратили свое сущест­вование.

С 1895 г. банкноты Банка Японии стали обмениваться на се­ребряные монеты, а в 1897 г. Япония установила систему золо­того монометаллизма, что способствовало развитию внешней торговли страны.

В 1917 г. Япония прекратила обратимость банкнот в золото, которая затем была восстановлена в 1930—1931 гг. В период обо­стрения мирового экономического кризиса золотой стандарт в Японии был окончательно отменен.

. Деятельность Банка Японии определена законом 1942 г., ко­торый в 1979 г. был несколько модернизирован.

Основной капитал Банка Японии лишь на 55% принадлежит государству, а 45% — частным акционерам (финансовым инсти­тутам, страховым компаниям и частным лицам).

Как видим, организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:

1) государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит госу­дарству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

2) акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков—членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

3) смешанные: в Японии (55% — в собственности государства и 45% — частных лиц) и в Швейцарии (57% — в собственности кантонов и 43% — частных лиц).

Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в эко­номике страны, которое в значительной степени зависит от на­циональных традиций и особенностей развития банковской сис­темы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капи­тал федеральных резервных банков принадлежит банкам-членам ФРС, а в ФРГ — государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа — страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

  Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается Советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о на­учении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулируют основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства  лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению по­купательной силы денег.

В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодатель­стве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Банк Англии представляет собой исключение, так как его за­дачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни пред­писаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических докумен­тах.

Четвертым фактором независимости центрального банка яв­ляется законодательно установленное право государственных орга­нов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

Наиболее низкой степенью независимости в этом плане об­ладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в за­конодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять реше­ния правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государст­венных органов вмешиваться в политику центрального банка.

В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмеша­тельство государства в денежно-кредитную политику, но цен­тральный банк обязан координировать свою политику с эконо­мической политикой правительства.

И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законода­тельстве этих стран отсутствует право государства на вмешатель­ство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости центрального банка — наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ. Меньшая степень независимости предоставляется во Фран­ции и в Японии, где объем кредитования правительства, утвер­ждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка па этому при­знаку от государства.

В Великобритании и США распределение кредитов государ­ству осуществляется при участии центрального банка на откры­том рынке.

Таким образом, все эти пять факторов независимости цен­трального Банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария ре­гулирования, о степени зависимости от правительства и об осо­бой роли в денежно-кредитной системе страны.

Сущность, функции и операции центральных банков

Центральный банк представляет собой орган государствен­ного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный моно­польный правом эмиссии банкнот, регулировании денежною обращения, кредита и валютного курса.

В современных условиях центральный банк выполняет сле­дующие народнохозяйственные функции:

• эмиссионный центр страны,

• валютный центр,

• банк банков и расчетный центр,

• банк правительства,

• центр денежно-кредитного регулирования экономики.

1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что цен­тральные банки и настоящее время обладают монопольный правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изме­нилось,

2. Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет валютное регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет всю страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: Международном валютном фонде, Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском союзе и др.

3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что главной его клиентурой, как по пассивным, так и по активным операциям являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете.

В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, тем, что банк является для них кредитором последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как ре­гулирующего, контролирующего, исследовательского и инфор­мационного центра кредитной системы страны.

4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет ис­полнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещению государст­венного долга.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Следовательно, центральный банк выполняет роль банкира по отноше­нию к государству.

Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налого­вые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.

Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев централь­ный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.

5. Денежно-кредитное регулирование экономики страны (см. далее)

Перечисленные выше функции центрального банка прояв­ляются в его операциях, которые делятся на пассивные — опера­ции по созданию ресурсов банка и активные — операции по их размещению. Операции центральных банков отражаются в их балансах. [2]

Денежно-кредитная политика

 

В современной экономической теории регулирования ры­ночной экономики существуют несколько подходов и соответст­венно ряд программ денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутрипо­литическими и экономическими отношениями, особенно темпа­ми инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в сово­купности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Вместе с тем задачей центрального банка является не только установление целевых ориентиров для налично-денежного обращения, но и контроль за депозитно-чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих бан­ков и других кредитных учреждений страны.

Таким образом, совокупность мер, направленных на расши­рение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным бан­ком, целью которой является регулирование спроса и предложе­ния на ссудный капитал.

В соответствии с приоритетами экономических целей стра­ны центральный банк проводит денежно-кредитную политику с применением следующих инструментов регулирования денеж­ного обращения и объема кредитования в хозяйстве: косвенных методов — учетная (дисконтная) и ломбардная политика, а также политика на открытом рынке, и прямых, или админист­ративных, методов — переучетное контингентирование, полити­ка обязательных резервов и различные селективные методы.

Учетная (дисконтная) политика центрального банка основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерче­скими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении про­водится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении — политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.

Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение "горячих денег", т.е. ка­питалов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значи­тельное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валют­ного регулирования.

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или за­ логовая политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту уста­навливается более высокий процент (на 1—2% выше), чем по учету векселей. Кроме того, например, в ФРГ, вводится специ­альный ломбардный кредит, ставки по которому могут изменять­ся ежедневно.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капи­талов. Практически во всех странах Европейского Союза, за ис­ключением Италии и Португалии, кредитные учреждения имеют возможность рефинансирования в национальном банке.

Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконт­ной и ломбардной политики принимает также меры селектив­ного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем ус­тановления определенных контингентов, т.е. лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерче­ским банкам и государственным кредитным институтам. Так, например, в ФРГ, если переучетные контингенты обычно уста­навливаются на полгода, то в виде исключения переучет вексе­лей Экспортного банка и Общества по финансированию про­мышленного оборудования не ограничен, что обусловлено стремлением центрального банка стимулировать внешнюю тор­говлю страны.

Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижа­ет объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В свя­зи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбард­ной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату Мз).

Учетная и ломбардная политика выполняет также так назы­ваемую сигнальную функцию, когда кредитные институты рас­сматривают снижение официального дисконта как ориентацию на проведение политики кредитной экспансии, а повышение — как ожидание политики кредитной рестрикции. Однако круп­ные банки могут часто вслед за центральным банком не изме­нять процентные ставки, чтобы привлечь более широкую кли­ентуру.

В связи с этим, например, Немецкий федеральный банк, на­чиная с 80-х годов стал проводить политику индивидуализации, т.е. установления контингента рефинансирования индивидуаль­но для каждого кредитного учреждения или группы банков.

Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка — это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики.

Например, еще в XIX в. Банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке "делал деньги редкими". Таким образом, ис­кусственно создается положение, при котором повышение про­цента оправдано или становится необходимым. Механизм дейст­вия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских ак­цептов и других кредитных обязательств.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки уста­навливаются центральным банком дифференцированно, в зави­симости от срочности государственных ценных бумаг.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и ры­нок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредит­ным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями — с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковре­менным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

Таким образом, операции на открытом рынке — это наибо­лее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных воз­можностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным бан­ком в период роста дефицитов федеральных и местных бюдже­тов.

Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.

Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения (исключением являются Великобритания и Франция). Что же касается нетрадиционных методов проведения политики на открытом рынке, то следует отметить рост объема операций с правом последующего выкупа на открытом рынке ФРГ, Ита­лии, Ирландии, Португалии и с конца 80-х годов — во Фран­ции.

Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения, т.е. по одинаковой процентной ставке, либо на основе американской системы — дифференцированно в зависимости от кредитного института.

Политика обязательных, или минимальных, резервов. Исто­рически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования эко­номики эта политика является "административным" и наибо­лее действенным методом влияния центрального банка на наличноденежный объем ресурсов банков и их кредитные воз­можности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на откры­том рынке.

Требования минимальных резервов используются практиче­ски во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются сущест­венные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, напри­мер, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.

Сущность этой политики заключается в установлении цен­тральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.

В некоторых странах установление норм обязательных резер­вов происходит на основе переговоров между центральным бан­ком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидер­ландах изменение норм резервов определяется согласованием их между центральным банком и коммерческими банками страны  во многих странах в счет минимальных резервов засчитыва­ются наличные кассовые активы кредитных институтов. Однако, например, в ФРГ кредитным институтам за это в качестве компетенции предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнитель­ное рефинансирование путем переучета векселей. В разных странах Запада наблюдаются существенные разли­чия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расче­те минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассив­ной стороне баланса. В некоторых случаях при определении величины минималь­ных резервов учитываются и межбанковские обязательства.

В целом можно отметить существенную разницу между став­ками по минимальным резервам в различных странах. Так, на­пример, Банк Англии установил для кредитных институтов став­ку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует ми­нимальные резервы как инструмент денежно-кредитной полити­ки. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.

В ряде случаев кредитные институты освобождаются от со­блюдения обязательств по минимальным резервам. Так, напри­мер, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обя­зательства, связанные с финансированием импорта, а также по отношению к кредитным институтам, расположенным в зонах льготного налогообложения.

Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств.

В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обяза­тельствами, определенными заданной величиной развития де­нежной массы, и депозитами, включенными в расчет минималь­ных резервов.  Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов. Например, в США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам рас­пространялись только на банки — члены этой системы. Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики.

Валютная политика- это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Она направлена на решение главных за­дач "магического многоугольника": обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и ин­фляции, поддержание равновесия платежного баланса. Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, представляющее собой деятельность государства, направленную на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностя­ми. Валютное регулирование используется государством в каче­стве одного из важнейших инструментов экономической поли­тики с целью воздействия на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны. Механизм регулирования валютного курса имеет особо важ­ное значение в процессе регулирования валютно-кредитных от­ношений стран с высокой зависимостью экономики от внешних рынков. Так, например, почти треть национального продукта ФРГ приходится на мировой рынок, в Японии эта зависимость достигает 100%.

Формы и методы проведения валютной политики зависят от конкретных условий развития экономики, состояния платежных балансов, международных отношений, а также внутренней и внешней политики государства.

В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменения парите­тов (девальвации и ревальвации), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика, а также разновидность последней — валют­ная интервенция.

Дисконтная, или учетная, политика центрального банка, как указывалось выше, оказывает влияние не только на внутреннюю политику, но и на состояние платежного баланса и валютного курса через воздействие на международное движение капиталов.

В нынешних условиях снижается эффективность дисконт­ной, или учетной, политики, так как, во-первых, для нее харак­терно противоречивое воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Во-вторых, проведение дисконтной политики США в начале 80-х годов, направленной на привлечение капиталов из-за границы путем взвинчивания официального дисконта до не­бывало высокого уровня (21,5%), оказывает отрицательное влия­ние на платежные балансы других Промышленно развитых стран и противоречит их национальным интересам.

Как субъект валютного регулирования центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиз): в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает ино­странную валюту в обмен на национальную. [2]

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.